Урок по литературному чтению К. Г. Паустовский Кот-ворюга

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 классе.

Тема: «К. Г. Паустовский «Кот-ворюга»».

Дидактическая цель: Создать условия для открытия детьми нового знания по теме урока.

Тип урока: урок открытие новых знаний.

Задачи урока:

Предметные:- учить детей анализировать художественное произведение, внимательно относиться к художественному слову;

- Развивать устную речь, расширять словарный запас, творческие способности детей;

Метапредметные:- принимать и сохранять учебную задачу;

- действовать по намеченному плану, а так же по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник и т. п.

- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления;

- с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.

Познавательные:- осознавать познавательную задачу;

- находить необходимую информацию самостоятельно и использовать её для решения учебно-познавательных задач;

- пользоваться словарями,

- осуществлять классификацию языкового материала;

- строить несложные рассуждения, делать выводы.

Личностные:- осознание языка как средства общения;

- развитие коммуникативного и учебно-познавательного мотивов его освоения;

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту, прививать интерес к литературе.

Коммуникативные:- выражать свои мысли, чувства в словесной форме;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- проявлять терпимость по отношению к высказываниям других точек зрения;

- вступать в сотрудничество с одноклассниками, оказывать взаимопомощь;

- строить небольшие монологические высказывания;

- применять приобретённые коммуникативные умения в практике общения.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная аппаратура, презентация, картинки кота, карточки с заданиями, плакат.


Ход урока


Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Самоопределение к деятельности

Организационный момент

Включение в деловой ритм.

- Ребята, посмотрите на парты, проверьте готовность к уроку. Повернитесь друг к другу и улыбнитесь.

Дети разделены на три группы, работают весь урок по группам.

Дети готовятся к работе, получают позитивный настрой.

Личностные: самоопределение;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Внимательно прочитайте слова в каждом столбике.

СЛАЙД 1

Л. Андреев

«Жильцы старого дома»

К.Г.Паустовский

«Виннипегский волк»

Сетон Томпсон

«Кусака»

«Зайчьи лапы»

«Кот-ворюга»

- Что их объединяет?

- Установите соответствие между словами первого и второго столбика.

- Ребят, какое произведение мы ещё не изучали?

- Так какая же тема нашего урока?

СЛАЙД 2



Автор, название.

Дети соединяют стрелочками.

- К. Г. Паустовский

«Кот-ворюга»

- К. Г. Паустовский

«Кот-ворюга»

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные:

Логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Метапредметные: с учителем ставить новые задачи и осуществлять действия для реализации замысла.

  1. Постановка учебной задачи

- Понравился ли рассказ? Чем?

- Какое настроение вызывает?

- Весёлый это рассказ или серьёзный? Почему?

- Что понравилось в рассказе?

- Какие чувства вызывает кот? Менялись ли они по ходу чтения?

- А как Паустовский назвал кота?

- Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле? СЛАЙД Словарь

- Ребят, какие же цели вы поставили сегодня перед собой?

Ответы детей.

Ответы детей.

Ответы детей.

- жалко кота.

- Ворюга.

- ответы детей.

- Узнать о коте.

- Определить главную мысль произведения.

- проанализировать данное произведение.

- дать характеристику главному герою.

- высказать своё мнение о произведении.

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: постановка вопросов;

Познавательные: самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; формулирование проблемы

  1. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

- Прочитайте первое предложение.

- Как вы понимаете слово «отчаяние»?

- Есть ли от чего приходить в отчаяние?

- Скажите, какие проделки совершал кот?

- Чтобы выяснить, почему у кота были такие повадки, составим портрет главного героя.

Работа в группах:

(1 группа):

1) Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги. Почему он так выглядит? Какие чувства вызывает у вас это животное?

2) На каком рисунке, на ваш взгляд, наиболее точно изображен кот-ворюга? Объясните свой ответ.

Урок по литературному чтению К.Г. Паустовский Кот-ворюга

Урок по литературному чтению К.Г. Паустовский Кот-ворюга

(2 группа):

1) Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя. Почему он совершает их? Какие чувства у вас вызывают его поступки?

(3 группа):

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. Какой оттенок имеет это слово в тексте? Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?

СЛАЙД 3

Найдите в тексте слова, значение которых вам непонятно и подчеркните их.

СЛАЙД 4,

СЛАЙД 5,

СЛАЙД 6.

