- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по истокам на тему Золотое сердечко 1 класс
Урок по истокам на тему Золотое сердечко 1 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Скачкова О.В. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
- познавательные: раскрыть смысл «золотого сердечка», когда сердечко становится «золотым»; доброе слово и дело - один из пяти талантов «золотого сердечка»; наполнить социокультурным содержанием слово «добро».
- личностные: вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки; воспитывать вежливость, внимание, уважение к людям.
- коммуникативные: умение слушать и слышать, сотрудничать, сопереживать другому; способствовать созданию доброжелательной атмосферы в классе, формированию групповой сплоченности; самораскрытию детей.
- регулятивные : управлять своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность; адекватно оценивать свои поступки.
Этапы занятия
Ход занятия
Формирование УУД
Подготовительный
Присоединение «Круг Добра»
Введение в тему Знакомство с рассказом «Золотое сердце»
Знакомство с темой
Работа в четвёрках
Цветовой диктант
Игра «Что в шкатулке?»
Физкультминутка «Солнце»
Тренинг
(развивающий) «Доброе дело»
Просмотр видеофрагмента из мультфильма.
Анализ просмотренного.
Итог занятия
Рефлексия - Доброе утро, ребята. Я рада новой встрече с вами на занятие по Истокам. Для начала, поприветствуем, друг друга, встанем в круг Добра. Прислонитесь ладошками, обнимитесь, образуя круг.
-Доброе утро, солнце!
-Доброе утро, небо!
-Доброе утро, всем нам!
-Доброе утро, мир!
- Что вы чувствовали, приветствуя друг друга? (тепло, любовь, дружбу, радость).
-Послушайте небольшой рассказ и попробуйте ответить на вопрос :
« Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?»
Золотое сердце. «В одном городе жила-была девочка. Ничем не отличалась она от других детей. Была веселой, живой, открытой, любила пошалить и побегать. Как-то окружающие стали замечать, что к девочке тянутся разные зверушки: злобные дворовые псы ходили за ней, виляя хвостами, кошки так и норовили потереться о ноги, птицы смело садились на протянутую руку. Потом взрослые обратили внимание, что самые отъявленные хулиганы рядом с девочкой становились тише и вежливее. Люди говорили, что у неё золотое сердце. Выросла девочка и превратилась в красивую девушку. Люди к ней тянулись самые разные. И для каждого находила она немного доброты и тепла, нужное слово, отдавая кусочек своего сердца. Они с удовольствием уносили эти кусочки. Жизнь их налаживалась. А девушка ничего не просила взамен. Она радовалась успехам других, была счастлива тем, что люди тянулись к ней. Она знала про то, что сердце у нее золотое и про то, что она приносит удачу своим близким. Знала и дарила себя людям». - Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди? - Как вы ребята понимаете выражение «золотое сердце»? -А человеческое сердце, какого цвета? -Словосочетание «золотое сердце» используется для описания необыкновенно доброго, милосердного, чуткого человека. И наоборот, про человека безжалостного, жестокого говорят: «У него каменное сердце». -А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко? Положите ручку, чувствуете, как оно бьётся? -Может ли оно сразу стать золотым? (Дети отвечают.) Что нужно сделать, чтобы сердечко стало золотым? - Об этом мы и поразмышляем сегодня на занятие. -Тема нашего занятия «Золотое сердечко». - Как вы думаете , о чём пойдёт речь на занятии? (Попытаемся раскрыть смысл «золотого сердечка», когда сердечко становится «золотым», будем говорить о добрых словах и добрых делах). Оно имеет 5 талантов. А что такое талант? Талант - это дар, дарование, способности.
Первый талант - доброе слово и дело.
Второй талант - честное слово.
Третий талант - слово о родителях.
Четвертый талант - труд и подвиг.
Пятый талант - святое слово. - На занятиях по Истокам мы будем говорить об этих 5-ти талантах. А сегодня подробнее остановимся на одном из них, а каком, вы определите сами. - На листочках записаны слова из пословиц. Соберите эти пословицы и прочитайте вслух.
- Добра желаешь, добро и делай.
- Добро поощряй, а зло порицай.
- Доброе дело само себя хвалит.
-
С добрым словом жить в радости.
-
От доброго дерева - добрый плод.
-
Доброе слово дарит доброе тепло.
- Так что же такое добро? Добро- 1. Нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок. 2. Имущество, вещи (разг.). Накопить добра. - Какое добро важнее для человека: материальное - деньги , богатство или добро, как нечто полезное и хорошее? -А поможет разобраться в этом сказка П.П.Бажова "Серебряное копытце". ( Приложение 1 текст читает учитель). - Как вы думаете , увидела Дарёнка Серебряное копытце? - А вот что произошло дальше, вы узнаете из фрагмента мультфильма. - Почему же Дарёнке и Коковане так хотелось увидеть Серебряное копытце? Выберите правильный ответ:
-каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо;
-герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато.
