Урок по окружающему миру Пернатые изобретатели (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

УМК «Школа 2100»

Предметная область: Окружающий мир

Класс:3

Учитель: Биктимирова Люция Гумеровна, учитель начальных классов МОБУ СОШ с.Темясово Баймакского района Республики Башкортостан

Тема: Пернатые изобретатели

Цель: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц

и их приспособлением к полёту.

Задачи:

- обучающие:

  • Познакомить учащихся с новой группой животных - птицами.

  • Выявить особенности строения, позволяющие этим животным освоить воздушную стихию.

  • Познакомить учащихся с оседлыми и перелётными птицами и причиной их миграции.

  • Познакомить с размножением птиц. Обратить внимание учащихся на два типа развития птенцов, чтобы учащиеся могли отличать птенца от слетков, которые учатся летать и не нуждаются в помощи людей.

  • Учить детей сравнивать новый вид животного с ранее изученным, находить черты сходства и различия, делать выводы

-развивающие:

  • Расширять детский кругозор.

  • Учить детей сравнивать новый вид животного, находить черты сходства и различия, делать предположения и доказывать его.

  • Стимулировать повышения познавательных интересов учащихся с помощью ярких наглядных изображений и удивительных фактов из жизни животных.

  • Учить пользоваться дополнительной литературой, научным текстом, выбирать из него нужный материал.

  • Учить самостоятельно, оценивать свои знания и умения.

-воспитательные:

  • Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

  • Учить работать в микрогруппах, развивать умение сотрудничать.

Оборудование урока:презентации, мультимедийное оборудование, учебники

Содержание взаимодействия педагога и учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Мотивация учебной деятельности.

Мотивирует учащихся на начало урок

-Прозвенел звонок-

Начинается урок.

Психологический настрой.

Коммуникативные

II. Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в деятельности.

Ребята, давайте отправимся с вами за чудесами!

Что ни шаг, то для вас новое чудо!

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» между деревьями мчится,

Летит по полям за неведомой птицей.

Другое - пчелой забралось на цветок,

А третье - лягушкой скок в ручеек.

Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем

Ответы искать под зеленым шатром.

Тема нашего урока спрятана в загадке.

Сниться ночью пауку

Чудо-юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит - плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (птица).

Прослушивание голосов птиц. (Птичий концерт. Видео МР 4)

Повторяют ранее знания о птицах

Познавательные, Коммуникативные

IV. Построение плана проекта решения учебных задач.

-Как вы, думаете,чему мы должны научиться на уроке? Откройте учебники на стр. 104. Как назвал птиц автор?

(Автор назвал птиц пернатыми изобретателями.)

Нам надо выяснить, почему автор назвал птиц «пернатыми изобретателями».

Почему пернатыми?(Слайд 1)

Кого мы называем изобретателями?

(Изобретатели - это те, кто создаёт что-то новое, придумывает что- то полезное.)

- Почему пернатые? (Перья есть только у птиц.)

- Попробуйте дать определение: птицы - это… (Птицы - это пернатые животные, которые умеют летать)

- А разве только птицы умеют летать? Каких летающих животных вы знаете? (Очень многие насекомые, большинство птиц, летучие мыши)(Слайд 2)

- Крылья имеют не только птицы, но именно птицы летают быстрее, выше, дальше, чем другие летающие животные! Пикирующий на добычу сокол - сапсан развивает скорость до 300 км/ч, а в горизонтальном полете - до 110 км/ч.

- На какой вопрос мы должны ответить на уроке? (Какие приспособления нужны птицам для полета?)

- А к чему должны были приспособиться птицы? (К воздушной среде)

Работают фронтально, формулируют тему и цель урока.

Регулятивные, познавательные

V. Реализация построенного проекта решения учебных задач.

-Какими должны быть птицы, чтобы летать? (Птицы должны иметь обтекаемую форму). У них должны быть крылья. (Птицы должны быть сильными и лёгкими) (Слайд 3)

-Сегодня мы должны выяснить, какие приспособления для полёта имеют современные птицы.

Работа в мини группах (4-5 человек).

У вас на столах лежат карточки с названиями групп. Разделитесь на группы. Подойдите к компьютерам.

(компьютеры включены)

Каждая группа получает задание:

1) Рассмотреть рисунок.

2) Определить о каком приспособлении идёт речь.

3) Найти и прочитать соответствующий учебный текст на стр. 104 -105 в учебнике.

4) Сделать выводы о том, как эти приспособления позволяют птицам так хорошо летать.

На выполнение задания отводится 5-7 минут.

1 группа.(Слайд 4)

Внешнее строение птиц

Тело птицы имеет обтекаемую форму, маленькую голову с клювом, позволяющие снижать сопротивление воздуха.

