- Преподавателю
- Начальные классы
- СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Пономаренко Л.М. |
Дата | 22.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Поделитесь с коллегами:
СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Проблема формирования орфографической зоркости с каждым днем приобретает все большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, насколько быстро дети устают от монотонного повторения и как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь. В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава русского языка. Освоение словарного состава языка идет параллельно с развитием речи ребенка, осознанием смысла слов. Понимание смысла, структуры слова, возможности его употребления, происходит через организацию ситуаций, в которых ученик может связать новое слово с другими. Когда ребенок переводит слово из устной речи в письменную, он часто сталкивается с проблемой: нельзя проверить слабую позицию звука. Со словами с непроверяемыми написаниями ученики начальных классов встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки», дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по основным предметам все больше возрастает. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов. Существует ряд причин, обеспечивающих трудности в написании слов с непроверяемыми орфограммами: - недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написанием;
- отсутствие систематизированного дидактического материала для данной работы;
- небольшое количество научных, обоснованных рекомендаций о методике обучения написанию непроверяемых слов.
- направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно;
- преследует грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов);
- проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.);
- помогает усвоить нормы правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
Словарные слова 2 класса: арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона, газета, группа, директор, до свидания, завод, здравствуйте, иней, класс, корова, линейка, машина, медведь, молоко, мороз, народ, облако, пенал, повар, помощь, посуда, работа, ребята, Родина, русский, сирень, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, ученик, учитель, урожай, фамилия, хорошо, ягода, язык. Словарные слова 3 класса: автобус, автомобиль, адрес, аллея, аппетит, аптека, багаж, бассейн, берёза, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, везде, винегрет, вместе, вокруг, вокзал, воскресенье, восток, впереди, вчера, герой, горох, горячий, готов, декабрь, до свидания, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, здесь, здравствуйте, земляника, инженер, интересный, календарь, капуста, картина, картофель, кастрюля, квартира, килограмм, коллектив, комиссия, комбайн, комбайнер, компьютер, космонавт, космос, костёр, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, медленно, месяц, металл, метель, метро, молоток, морковь, назад, налево, направо, народ, ноябрь, обед, овёс, овощ, огород, огурец, Одесса, однажды, октябрь, орех, осина, отец, пассажир, песок, пирог, пирожное, победа, погода, помидор, потом, праздник, прекрасный, пшеница, ракета, рассказ, расстояние, растение, решать, рисунок, сахар, сверстник, север, сегодня, сентябрь, сирень, соловей, солома, столица, суббота, тарелка, телефон, топор, трактор, трамвай, троллейбус, ужин, улица, урожай, февраль, футбол, хоккей, хороший, четверг, чувство, шоссе, шофёр, экскурсия, январь.
Словарные слова 4 класса: автомобиль, аннотация, беседа, биография, богатство, велосипед, ветер, воин, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костёр, магазин, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор, январь.
ПЕРВЫЙ ЭТАП РАБОТЫ - ЗНАКОМСТВО С НОВЫМ СЛОВОМ. Познакомить учащихся со словом желательно в начале урока, для того, чтобы включать его в содержание урока. Кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой начального образования гуманитарного цикла Владимирского государственного университета, Канакина Валентина Павловна предлагает один из вариантов работы при ознакомлении с правописанием изучаемого слова: 1-учитель предлагает учащимся карточку со словом; 2-необходимо уточнить лексическое значение, познакомить с этиологией слова; 3-определить место ударения, указать количество слогов, прочитать орфографически, установить разницу в произношении и написании; 4-решить орфографические задачи /какую букву нужно проверить в слове и почему, как проверить эту букву, можно ли проверить написание буквы путем подбора проверяемого слова/; 5-записать слово в в тетрадь /поставить ударение, выделить букву, которую надо при письме запомнить, подобрать однокоренное слово, провести наблюдение над единогласным написанием в них корня/; 6-проверить по словарю новое слово; 7-составить словосочетание или предложение с новым словом. В.П. Канакина в книге «Работа над трудными словами в начальных классах» предлагает интересный материал для работы по знакомству с новым словом. Языковой материал по каждому слову включает разделы: 1) толкование слова; 2) к истокам слова; 3) однокоренные слова; 4) сочетаемость слов; 5) синонимы, антонимы; 6) когда так говорят; 7) практический материал: загадки, пословицы, поговорки, предложения, тексты из художественных произведений и деловых статей, в которых употребляется рассматриваемое слово.
Например: Автомобиль.
