Внеурочная деятельноять 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка. В «Концепции модернизации российского образования» перед школой была поставлена задача: создать условия доступа всех учащихся «к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями». Предпосылкой для создания Курса по краеведению стало отсутствие в Федеральных Государственных образовательных стандартах в рамках базисного учебного плана подобной учебной дисциплины, нет разработок аналогичных учебных программ для начальной школы федерального и местного значения. Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного города. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребёнка, определённых в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является «осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного города. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Общая характеристика курса Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо осознавать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Изменения, произошедшие в общественном строе, внесли изменения в нравственные ценности. В младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс формирования нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к Родине. Любовь к родине подрастающего поколения начинается с ощущения родного города, родной земли. Материал по краеведению является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся, которые возникли в последнее время. Настоящий курс краеведения «Мой Подгоренский край» предусматривает реализацию регионального компонента содержания образования по предмету «Окружающий мир». Принципиальной особенностью краеведческого курса является то, что установление причинно-следственных связей в окружающем мире проходит на многообразном материале природы, истории и культуры родного края: микрорайона проживания, посёлка Подгоренский.

Место курса краеведения «Мой Подгоренский край» в учебном плане.

На курс краеведения « Мой Подгоренский край» для 2 класса отводится 34 часа (1 час в неделю; 34 учебных недель, в том числе резерв-1 час. Темы, попадающие на праздничные дни, планируется изучать за счет объединения тем.

Результаты освоения курса

Данный курс ориентирован не на запоминание обучающимися информации, которой в изобилии снабжает учитель, а на активное участие самих школьников в процессе ее приобретения. В основе реализации курса «Мой Подгоренский край» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие таких качеств личности как: патриотизм, гражданственность, уважение к прошлому и настоящему родного края. В результате обучения по курсу «Мой Подгоренский край» у младших школьников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. Предполагается, что в результате формирования личностных УУД к окончанию начальной школы у ребенка будут сформированы:

Личностные действия:

Выпускник научится и приобретет:

  • научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
  • приобретет способность развить в себе этические чувства - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения.
Выпускник получит возможность для формирования:
  • основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин Подгоренского района, чувства сопричастности и гордости за свой город..
  • мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
  • эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой Подгоренского;
  • чувства гордости за свой посёлок, за успехи своих земляков;
  • эмпатии, как понимания и сопереживания чувствам других людей.

Регулятивные действия:

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;
  • вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные действия: Выпускник научится:

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
  • узнавать символику района;
  • описывать достопримечательности Подгоренского района;
  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем районе, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
  • использовать знаково‐символические средства, в том числе модели и схемы при работе с картой контурной, картой Воронежской области и атласом;
  • работать с атласом, глобусом и картой;
  • находить на карте свой посёлок;
  • устанавливать причинно‐следственные связи;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
  • самостоятельно подбирать литературу по теме;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек , архивов и Интернета;
  • работать в семейных архивах.

Коммуникативные действия: Выпускник научится:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
  • готовить и выступать с сообщениями;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Курс ориентирован на систематическую проектную деятельность младших школьников, он органично сочетает творческую проектную деятельностью и систематическое освоение содержания курса. Формы организации занятий по курсу «Мой Подгоренский край» во внеурочной деятельности могут быть разнообразными. Все это способствует развитию интеллекта и сферы чувств детей. В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности: мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи); планирующий - подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности); информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником); рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности). Учащиеся должны уметь составлять и защищать проекты по заданной теме, готовить сообщения, использовать при работе над историческим материалом атлас России, карту Воронежской области, контурные карты.

Содержание учебного курса Данный курс интегрируется с предметами: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Так, взаимосвязь с русским языком происходит при знакомстве учеников с новыми словами, их лексикой морфологией и орфографией, что расширяет словарный запас учеников, развивает их орфографическую зоркость. Навыки осознанного, выразительного беглого чтения формируются при знакомстве учащихся с литературными произведениями (повестями, рассказами, стихами и т.д.). Математические умения и навыки закрепляются при работе с числами, а здесь числа носят исторический характер. Отрабатываются и графические умения, и навыки при составлении кроссвордов. Курс второго класса содержит три раздела: «Наш город», «Наш край», «Люди нашего края».

