- Преподавателю
- Начальные классы
- Разработка урока по русскому языку 4 класс Временные формы глагола
Разработка урока по русскому языку 4 класс Временные формы глагола
Раздел | Начальные классы |
Класс | 4 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Миронова О.А. |
Дата | 22.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТИП УРОКА: Урок систематизации и обобщения знаний и умений ( УСОЗиН)
ТЕМА урока: Временные формы глагола
Цель: создать условия для обобщения и систематизации знаний о временных формах глагола.
Планируемые результаты:
Предметные:
-
обобщить и закрепить знания о времени глаголов, совершенствовать умение задавать вопросы к глаголам, определять время глагола, выполнять звуко-буквенный анализ слова.
Метапредметные:
-
создать условия для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в группе, выполнять различные роли в группе, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, принимать другую точку зрения)
-
создать условия для формирования регулятивных универсальных действий, развивать умение ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности
-
создать условия для формирования познавательных универсальных действий (ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы)
Личностные:
-
создать условия для формирования способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Межпредметные связи: литературное чтение
1.Организационный этап. Работа над созданием эмоционального настроя на уроке
Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Всё получится у нас!
Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу!
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Послушайте загадку и скажите, о какой части речи говорится:
Что без меня предмет?
Лишь название.
А я приду -
Все в действие придет:
Летит ракета.
Люди строят здание.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет. (Глагол)
Про глаголы говорят «живые слова», оживляющие всё, к чему они приложены.
БЛИЦ - ОПРОС.
- Соберём уже известную информацию о глаголе. Задайте друг другу вопросы о «Глаголе».
-
какую часть речи мы изучаем? /глагол/
-
глагол это... /самостоятельная часть речи/
-
Что обозначает... /действия предметов/
-
На какие вопросы отвечает .../что делать? что сделать?/
-
перед глаголами не бывает ( предлогов)
- Минутка чистописания
Сегодня в минутке чистописания у нас с вами гласная буква. Это личное местоимение. Оно указывает на того кто говорит.
А теперь послушайте стихотворение
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Кто автор? Алексей Плещеева.
Почему я выбрала именно это стихотворение?- Какое настроение вызвали у вас эти строки? Каким предложением вы начали бы свой рассказ?
Наступило прекрасное время года.
- Время… Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)
- Ребята, давайте обратимся к нашим словарям и уточним значение этого слова. Словарь В.И.Даля: «Время - это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками».
Значение слова Время по Ожегову:
Время - Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Грамматическое значение (Форма глагола, выражающая отношение действия или состояния к моменту речи или к какому-либо другому моменту Н.вр., Б.вр., ПР.вр.).
- Какие пословицы со словами Время вы знаете? (Делу время, потехе - час. Время - не птица, за хвост не поймаешь. Не время сидеть сложа руки. Всему своё время.)
Б) Произведём фонетический разбор слова время.
В - [в ] - согл., тверд., зв., парн.
Р - [р] - согл., мягк., зв., непарн.
Е -[ э] - гл., ударн.
М - [м] - согл., мягк., зв., непарн.
Я - [а]- гл., безударн.
________
5 б., 5 зв.
Постановка цели и задач урока.
- Как вы думаете, что может связывать эти два понятия глагол и время?
- Как вы понимаете, дальше у нас пойдет разговор не о простом времени, а о времени глаголов. Кто сформулирует тему нашего урока? (Время глагола) Составим план работы на уроке.
- Повторить и систематизировать знания по теме «Глагол».
- Научиться ставить вопросы к глаголам и определять временные формы глагола и правильно употреблять в речи.
2 группа: настоящее время
Весна ступает в свои права. На небе плывут облака. В окно светит солнце. Мы радуемсятеплу.
3 группа: будущее время
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!Мы поедем на море.Ты улыбнёшься весеннему солнцу.
Что сделают? Что сделает?что сделаем? что сделаешь?
Подведем итоги работы в группах о временных формах глагола.
Физкульминутка (если вы услышите глагол прошедшего времени - приседайте, услышите глагол настоящего времени - наклон вправо, глагол будущего времени - наклон влево)
4. Обобщение и систематизация знаний.
-Работа по учебнику с 71 упражнение №146.Выписывают глаголы, указывают время.Рассказывают о выделенных глаголах по плану.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Упражнение «Четвёртый лишний».
На доске записаны группы слов. В каждой группе есть «лишнее» слово. Найдите и объясните почему? (Учащиеся работают в парах.)
Трещит, скрипит, воет, скулил. (скулил)
Встречает, визжал, поскрипывал, дул. (встречает)
Прочитает, запишет, нарисует, удивил. (удивил)
Вставьте нужные по смыслу глаголы.
Пришла беда, отворяй ворота.
Кто рано встает, тому Бог дает.
Отольются кошке мышкины слезы.
Дело мастера боится.
Смелый побеждает, трус погибает. Слово не воробей: вылетит - не поймаешь.
7. Рефлексия (подведение итогов занятия). Закончи предложение.
- Как определить время глагола? (По вопросу.)
- Какое действие обозначают глаголы в форме настоящем времени, и на какой вопрос отвечают?
- Какое действие обозначают глаголы в форме прошедшем времени, и на какие вопросы отвечают?
- Какое действие обозначают глаголы в форме будущем времени, и на какие вопросы отвечают?
Разбор домашнего задания. С 71 №147 или выписать 8 строчек любого стихотворения из литературного чтения, подчеркнуть глаголы, указать время.