- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка на тему: Непроизносимые согласные в корне слова (2 класс)
Конспект урока русского языка на тему: Непроизносимые согласные в корне слова (2 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Купавых Т.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Урок русского языка 2 класс
Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова».
Цели:
-знакомство с новой корневой орфограммой «непроизносимые согласные»;
-дальней шее развитие умения детей сравнивать, наблюдать, делать выводы, обобщать;
- формирование интереса к родному языку;
- воспитание умения сотрудничать на уроке.
Оборудование:
- мультимедийный комплект ( ноутбук, проектор), презентация к уроку;
-изображение « горы знаний»;
-карточки для работы в группах;
- толковые словари.
Ход урока:
I Самоопределение к деятельности.
- Мы начинаем урок русского языка. Поздоровайтесь с гостями. Представьте, что солнышко посылает на вас теплые лучики. Подарите их друг другу и пожелайте мысленно добра.
II Актуализация знаний.
- Я предлагаю вам пойти
Со мною в путь дорогу,
А до вершин горы дойти
Осталось нам немного.
Сегодня снова на пути
Открытия нас ждут
А знанья, дружба, память
К победе приведут.
Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня вы будете исследователями и открывателями орфографических секретов. Успех ждет тех, кто будет любознательным , внимательным, активным.
Наш девиз: « Ужасно интересно все то , что неизвестно». А сейчас проверим, кто готов отправиться в путешествие.
III Минутка чистописания.
-Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом работать будут
Все красиво выполнять.
-Написание каких букв сегодня будем повторять? Вы это узнаете, если поиграете в игру «Алфавит».
Запишите:
-букву, предшествующую букве «г»;
-пятую по счету букву в алфавите;
-букву, стоящую между буквами «к» и «м»;
-букву, следующую за буквой «с».
в д, л, т
Составить и записать различные цепочки с данными буквами.
вдлт твдл лтвд длтв
IV Постановка проблемной ситуации и ее разрешение.
-Может, кто-то догадался, почему мы записали именно эти буквы?
Постараемся ответить на этот вопрос в ходе урока.
- А вот «гора знаний», по которой мы будем подниматься.
« Отгадайте!»
-
Мальчик вежливый и развитый
Говорит , встречаясь… (здравствуйте).
-
День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. ( Сердце)
3.Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце).
4.Нога в земле,
Туловище в воде,
Голова на воздухе. (Тростник)
-Прочитайте слова так, как они написаны. Спишите их правильно в тетрадь. Произнесите эти слова хором. Вы произнесли слова так, как они пишутся. Но по нормам литературного произношения эти слова звучат немного иначе.
Дети произносят по одному, теперь друг другу.
Что заметили? ( Звук не произносится).
-Интересно получается, звуки не произносятся, а буквы пишутся. Какой вывод можно сделать о количестве звуков и букв? Дайте общее название звукам, которые не произносятся. (Непроизносимые).
-Давайте определимся с темой урока.
« Непроизносимые согласные в корне слова».
- Какая задача стоит перед нами?
-Докажите, что эти слова записаны правильно. Какой звук не произносится в слове « здравствуй»? Проверим (в). Что можно сказать? (Поставим звук в сильную позицию).
-Какое условие соблюдаем при подборе слова?( Четко произносим согласный. Он в сильной позиции)
Аналогично, с другими словами.
-Почему же в минутке чистописания мы написали буквы « в, д, л. т» ? (Они обозначают непроизносимые согласные).
-Молодцы! Продолжаем уверенно подниматься по «горе знаний».
Физкультминутка.
Хороша физкультминутка:
В ней улыбка, солнце, шутка!
Будем весело шагать,
От друзей не отставать.
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы ногами топ-топ.
Раз-сюда, два- туда.
Посмотрите господа.
Не робей, не зевай.
Выше плечи поднимай!
Вправо-влево наклонись
И соседу улыбнись!
-Мы прошли первую часть пути и открыли один из секретов. Вы смогли доказать правильность написания непроизносимых согласных. Давайте посмотрим,что нам говорит об этом учебник.
Работа по учебнику. Стр.86
Чтение правила.
-Как же правильно написать слова с непроизносимой согласной?
V Первичное закрепление. Словарно- орфографическая работа.
-Молодцы! Вы хорошо работает, и чтоб немного отдохнуть, послушайте и отгадайте загадку.
Сделал шаг-стал ростом выше.
Так «дорос» до самой крыши.
А потом назад пошел-
К росту прежнему пришел. (Лестница)
- Какой согласный не произносится? (т) Можно ли это слово проверить , как вы думаете? В нашем языке есть еще 2 слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные.
Работа со словарем.
3 ученика прочитают значение слов: лестница, чувство, праздник в толковом словаре.
-Праздник в древнерусском языке звучал « праздь» (свободный от работы день)
Запись слов в тетрадь. Определение количества звуков и букв. Работа в парах. Взаимопроверка.
Гимнастика для глаз.
Игра «Не ошибись»
Если в слове есть непроизносимый согласный- глаза открыты, поморгайте ими.
Если в слове нет непроизносимого согласного- глаза закрыть.
Цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, шалаш, устный.
-Ну что ж, опять поднимаемся по «горе знаний». Для следующего задания вам нужно объединиться в группы.
Работа в группах.
-Помните- важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы приведет к успеху всего класса.
Задание: поз..ний, звез..ный, окрес..ный, здра..ствуй, облас..ной, мес..ный,учас..ник, чу..ство, лес..ница, праз..ник.
1 группа- выписать слова с непроизносимым согласным Д подчеркнуть орфограмму, подобрать проверочное слово.
2 группа- слова с непроизносимым согласным Т;
3 группа- слова с непроизносимыми согласными В и Л;
Проверка.
- Мы прошли большую часть пути, открыли секреты о непроизносимых согласных. А теперь хотите поиграть ?
Работа в тетради на печатной основе. С. 4 № 2
Поработайте в парах. Найдите спрятанные слова с непроизносимыми согласными в корне.
- Ну что , молодцы, почти добрались до вершины. Но для того, чтобы ее покорить нам, нужно сделать еще одно задание.
Найдите и запишите спрятанные на нашей «горе знаний», слова с непроизносимыми согласными .
(Счастливые, радостные, участники)
VI Рефлексия.
-Вы были счастливые, радостные участники исследовательского путешествия. За это вам смайлики.
- А теперь я предлагаю вам прикрепить смайлики на «гору знаний» и оценить свой успех на уроке.
VII Подведение итогов урока.
-Эту вершину мы покорили, но впереди у нас новые вершины и новые победы.