-Герои сказки заслужили это чудо. Они были добрыми , говорили добрые слова, совершали добрые дела. «Кокованя полшапки камней нагреб, да Даренка запросила: - Не тронь, дедо, завтра днем еще на это поглядим. Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб. - Герои были вознаграждены за любовь и доброту, за душевность и ласку. У Коковани с Дарёнкой не было корыстных ( корысть - это страсть к приобретению, к наживе; жадность к деньгам, к богатству) целей. Серебряное копытце испытывало героев богатством, но они не подались искушению, не жадничали («полшапки нагрёб»), прекрасно понимая, что богатство - не главное в жизни. - Ребята, а можно про героев сказки сказать , что у них золотое сердце?( Жили они дружно, весело. Относились друг к другу с любовью и вниманием, заботясь и помогая друг другу). - Можно сказать, что они были счастливы? (Да. Кокованя заменил Дарёнке умерших родителей, а Дарёнка вернула Коковане семью. У каждого человека должна быть семья, родная или приёмная. Человек не может быть счастлив без семьи, без детей, без друзей). - Сказка закончилась чудом. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите? -Украсим наш домик драгоценными камнями. ( на доске домик). У каждого на столе «Драгоценный камень» , он должен засверкать добрыми делами. Вспомните добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить. (Дети выходят к доске и прикрепляют «драгоценные камни» на крышу домика). - Посмотрите, сколько добрых дел мы уже совершили и сколько можем ещё сделать добра. - Так что же важнее для человека ДОБРО - ИМУЩЕСТВО или ДОБРО - ХОРОШЕЕ НА БЛАГО ДРУГИХ? -Перед вами 2 сундучка. Давайте поглядим, что в них лежит. -Как можно назвать одним словом то, что лежит в первом? ( богатство). -Можно ли его потрогать руками? -А теперь заглянем во второй сундучок. Почему мы поместили их( качества) во второй? Можно ли их потрогать руками? -В каком же из сундучков наиболее ценное богатство? Какой сундучок вы выберите и почему? ( Нет ничего дороже богатства души человека. Оно проявляется в его отношении к людям, к делу).
-Часто сказки заканчиваются такими словами: «Сказка - ложь, да в ней намек , добрым молодцам урок ». А какой урок извлекли вы из сегодняшнего занятия?
-Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни? (Богатство - не синоним счастья. Желаешь себе добра - делай добро другим).
-Давайте положим ручку к сердцу. Прислушайтесь... Чувствуете? Ничего не изменилось у вас к концу занятия? А может ваше сердечко стало золотым? -Я благодарю за эти минуты доброты, которые мы друг другу подарили. И хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с добрых дел и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно. Этому нужно учиться с детства. Вежливость, честность, доброта радуют людей и делают их стойкими и веселыми. - Кому было интересно на занятии, кто узнал много нового и интересного, у кого хорошее настроение поднимите солнышко, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно - поднимите тучку.
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать, сотрудничать
Коммуникативные УУД
Участие в продуктивном диалоге. Монологические высказывания разного типа.
Регулятивные УУД
Целеполагание - соотнесение того, что уже известно и обучающимися и того, что еще неизвестно
Коммуникативные УУД
Умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, работая в группах.
Регулятивные УУД Управлять своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Регулятивные УУД
Развитие воображения.
Познавательные УУД
Раскрыть смысл «золотого сердечка».
Познавательные УУД
Познакомить с одним из пяти талантов «золотого сердечка».
Регулятивные УУД
Анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей.
Личностные УУД Вызвать желание говорить добрые слова и совершать добрые поступки.
Коммуникативные УУД
Воспитание гуманности: понимания ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия.
Познавательные УУД
Наполнить социокультурным содержанием слово «добро».
Регулятивные УУД
Адекватно оценивать свои поступки.
Коммуникативные УУД
Способность к состраданию,
сопереживанию, доброжелательности.
Личностные УУД
Воспитывать вежливость, внимание, уважение.
Регулятивные УУД
Развитие навыков рефлексивных действий.
Используемая литература:
- Азбука Истоков «Золотое сердечко». Методический комментарий под редакцией И.А. Кузьмина.
- Бандяк О. А., Синицына В. Н., Кузьмин И. А. Воспитание на социокультурном опыте: Программа для начальной школы (1-4 кл.) // Истоковедение. - Т. 1. - М.: TBS, 2001.
- Е.Ю. Давыдова, И.А. Кузьмин «Азбука Истоков «Золотое сердечко» 1 класс. Учебное пособие.
- О.А. Бандяк «Воспитание на социокультурном опыте». 1 класс. Методическое пособие. Активные формы обучения. Системная разработка.
Приложение №1
СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ
Павел Петрович Бажов
Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку.
В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит - полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
И спрашивает Кокованя у сиротки:
- Ну, как, подаренушка, пойдешь ко мне жить? Девчоночка удивилась:
- Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?
- Да так, - отвечает, - само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.
- Ты хоть кто? - спрашивает девчоночка.
- Я, - говорит, - вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да все увидеть не могу.
- Застрелишь его?
- Нет, - отвечает Кокованя. - Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
- Тебе на что это?
- А вот пойдешь ко мне жить, так все и расскажу, - ответил Кокованя.
Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит - старик веселый да ласковый. Она и говорит:
- Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.
- Про это, - отвечает Кокованя, - что и говорить. Такую звонкую кошку не взять - дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.
Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, а кошчёнка ободранная за ними попрыгивает.
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.