Классный час о толерантном поведении

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Тема урока № 2: « Искусство общения» Цель урока: Закладывать понимание того, что Бурятия многонациональная республика, все люди равны и имеют одинаковые права. Задачи урока:
  1. Формирование убеждения: «Другой - это ценность».
  2. Развитие доверия, открытости, умения слушать и понимать людей других национальностей.
  3. Воспитание этнической культуры, знакомство с разными национальностями

Эпиграф: Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов) ( Слайд №2)

Этапы урока

Ход урока

Прослушивание музыки. Колыбельные разных народов мира.

- К какому жанру музыкальных произведений вы отнесете данную музыку? (колыбельная)

- Что она вам напомнила, какие чувства?

Вывод: Каждому ребенку с детства необходима ласка, забота. Через молоко матери он впитывает ее любовь, знания о том, кто ты.

Вводная часть урока

(слайд №3)

Ученик: У. Каждый ребенок, подрастая, начинает интересоваться своей родословной. Он спрашивает о бабушках и дедушках. Так и человечество в целом постоянно задает себе вопросы о собственных родовых корнях. У.Как же появились люди на Земле? Человечество давно стремилось выяснить свое происхождение. Когда научных знаний еще не существовало, люди складывали об этом красивые легенды. Легенда североамериканских индейцев.
Однажды боги вылепили фигурки людей из глины и положили их в печь обжигать. После обжига они приобрели кирпично-красный оттенок - это были индейцы. В следующий раз боги заболтались и забыли вовремя вынуть фигурки из печки. Те обуглились и стали черны, как головешки. Так возникли негры. А потом уже боги, боясь пережечь глиняные статуэтки, вынули их раньше времени, и они получились бледно-розового цвета. Так появились европейцы. У. По библейской легенде, все люди когда-то были одним народом и говорили на одном языке. Возгордившись, они стали строить огромную Вавилонскую башню, по которой надеялись попасть на небо. За это Бог разгневался на них и разделил языки. Люди больше не могли договориться друг с другом, и строительство башни прекратилось. Так возникли разные народы.

Актуализация знаний У. Сколько сейчас на Земле народов?
- На Земле по меньшей мере 15 тысяч. Какие народы самые многочисленные в мире?(китайцы, индусы)
- Чем отличается каждый народ? (Язык, культура, национальный характер, религия, традиции…) Игра: Мы все разные Поднимите руку: - русый цвет волос; - родился зимой; - в имени есть буква А; - любит есть морковь Вывод: Мы все разные. Как вы думаете - это хорошо? - Представьте, что на Земле все люди одинаковые (рост, цвет волос, один язык, одни привычки, одинаковы по разуму и др.) Задумайтесь, мы все одинаковые. Это ведь здорово и ли нет? (слайд №2)

Все разные люди, обычаи разные.
Разные все мы, так было всегда.
Были всегда бунтари - несогласные,
Равными не были все никогда!

Разные люди о счастье мечтали,
Разные люди для близких своих.
Верили, ждали, любили, страдали,
Разные люди - мы родом из них.
Марковцев Ю. Вывод: Все люди на Земле мечтают об одном и том же - счастье, любви, благополучия в доме, вне зависимости цвета волос, роста, национальности) Тест Тест:

  1. приятно ли тебе общаться с ребятами класса?
  2. знаешь ли ты, дети, каких национальностей учатся с тобой в классе?
  3. знаешь ли ты традиции своего народа и других национальностей?
  4. хотел ли ты общаться с детьми других национальностей, которые не живут в нашей стране?
  5. готов ли ты прийти на помощь человеку другой национальности?
(слайд№3) Ключ: 5 баллов - ты внимателен, готов и можешь общаться с людьми. 3-4 балла - ты умеешь общаться с людьми других национальностей, будь внимательнее к ним. 1-2 балла - учись обращать внимание на людей, которые тебя окружают, узнай их традиции и обычаи.

Проблемная ситуация

(слайд №4)



Работа в группах,

(слайд №5)


Представьте, к нам в класс пришел новый ученик, зовут его - Аринори. У него зеленый цвет кожи. Задание: Попробуй выразить свое отношение к нему при помощи слов: Ах! У-у-у! Фу! Ну и ну! Ух, ты! - На какие группы вы можете разделить высказывания? (на добрые и злые) - А теперь представьте, что каждый из вас оказался на месте этого мальчика и к вам отнеслись бы так, какие высказывания вы предложили. Ваши ощущения? - В какой сказке Г. Х Андерсена поднимается тот же вопрос: Он на нас не похож? (Гадкий утенок).

У: Вот, что говорится в разных религиях: (работа в группах, каждая группа читает и объясняет высказывания)

Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к другим людям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову». Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Ислам: «Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».

Работа в группах.

Слайд Хоровод

Задание: У вас у каждого есть шаблон контура человека.

Придумайте ему имя, определите его национальную принадлежность, и, следовательно, несколько слов об обычаях и традициях его народа.

Задание: Созданных людей распределите на общем листе. Объясните, почему именно так их расположили.

Вывод: Необходимо всем жить в мире, взаимоуважении, и относиться ко всем Я = Я

(слайд №6)

Народная мудрость о правилах поведения людей меду разными национальностями.


