Конспект занятия по программе Экологический букварь на тему Буква М. Минералы

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
8/6. Тема: Буква М. Минералы. Цели занятия: познакомить обучающихся с понятием «минералы», расширить знания об их многообразии, свойствах, значении; развивать память, речь, Умение работать с коллекционным материалом, умение сопоставлять, анализировать и делать выводы; воспитание познавательного интереса. Оборудование: коллекция минералов Иркутской области, насыщенный солевой раствор, янтарь, щипцы, канифоль, свеча, спички. Ход занятия. I. Орг. момент: знакомство с темой и цель занятия. II. Актуализация знаний: Приходилось ли вам поднимать с дороги камень и рассматривать его? Объясните мне, что такое камень? Как вы думаете, может камень быть съедобным? Может ли камень гореть в огне? А может камень плавать по воде, как кораблик? Можно ли камнем нарисовать картину? Как вы понимаете слово «минералы»? Какой минерал вам знаком? III. Новая тема. 1. Что такое минералы? Ученые до сих пор спорят о том, что можно назвать минералом. Минерал - это однородный кристаллический продукт природных процессов, который имеет определенные физические свойства и химический состав. Любая горная порода состоит из минералов. Известно около четырех тысяч минералов. Различаются тем, из каких молекул и атомов они состоят. Состав и строение минералов определяет их свойства. Минералы имеют свой запах, вкус, различимы на ощупь. У одних блеск металлический, у других стеклянный, у третьих перламутровый. Разный цвет и прозрачность. Твердость и прочность. Гранит. Если рассмотреть гранит, то можно увидеть в нем три минерала - прозрачные блестящие пластинки слюды, полупрозрачные сероватые зерна кварца, разноцветные зерна полевого шпата. Название произошло от латинского слова «гранум» - зерно. Практическая работа №8 с коллекцией минералов. А. . Практическая работа с коллекцией гранита. Оборудование: кусочки гранита, лупы, вода, стаканчики, магнит. Цель: исследовать состав и свойства гранита. Ход работы:
  • Рассмотрите гранит под лупой на изломе. Что вы видите?
Вывод: И если его рассмотреть хорошо на изломе под лупой, то отчетливо видно, что он состоит из крупных зерен трех минералов.
  • Рассмотрите, какого цвета гранит и от чего это зависит? Одинакова ли величина зерен гранита?
Вывод: Граниты довольно пестрые, но сильно отличаются, друг от друга по цвету, который зависит от количества соотношения минералов.
  • Бросьте гранит в воду. Что наблюдаете?
  • Проверьте, притягивается ли гранит магнитом?
Каменный уголь. А горная порода - каменный уголь состоит из одного минерала. Еще этот минерал называют жар - камень. Его используют для отопления жилищ, для получения электрической энергии на теплоэлектростанциях. Оказывается, из смолы каменного угля делают краски, которыми красят ткань и пряжу, а также пластмасс. Образовался он из оказавшихся под водой и полусгнивших остатков древних гигантских папоротников, плаунов, хвощей. Занесенные илом и песками за миллионы лет, они под большим давлением превратились в уголь. Уголь располагается в земле большими пластами. Б. Практическая работа с коллекцией каменного угля. Оборудование: кусочки угля, стаканы, вода, лупа, лист бумаги, молоток. Цель: исследовать свойства каменного угля. Ход работы:
  • Рассмотрите с помощью лупы уголь. Из чего он состоит? Определите цвет и блеск.
  • Проверьте, плавает ли уголь в воде?
  • Ударьте молотком по кусочку угля. Проверьте, хрупок ли он? Проведите черту углем по бумаге. Что видите?