Наименование раздела

Всего часов

1. Наш город 8 часов

2. Наш край (история, рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы, растительность, животный мир). 18часов

3. Люди нашего края 5часов

4. Итоговое занятие 3часа


Итого 34 часа
Курс второго года обучения имеет историческое направление и нацелен на расширение знаний ребенка о Подгоренском крае. Дети продолжают знакомиться с символикой края, посёлка, с этапами становления района, с историческими событиями, повлиявшими на становление Подгоренского края, продолжат знакомство с животным и растительным миром. Во втором классе более углубленно изучается рельеф, полезные ископаемые, водные ресурсы нашего края. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой город как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. Такой подход даёт возможность рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние родного района. Курс призван дать достаточно полное и целостное представление об историческом прошлом края, его настоящем. Практические, частично-поисковые и исследовательские методы и приёмы организации учебной деятельности нацелены на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой.

Цели курса. 1. Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой город, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства. 2. Воспитание деятельного гражданина, с активной жизненной позицией, желающего принять непосредственное участие в развитии и процветании своего города. Задачи курса.

  • Ознакомление учащихся с историческим прошлым и современной жизнью населения Подгоренского района, участием и значением родного края в исторической, политической, экономической и культурной жизни России.
  • Развитие гражданских качеств личности младшего школьника; его патриотического отношения к России и своему району; формирование личностно-ценностного отношения и побуждение деятельной любви к родному месту проживания.
  • Укрепление родственных и семейных связей через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
  • Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
  • Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний в повседневной жизни.
  • Профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.
  • Овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией.
  • Ознакомление учащихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
Курс предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися. Это и традиционные уроки с применением иллюстративных и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации. А также устные журналы, диспуты, выставки, коллективные игры, встречи с интересными людьми, конкурсы и викторины, тематические и обзорные экскурсии, выход в РДК и библиотеку поселка. Освоение курса, помимо посещения коллективных занятий, предполагает выполнение внеурочных (домашних) заданий. Это всевозможные практические и творческие задания. Изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов. А также выполнение письменных творческих и проектных работ.



Тематическое планирование


№п/п


Наименование тем, разделов

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся


Теор

часть

Прак

часть

На город (8ч) 1.

Подгоренский

1

Фронтальная беседа: продолжить знакомство и углубить знания учащихся об истории Подгоренского района. Практическая работа: конкурс рисунков «Мой любимый уголок города» 2.

Из истории возникновения посёлка

1


Работа в парах: вопросы по содержанию. 3.

Главные исторические и культурные памятники

1


Беседа: «Памятники нашего района». Диспут: «Если я был бы мэром, то кому поставил памятник?» 4.

Достопримечатель-

ности нашего района

1 Беседа, сопровождающая слайд презентацией «Достопримечательности нашего района».

Практическая работа: выставка книг и фотографий достопримечательностей нашего района. Рассматривание и обсуждение. 5.

Главные исторические и культурные памятники, обзорная экскурсия по посёлку.

1


Рассказ экскурсовода. Обзорная экскурсия по городу. Практическая работа: картинные описания - устное изложение материала для воссоздания картин исторических и культурных памятников города. 6.

Район, в котором я живу.

1


Создание целостного представления о расположении района, улиц и площади. Познакомить с архитектурой посёлка.
7.

Предприятия района. Значение для края и страны

1


Знакомство с предприятиями края, дать представление об их роли в экономике страны. Познакомить с продукцией предприятий. Практическая работа: рассказ обучающихся.. 8. Игра - викторина


1 Практическая работа: Викторина «Почемучек»

Наша область (18ч) 9.

Географическое положение Подгоренского края. Наш край на карте мира. Символика края (флаг, гимн, герб)

1

Фронтальная беседа об истории своего края, символах края. Сформировать представление о территории края, географических объектах

Практическая работа с контурной картой: обозначить Подгоренский на карте Воронежской области, наших соседей. 10.

Подгоренский край в древности

1


Фронтальная беседа: Какой был наш край в прошлом. Практическая работа: сравнить Подгоренские землю в древности и до наших дней. 11.

История создания и исследования Земли Подгоренской


1

Индивидуальная работа (подборка литературы, сбор информации, подготовка сообщений презентаций). 12.

Национальный состав Подгоренского края

1

Фронтальная беседа. Практическая работа: рисование элементов национального костюма одежды.

13.

Игры, праздники, элементы фольклора и народного творчества

1


Беседа по содержанию. Практическая работа: разучивание игр.

14.

Экскурсия в краеведческий музей


1

Рассказ экскурсовода о народах нашего края, национальном составе, коренных жителях края, особенностях их быта, народного творчества. Практическая работа: обобщение и оформление материала.

15.

Посёлок Подгоренский. История возникновения.


