Карта урока по русскому языку по программе Начальная школа 21 века Приставка как часть слова 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока.


Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Титова Елена Павловна

Район

Володарский

Место работы

МАОУ СШ №8 с/п Новосмолинский

Должность

учитель начальных классов


Общая информация

Модуль

Как устроен наш язык

УМК

Начальная школа ХХI века

Тема урока

Приставка как часть слова

Тип урока

Открытие нового знания

Цель, задачи

Познакомить с приставкой как значимой частью слова, стоящей перед корнем и служащей для образования новых слов

Необходимое оборудование Теоритический материал учебника и тетради на печатной основе Карточки для групповой работы презентация «Гимнастика для глаз»

Дидактическое обеспечение Иллюстрации «Приставучая приставка», «Финиш» Рисунки «малыши-приставки» Иллюстрации-карточки


Планируемые результаты урока
  • Личностные

ЛичностныеУУД

Осознание языка как основного средства человеческого общения.

Способность к самоорганизованности. Интерес к предмету.



  • Предметные

Знакомство с приставкой как частью слова Выделение её из состава слова Знакомство с ролью приставки в слове Закрепление знаний о составе слова


  • Метапредметные

Умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач


  • Коммуникативные УУД

Взаимоуважение, доброжелательное отношение друг к другу Учиться взаимодействовать в паре и в группе. Владение коммуникативными умениями с целью сотрудничества при работе в паре и в группе.


  • Регулятивные УУД

Действие по алгоритму

Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Взаимоконтроль, самопроверка, лесенка успеха, сигнальные круги


Литература и Интернет-ресурсы

Основная

Методическое пособие по УМК «Начальная школа ХХ1 века»2 класс

Дополнительная

Бетенькова Н.М.Фонин Д.С. Игры и упражнения на уроках русского языка

АСТ Астрель Москва 2002

Интернет-ресурсы

Фестиваль педагогических идей «Первое сентября»

ЭОРы

Мультимедиа пособие «Начальная школа ХХ1 века. Русский язык»2 диск

Приставка как часть слова. ООО «Экзамен- Медиа»,2013


План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся
Этап урока
Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
Деятельность обучающихся с указанием форм организации
Формируемые УУД
(с указанием конкретных действий)
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

Давайте улыбнемся друг другу и настроимся на работу. Каким вы хотите видеть сегодняшний урок? Разомнем пальцы перед работой

Пальчиковая гимнастика

Две веселые лягушки ни минуты не сидят -
Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят.

Запишите число, Классная работа.

Спасибо!

Интересным, весёлым, хотим узнать новое.


Личностные УУД

Формирование интереса к предметно - исследовательской деятельности на уроке.


Минутка чистописания

Приставки строчка с а и строчка с о

На, за по про

Что поможет красиво написать посадка, ручка, тетрадь

Найдите самый красивый обведите.



Предметные УУД

Умение выделять нужное из предложенного


2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

На доске записаны в столбик слова: налил, вылил, перелил, полил, лиловый

Прочитайте вслух написанные на доске слова. Как они называются?

Соотнесите слова и иллюстрации.

Почему вы так считаете?

Что такое корень? Запишите слова в столбик.

Какая еще известная вам часть имеется в данных словах?

Что такое окончание?

Какую часть ещё не выделили?

Что такое суффикс?

Как вы думаете, может ли быть слово без суффикса? Докажите.

А без корня? Докажите.

-Все ли части слова мы обозначили?


На доске - родственные слова, кроме слова лиловый.

У этих слов один корень - ли (лил, лить, проливаю)

Окончание - нулевое.

Изменяемая часть слова.

Суффикс - л.

Часть слова между корнем и окончанием.

Нет.

Познавательные УУД

Восстанавливать по смыслу и по структуре недостающую часть слова.

Знакомиться с приставкой как частью слова.

Находить слова, от которых образованы слова с приставкой.

Объяснять значения производных слов с использованием приёма развёрнутого толкования


3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

А теперь настало время узнать новую часть слова. Я покажу вам иллюстрацию, а вы попробуйте догадаться, как она называется? (показ иллюстрации «Приставучая приставка»)

Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

Можете ли вы сформулировать цель нашего урока? (Узнать, что такое приставка, как она обозначается (найти ее)

Часть перед корнем.

Эта девочка - приставучая. Она пристаёт к корню слева.



Тема спрятана на доске




Коммуникативные УУД

Умение слушать и предлагать свои гипотезы

Метапредметные УУД

Строить сообщение в устной форме; к более точному выражению собственного мнения и позиции.

Умение принимать с сохранять учебную задачу; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; осуществлять синтез как составление целого из частей.

4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

Часть слова, которая стоит перед корнем называется приставкой. Она обозначается значком. Выделите приставки в словах.

Какие они, одинаковые или разные?

Что меняется в слове с изменением приставки?

Докажите это, объясните смысл каждого слова.

Изменения значения слова приводит к образованию нового слова.

Если приставка изменяет значение слова, то для чего она служит?

Теперь скажите всё, что вы узнали о приставке



В этих словах разные приставки

С изменением приставки меняется смысл (значение слова).

Слово «налил» обозначает, что жидкостью наполнили ёмкость

Слово вылил - что-то опустело

перелил - перенесли жидкость

полил - сделали влажным.

Приставка служит для образования новых слов

Приставка - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка обозначается значком

Коммуникативные УУД

Умение слушать и предлагать свои гипотезы

Предметные УУД

Выделять и отмечать приставки в предложенных рядах слов.

