Урок Обучающее изложение Лучи солнца

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Русский язык

2 класс

Тема: Обучающее изложение «Утренние лучи» (По К. Д. Ушинскому)

Цель как деятельность учеников: развитие умения письменной речи - письменный пересказ прослушанного и зрительно воспринятого текста, включающего слова с изученными орфограммами.

Планируемые результаты (задачи урока):

Предметные:

  • воспринимать текст на слух;

  • выбирать наиболее подходящее заглавие из нескольких предложенных;

  • делить текст на части, озаглавливать части;

  • предполагать по ключевым словам и фамилии автора содержание текста;

  • подробно пересказывать текст с опорой на план и ключевые слова;

  • грамотно записать пересказ;

  • увидеть опасные места в словах, находить и исправлять свои орфографические ошибки на изученные правила.

Метапредметные (УУД):

  • определить и сформулировать цель и задачи деятельности на уроке с помощью учителя;

  • учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

  • договариваться с одноклассниками во время работы в паре и группе.

Личностные:

  • обращать внимание на особенности письменных высказываний других людей (автора текста);

  • понимать эмоции автора, получать информацию о нем посредством анализа текста.

Оборудование к уроку:

  • технические средства для демонстрации презентации;

  • модель солнышка и горной вершины, изображения четырех камней с записанными на них вопросами;

  • плакат с ключевыми словами;

  • карточки с текстом изложения (по количеству учащихся);

  • карточки разных цветов с тестами для работы в группах (по количеству учащихся);

  • таблица условных обозначений;

  • диск с мелодией для динамической паузы;

  • у обучающихся - разноцветные ручки.

Ход урока.

1. Организационный момент и планирование деятельности учащимися с помощью учителя.

Придумано кем-то просто и мудро

С улыбкой здороваться: «Доброе утро!»

- Доброе утро! - солнцу и птицам.

- Доброе утро! - улыбчивым лицам.

- С предвкушения доброго дня и успехов в совместной работе начнем наш день.

- С нами учиться пожелал новый необычный ученик. Кто это? (Слайд 2. Без крыльев летаю, без ног хожу, без огня горю.) - А что такое солнце? На уроках окружающего мира мы говорили об этом. (Солнце - ближайшая к Земле звезда. Источник энергии, тепла и света.)

- Что сегодня будем делать на уроке, вы узнаете, отгадав ребус. (Слайд 3. Написать изложение.)

- Что значит написать изложение? ( Слайд 3. Написать изложение - это письменно пересказать текст, который услышали или прочитали сами.)

- Кто готов сформулировать цель нашей работы на этом уроке?

Дети озвучивают задачи, учитель делает пометки на доске с помощью набора условных знаков, принятых для работы на каждом уроке. Таким образом, обучающиеся спланировали свою деятельность. Наглядный графический план - перед глазами, и к нему будем обращаться на протяжении всего урока, а в конце урока по нему же все вместе подведем итог.

2. Актуализация полученных ранее знаний о тексте.

- Загрустило наше солнышко у подножия горы, хочет подняться на вершину, огромные валуны преградили путь. Мы можем убрать их с пути, выполнив начертанные на обратной стороне валунов следующие задания.

-Что такое текст? (Текст - это группа предложений, связанных по смыслу)

-Что такое тема текста? ( Это то, о чем или о ком говорится в тексте)

- Что такое главная, основная мысль? (Это то главное, о чём хотел сказать автор)

- Что такое ключевые, опорные слова? ( Это самые важные слова, основные для понимания содержания текста) (Солнышко перемещаем на вершину горы). - Молодцы! И пословица гласит: «Хорош тот, кто сам вверх шагает и другим помогает». Эти слова и будут девизом нашего урока. Работаем дружно и помогаем своим одноклассникам.

3. Антиципация - предугадывание будущих действий и ситуаций (лат. Anticipatio - предвосхищение).

- Мы вспомнили, что ключевые (или опорные) слова - это самые важные слова, основные для понимания содержания текста. Благодарное солнышко подготовило для нас опорные слова из текста нашего изложения. Прочитаем их и попытаемся предположить, о чем будет текст?

Вывешивается плакат с опорными словами.

Выплыло, стало рассыпать, жаворонок, выпорхнул, поднялся, побежал, добывать, захлопал, разбудил, зажужжала, выползла, полетела, собирать.

- Есть еще одна подсказка. Вот автор текста. (Слайд 4)

- Кто узнал писателя? О чем же писал Константин Дмитриевич Ушинский? (Демонстрируются слайды 5, 6, 7.)

Дети читают на слайдах названия книг; одним предложением говорят, о чем она.

4. Работа с текстом изложения.

Чтение текста учителем. Учитель наизусть читает текст (демонстрирует соответствующие слайды 8- 12).

Выплыло на небо солнышко. Стало рассыпать свои золотые лучи.

Первый луч попал в гнездо жаворонка. Он выпорхнул из гнезда, поднялся в небо и запел веселую песенку.

Второй луч попал на зайчика. Побежал зайчик добывать на завтрак росистой травки.

Третий луч попал в курятник. Петух захлопал крыльями и разбудил кур. Стали они червяков искать.

Четвертый луч попал в улей. Зажужжала пчёлка. Она выползла из улья и полетела собирать медок с душистых цветов. (71)

(По К. Ушинскому)

- Наши предположения оказались верными?

- Какое явление природы наблюдал Константин Дмитриевич?

