- Преподавателю
- Начальные классы
- Программа внеурочной деятельности Этика - азбука добра ФГОС 3 класс
Программа внеурочной деятельности Этика - азбука добра ФГОС 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Волкова Т.А. |
Дата | 14.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Абалакская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
На заседании МО учителей-предметников
Протокол от 24.05.2015 года № 8
«Согласовано»
Зам. директора по УВР _____________________/В. Г. Надеина/
От 29.06.2015 года
«Утверждаю»
Директор школы:
______________/Н. В. Бондаренко /
Приказ от 29.06.2015 года № 70
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЭТИКА - АЗБУКА ДОБРА»
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2015-2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Рабочая программа в соответствии с ФГОС начального общего
составитель:
учитель начальных классов Т. А. Волкова.
Абалак 2015
Раздел I. Пояснительная записка. Рабочая программа курсу «Этика - азбука добра » для обучающихся 4 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- ФГОС начального общего образования (утвержден приказом от 6 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года № 15785) -в редакции от 18.12.12
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 13, 28, 47, 48).
- Учебный план МАОУ «Абалакская СОШ» на 2015/2016 учебный год, приказ №65 от 29.05.2015 года.
Цель программы: формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, а также основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в городе, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Раздел II. Общая характеристика учебного предмета Нравственное развитие личности учащегося как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности в форме факультатива «Этика: азбука добра». Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлено прежде всего на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: - личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; -стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающие нравственное сознание; - активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу.
Раздел III. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный план МАОУ «Абалакская СОШ» на 2015-2016 учебный год предусматривает обязательное изучение курса «Этика - азбука добра» в 3 классе в объеме 1 часа в неделю при 34 учебных неделях в год. Таким образом, учебный курс рассчитан на реализацию в объеме 34 часов за год.
Раздел IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание программы факультатива раскрывает правила нравствен-ного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т. е. желание, стрем-ление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятностей).
Развитие нравственного сознания младшего школьника формируется от класса к классу в следующей логике.
Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация - поведение - правило; от правила - к поведению. Оценка нравственных поступков. Принцип гуманизма лежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Он направлен, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор. Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: - личностно направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка; - стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения; - развивающие нравственное сознание; -активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, её эмоциональную сферу. Содержание факультатива ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его желаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю прибегать эмоционально-образной форме народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Раздел V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного материала. В процессе освоения материалов факультатива ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка, обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?» , «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»). Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах факультатива содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, срав- нить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, об отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев. В целях формирования коммуникативных универсальных учебных действий (ведение диалога, признание возможности существования раз- личных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например «Почему?», «Как?», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушивать мнение одноклассников, т. е. работать коллективно или в группах, парах, а также предлагаются задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает школьникам учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет детям научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовнонравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России. В ходе реализации программы «Этика - азбука добра» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов - приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. Третий уровень результатов - получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
- на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
- на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
- на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Личностные универсальные учебные действия: У выпускника будут сформированы: -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; - эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; Выпускник получит возможность для формирования: - морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; - эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия: Выпускник научится: - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии Показатели Измерители Сформированность моральных норм и правил поведения Знает основные моральные нормы и правила поведения Диагностика нравственной воспитанности: - диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; - диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, По Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей.
Для оценки результативности программы «Этика: азбука добра» в приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания для каждого раздела.
Раздел VI. Содержание учебного предмета.
Учебно-тематический план.
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе) Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Школьные перемены как время активного отдыха, игры. Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия: - воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации; - оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми) Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины). Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации. Универсальные учебные действия: - использовать в речи слова вежливости; - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания; - высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений); - создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный); - описывать сюжетную картинку (серию); - оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты; - самостоятельно формулировать правила коллективной игры, ра- боты.
О трудолюбии Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека. Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей. Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности). Анализ и оценка своих действий во время уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия: - проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его; - оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
Культура внешнего вида Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия. Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия: - воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях; вид человека.