1 Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая деятельность; работа, в группах, в парах (участие обучающихся в классной конференции). Фронтальная и индивидуальная работа с картой.

16.

Водные ресурсы. Реки Подгоренского края на карте России.

1 Фронтальная беседа. Практическая работа: обучение работы с картой и умению находить и показывать на физической карте реки, озера

17.

Водные ресурсы. Реки Подгоренского края и море. Откуда берут начало и где заканчиваются

1


Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований. Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований. Защита собственных исследовательских проектов.

18.

Водные ресурсы. Озера Подгоренского края. Флора и фауна

1


Практическая работа: Описание и определение флоры и фауны озер. Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Меры, предпринимаемые местным населением по охране водных объектов.

19.

Рельеф. Уникальность Подгоренского края


1 Фронтальная и индивидуальная работа с картой. Практическая работа: извлечение (по заданию учителя) необходимую информацию из словарей, хрестоматий, справочников об уникальности Подгоренского края.

20.

Растительность. Растительный мир нашего края.

1


Знакомство учащихся с яркими представителями растительного мира. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений встречающихся на территории края. 21.

Растительность. Растительный мир нашего края. Что такое «Красная книга». Растения нашего края, которые занесены в «Красную книгу»

1 Знакомство с «Красной книгой», заповедниками края. Оценка своего и чужого поведения в природе. Как сохранить растения. Отрицательное влияние людей на природу, сбор букетов, вырубка лесов, обламывание веток. Практическая работа: придумать и нарисовать обложку для Красной книги Подгоренского края. 22.

Животный мир. Животный мир Подгоренского края. Птицы нашего края. Перелетные и зимующие.

1


Знакомство учащихся с птицами нашего края. Практическая работа: описание и определение перелетных и зимующих птиц обитающих на территории Подгоренского края.
23.

Животный мир. Насекомые нашего края Охрана и значение животного мира

1


Фронтальная беседа о насекомых, обитающих на территории нашего края. Практическая работа: описать внешний вид, характерные особенности насекомых. 24.

Экскурсия в краеведческий музей.

1


Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Наблюдения, обобщение и оформление материалов. 25.

Полезные ископаемые. Полезные ископаемые, которые добывают в нашем крае.


1

Практическая работа: работа с контурной картой. Обучение умению находить и показывать на физической карте Подгоренский край месторождения полезных ископаемых места и способы добычи. Выделить основные свойства полезных ископаемых. Значение полезных ископаемых для края и страны
26.

Игра «Цветик - семицветик»


1 Игра «Цветик - семицветик»

Люди нашего края (5ч) 27.

Знаменитые люди нашего района.

1


Беседа по содержанию. Практическая работа: Работа в парах: вопросы по содержанию. 28.



Герои- подгоренцы в годы Великой Отечественной войны

1


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. 29

Герои-подгоренцы.

Герои чеченской войны.

1


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах. 30.

Поэты, писатели Подгоренского края

1


Познакомить со знаменитыми людьми Подгоренского края. Практическая работа: конкурс стихов поэтов - земляков. 31.

Художники нашего края

1


Практическая работа: собрать и оформить информацию из разных источников о художниках Подгоренского края

Резервные занятия (3ч) 32.

Игра - викторина «Это было интересно»


1

Викторина «Страницы истории родного края» 33.

«Город будущего». Организация исследовательской работы

1


Беседа по содержанию. Индивидуальная поисковая, групповая поисковая деятельность; работа, в группах, в парах 34

Выставки и защита проекта «Посёлок будущего»

1


Определение проблемы и выбор темы собственного исследования.

Материально-техническое обеспечение

курса краеведения «Мой Подгоренский край»

  1. Веденеева Г.И. Азбука родного края. Пособие по краеведению Воронеж 1995 г.
  2. Подгоренский район. Издательство «Квартал» 2007 год, г. Воронеж
  3. Газета «Подгоренец».
  4. km.ru - портал компании «Кирилл и Мефодий».
  5. Детский портал «Солнышко» solnet.ee//
  6. Сайт «Все о детях и семье» 7ya.ru/
  7. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» festival.1september.ru/
  8. Каталог детских ресурсов. kinder.ru


Контроль уровня обученности Подведение итогов деятельности по каждому разделу будут организовываться в форме:

  • викторин, игр, составления и разгадывания кроссвордов и ребусов;
  • создания и защиты собственного проекта;
  • создания презентаций - представлений по изученной теме;
  • конкурсов исследовательских работ-соревнований, имеющих целью выявить лучших
из числа всех участников;
  • участия в конференциях разного уровня.
















9


© 2010-2022