Сделайте вывод. Известняк. Известняк - это окаменевшие останки скелетов многих древних животных. Называемый еще белым камнем, издавна использовался как строительный материал. Его распиливают на камни для строительства. Изготавливают известь для побелки стен, улучшают состав почвы и пишут в школе на доске (мягкий известняк - мел). В. Практическая работа с коллекцией известняка. Оборудование: кусочки известняка, стаканы, вода, лупа, лист бумаги, молоток. Цель: исследовать свойства известняка. Ход работы:
  • Рассмотрите с помощью лупы известняк. Из чего он состоит? Определите цвет и блеск.
  • Проверьте, плавает ли уголь в воде?
  • Ударьте молотком по кусочку известняка. Проверьте, хрупок ли он? Проведите черту известняка по бумаге, на доске. Что видите?
Сделайте вывод. Мрамор. Образовался в недрах земли из известняка под воздействием высоких температур и давления. Этот камень потрясающе красив, легко поддается обработке, идеально полируется. Это настоящий клад для скульпторов. Поражает огромным разнообразием цветов: египетский мрамор характеризуется наличием пятен битума и желтых прожилок доломита, белый, розовый, огненный - в луче света отражается в виде отблеска огонька, желтоватый, полосатый. Г. Практическая работа с коллекцией мрамора. Оборудование: кусочки мрамора, стаканы, вода, лупа, лист бумаги, молоток, нож, магнит. Цель: исследовать свойства мрамора. Ход работы:
  • Рассмотрите с помощью лупы мрамор. Из чего он состоит? Определите цвет и блеск.
  • Проверьте, плавает ли мрамор в воде?
  • Ударьте молотком по кусочку мрамора. Проверьте, хрупок ли он? Проведите черту мрамора по бумаге. Что видите?
Мрамор довольно прочен и вязок, поэтому при ударах молотка не раскалывается
  • Проведите кончиком ножа по образцу. Легко ли царапается ножом.
  • Проверьте, притягивается ли гранит магнитом?
Сделайте вывод. Янтарь. В разных странах янтарь награждали множеством поэтических названий: кусочек Солнца на ладони», «сок солнечных лучей», «капли горячей любви». Янтарь собирали на берегах Рижского залива и считали, что из этого камня был построен в подводном царстве замок русалки. Русалка влюбилась в моряка, покинула свое подводное царство. И разгневанный бог Гром, который любил слушать песни русалки, метнул в замок, свои огненные стрелы. Замок был разрушен. А янтарь - «капли горячей любви» стали находить на берегу. Янтарь образовался из смолы хвойных растений. И в этом вы убедитесь, если нагреете его. Практическая работа №9: «Происхождение янтаря» Оборудование: свеча, спички, кусочек янтаря, кусочки канифоли, щипцы. Цель: выяснить происхождение янтаря. Ход работы. Возьмите в руки кусочек канифоли и погрейте её своими теплыми ладошками. Понюхайте свои ладошки. Какой запах ощущаете? Зажигаем свечку, кусочек янтаря нагреваем на огне. Какой запах ощущаете? Вывод: канифоль делают из смолы хвойных деревьев, при нагревании в теплых ладонях ощущаем запах смолы. При нагревании кусочка янтаря тоже ощущаем запах смолы. Значит, янтарь образовался из смолы хвойных деревьев. Почему же его находят на берегу моря. Миллионы лет назад на месте моря росли хвойные деревья, которые обильно выделяли смолу. Смола засыхала на пораженных участках дерева, Но, не выдерживая собственного веса, стекала на землю, где затвердевала и превращалась в янтарь. А потом на этом месте образовалось море. Во время бури вода вымывает своими потоками слои земли, янтарь всплывает и выбрасывается волнами на сушу. Практическая работа №10 Демонстрация опыта: «Почему янтарь находят на берегу моря». Оборудование: кусочек янтаря, стакан с пресной водой, стакан с насыщенным солевым раствором. Цель: выяснить, почему янтарь находят на берегу моря. Ход работы. Бросаем кусочек янтаря в стакан с пресной водой. Что наблюдаем? Бросаем кусочек янтаря в стакан с насыщенным раствором соли. Что наблюдаем? Сделайте вывод. 