• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока изобразительного искусства по теме «Узоры, которые создали люди. Выполнение предмета быта (варежки, украшенной узором (орнаментом))», 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Б. М. Неменского

Конспект урока изобразительного искусства по теме «Узоры, которые создали люди. Выполнение предмета быта (варежки, украшенной узором (орнаментом))», 3 класс, УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Б. М. Неменского

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Узоры, которые создали люди. Выполнение предмета быта (варежки, украшенной узором (орнаментом)).

Цели: 1) Ознакомить с произведениями декоративно - прикладного искусства.

2) Научить разрисовывать варежку элементами декоративно - прикладного искусства.

3) Воспитывать любовь к народному искусству.

4) Развивать творческое воображение, чувство цвета, кругозор.

Оборудование для учителя: ноутбук, мультимедиа проектор, слова - вставки, альбомный лист с обведённой варежкой, чистый альбомный лист, кисточка, баночка с водой, палитра, тычок, магниты, цветные мелки, дырокол,.

Оборудование для учащихся: краски, кисти, палитры, баночки для воды, простые карандаши, тычки (ватные палочки), шаблоны варежек, магниты, варежки (белая, жёлтая, синяя) у каждого для рефлексии, ножницы, нитки, белый картон формата А 4, 10 альбомных листов с обведённой варежкой.

Время проведения урока: 45 минут.

Ход урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель.

- Ты входишь в мир как в двери мастерской. Ты можешь сделать его лучше, красивее, потому, что в каждом человеке заложена способность к творчеству. А часть радости творца обязательно передаётся его творению. Поэтому эту радость почувствуют те, кто это творение будет смотреть или читать, или слушать.

2. Актуализация знаний.

- Какие времена года изображены на картинках? (Осень и зима.)

- Измените, слова осень и зима так, чтобы получилось законченное предложение.

- Прочитайте тему нашего урока. (Мы осенью готовимся к зиме.)

- Отгадайте загадку: А ну - ка, ребятишки,

Кто угадает:

На десятерых братьев

Двух шуб не хватает. (Варежки или рукавички.)

Учитель.

- Правильно! Приближается сезон холодов, поэтому самое время сейчас вспомнить о тёплых вещах. Порадовать себя любимых красивой одёжкой для своих драгоценных ручек.

3. Целеполагание.

- Сегодня мы с вами познакомимся, научимся и будем развивать.

- Давайте дополним первые слова предложений подходящими концовками так, чтобы предложения имели законченную мысль. Три начала предложений и три концовки.

- Сегодня мы познакомимся… (С произведениями декоративно - прикладного искусства.)

- Научимся… (Разрисовывать варежку элементами декоративно - прикладного искусства.)

Будем развивать… (Творческое воображение, чувство цвета, кругозор.)

- Вот что у нас получилось.

4. Вступительная беседа об истории появления рукавичек.

Читает хорошо читающий ученик.

- На Руси рукавицы известны с 13 века. Исстари они были обязательной принадлежностью крестьянской одежды. Варежки делились на мужские и женские. Женские - миниатюрные, нарядные, многоцветные. Мужские, попроще, вязались без резинки, чтобы было удобнее работать и легко скинуть с руки, пот утереть.

Учитель.

- У рукавичек на Руси было много названий: вареги, варежки, варьги, варяшки, вачаги, дельницы, мохнатки, мохнашки, кукавки, связни.

5. Работа над новым материалом (1 часть).

- Достаточно ли нам одной варежки, чтобы руки не мёрзли? (Нет.)

- Почему? (У нас пара рук, следовательно, должно быть две варежки.)

- Если мы приложим правую руку к левой руке, что мы заметим? (Они совпали.)

- Значит руки у нас, какие? (Руки симметричны относительно друг друга.)

- Поэтому варежки должны быть тоже симметричными.

- Что такое симметрия? (Совпадение правой и левой картин, рисунков, предметов, геометрических фигур.)

- В переводе с греческого «symmetria» означает «соразмерность». Под симметрией правого и левого понимают возможность их совмещения при зеркальном отражении.

- Сегодня мы будем работать в парах. 1 вариант будет рисовать правую варежку, а 2 вариант - левую варежку. На шаблонах подписаны правая и левая сторона варежки.

- Положите перед собой картон белого цвета, формата А 4.

- Обведите шаблон большой варежки по краю картона простым карандашом.

- Для чего обводим по краю картона? (Экономия картона.)

- Возьмите кисточки и раскрасьте вашу варежку любым цветом, который больше всего нравится, но используйте только светлые тона.

- Как получить светлый тон? (Добавить больше воды.)

Если дети назовут голубой или розовый цвета.

- Голубой это оттенок синего цвета, розовый - оттенок красного. Чтобы получить эти оттенки нужно добавить белый цвет. Но мы этого делать не будем. Мы возьмём основные оттенки.

- Какие светлые тона могут получиться? (Светло - жёлтый, светло - зелёный и т. д.)

- Разведите краску с водой на палитре. Показ учителем.

- Раскрасьте варежку этим цветом, но сначала посмотрите, как это делаю я. Я раскрашу варежку светло - жёлтым цветом. Раскрашиваем слева направо или сверху вниз.

