Конспект урока русского языка на тему: Непроизносимые согласные в корне слова (2 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка 2 класс

Тема: «Непроизносимые согласные в корне слова».

Цели:

-знакомство с новой корневой орфограммой «непроизносимые согласные»;

-дальней шее развитие умения детей сравнивать, наблюдать, делать выводы, обобщать;

- формирование интереса к родному языку;

- воспитание умения сотрудничать на уроке.

Оборудование:

- мультимедийный комплект ( ноутбук, проектор), презентация к уроку;

-изображение « горы знаний»;

-карточки для работы в группах;

- толковые словари.

Ход урока:

I Самоопределение к деятельности.

- Мы начинаем урок русского языка. Поздоровайтесь с гостями. Представьте, что солнышко посылает на вас теплые лучики. Подарите их друг другу и пожелайте мысленно добра.

II Актуализация знаний.

- Я предлагаю вам пойти

Со мною в путь дорогу,

А до вершин горы дойти

Осталось нам немного.

Сегодня снова на пути

Открытия нас ждут

А знанья, дружба, память

К победе приведут.

Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня вы будете исследователями и открывателями орфографических секретов. Успех ждет тех, кто будет любознательным , внимательным, активным.

Наш девиз: « Ужасно интересно все то , что неизвестно». А сейчас проверим, кто готов отправиться в путешествие.

III Минутка чистописания.

-Для того, чтобы красиво написать, давайте разбудим пальчики.

Пальчиковая гимнастика.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом работать будут

Все красиво выполнять.

-Написание каких букв сегодня будем повторять? Вы это узнаете, если поиграете в игру «Алфавит».

Запишите:

-букву, предшествующую букве «г»;

-пятую по счету букву в алфавите;

-букву, стоящую между буквами «к» и «м»;

-букву, следующую за буквой «с».

в д, л, т

Составить и записать различные цепочки с данными буквами.

вдлт твдл лтвд длтв

IV Постановка проблемной ситуации и ее разрешение.

-Может, кто-то догадался, почему мы записали именно эти буквы?

Постараемся ответить на этот вопрос в ходе урока.

- А вот «гора знаний», по которой мы будем подниматься.

« Отгадайте!»

  1. Мальчик вежливый и развитый

Говорит , встречаясь… (здравствуйте).


  1. День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. ( Сердце)

3.Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все … (солнце).

4.Нога в земле,

Туловище в воде,

Голова на воздухе. (Тростник)

-Прочитайте слова так, как они написаны. Спишите их правильно в тетрадь. Произнесите эти слова хором. Вы произнесли слова так, как они пишутся. Но по нормам литературного произношения эти слова звучат немного иначе.

Дети произносят по одному, теперь друг другу.

Что заметили? ( Звук не произносится).

-Интересно получается, звуки не произносятся, а буквы пишутся. Какой вывод можно сделать о количестве звуков и букв? Дайте общее название звукам, которые не произносятся. (Непроизносимые).

-Давайте определимся с темой урока.

« Непроизносимые согласные в корне слова».

- Какая задача стоит перед нами?

-Докажите, что эти слова записаны правильно. Какой звук не произносится в слове « здравствуй»? Проверим (в). Что можно сказать? (Поставим звук в сильную позицию).

-Какое условие соблюдаем при подборе слова?( Четко произносим согласный. Он в сильной позиции)

Аналогично, с другими словами.

-Почему же в минутке чистописания мы написали буквы « в, д, л. т» ? (Они обозначают непроизносимые согласные).

-Молодцы! Продолжаем уверенно подниматься по «горе знаний».

Физкультминутка.

Хороша физкультминутка:

В ней улыбка, солнце, шутка!

Будем весело шагать,

От друзей не отставать.

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы ногами топ-топ.

Раз-сюда, два- туда.

Посмотрите господа.

Не робей, не зевай.

Выше плечи поднимай!

Вправо-влево наклонись

И соседу улыбнись!

-Мы прошли первую часть пути и открыли один из секретов. Вы смогли доказать правильность написания непроизносимых согласных. Давайте посмотрим,что нам говорит об этом учебник.

Работа по учебнику. Стр.86

Чтение правила.

-Как же правильно написать слова с непроизносимой согласной?

V Первичное закрепление. Словарно- орфографическая работа.

-Молодцы! Вы хорошо работает, и чтоб немного отдохнуть, послушайте и отгадайте загадку.

Сделал шаг-стал ростом выше.

Так «дорос» до самой крыши.

А потом назад пошел-

К росту прежнему пришел. (Лестница)

- Какой согласный не произносится? (т) Можно ли это слово проверить , как вы думаете? В нашем языке есть еще 2 слова, в которых нельзя проверить непроизносимые согласные.

Работа со словарем.

3 ученика прочитают значение слов: лестница, чувство, праздник в толковом словаре.

-Праздник в древнерусском языке звучал « праздь» (свободный от работы день)

Запись слов в тетрадь. Определение количества звуков и букв. Работа в парах. Взаимопроверка.

Гимнастика для глаз.

Игра «Не ошибись»

Если в слове есть непроизносимый согласный- глаза открыты, поморгайте ими.

Если в слове нет непроизносимого согласного- глаза закрыть.

Цвет, овраг, сердце, туча, дубы, грустный, победа, праздник, тополь, счастливый, шалаш, устный.

-Ну что ж, опять поднимаемся по «горе знаний». Для следующего задания вам нужно объединиться в группы.

Работа в группах.

-Помните- важно не только самому выполнить задание, но и помочь своим товарищам. Ведь не только личный результат, но и результат работы всей группы приведет к успеху всего класса.

Задание: поз..ний, звез..ный, окрес..ный, здра..ствуй, облас..ной, мес..ный,учас..ник, чу..ство, лес..ница, праз..ник.

1 группа- выписать слова с непроизносимым согласным Д подчеркнуть орфограмму, подобрать проверочное слово.

2 группа- слова с непроизносимым согласным Т;

3 группа- слова с непроизносимыми согласными В и Л;

Проверка.

- Мы прошли большую часть пути, открыли секреты о непроизносимых согласных. А теперь хотите поиграть ?

Работа в тетради на печатной основе. С. 4 № 2

Поработайте в парах. Найдите спрятанные слова с непроизносимыми согласными в корне.

- Ну что , молодцы, почти добрались до вершины. Но для того, чтобы ее покорить нам, нужно сделать еще одно задание.

Найдите и запишите спрятанные на нашей «горе знаний», слова с непроизносимыми согласными .

(Счастливые, радостные, участники)

VI Рефлексия.

-Вы были счастливые, радостные участники исследовательского путешествия. За это вам смайлики.

- А теперь я предлагаю вам прикрепить смайлики на «гору знаний» и оценить свой успех на уроке.

VII Подведение итогов урока.

-Эту вершину мы покорили, но впереди у нас новые вершины и новые победы.



© 2010-2022