2. Минералы Иркутской области. Продолжение практической работы №8 с коллекцией минералов. Нефрит - минерал зеленого цвета различных оттенков: яблочного, сероватого, кремового, травянистого, оливкового. Этот камень использовали для изготовления инструментов, поэтому называли «камнем топоров». Нефрит используют в качестве ювелирного и поделочного камня. Мастера охотно делают из него различные формы ваз, бокалов, шкатулок и т.д. Чароит - от слова «чарующий». Минерал необычной сиреневой расцветки. Существует всего одно-единственное месторождение чароита - в Иркутской области в районе реки Чара. Этому месторождению присвоено имя «Сиреневый камень». Используют для украшения ювелирных изделий, в изготовлении чаш, ваз, браслетов, кулонов и т.д. Хорошо полируется. Лазурит - этот минерал известен людям с глубокой древности. Из всех синих камней он относится к наиболее редким, и его ценили выше золота и самоцветов. В Древнем Египте называли «камнем неба», т.к. цвет минерала напоминает небесный небосвод. По поверьям камень искренности и дружелюбия, способствует исполнению желаний. Из него изготавливают краску синих оттенков. Амазонит - весьма загадочный камень из-за его необычной зеленой окраски. Сердолик - благодаря высокой твердости используют в ювелирном деле. В древности полагали, что камень предсказывает будущее, если его оправить в серебро, платину. Является мужским талисманом. Персти с сердоликом носил Пушкин. Яшма является поделочным камнем высшего качества. Минералу приписывают свойство дарить мудрость и твердость духа в минуту испытаний. Считалось, что приносит счастье, веселость, прогоняет тоску, усиливает память. Пирит - от греческого слова «пирос» - огонь. Образует очень красивые кристаллы. В Индии носили на шее в качестве оберега от нападения крокодилов. Минерал обладает сильным металлическим блеском, золотистый цвет делает его похожим на золото. И поэтому в некоторых странах его называют «кошкиным золотом». Слюда - «чешуйчатый камень». Встречается в самых разных горных породах в виде мелких чешуек. Применяют в качестве электроизоляционного материала. Тигровый глаз - в названии таится характерный цвет и блеск глаз тигра, что делает его особенным, ни на что непохожим камнем. И хотя тигровый глаз - это разновидность кварца, поверить в это непросто. Издревле считался могущественным талисманом приносившим удачу, отгоняющий злых духов. Горный хрусталь - от греческого слова «кристаллос» - лед. Древние греки считали, что хрусталь является окаменевшим льдом. Считается камнем ученых, предполагалось, что он улучшает мышление, обостряет ум, укрепляет память, улучшает речь. 3. Угадай-ка «Минералы». 1. Съедобный минерал (соль) 2. Окаменевшая смола (янтарь) 3. Сырье для изготовления керамической посуды (глина) 4. Каменная пена (пемза) 5. Самый красивый и твердый минерал - царь камней (алмаз) 6. Минерал строитель и целитель (гипс) 7. Минерал, из которого делают детскую присыпку (тальк) Коллекцию горных пород вулканического происхождения. ПЕМЗА - остывшая пена вулканической лавы, бросаем ее в воду. Что наблюдаем: не тонет в воде. Пористая вулканическая порода. ВУЛКАНИЧЕСКИЙ ТУФ - сцементированная вулканическая пыль и вулканический пепел, которые образовали плотный, слежавшийся рыхлый материал. ОБСИДИАН - вулканическое стекло. Это быстро застывшая вязкая лава, которая имеет неупорядоченное строение, свойственное жидкости. ГРАНИТ - камень - монолит. Магма застыла на глубине. Состоит из трех минералов: кварц + полевой шпат + слюда. В породе гранита встречаются месторождения золота, серебра, олова и др. ценных металлов.


© 2010-2022