(слайд №7)



(слайд №8)


У: Уважение живущих рядом, понимание их души, быта - надежный путь к национальному согласию, которое надо воспитывать в себе с детства. Об этом нам говорят пословицы и поговорки разных народов: - « В чужой монастырь со своим уставом не ходят» - (русская) -«Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено» -( японская) - «В чей обоз сел, те и песни пой» - (абхазская) -«В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь» - (итальянская)
У: Как мы знакомимся с традициями другого народа в жизни? (На бытовом уровне мы впитываем знания межнационального общения в совместной деятельности, в повседневных контактах)
У: Мы живем в многокультурном обществе. Большую часть населения России составляют граждане русской национальности. Но есть десятки других национальностей, численность представителей которых меньше русских. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г национальный состав республики Бурятия: Русские - 665 тыс. 512 чел. (67,82 %); Буряты - 272 тыс. 910 чел. (27,81 %); Украинцы - 9 тыс. 585 чел. (0,98 %); Татары - 8 тыс. 189 чел. (0,83 %); Сойоты - 2 тыс. 739 чел. (0,28 %); Эвенки - 2 тыс. 334 чел. (0,24 %); Белорусы - 2 тыс. 276 чел. (0,23 %); Армяне - 2 тыс. 165 чел. (0,22 %); Азербайджанцы - 1 тыс. 674 чел. (0,17 %); Немцы - 1 тыс. 548 чел. (0,16 %); Чуваши - 864 чел.; Казахи - 711 чел.; Мордва - 685 чел.; Китайцы - 635 чел.;

Узбеки - 596 чел.;

Корейцы - 596 чел.;

Евреи - 553 чел.;

Башкиры - 539 чел.;

Киргизы - 507 чел.; др.


Все права человека вне зависимости его национальной принадлежности защищены в правовых документах на разных уровнях: Конституция РФ, Конституция Бурятии, Декларация прав и свобод человека и др. За разжигание межнациональных конфликтов предусмотрены уголовные и административные наказания.

РЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ КОНСТИТУЦИЯ

Статья 4. 1. В Республике Бурятия гарантируются права малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия и законами Республики Бурятия.
2. В Республике Бурятия обеспечивается свободное развитие наций и национальных групп, проживающих на ее территории, создаются условия для сохранения и развития ими своих традиций и обычаев, поощряется не противоречащая законодательству деятельность национально - культурных центров, ассоциаций и иных общественных формирований. Статья 27. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную, или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Диаспоры Бурятии

(слайд №9) У: В Бурятии зарегистрировано 35 национально-культурных общественных объединения. Самыми активными и творчески работающими центрами являются Еврейской общинный центр, Общество польской культуры «Наджея», Центр эвенкийской культуры «Арун», азербайджанский и армянский национально-культурные центры. Ведут работу Ассоциация корейцев, Всебурятская Ассоциация развития культуры, Центр немецкой культуры. Основная задача национально-культурных центров - сохранение, возрождение родного языка, национальных традиций и культуры; гармонизация национальных отношений в республике.

Уважать надо все народы, Их дети учатся вместе с нами. Неужели мы разной природы? Ведь мы рядом живем веками!

Кто признает только свой народ, А другие нации не уважает, Может быть, дорогу в жизни найдет, Но много важного потеряет.

В республике нашей народов многообразие, Слово «толерантность» всем понятно. Здесь живут дети Европы и Азии, И каждому комфортно и приятно.

ПРАВИЛА ОТНОШЕНИЯ К ЭТНИЧЕСКИМ МЕНЬШИНСТВАМ

(слайд №10

  • уважение и понимание

  • получать информацию непосредственно от ее представителей

  • изучать историю

  • подчеркивать, что каждый представитель группы личность, не поддающаяся обобщению


Работа в группе



Слайд № (слайд №11) Задание: Вам предлагается набор фотографий и инструкция. «На фото изображены реально существующие (и существовавшие) люди, причем часть из них - это закоренелые преступники, а другая часть - писатели, есть и люди других профессий». Определите: кто есть кто? Учитель: Ответьте на вопросы: - легко ли было выполнить это задание? - почему никому точно не удалось определить «кто есть кто» - можно ли оцениваете людей только по внешним признакам, не узнав об их личных особенностях?

  • Вывод: «Право на оценку имеет лишь тот, кто может оценить себя» (В.А.Сухомлинский).
Достоинства людей - это их личные качества, а не национальные черты, недостатки человека относятся к данному человеку, а не к народу.

Работа с эпиграфом

Мы живем в многонациональной республике. - Как вы понимаете смысл эпиграфа? Человек ненавидящий другой народ, не любит и свой собственный. (Н.Добролюбов)

Итог урока

(слайд №11) Жил в одном городе мудрец. И знал он ответы на все вопросы. Но нашелся завистливый человек, и решил обмануть мудреца. Пошел он в поле и поймал бабочку. Зажав ее в руке, он подумал: "Я пойду к мудрецу и спрошу, жива ли бабочка. Если он ответит, что да, то я раздавлю ее и скажу, что он не прав, а если от ответит, что нет, то я раскрою ладонь и бабочка улетит!"
Итак, он подошел к мудрецу, и спросил: "Мудрец, вот, говорят, что ты все на свете знаешь, так ответь же ты мне, жива ли бабочка?"
На что мудрец ответил: "Все в твоих руках!"

Ученики

Молитва:

Я пришел в этот мир

Не для того, чтобы оправдывать твои надежды,

Не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

Не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям.

И ты пришел в этот мир

Не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

Не для того, чтобы отвечать моим интересам,

Не для того, чтобы оправдывать мои надежды.

Потому что я - это я, а ты - это ты.

Но если мы встретились и поняли друг друга - то это прекрасно!

А если нет - ну что ж, печально.


Итог: « Все - разные! Все - равные!»

Дом.задание

Рабочая тетрадь. Задание: Написать сообщение об одном-двух культурно-массовых центрах Бурятии (история, традиции, известные люди и др)



© 2010-2022