Внешкольный этикет Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного чело- века. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступить место маленьким и пожилым; за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться. Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым; доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «вы»; говорить «спасибо» и «пожалуйста» и т. д. Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т. д.): не мешать другим людям; соблюдать очередь; чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действия: - использовать доброжелательный тон в общении; - оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Раздел VII. Тематическое планирование.
Способы достижения результатов.
Тематическое планирование внеурочной деятельности
Задачи: 1. Способствовать усвоению младшими школьниками круга обязанностей и правил поведения в школе и дома. 2. Научить различать добро и зло, давать правильную оценку различным поступкам, уважать чужое мнение, будучи несогласным, с ним. 3. Раскрыть сущность правильного вежливого отказа, несогласия общения с разными людьми, сострадание к чужому горю.
№ занятия
Название раздела
Количество часов
1
Школьный этикет.
6 ч.
2
Правила общения.
7 ч.
3
О трудолюбии.
6 ч.
4
Культура внешнего вида.
6 ч.
5
Внешкольный этикет.
9 ч.
Итого: 34 ч.
Школьный этикет
-
Взаимопомощь: учёба и труд.
-
Школьное имущество надо беречь.
Правила общения
-
Время надо беречь.
-
Слово лечит, слово ранит.
-
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
О трудолюбии
-
Труд кормит, а лень портит.
-
Как организовать свой труд.
Культура внешнего вида
-
Уход за своими вещами.
-
Одежда будничная и праздничная.
Внешкольный этикет
-
Разговор по телефону.
-
Поведение в гостях.
-
Я пишу письмо.
-
Поведение на природе.
Раздел VIII. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г. Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
Раздел IX. Календарно-тематическое планирование.
№ урока п/п
№ урока в теме
Дата план/ факт
Тема урока
Характеристика деятельности учащегося
Планируемые предметные результаты
Универсальные учебные действия
Личностные результаты
1
1
02.09
Раздел №1
Школьный этикет. 6 ч
Школьный этикет
- Воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
-оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Коммуникативные:
ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего
мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения Метапредметные сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей
Регулятивные: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные: -- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
2
2
09.09
Взаимопомощь: учёба и труд.
3
3
16.09
Взаимопомощь: учёба и труд.
4
4
23.09
Взаимопомощь: учёба и труд.
5
5
30.09
Школьное имущество надо беречь.
6
6
07.10
Школьное имущество надо беречь.
7
1
14.10
Раздел № 2
Правила общения. 7 ч.
Время надо беречь
-создавать по ил-люстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
8
2
21.10
Время надо беречь.
9
3
28.10
Слово лечит, слово ранит.
10
4
11.11
Слово лечит, слово ранит.
11
5
18.11
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
12
6
25.11
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
13
7
02.12
Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).
14
1
09.12
Раздел №3
О трудолюбии. 6 ч.
Труд кормит, а лень портит.
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
15
2
16.12
Труд кормит, а лень портит.
16
3
23.12
Труд кормит, а лень портит.
17
4
30.12
Как организовать свой труд.
18
5
13.01
Как организовать свой труд.
19
6
20.01
Как организовать свой труд.
20
1
27.01
Раздел №4
Культура внешнего
вида. 6 ч.
Уход за своими вещами.
-воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека
21
2
03.02
Уход за своими вещами.
22
3
10.02
Уход за своими вещами.
23
4
17.02
Одежда будничная и праздничная.
24
5
24.02
Одежда будничная и праздничная.
25
6
02.03
Одежда будничная и праздничная.
26
1
09.03
Раздел №5
Внешкольный этикет. 9 ч.
Разговор по телефону.
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в обществен ных местах.
27
2
16.03
Разговор по телефону.
28
3
23.03
Поведение в гостях.
29
4
06.04
Поведение в гостях.
30
5
13.04
Я пишу письмо.
31
6
20.04
Я пишу письмо.
32
7
27.04
Поведение на природе.
33
8
04.05
Поведение на природе.
34
9
11.05
Обобщающий урок