- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа вежливых наук (1 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности Школа вежливых наук (1 класс)
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Каракешишян А.В. |
Дата | 30.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности :
«Школа вежливых наук»
на 2015-2016 учебный год.
(духовно-нравственное направление)
для 1 класса
Составитель: учитель начальных классов:
Каракешишян А. В.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. На внеурочную деятельность «Школа вежливых наук» в первом классе начальной школы выделяется 34 ч.(1 час в неделю, 34 учебные недели). Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников. Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Программа в 1 классе включает в себя 34 занятия по 35 - 45 минут Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения. Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Школа вежливых наук»
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
-
Личностные универсальные учебные действия:
будут сформированы:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Учащийся получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
-
Регулятивные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
-
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
-
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Учебно-тематический план
№
п/п
Наименование разделов и тем.
Кол-во
часов
Теоретических
Практических
Раздел № 1
Культура общения
9
1. Давайте знакомиться!
1 2. Волшебные слова.
1 3. Слова благодарности
1 4. Школьный этикет
1 5. Зачем быть вежливым. Я вежливый?
1 6. Добро - вежливо
1
7.
Вредные советы
1
8. Поведение в гостях. Как дарить подарки?
1 9. Отношение к старшим.
1
Раздел № 2
Общечеловеческие нормы нравственности
4
10-12 Школа вежливости
3
13. Как мне стать вежливым?
1
Раздел № 3
Дружеские отношения
11
14. Если с другом вышел в путь
1 15. Дружба верностью сильна
1 16.
Преданный друг.
1
17. Добрым быть совсем не просто
1
18. Вежливые уроки
1
19. Об уважительном отношении к учителю
1 20. Мода и школьная одежда
1
21. Что такое хорошо и что такое плохо?
1
22. Вместе - лучше!
1
23. Твои поступки и твои родители.
1 24.
Моя мама самая лучшая.
1
Раздел №4
Золотые правила
10
25. Золотые правила.
1
26. Дар слова
1
27-28. Урок письма.
2 29-30. Сочиняем сказку
2 31.
Добро и зло в сказках
1 32.
Дети и взрослые волшебники
1 33-34 В мире мудрых мыслей
2
ИТОГО
34 ч.
18
16
Содержание программы 1 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч) Давайте знакомиться! Волшебные слова. Слова благодарности. Школьный этикет. Зачем быть вежливым. Я вежливый? Добро - вежливо. Вредные советы. Поведение в гостях. Как дарить подарки? Отношение к старшим. Раздел 2: Общечеловеческие нормы нравственности (4 ч.) Школа вежливости. Как мне стать вежливым. Раздел 3: Дружеские отношения (11ч). Если с другом вышел в путь. Дружба верностью сильна. Преданный друг. Добрым быть совсем не просто. Вежливые уроки. Об уважительном отношении к учителю. Мода и школьная одежда. Что такое хорошо и что такое плохо? Вместе - лучше! Твои поступки и твои родители. Моя мама самая лучшая. Раздел 4: Золотые правила. (10ч)
Золотые правила. Урок письма. Сочиняем сказку. Дар слова. Добро и зло в сказках. Дети и взрослые волшебники. В мире мудрых мыслей.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате прохождения программного материала, к концу года обучающиеся должны знать:
Отличие понятий «этика» и «этикет».
Требования этикета к устному и письменному приглашению и общению с гостями.
Правила вежливости и красивых манер.
Заповеди и соответствующие притчи.
Уметь:
1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
3. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
4. Быть доброжелательными.
5. Соблюдать заповеди.
6. Сострадать животным, не обижать их.
7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.
11. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.
12. Быть сострадательными к чужому горю.
13. Не обижать животных и птиц.
14. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.
15. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.
16. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
Календарно-тематическое планирование
№п/п
Тема внеурочной деятельности.
