Работа с одарёнными детьми

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Работа

с одарёнными детьми

3 «В» класс

Подготовила:

Агапова Т.А.

Одарённость человека - это маленький росточек,
едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания.
Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать всё, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский. Работа с одарёнными детьми Одаренность - это системное, развивающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видов деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных решать поставленные задачи и формировать новые, перспективные цели.Установка в России на массовое образование снизила возможность развития интеллектуального ресурса, и только современная реформа образования в России позволяет вновь обратиться к поддержке одаренных детей, ведь талантливая молодежь - это будущая национальная, профессиональная элита. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования. Обучение одаренных детей сегодня - это модель обучения всех детей завтра.

Концепция программы « Одаренные дети»
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

  1. Дети с высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях ( такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

  2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области.

  3. Учащиеся, не достигающие по каким- либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического мышления.

Период и этапы реализации программы


  • первый этап: 1 год обучения

  • разработка модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся, а также критериев эффективности реализации данной модели;

  • Второй этап: 2-3 год обучения

  • реализация модели образовательного процесса и оценка ее эффективности на основе выявленных критериев;

  • третий этап: 4 год обучения

  • анализ результатов внедрения модели образовательного процесса, обеспечивающего доступное качественное образование различным категориям учащихся.

Цель работы с одарёнными детьми


Создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, а также создание условий для оптимального развития детей.





Основные задачи


  1. Выявление одарённых детей и создание системы работы с детьми.

  2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности.
  3. Давать современное образование, используя на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей.
  4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
  5. Научное, методическое и информационное сопровождение процесса развитие одаренных детей.
  6. Организация разнообразной внеурочной деятельности.
  7. Социальная и психологическая поддержка одаренных детей.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели работы


  • Повышение мотивации обучающихся к учению и уровня облученности за счет учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их психологических и социальных характеристик;
  • По окончании начальной школы дети должны легко ориентироваться в культурном наследии России;
  • Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы, выражая своё отношение к ним.
  • Умение анализировать увиденное на экскурсии в музей и по городу (храмы города и края)
  • Участие в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, республиканских, районных, городских).


Формы выявления одаренных детей:


  • -наблюдение;
  • -общение с родителями;
  • -работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
  • -олимпиады, конкурсы, соревнования, научно-практические конференции.


Модель одаренного ребенка:


  • Личность, здоровая физически, духовно - нравственно и социально;
  • личность, способная самостоятельно находить выход из проблемной ситуации, осуществить поисковую деятельность, проводить исследования, рефлексию деятельности, владеющими средствами и способами исследовательского труда;
  • личность, способная осуществить самостоятельную деятельность;
  • личность, обладающая разносторонним интеллектом, компенсаторными способностями, высоким уровнем культуры;
  • личность, руководствующаяся в своей жизнедеятельности общечеловеческими ценностями и нормами, воспринимающая и другого человека как личность, имеющую право на свободу выбора, самовыражения;
  • личность, готовая к осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ отдельных областей знаний с учетом склонностей, сложившихся интересов и индивидуальных возможностей.


Проблемы одаренных детей


1. Неприязнь к школе,т.к.учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 2. Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 3. Конформизм. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, несклонны, таким образом, конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 4. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.


Уязвимость одаренных детей


1. Стремление к совершенству. Одаренные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровня. Стремление к совершенству, проявляется рано. 2. Ощущение неуязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда - низкая самооценка. 3. Нереалистические цели.Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 4. Сверхчувствительность. Одаренный ребенок более уязвим. Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует наразного рода раздражители и стимулы. 5. Потребность во внимании взрослых. Не редко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 6. Нетерпимость.Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.


