Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Природа в опасности»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Природа в опасности»Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Природа в опасности»Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Природа в опасности»Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Природа в опасности»Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Природа в опасности»Урок по окружающему миру для 2 класса по теме «Природа в опасности»ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к уроку по окружающему миру «Природа в опасности». /Урок проводился во 2-Б классе МБОУ лицее № 82 п. Каменоломни Ростовской области./ Учитель: Дымова Людмила Зельмановна. Урок был обобщающим, объединившим следующие разделы: «Растения» и «Животные», в который был включен региональный компонент «Заповедники или заказники родного края». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Эта задача определила следующие цели данного урока: - изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественных и обществоведческих дисциплин;

- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе;

- развитие умения замечать в поведении людей негативное отношение к природе, определять меры защиты природных богатств.

Оборудование: таблички с надписями: «Врачи», «Художники», «Эксперты». На доске новые слова: эксперт, рецепт, диагноз; вывеска с надписью «Лесная лечебница».

У «жителей леса» - карточки (в половину печатного листа): с одной стороны, обращенной к ребятам, на ярком цветном фоне - картинки с изображением данного персонажа; на обратной стороне, на белом фоне - текст (монолог этого персонажа), напечатанный крупным шрифтом.

Урок проводился в виде ролевой игры. Использовались как индивидуальные, так и групповые методы деятельности обучающихся. Осуществлялись метапредметные связи: работа над лексическим значением новых слов (русский язык) и чтение с листа по ролям (литературное чтение) - развитие монологической речи.



I Организация класса

Желательно до урока расставить парты таким образом, чтобы ученики были разделены на 4 группы. На партах таблички: «Врачи», «Художники», «Эксперты». Отдельно будут сидеть дети, представляющие «ель», «березу», «бабочку», «ландыш».

эксперты

художники ки

врачи

учительПо команде учителя дети рассаживаются на определенные места и рассматривают предметы на столах, учитель поясняет, что у «Художников» должны лежать на столах фломастеры, ножницы, альбомные листы. Сразу предлагается разрезать листы на 4 равные части. Пока художники работают, учитель поясняет, что у «врачей» - карточки с «диагнозами». Группа врачей знакомится с текстами карточек. В это время учитель поясняет «экспертам», что клей им будет необходим, чтобы наклеить рисунки «художников» и карточки «врачей» на лист ватмана на доске. Причем рисунки и карточки должны соответствовать друг другу (лист ватмана можно заменить магнитной доской) В итоге общая схема расположения может выглядеть следующим образом:

доска

жители леса

II Ролевая игра «Лесная лечебница»

Начиная игру, учитель предлагает сказать «договорилку»:

Ра-ра-ра, начинается игра…(игра).

Су-су-су,посмотрите - мы в …(лесу).


- Да, ребята, мы сейчас находимся в лесу, а точнее в лесной лечебнице. Скоро начнется прием пациентов. Каждому из них врачи определят «диагноз» и эти карточки отдадут художникам. Художники рисуют условную схему по содержанию «диагноза» и все это отдадут экспертам. Эксперты вклеивают в «рецепт» (ватман на доске) соответствующие рисунки и «диагнозы», а лесные жители будут выздоравливать. Только работать надо внимательно и аккуратно, ведь лечение - это очень серьезное занятие. Приглашаем первую пациентку - «березу». (Выходит «береза». Учитель вручает ей карточку с текстом.) «Береза» читает - жалуется: - Помогите мне, пожалуйста, уважаемые доктора! Каждую весну приходят в лес люди и режут острыми ножами мою кору. Я так и трепещу от боли. Из ранок вытекают мои соки. Я слабею, с трудом стою под ветром. А в ранки так и норовят попасть бактерии разных древесных болезней. - Конечно, мы тебе, березка, поможем! (Врачи ищут «диагноз», который подходит в данном случае, и передают художникам.)
Следующей на прием приглашается - «ель»: -Я самое несчастное дерево в лесу! Людям нравятся мои мохнатые душистые веточки. Они так и норовят их обломать. А веточки мои гибкие, сразу не ломаются. Так нет же! Все равно люди стараются их выкрутить, оторвать с корой, отломить сразу несколько. Если бы они знали как это больно! Но еще хуже мне зимой, в канун новогоднего праздника. Каждый год жду своей погибели от острой пилы или топора. Людям, видите ли, хочется свой праздник пушистой елочкой украсить. Только не думают они, что гибнем мы в этот праздничный день.
Появляется «ландыш». -Пожалуйста, ландыш, проходите. -Я красивый цветок и очень душистый. От этого все мои несчастья. Рвут нас люди без счета. Продают букетики и ставят их дома. А надолго ли хватит нашей красоты и запаха, если мы без основы нашей, без корневища, без питания стоим в затхлой воде. Очень стараюсь я спрятаться подальше от люде в заросли кустарников, влажные и сумрачные места. Но боюсь, что и там найдут. А ведь сколько пользы от нас, ландышей, как от лекарственных растений! Не хочет человек над этим задуматься.
И, наконец, «бабочка». - Последняя пациентка - бабочка, приглашаем вас. - Я легкокрылая бабочка. Весело мне порхать по опушке леса, собирая сладкий нектар с цветков, помогая опылять их для продолжения рода Но с тревогой порхаю я с сестрами, если на опушке появляются дети. Они стремятся поймать нас во что бы то ни стало. А для чего мы им? Своими жесткими пальцами мнут дети наши нежные крылышки, осыпают с них яркие чешуйки, хватают нас за ножки иусики. Потом некоторых отпускают. Но гибнут они с помятыми крылышками, не могут больше летать. А других уносят домой и делают из них коллекцию.
У врачей на столе следующие карточки: Нельзя рвать цветы! Не ломайте ветки деревьев! На новогодний праздник лучше наряжать искусственную елочку. Нельзя ловить бабочек! Не уничтожайте насекомых, лягушек и жаб! Не разоряйте гнезда птиц! Не трогайте птенцов руками - их покинет мать. Не берите животных из леса домой! Не делайте надрезов на коре дерева, не срывайте ее! (Можно дополнить список)
Следует выбирать только те карточки, которые подходят по смыслу.
III Итог игры - Посмотрите, какой «рецепт» получился в нашей лесной лечебнице. -Подумайте, кому он больше подходит: людям или обитателям леса. -Почему? Можно ли вылечить природу, если следовать данному рецепту?
IV Региональный компонент. Природа Донского края. Экология. Заповедники на территории Ростовской области:

  1. «Персиановская степь».
  2. «Донской Государственный рыбный заповедник (Донское запретное рыбное пространство)».
  3. Государственный степной заповедник «Ростовский».

(Что такое заповедник? Заповедник - это территория, полностью изъятая из какой-либо хозяйственной деятельности, где ведется научно- исследовательская работа.)












© 2010-2022