Кол-во часов
Дата
Планируемые результаты
Деятельность учащихся
Оборудование
Личностные
Метапредметные
УУД(работа с текстом)
Предметные
План
факт
1
Давайте знакомиться
1
01.09-04.09
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассника-ми;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
Беседа
Интерактивная доска
2
Волшебные слова.
1
07.09-11.09
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Беседа
Документ каме-ра
3
Слова благодарности.
1
14.09-18.09
Обучающиеся будут перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Учить умению слушать и вступать в диалог
письмо
Интерактивная доска
4
Школьный этикет.
1
21.09-25.09
Обучающиеся смогут донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
Круглый стол
Интерактивная доска
5
Зачем быть вежливым.
Я вежливый?
1
28.09-02.10
Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
- развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Круглый стол
Документ камера
6
Добро - вежливо.
1
12.10-16.10
Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог
Учить умению слушать и вступать в диалог
- симпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Ученик получит возможность для формирования:
.
Беседа
Интерактивная доска
7
Вредные советы.
1
19.10-23.10
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства,
Беседа
Интерактивная доска
8
Как дарить подарки. Поведение в гостях.
1
26.10-30.10
Обучающийся продолжает учиться:
определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Беседа
Документ камера
9
Отношение к старшим.
1
02.11-06.11
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- симпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия
Беседа
Интерактивная доска
10
Школа вежливости.
1
09.11-13.11
- Обучающийся продолжает учиться:
строить понятные для партнера высказывания;
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
Беседа
11
Школа вежливости.
1
23.11-27.11
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
Документ каме-ра
12
Школа вежливости.
1
30.11-04.12
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
Беседа
Интерактивная доска
13
Как мне стать вежливым?
1
07.12-11.12
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
Беседа
Интерактивная доска
14
Если с другом вышел в путь.
1
14.12-18.12
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
Беседа
Интерактивная доска
15
Дружба верностью сильна.
1
21.12-25.12
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
Беседа
Интерактивная доска
16
Преданный друг.
1
04.01-08.01
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
Беседа
Интерактивная доска
17
Добрым быть совсем не просто.
1
11.01-15.01
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
Беседа
18
Вежливые уроки.
1
18.01-22.01
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
Беседа
19
Об уважительном отношении к учителю.
1
25.01-29.01
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Учить умению слушать и вступать в диалог
Беседа
20
Мода и школьная одежда.
1
01.02-05.02
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
21
Что такое хорошо и что такое плохо
1
08.02-12.02
Формирование социальной роли ученика.
Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности.
Беседа
22
Вместе лучше.
1
22.02-26.02
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
Беседа
23
Твои поступки и твои родители.
1
29.02-04.03
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
24
Моя мама самая лучшая.
1
07.03-11.03
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Формирование положительного
отношения
к учению
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности
Беседа
25
Золотые правила.
1
14.03-18.03
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
26
Дар слова.
1
21.03-25.03
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке
Волевая саморегуляция как способность к волевому усилию
Умение учиться и способность к организации своей деятельности Оценивание результатов своей работы на уроке и работы своих товарищей
письмо
27-28
Урок письма
2
28.03-15.04
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Игра
29-30
Сочиняем сказку.
2
18.04-29.04
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем Учиться планировать учебную деятельность на уроке
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
31
Добро и зло в сказках.
1
02.05-06.05
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
32
Дети и взрослые волшебники.
1
09.05-13.05
Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Беседа
33-34
. В мире мудрых мыслей.
2
16.05-
27.05
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к предмету;
- чувства сопричастности и гордости за свою деятельность на уроке
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению
Беседа
Контрольно-измерительные материалы Для оценки планируемых результатов освоения программы «Школа вежливых наук» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли». Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Для оценки результативности программы «Школа вежливых наук» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140с.
материально-техническое оснащение
- Учебно-лабораторное оборудование:
2. Электронные пособия:
-наглядно-дидактический материал;
-презентации.
- аудиозаписи
- видеофильмы
- Печатные пособия:
1