- Кто раскрасил, вымойте кисточки и положите их на парту. Картон отодвиньте на край парты.

6. Физминутка (релаксация).

Учитель.

- Закройте глаза и представьте в своём сердце звёздочку. Мысленно направляйте к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Я направляю лучик с добром. Звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут тепло, здоровье, радость, нежность и ласку. Тепло звёздочки стало больше, она несёт тепло всем, всем, всем! Откройте глаза!

7. Словарная работа.

Учитель.

- Известен старинный русский обычай: перед свадьбой девушка должна была продемонстрировать своё мастерство. Помимо шитья свадебного наряда, невеста одаривала семью жениха узорчатыми чулками и рукавицами. Причём все изделия должны были быть с разным орнаментом.

- Что значит слово «орнамент»?

- Слово «орнамент» происходит от латинского «ornamentum» - украшение. На Руси более употребительным было слово «узор», несущее тот же смысл - украшение поверхности предмета.

8. Анализ росписи на образцах декоративно - прикладного искусства.

- А легко ли нам будет придумать свой орнамент? (Нелегко.)

- Где его можно увидеть?

- Для этого мы отправимся в музей декоративно - прикладного искусства.

- Поднимите руку те, кто из вас бывал в музее.

- В каком?

- Декоративно - прикладное искусство по своему происхождению - искусство народное.

- Перед вами выставка работ народных умельцев. Обратите внимание на орнамент глиняных игрушек.

Учитель.

- Чернышинская роспись зародилась в деревне Чернышино на Орловщине. Инструмент для росписи: птичьи перья. Цветовая гамма: красный, фиолетовый, жёлтый. Краски разводят на белке. Элементы росписи: полосы, точки, ромбы.

- Хлудневская роспись зародилась в деревне Хлуднево, Калужской области. Инструмент для росписи: соломинка. Цветовая гамма: красный, малиновый, зелёный и другие цвета. Краски разводят на желтке. Элементы росписи: точки, овалы, полосы.

- Каргопольская роспись зародилась в селе Печниково, Архангельской области. Расписывают: мелом, сажей, синькой, суриком, цветной глиной. Элементы росписи: полоски, точки.

- Филимоновская роспись зародилась в селе Филимоново, Тульской области. Инструмент для росписи: «пёрышко» - короткая, удобная в работе кисточка из куриных перьев. Цветовая гамма: жёлтый, красный, зелёный, синий, фиолетовый. Элементы росписи: крестик, ёлочка, снежинка.

- Дымковская роспись зародилась в слободе Дымково. Расписывают: красками на яйце с квасом. Элементы росписи: полоски, клетки, кружки, овалы, точки.

- Вот и закончилось наше путешествие по музею. Ещё раз посмотрите, какие узоры использовали умельцы при росписи игрушек.

9. Работа над новым материалом (2 часть).

- Могут ли мастерицы использовать эти узоры для вышивки? (Да.)

- Где на варежке можно расположить узор? (На резинке, на пальце, по всей основе варежки.)

- Посмотрите, как расположила узор на варежке я.

- Как расположен узор на первой варежке? (В полосе.)

- На второй? (По центру.)

- На третьей? (По всей основе варежки.)

- Каким приёмом кистевой росписи лучше нарисовать звёздочку или снежинку? (Кончиком кисточки.)

- Точки? (Тычками.)

- Цветочки? (Примакиванием.)

- Сейчас мы отправимся в мастерскую, где изготовляют варежки. Вы будете мастерами, кисточки - спицами, а краски - цветными нитями.

- Какие цветные нити вы взяли бы для вязания?

- Берите только три цвета. Я вязала вот такими нитями: на жёлтой основе - синими, зелёными и красными.

- Вырежьте варежки, нарисованные на картоне.

- Если варежки симметричны, то и орнамент на варежках должен быть каким? (Симметричным.)

- Я вам даю две минуты для того, чтобы придумать единый орнамент для варежек в простом карандаше. Для этого вам пригодятся альбомные листы с обведённой варежкой.

- Теперь перенесите этот узор на свои варежки. Работайте в парах, берите один цвет краски и одновременно наносите узор. Не забывайте, что он должен быть симметричным.

10. Самостоятельная работа.

- Приступайте к работе. Рисуем сразу же кисточкой.

Дети рисуют, а учитель с помощью дырокола делает отверстие в каждой варежке.

- Что делают с варежками для того чтобы не потерять их или не перепутать? (Пришивают резинку.)

- А мы соединим варежки ниткой. Свяжите варежки.

11. Итог урока.

- Где можно использовать наши варежки? (Для украшения класса к Новому году.)

12. Рефлексия учебной деятельности.

- У вас на столах лежат маленькие варежки трёх цветов. Варежка белого цвета означает, что урок был интересным, не скучным для вас. Жёлтого - я немного скучал. Синего - меня тянуло в сон.

- Возьмите варежку только одного цвета.

- Расположите свои выбранные варежки по цветовой гамме.

- Спасибо за внимание! Урок окончен!

© 2010-2022