- Куда попал первый луч? Второй? Третий? Четвертый?

Ребята, а как по башкирски звучат слова «пчёлы» и «мёд» «улей»? (Корт, бал, умарта, корт ояхы)

Наш башкирский мёд славится по всему миру. Он очень полезный, целебный.

Самостоятельное чтение детьми и работа по выявлению признаков текста.

Текст изложения предложен детям на индивидуальных карточках. Дается установка на чтение - читать внимательно, т.к. предстоит работа по определению темы, цели, типа и стиля текста (эти четыре слова появляются на доске).

Работа в группах. У каждого ребенка на парте - карточка определенного цвета с тестом. Дети знакомятся с содержанием карточки. Затем по команде учителя организуются в группы для обсуждения проблемы, заданной тестом. Группы мобильные; дети собираются «в кучки» и работают стоя. (Помним, что очень важна смена поз во время работы учащихся с точки зрения охраны их здоровья.) Состав каждой группы определяется цветовой гаммой карточек. При подготовке к уроку учитель продумывает комплектацию групп с учетом уровня подготовки каждого ребенка. В каждую отдельно взятую группу входят учащиеся равные «по силам». Задания так же дифференцированы по сложности. Крайне важно, чтобы дети обо всем этом не догадывались.

Карточка розового цвета. Определи тему текста. А. Текст о жизни животных. Б. Текст о любви автора к животным. В. Текст об утренних лучах солнца.

Карточка зеленого цвета. Какова идея произведения? А. Ранним утром животные приступают к работе. Б. Всходит солнце, и просыпается все живое на земле (взаимосвязь явлений в природе). В. Солнышко дает задания своим лучам.

Карточка голубого цвета. Назови тип речи текста. А. Текст - рассуждение. Б. Текст - повествование. В. Текст - описание.

Карточка сиреневого цвета. Определи стиль текста. А. Художественный. Б. Научный. В. Разговорный.

Карточка жёлтого цвета. Выбери наиболее точный заголовок для текста. А. Животные просыпаются. Б. Солнышко выплыло на небо. В. Утренние лучи.

После обсуждения в группах школьники садятся за парты, а представители от каждой группы поочередно дают аргументированные ответы на свои вопросы. Класс поправляет, дополняет. По ходу работы с экрана демонстрируются верные ответы (слайды 13 - 17).

Деление текста на части и составление плана самостоятельно с последующей проверкой.

- Просмотрите текст изложения еще раз. Сколько в нем частей?

- Почему вы так думаете? (Необходимо обратить внимание на то, что каждая часть начинается с красной строки.)

Учащиеся самостоятельно составляют план и сравнивают с планом на экране, который «записало солнышко» (слайд 18). Этот план остается на экране.

Пересказ текста по плану и опорным словам.

- Вернемся к опорным словам. Прочитайте их еще раз.

- Что заметили интересного? Какое слово можно назвать «лишним»? Почему?

- Подберите синонимы к слову «выплыло».

- Почему автор использует выражение «выпорхнул из гнезда», а не «вылетел из гнезда», «поднялся с гнезда»? (Выражение легкости движения и одновременно стремительности, ведь жаворонок прячет свое гнездышко от посторонних наблюдателей.)

- Как это характеризует Константина Дмитриевича Ушинского? (Он - наблюдательный человек, знает и любит родную природу и ее явления. Ушинский прекрасно владеет русским языком, умело и точно использует слова в письменной речи…)

- Обратимся к тексту. В каких словах выражается любовь автора к родной природе?

- Ребята, мы постоянно «боремся» в своих сочинениях, изложениях с повторами. Обратите внимание - как начинается каждая часть текста у Константина Дмитриевича? Почему знаменитый писатель допускает в своем тексте один за другим сразу четыре повтора? (Этим автор передает пунктуальность в «работе» лучиков, подчеркивает, что их «работа» совершается по строгим законам природы…)

Учитель принимает все ответы детей, хвалит за активность и желание участвовать в дискуссии.

Пересказ текста по плану и ключевым словам в парах. А затем 1-2 ученика пересказывают весь текст у доски.

5. ФИЗМИНУТКА

6. Орфографическая подготовка.

Дается задание самостоятельно найти и подчеркнуть в тексте на карточке слова с изученными орфограммами:

7. Хоровое орфографическое чтение текста изложения.

8. Написание изложения.

9. Самопроверка.

10. Итог урока, эмоциональная рефлексия.

Чтение 2 - 3 работ вслух. Учителем совместно с детьми дается краткая словесная оценка работ. Ученик получает за удачную работу на память от солнышка «фотографию». Такой же подарок учитель обещает остальным ребятам по результатам проверенных работ. Все вместе по плану анализируем результаты работы на уроке. Установка на успех. (Что у вас получалось особенно хорошо?) Дети рефлексируют, выбирая соответствующий значок-солнышко.

11. Творческое домашнее задание.

Домашнее задание предлагается выполнить учащимся на выбор один из вариантов в устной форме, а по желанию детей - письменно, нарисовано (слайд 19).

Выбирай любую работу!

  • Придумай продолжение текста («работу» для пятого, шестого… лучика).

  • Придумай сказочную концовку к этому тексту.

  • Сочини свою сказку на эту же тему.

  • Почитай книги К. Ушинского, а самое интересное произведение подготовься пересказать ребятам в классе.

Желаю успехов и хорошего настроения!

6

© 2010-2022