Регулятивные УУД

Осуществлять взаимный контроль и оказывать взаимопомощь (работа в паре).

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

Открываем учебник на с. 143. Мы сегодня работаем в блоке

«Как устроен наш язык». Работаем с упражнением №1 страница 143, прочитайте задание.

Обратите внимание на подсказку ниже упражнения. Давайте попробуем подобрать приставку для первого словосочетания.

Для того, чтобы было интересно и легко, работать будете в парах (когда будете готовы, покажите домик)

Чем они отличаются?

Каждая пара запишет одно понравившееся словосочетание.

В рубрике «Тайны языка» прочитаем правило.

Приставка как часть слова.



Допиши недостающую по смыслу часть слова. Воспользуйся подсказкой.

…бежал за угол; …бежал из дома; …бежал первым; …бежал через дорогу; …бежал от края.

за-, вы-, при-, пере-, от-

Забежал за угол.




Знак приставки.

Вывод: приставка имеет значение.


Коммуникативные УУД

Умение слушать и предлагать свои гипотезы, работать в парах

Регулятивные УУД

Знакомиться с алгоритмом нахождения приставки и использовать его при решении практических задач.

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом

Физкультминутка

Физкультминутка «у жирафов»


Физминутка под музыку



6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

Поработаем в группах.

Рассмотрите рисунок. Кто учувствует в соревнованиях? Что сделал каждый из участников?

Запишите эти слова в своих группах:

Доплыл, доскакал, долетел, добежал.

Что общего у всех этих слов? Почему? Выделите приставки.

Значит приставка до- в этих словах имеет значение. Подумайте, что она обозначает в каждом из этих слов?

С её помощью образовались новые слова. В русском языке больше 40 приставок, с ними вы будете знакомиться и дальше и ещё многое о них узнаете.

Как же найти приставку? Выскажите свои предложения

В учебнике прочитайте, как найти приставку. Узнаем, правы ли мы?

Нужны знанья и уменья

И отличнейшее зрение.

Листочки

На рисунке кит, щенок, воробушек, кенгурёнок бегут к финишу

Дети пишут:

Доплыл, доскакал, долетел, добежал.

Общая часть - до, обозначает, что действие закончилось.

Ответы каждой группы: обозначает, что действие уже закончилось.

Высказывания детей

Чтение правила в тексте

Предметные УУД

Подбирать слова с приставкой

Знаково-символические УУД

Находить и фиксировать (графически обозначать) приставки в словах

Коммуникативные УУД

Умение работать в группе

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

Сейчас надо проверить свои силы.

Добавь нужную приставку.

до-, о-, об-, от-, по-, под-, про

____ходить к дому

____лить на скатерть

____расти до папы

____листать всю книгу

____писать букву

____поздать в школу

Прочитайте задание. Выполните работу самостоятельно, а Диана у Доски. Проверьте свою работу.

Открывают тетради «Пишем грамотно»

на странице 81 упр. 1.

Критерии на слайд

«5» - без ошибок

«4» -1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок


Проверка, рефлексия (дети выставляют самостоятельно оценку на полях за данный этап работы)

Коммуникативные УУД

Договариваться о последовательности действий и порядке работы в паре

Предметные УУД

учились находить приставку и обозначать ее

Регулятивные УУД

планировали свою деятельность и осуществляли контроль


8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

Учебник (с 81 упр. 2 тетрадь)

Допиши к словам первого столбика приставку до-,

к словам второго столбика - приставку от-.

Соедини стрелкой слова, противоположные по значению

____лить ____плыть

____бавить ____бавить

____бежать ____лить

____плыть ____бежать

Проверьте работу соседа по образцу. Оцените работу соседа. Критерии на экране.


Работа в тетради№2

«Пишем грамотно»

Критерии на слайд

«5» - без ошибок

«4» -1 ошибка

«3» - 2 ошибки

«2» - 3 и более ошибок


Предметные УУД

Умение выделять значимые части слова. Умение действовать по алгоритму.

Преобразовывать информацию, представленную в виде толкования слова: устанавливать производное слово, выделять и отмечать в нём приставку.

Регулятивные УУД

Планировать свою деятельность и осуществлять контроль


Этап Домашнее задание

Творческое задание

Нарисовать приставучую приставку

Базовый упражнение 5 стр.146 из учебника

Повышенный составить небольшой текст, чтобы было несколько слов с одним корнем и разными приставками.




Слайд



Картинки пришел, подошел, отошел

Регулятивные УУД Учитывать степень сложности задания и определять для себя возможность/невозможность его выполнения.


9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

Наш урок подходит к концу. Давайте подведём его итог. Узнали ли что - то новое?

Тогда небольшой блиц - опрос, отвечать быстро и всем вместе:

Приставка - это слово или часть слова?

Приставки есть у всех слов?

Приставка пристаёт к корню слева или справа?

Для чего служит приставка?

Оцените свою работу,

Если вы узнали сегодня на уроке что такое приставка и как ее найти в слове, то поставьте около зеленого смайлика свой магнитик.

Если вы знаете теперь, что такое приставка, но затрудняетесь ее находить в слове, то поставьте около желтого смайлика свой магнитик

Если вы затрудняетесь в определении, что такое приставка и как ее найти в слове, то поставьте свой магнитик около красного смайлика.

Один ребенок объясняет почему.

Учитель соглашается с выставленными отметками, благодарит детей за урок.

Урок окончен!

Ответы детей.

Часть слова.

Нет.

Слева.

Для образования новых слов.






















Регулятивные УУД

Контролировать собственные действия в соответствии с алгоритмом


© 2010-2022