Обучение одаренных детей


Возникает много сложностей в обучении одарённых детей. Образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

  • Приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку
  • Создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его положительных черт можно назвать то, что проблема обучения и воспитания одаренных детей не рассматривается изолированно от судьбы детей с менее развитыми способностями. Да и сама структура обучения и воспитания детей разных уровней развития должна быть не только дифференцированной, но и единой.
  • Необходимо обеспечить благоприятную психологическую атмосферу в классном коллективе, поощрять ребёнка за оригинальные идеи. Не стоит сдерживать инициативу детей и не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно.
  • Следует придерживаться индивидуального подхода к одарённым детям.
  • Внедрение ролевых игр является эффективным средством развития детей.
  • Обучить детей границам допустимого поведения. Разумные границы поведения дают детям чувство защищённости, снижают напряжённость и предотвращают агрессивность.
  • Научить детей прослеживать межпредметные связи.


Формы работы:


- классно-урочная (работа в парах, в малых группах);

- разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме;
- дискуссия;
- игры;

- предметные олимпиады;
- интеллектуальные марафоны;
- различные конкурсы и викторины;
- словесные игры и забавы;
- проекты по различной тематике;
- ролевые игры;
- индивидуальные творческие задания.



















План проведения занятий с одаренными детьми

на 2013-2014 учебный год


Тема занятия

Предмет

Дата проведения по плану

Дата фактического проведения

Примечания

1

Повторение знаний полученных во 2 классе

математика

04.09.13



2

Развиваем нашу внимательность и логику

русский язык

11.09.13



3

Вспоминаем знания по литературному чтению

литер. чтение

18.09.13



4

Занимательная математика: счёт в пределах 100

математика

25.09.13



5

Занимательный русский язык

русский язык

02.10.13



6

Повторяем жанры фольклора, синонимы, антонимы

литер. чтение

09.10.13



7

Весёлая математика

математика

16.10.13



8

Фонетика, орфография

русский язык

23.10.13



9

Повторяем жанры фольклора, синонимы, антонимы

литер. чтение

06.11.13



10

Повторяем единицы измерения длины

математика

12.11.13



11

Главные члены предложения. Имя существительное

русский язык

20.11.13



12

Викторина: по страницам изученных произведений

литер. чтение

27.11.13



13

Логические задачи

математика

04.12.13



14

Слово, слог, словосочетание, предложение

русский язык

11.12.13



15

По страницам книг…

литер. чтение

18.12.13



16

Вспомни и выполни

математика

25.12.13



17

Занимательный русский язык

русский язык

25.01.14



18

Мини-турнир

литер. чтение

22.01.14



19

Магическая математика

математика

29.01.14



20

Словообразование

русский язык

05.02.14



21

По страницам литературных произведений

литер. чтение

12.02.14



22

Логические задачи

математика

19.02.14



23

Части речи

русский язык

26.02.14



24

Жанры и темы литературных произведений

литер. чтение

05.03.14



25

Логические задачи

математика

12.03.14



26

Увлекательный русский язык

русский язык

19.03.14



27

Литературный марафон

литер. чтение

02.04.14



28

Необыкновенные и необычные задачи

математика

09.04.14



29

Мини - турнир «Умники и умницы»

русский язык

16.04.14



30

По страницам фольклора и сказок…

литер. чтение

23.04.14



31

Задачи на смекалку

математика

30.04.14



32

Заколдованные задания

русский язык

07.05.14



33

Литературный марафон

литер. чтение

14.05.14



34

Задачи на смекалку

математика

21.05.14



Формы проведения мониторинга реализации работы

Формы


Периодичность

Предметные олимпиады

3 раза в год

Конференция достижений учащихся

1 раз в год

Предметные недели

По плану работы школы.

Творческие отчёт из опыта работы с одарёнными детьми.

Педсовет, совещание.

Внутришкольный контроль.

По плану работы школы.

Творческий отчёт студии «Эрудит».


2 раза в год

Тематические конкурсы, выставки.

По плану работы школы.

Время и дни занятия



Понедельник


Вторник

Среда

Четверг

Пятница


Работа с одарёнными

обучающимися

(16.15-17.15)

кабинет 3 «В» класса




© 2010-2022