Лётные качества птицы определяет главным образом форма её крыльев. Для быстрого полёта больше всего подходят узкие, заострённые на концах крылья как, например, у соколов или чёрных стрижей. Округлые широкие крылья позволяют маневрировать в полёте. Такие крылья у большинства певчих птиц, летающих в кустарниковых зарослях или между деревьями. У орлов и журавлей, долго парящих в воздухе, крылья большие, широкие, закруглённые спереди.

2 группа. (Слайд 5)

Скелет и кости.

Скелет птицы состоит из лёгких трубчатых костей. Кости поясничного и крестцового отдела срослись. На грудине развился киль, а кости таза срослись с позвоночником. Такой скелет позволяет удерживать тело в воздухе при полёте наименьшими затратами сил. Если бы тело птицы было такое же гибкое как у ящерицы, то во время полёта потребовалось колоссальное напряжение всех мышц, чтобы удержать тело в нужном по отношению к крыльям положении

Вместо зубов - лёгкий клюв.

Выводы: для улучшения полётных возможностей у птиц облегчённый скелет, но при этом достаточно крепкий и малоподвижный.

(Слайд 6)

Мышцы

3 группа.

Некоторые органы птицы уменьшены. Зато полётные мышцы развиты больше, чем остальные. Они обильно снабжаются кровью. Когда птица в полёте, главным образом работают мышцы груди. Когда птица сидит на ветке. Её пальцы жёстко фиксируются в согнутом положении и крепко держатся за ветку.

Выводы: мышцы птицы также приспособлены к полёту и её образу жизни

(Слайд 7)

- Как бы вы описали перо? Что оно из себя представляет?

Перья

1. Мы рассмотрели перо и увидели, что оно состоит из ствола и опахала (показывает перо птицы). Опахало состоит из бородок. По виду перо можно сравнить с хвоинками на ёлке

2. Если взять перо и провести по нему вниз, перо станет растрёпанным (показывает). Если затем провести в обратную сторону, то перо станет опять гладким и ровным.

- А вы хотите узнать, почему это так?

Это происходит потому, что у пера есть крючочки. Их можно сравнить с застёжками-липучками. Они соединяют перо.

Возьмите свои лупы и рассмотрите внимательно перья (работа с лупами).

Самые маленькие пёрышки называются пуховые. Они очень пушистые и помогают удерживать тёплый воздух вокруг тела.

перья немного больше покрывают всё тело птицы и называются покровные.

Крупные перья в крыльях птиц называют маховыми.

- Как вы думаете, почему?

- А перья в хвосте у птиц называют рулевыми. Как вы думаете, почему?

4. Оказывается, все птицы ухаживают за своими перьями. Водоплавающие птицы смазывают оперение специальным жиром, который не пропускает воду. Поэтому перья не намокают.

Перья - сложные роговые образования кожи птиц. Состоят из неживого вещества. Имеют сложное строение. На рисунке виден стержень и отходящие от него бородки и крючочки, как застёжка-«липучка», поэтому перья такие лёгкие и прочные. Они хорошо сохраняют тепло, эластично пружинящие и при этом очень крепкие.(Слайд8)

Перья образуют равномерный слой, который защищает птиц от вредных воздействий окружающей среды - перегрева, холода, сырости и ветра, препятствуют потере тепла, делают поверхность птицы гладкой, и, когда она находится в полёте, воздух без большого сопротивления обтекает её туловище.(Слайд9)

Благодаря перьям создаётся подъёмная сила и тяга. С помощью их птица регулирует направление полёта. Это показано на рисунке учебника стр. 105.

Выводы: перья - это лучшее изобретение птиц, без которого они просто не смогли бы летать.

Птицы - лучшие летуны в животном царстве. Для того чтобы хорошо летать они имеют облегчённое тело, полые кости, мощные полётные мышцы, лёгкий клюв и перья, дополнительные приспособления - воздушные мешки.С разной

скоростью летают птицы, но у них нет таких мощных двигателей. Почему же тогда они могут летать?

Что же вы узнали?

Мы узнали, что для полёта нужна энергия, которую птицы получают, когда кушают.(Слайд 10)

Но энергии нужно очень много, поэтому птицы много едят. Энергия запасается в жировых отложениях, а жир мало весит, что тоже способствует хорошим лётным качествам.

-В чём сходство обмена веществ у птиц и человека?

Птицы и люди - теплокровные организмы. У них обмен веществ идёт достаточно интенсивно.( Слайд11)

Что общего у птиц и пресмыкающихся?