СЛАЙД 7

СЛАЙД 8


СЛАЙД 9

-Песня «Чёрный кот» Встаньте и возьмитесь за руки с соседом, если вы согласны с утверждением, то поднимите руки вверх.

- У него бесшумная походка.

- Прекрасный нюх.

- Умывается собственной лапой.

- Хорошо видит в темноте.

- Называют другом человека.

- Любит гулять сам по себе.

- Дружит с собаками.

- Мы пришли в отчаяние.

- Ответы детей.

- спасения не было от кота

Группы работают самостоятельно, затем работа проверяется.

1) Рыжий кот, разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста, дикие глаза, тощий, огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе.

2)1 рисунок - этот кот - задира, забияка, постоянно участвует в драках, бродяжничает, ворует, у него нет дома. У нас он вызывает чувство жалости.

1) Обворовывал, ловко прятался, воровал все, разрыл жестяную банку с червями, протащил кукан с окунями, уронил колбасу, украл кусок ливерной колбасы, грозно выл, отчаянно упирался.

1)Кот, потерявший всякую совесть, кот-бродяга, ворюга, бандитские проделки, босяцкие выходки, беспризорник.

2) Однокоренные слова: вор, воришка, ворюга.

Кота назвали ворюгой, т.к. он обворовывал каждую ночь, с ним никто не мог справиться.

Кукан с окунями - бечевка, на которую надевают под жабру и в рот пойманную рыбу, пуская её на привязи в воду, чтобы не умерла.

Прорва - у Паустовского - название реки

тесовая крыша - крыша из тёса

Тес - это доски, сделанные из бревен следующим образом: бревна не распиливают пилой, а превращают в доски топором, снимая все лишнее, - обтесывают.

Лаз - это отверстие, ход, ведущий куда-то.

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

5. Первичное закрепление

- Вспомните, что такое пейзаж в художественном произведении? СЛАЙД10

- Что в рассказе Паустовского является пейзажем?

Найдите и прочитайте пейзажную зарисовку.

СЛАЙД11-12

- выберите дом.

- Как вы думаете, почему именно заброшенный дом?

Есть ли связь между домом и котом?

- Что означает слово заброшенный?

- Между описанием дома и главного героя-кота - есть ли связь?

Какой литературный приём использует Паустовский, описывая поведение кота?

- что такое олицетворение?

Олицетворение - один из художественных приёмов: свойства живого переносятся на неодушевлённые предметы, т.е на неживое.

-Как Паустовский описывает поведение кота?

- Каким был этот вой, какие чувства он вызывал, почему?

- Что произошло с котом?

- Кому поручили вытащить кота?

- Почему Лёньку позвали?

СЛАЙД 13

Есть сходство между Ленькой и котом?

Противопоставляются друг другу два равных соперника - кот и Лёнька.

Кто оказался сильнее? Лёнька оказывается сильнее в борьбе?

- Почему кот попался?

Как Ленька вытаскивал кота?

- Что помогло Леньке поймать кота?

- После того, как кота вытащили, что удалось как следует сделать героям?

Как выглядел кот? Прочитайте.

- какая часть речи наиболее точно выражает состояние героя?

- Как Паустовский, описывая поведение кота, когда его поймали и схватили за шиворот?

- причина воровства?

-А зачем он использует эти слова? Изменилось ли ваше отношение к коту?

- Правильно, чтобы мы сопереживали ему, показать, что и героям станет его жалко. До сих пор людьми владели чувства, они не видели кота, судили о нём по его проделкам.

- А чем он был для них?

Но когда они его поймали то, что же увидели?

- Над чем же люди задумались?

- Какие же были последующие действия?

- Что предложил сделать Лёнька? Почему он решил, что коту не поможет наказание?

- А что ждал кот?

- Как автор показывает читателям, как кот изменился? Зачитайте.

- Какие части речи автор передал для поведения кота?

Так, чего же не хватало коту?

- Пейзаж-описание природы

- В рассказе Паустовского к пейзажной зарисовке относится лишь описание старого заброшенного дома.

- 3 картинка

- дом заброшенный и кот беспризорник

- Одинокий

-Писатель проводит параллель: заброшенный дом- никому не нужный кот. Именно под этим старым домом ищет спасения ворюга.