Автомобиль, - а,м. Самоходная машина с двигателем внутреннего сгорания , для перевозки пассажиров и грузов по безрельсовым дорогам. С дымом мешается облако пыли, мчатся пожарные автомобили.(С.Я.Маршак) //прил.автомобильный, -ая, -ое. Автомобильный транспорт. Автомобильный завод. К истокам слова. Автомобиль- слово, составленное из греческого местоимения аутос, означающего «сам», и латинского прилагательного мобилис, которое значит «подвижный». Автомобиль - «сам собою подвижной». Однокоренные слова. Автомобиль, автомобильчик, автомобилист, автомобилистка, автомобильный. Сочетаемость слов. Небольшой, маленький, новый, старый, красный, тесный, удобный, грузовой, легковой, служебный… автомобиль. Водитель автомобиля. Посадка на автомобиль. Поездка на автомобиле. Водить автомобиль; выпускать автомобиль; ехать автомобилем. Автомобиль мчится, едет, подошёл, затормозил, остановился, тронулся, повернулся куда-л , сломался, переполнен, едет… Синонимы. Автомобиль, автомашина, машина. Загадки. 1) Чтоб тебя я повёз мне не нужен овёс. Накорми меня бензином, дай копытца на резину, и тогда, поднявши пыль, побежит…(автомобиль). 2).Дом на улице идёт, на работу нас везёт. Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. Предложения, тексты.1).Тогда ещё в моде извозчики были и редко ходили автомобили. (Н. Асеев) 2). По горам то вниз, то в гору, за собой вздымая пыль, мчался в утреннюю пору голубой автомобиль. ( Б. Чалый) 3).Жил-был маленький автомобильчик. Он был такой крохотный, что хозяин звал его просто Малыш. (Л.Берг) 4). Между холмами - сопками, мимо старых деревень и новых посёлков, петляла автомобильная дорога. (М. Аджиев)
Вводить новое слово учитель может разными способами.
- учитель предлагает загадку, а отгадка - новое слово
Раскололся тесный домик Толстовата, форсиста На две половинки, Сорочек надела триста И посыпались в ладони А нога одна. Бусинки-дробинки.
Ответы: берёза, ветер, горох, капуста
2-разгадывание кроссвордов
- Для уборки урожая на поля я выезжаю, и за несколько машин там работаю один (Комбайн)
- С хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком (собакА)
- Подготовим место, раскатаем тесто. Вот повидло, вот творог. Мы хотим испечь ... (Пирог)
- В два ряда дома стоят - десять, двенадцать, сто подряд. И квадратными глазами друг на друга глядят (Улица)
- Океан бездонный, океан бескрайний, безвоздушный, темный, и необычайный. В нем живут Вселенные, звезды и кометы, есть и обитаемые, может быть, планеты (космоС)
- Без языка говорит, без ушей слышит (Телефон)
- Линию прямую, ну-ка, сам нарисовать сумей-ка! Это сложная наука!
Пригодится здесь... (линейкА)
- 2.
, оф тк ц Ответы: картофель, улица
4-предложить карточку-картинку с изображением предмета 5-предложить карточку со словом Второй этап работы - закрепление слов с непроверяемым написанием. Наиболее распространённым видом словарно-орфографических упражнений являются диктанты, которые можно использовать в работе со словарными словами. 1-картинный диктант Учитель показывает карточку-картинку. Дети называют изображённый предмет, объясняют написание безударной гласной в слове, записывают слово, выделяя в нём безударную гласную и ставят знак ударения или дети самостоятельно записывают слово, выделяют безударную гласную в слове, которую нужно запомнить при письме, ставят ударение. 2-зрительный диктант /учащиеся орфоэпически и орфографически проговаривают написанное на карточке слово с выделенной безударной гласной, выясняют его значение и записывают по памяти/ 3-распределительный диктант /группировка и запись слов по орфографическим признакам в заданные столбцы/ 4-диктант с использованием загадок 5-диктант по памяти /по темам: овощи, посуда, инструменты и др.; с безударными гласными «О», «И», «Е»/ 6-творческий диктант /замена описательных оборотов словами-синонимами/ Обучение животных - дрессировка, асфальтированная дорога - шоссе. 7-диктант с комментарием /учитель диктует слова, учащийся комментирует их написание, остальные дети записывают эти слова в тетрадь/ 8-диктант «Проверь себя» /учитель диктует слова, учащиеся записывают их, а те слова, в написании которых сомневаются - пропускают. По окончании диктанта спрашивают учителя, как нужно писать и вставляют орфограмму. ПРИЕМЫ РаботЫ над значением словарных слов. Работа над словом предполагает «количественное и качественное» обогащение словаря учащихся и его активизацию. Например, дети знакомятся со словом МЕДВЕДЬ и осознают его первое значение (крупный хищный зверь с длинной густой шерстью и короткими толстыми ногами) и возможность синонимичной замены слова - МЕДВЕДЬ - косолапый, топтыгин, мишка, мишка косолапый. В следующих классах учитель через систему упражнений знакомит детей с другими связями по значению этого слова и его сочетаемостью с другими словами в словосочетании и предложении.