Птицы так же как пресмыкающиеся откладывают яйца.(Слайд12)

Новорожденные птенцы древесных и хищных птиц почти голые, глаза закрыты. А уже через две недели птенцы приобретают вполне птичий вид.- Кто ещё откладывает яйца при размножении? (Насекомые, пресмыкающиеся)

(Забота родителей может обеспечить детенышам, вылупившимся из яйца, хорошее питание, защиту от непогоды и от хищников)

На какие еще группы можно разделить птиц?(Слайд13)

- Что происходит в жизни птиц осенью? (Многие виды птиц улетают на юг, некоторые зимуют в родных краях)

- Какие из этих птиц оседлые, а какие - перелетные. (Оседлые птицы: воробей, поползень, дятелПерелетные птицы: кукушка, мухоловка, стриж улетают в теплые края, свиристель прилетает на зиму с севера.)

- Как вы думаете, с чем может быть связан отлет птиц? (С наступлением холодов пищи становиться все меньше и меньше)

- Назовите других оседлых птиц, которых мы можем встретить в нашей местности. (Голубь, галка, ворона, синица, сорока, клест)

Определите по внешнему виду птиц их образ жизни. Назовите приспособления к условиям обитания.

-У древесных птиц острые когти, помогающие им лазать по деревьям. У наземных - длинные пальцы. У многих водных - лапы с перепонками, короткие ноги, приспособленные для плавания. У хищных - острый загнутый клюв и когти.

- Полезны или вредны хищные птицы?

- В природе все взаимосвязано. Истребление хищных птиц приведет к нарушениям в пищевых цепочках, к нарушению круговорота веществ в экосистемах

- Одна сова за лето съедает 1000 мышей - полевок, а одна полевка за это время съедает 1 кг зерна.

Обмениваются мнениями.

Работают в группах

Познава-тельные.

Коммуника-тивные. Личностные

VI. Закрепление нового материала

- Самостоятельно выполните задание 4 на стр. 50 тетради: обозначь цифрами действия, которые могут выполнять эти клювы: 1- долбить, 2- ловить мелких рачков, 3- ловить ночных бабочек, 4- разрывать крупную добычу на части, 5- пить нектар, 6- носить рыбу, 7- разгрызать вишневые косточки, 8- ловить лягушек, 9- искать червей в сырой почве.

- Сверьте свои ответы с ответами на доске: дятел - 1, колибри - 5, дубонос - 7, утка - 2, козодой - 3, бекас - 9, орлан - 4, пеликан - 6, цапля - 8.

- Если вы в задании не сделали ни одной ошибки, вы выполнили задание на 5, 1-2 ошибки соответствуют отметке 4, 3-4 ошибки - отметке 3. Оцените свою работу по алгоритму:

1.Что нужно было сделать?

2. Полностью выполнена работа?

3. С ошибками или без?

4. Самостоятельно или с помощью? (3-5 человек оценивают работу вслух, затем остальные оценивают свою работу, рассуждая про себя по алгоритму)

- Задание сложное, поэтому давайте разберем, где возникли затруднения. (Не знали, чем питаются некоторые птицы)

- Сделайте общий вывод, почему у птиц такие разные клювы? (Форма клюва зависит от способа добывания пищи)

Работают самостоятельно.Выполнение задания на Рабочей тетради.

Познавательные.

Коммуникативные Личностные

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Сегодня мы очень много интересного узнали о птицах.

Кто объяснит название темы «Пернатые изобретатели»?

Как бы вы сформулировали основные тезисы урока?

  • Как вы чувствовали себя на уроке?(Слайд 14)

  • Каковы ваши сегодняшние приобретенные знания?

  • Что вы открыли для себя на уроке?

Дайте оценку уроку и своей работе.

Домашнее задание.(Слайд 15)

1 группа- по учебник с. 104 - 109 читать,подготовить доклад о пользе птиц.

2 группа-выполнить задания 1-3 в рабочей тетради с. 50.

Высказываютсвои мнения повопросу «Чему я научился на уроке?»

Регулятивные

Литература и интернет-ресурсы:

1. Учебник и рабочая тетрадь А.А. Вахрушева, Д.Д. Данилова, О.В. Бурского, А.С. Раутиана.

2.images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&stype=image&lr=172&noreask=1&source=

3.wizttp://youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=5wPa2FIt4nA

4.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%B2%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&clid=1882611&lr=172

5.images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D1%82%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D subscribe.ru/group/chelovek-priroda-vselennaya/585055/ 1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&stype=image&lr=172&noreask=1&source=wiz

6.nsportal.ru/shkola/biologiya/library/vneklassnoe-meropriyatie-den-ptits-0

7. polvaschool.narod.ru/img/chto_gde_kogda.doc

8.proshkolu.ru/



© 2010-2022