- олицетворение


- «выл, как подземный дух»

-Этот вой страшный зловещный, тем самым кот даёт понять, что никто с ним не справится.

- попался

- Лёньке

Лёнька славился бесстрашием и ловкостью

- Да, кот тоже славился бесстрашием и ловкостью.

Лёнька оказывается сильнее в борьбе.

- Кот попался только из-за своего голода.

- Смекалка

- Рассмотреть кота

- Это оказался тощий, несмотря на воровство, огненно-рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе.

- глагол

- Зажмурил глаза, прижал уши; хвост, на всякий случай, подобрал под себя.

- голод

- сочувствие.


- Он был для них воплощением зла.

- что кот жалок, тощий, голодный,

- задумались о том, почему кот всё время ворует.

- кота пожалели.

- ответы детей

- У него характер такой с детства.

- Наказания

- Кот сразу переменился: он долго фыркал, тёрся головой о пол (это было веселье кота), растянулся у печки и мирно захрапел.

- глагол

- Внимания, заботы

Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные: умение структурироваться знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение.

- Что значит прижился?

- Какие изменения произошли с котом? Почему?

- Какой поступок совершил кот? Как можно охарактеризовать поступок, который совершил кот, что ожидали от него?

- Что стало причиной событий, в которых кот повел себя благородно?

Каковы же были действия кота?

- Как автор описал действия кур?

- Какие качества кота проявились в этом поступке?

- Каким предстает кот после демонстрации «благородного поступка».

- Автор показывает только внутренние перемены кота, внешние перемены здесь не имеют важного значения. Его действия направились на благородные дела.

- Зачем кота переименовали в милиционера?

Подходит ли ему эта кличка?

- Что по этому поводу говорит Рувим?

- Что поняли люди?

Так что же произошло? Почему так неузнаваемо изменился кот? В чём секрет столь чудесного перевоплощения Ворюги и Бандита в благородного кота?

Работа в группах (картинка и слова) СЛАЙД 14

- подберите слова к «коту-милиционеру»

- Ребят, а подберите пословицу к этому тексту.

- Подходит ли эта пословица к этому тексту: СЛАЙД 15

Добро всегда добром возвращается.

- Как вы её понимаете?

- Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь:

СЛАЙД 16-18

Доброта и милосердие - великие вещи. Первый раз в жизни, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу, сердце кота отозвалось. Произошло чудесное превращение в преданного, благородного кота.

- чему же учит нас это произведение?

-СЛАЙД 19

- Это надо делать редко или всегда?

СЛАЙД 20, 21

- на что автор хотел обратить внимание?

- а только ли к животным относится ли это?

- остался жить

- перестал воровать. Стал сытым.

- благородный и неожиданный

- Куры влезли на стол и стали склёвывать кашу

- взлетели с отчаянным воплем, бросились, теряя перья.

- смелость, храбрость.

- он - сторож, хозяин

- Кот не только сам перестал воровать, но и не стал позволять этого делать другим, он почувствовал себя нужным.

- Да

- Нужно по-доброму относиться ко всем окружающим, и тогда они ответят тем же .

- Кот почувствовал доброту по отношению к себе, он ощутил себя нужным, переменился в ласкового кота.

- ответы детей

- да, подходит.

- ответы детей



- поделись своей добротой

- на жестокость

- нет, но и к людям

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные: самоопределение.

7. Рефлексия деятельности

- Песня «Если добр ты»

На доске висят плакаты с произведениями Паустовского «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома», «Кот-ворюга», Сетона Томпсона «Виннипегский волк», «Лобо», «Домино», А. П. Чехов «Белолобый», Л. Андреев «Кусака», Мамин-Сибиряк «Серая шейка», Астафьев «Зачем я убил коростеля», «Белогрудка».

- Разместите свой магнит около того рассказа, который больше всего вам понравился и второй магнит около того рассказа, который вам бы хотелось прочитать (прочитать ещё раз).

Продолжите фразу: СЛАЙД 22

Сегодня на уроке…

Было интересно..

Я понял, что ..

Мне захотелось …

Урок дал мне для жизни Трудно было ..

Я почувствовал ………

Я научился …

Я смог …

Д.з. - на листочке ответить на опросы по рассказу Паустовского «Кот-ворюга»

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.

Список литературы:

1. Толковый словарь С.И. Ожегова.

2.Рассказы К.Г. Паустовского.

16



© 2010-2022