- Прочитать, выписать предложение, в котором слово МЕДВЕДЬ употребляется в прямом значении, затем предложения, в котором имеет переносное значение.
- Прочитать, выписать из предложений однокоренные слова, объяснить их значение.
- Вставить в предложение подходящие по смыслу слова МЕДВЕДЬ, КОСОЛАПЫЙ, ТОПТЫГИН. Объяснить, почему употреблено выбранное слово.
- Найти в предложениях слова, близкие по смыслу, но не однокоренные.
- Подобрать однокоренное слово с корнем -МЕДВЕД(Ж)-, относящиеся к разным частям речи. Составить предложение с этим словом.
- Подобрать к слову МЕДВЕДЬ подходящие по смыслу имена прилагательные (глаголы).
- Подобрать к слову, данному учителем, подходящее по смыслу слово из словаря.
- Выписать из словаря слова с парными согласными на конце: (сапог, мороз, космос, диалог)
- Подберите из словаря для справок слова, количество букв которых соответствует количеству клеточек. Обозначьте ударение в словах.
- Игра «Цепочка» (последняя буква предыдущего и первая буква последующего слова)
- Выписать слова на темы ШКОЛА, ИНСТРУМЕНТЫ, ПТИЦЫ, ЖИВОТНЫЕ
- Выписать слова, отвечающие на вопрос «кто?» или «что?»
- Выписать слова, обозначающие признаки предметов.
- работа над словом;
- работа над словосочетанием и предложением;
- работа над связной речью.
Определите, на какую звезду с буквой смотрит звездочёт. М…дленно, р…сунок, с…хар, с…лома, …зык. «Спор букв» с е/и рень к а/о ньки
п е/и нал с а/о пог
Русский язык - это язык великого русского народа. Ему свойственны необыкновенное богатство словарного состава, гибкость и пластичность грамматических форм и значений, разнообразие стилистических средств. Умение писать грамотно на родном языке у учащихся начальной школы формируется недостаточно. С одной стороны, навык грамотного письма является общеучебным, следовательно, дети, не овладевшие этим навыком, столкнутся с трудностями в дальнейшем обучении. С другой стороны, важна не столько грамотность функциональная (первоначальные навыки письма и чтения), сколько языковая (навык владения языком в устной и письменной речи в повседневном общении). Усвоение орфографических правил помогает детям в дальнейшем писать грамотно. Орфографическое правило - норма письменной речи. Суть орфографии раскрывается с помощью морфологического, традиционного, смыслового и других принципов. К большинству написаний применён морфологический принцип русской орфографии, который охватывает все типы морфем. Но есть такая категория слов, которая не подчиняется правилам. Они подводятся под действие традиционного принципа русской орфографии. Традиционные написания не могут быть проверены, подобно морфологическим, сильными позициями соответствующих гласных и согласных фонем. Правописание подобных слов нельзя подвести под какое-либо правило, их следует изучать каждое в отдельности. Это так называемые словарные слова. Их, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на одной тетрадной страничке, а словарных слов, правописание которых в большинстве своём не поддаётся никакой логике (детской во всяком случае), - целый толстенький словарь. Их надо учить и учить, нередко снова и снова возвращаясь к одному и тому же слову. Репродуктивную деятельность, механическое заучивание можно разнообразить использованием занимательного материала, внесением в изучение правописания словарных слов игры. Это будет заключаться во внедрении нетрадиционных методов, форм, приёмов работы со словом, в знакомстве с увлекательным развивающим материалом: познавательными текстами, высказываниями, пословицами, поговорками, играми со словом, вопросами и практическими заданиями. Рекомендуемые мною различные виды упражнений - конкретная практическая помощь студентам, учителям начальных классов. Упражнения можно использовать в готовом виде или взять из них отдельные элементы. Кроме этого студенты, учителя могут реализовывать заложенные в упражнениях идеи, самостоятельно подбирая другой языковой материал. Главное - проводить каждодневную, целенаправленную, разнообразную работу по усвоению учащимися правописания словарных слов, результатами которой, станут успехи наших учеников.
ЛИТЕРАТУРА
- Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. - Екатеринбург, 1996.
- Егорова И.В. Словарная работа на уроках русского языка. - http//:festival.1september.ru
- Киримпиди Г.И. Методика работы со словарными словами в начальной школе. - http//:festival.1september.ru
- Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
- Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. - М., 2003.
- Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
- Текучёв А.В. Методика русского языка в средней школе. - М., 1980.
- Универсальный словарь русского языка. /Под ред. Соболевой О.Л.- М., 2003.
- Шанский Н.М. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М., 2000.