Выступление по теме Компетентностно – ориентированные задания по математике 2 класс

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Шистерова Вера Ивановна

МБОУ «СОШ № 7» г. Лысьва

учитель начальных классов

Компетентностно - ориентированные задания по математике

Выживает не самый сильный,

и не самый умный, а тот, кто

лучше всех откликается на

происходящие изменения.

Чарльз Дарвин Слова Чарльза Дарвина, на мой взгляд, дают ответ на вопрос: «Почему иногда успешный ученик в школе - во взрослой жизни не может найти себе применение, не реализует полученные знания на практике?» В условиях современного общества, где идёт большой объём информации, быстрый темп сменяемости этой информации - необходимо помочь ученику уже в школе получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном мире, применить полученные знания на практике. В приоритетном национальном образовательном проекте «Образование» определённый акцент направлен на реализацию идей компетентностного подхода. Компетентностный подход - относительно новое веяние в отечественном образовании. Он приходит на смену знаниевой парадигме. Идея компетентностного подхода состоит в том, что мало «напичкать» ребёнка знаниями - для успешной жизни за стенами школы ученик должен научиться сам эти знания добывать и применять для решения жизненных проблем.
Стандарты второго поколения предусматривают предметные компетентности, которые помогут ученику использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Поэтому сегодня встает проблема - это разработка компетентностно - ориентированных заданий по предметам, так как в учебниках таких заданий недостаточно. Для того, чтобы научиться составлять такие задания, я в 2009 - 2010 уч. году прошла дистанционные курсы «Разработка заданий компетентностного характера.» и «Предметные компетентности в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения» «Центр развития молодёжи» г. Екатеринбург На данных курсах я познакомилась с теорией компетентностно - ориентированных заданий, их структурой и научилась составлять такие задания. Разработанные мной задания вошли в сборник заданий по компетентности г. Екатеринбурга. Компетентностно - ориентированные задания -задания в виде описания жизненной ситуации, моделирующей реальную среду, в которой учащемуся приходится решать аналогичные задачи в реальной жизни. Выступление по теме Компетентностно – ориентированные задания по математике 2 классВыступление по теме Компетентностно – ориентированные задания по математике 2 класс
Структура задания, направленного на применение знаний (практико-ориентированного задания):

  • Характеристика задания ( Информация для учителя. Определяет цель задания, уровень - сложность источников и содержания. Задаёт проверяемую \ формируемую компетентность).
  • Стимул (погружает в контекст задания, моделирует жизненную ситуацию, мотивирует ученика на выполнение задания).
  • Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, чётко соотносится с заявленной компетентностью).
  • Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания).
  • Инструмент проверки (задаёт способы и критерии оценивания результата, чётко соотносится с заявленной компетентностью и задачной формулировкой)

Инструмент проверки - это модельный ответ - обычно используется для открытых тестовых заданий с кратким ответом. Ключ - используется для тестовых заданий закрытого типа, предлагает выбор из нескольких вариантов ответа, из которых правильным является только один или более одного. Аналитическая шкала - используется для открытых тестовых заданий с развёрнутым ответом. Предлагаю познакомиться с некоторыми заданиями по данной структуре, которые я использую на уроках математики Пример №1 Характеристика: 2 класс Тема: Меры длины. Уровень сложности 1 Ключевая компетентность: информационная Аспект: извлечение информации Стимул: твоя подруга купила открытку для поздравления бабушки с Днем рождения, помоги ей выбрать конверт и выслать открытку. Задание: Определи правильную последовательность действий выбора конверта и запиши номера. 1.Сравнить длины сторон открытки и конверта 2. Сделать вывод. 3.Выбрать правильный конверт. 4.Измерить и записать длины сторон открытки и конверта Инструмент проверки - ключ. Ключ (4, 1, 2,3) 5 б. - верно 0 б. - неверно Пример №2 Характеристика: 2 класс Тема: Меры длины. Метр. Уровень сложности 1 Ключевая компетентность: информационная Аспект: извлечение информации Стимул: Существуют санитарные нормы, которые определяют высоту парт для школьников разных ступеней обучения. Определи, верно ли подобрана для тебя парта. Задание: Выбери подходящий инструмент и измерь высоту своей парты, ответ запиши в тетрадь (Предлагаются рулетка, линейка длиной 30 см, метровая линейка, сантиметровая лента). Сравни полученные данные с таблицей и запиши. Сделай вывод. Источник информации: Размеры мебели «столы ученические»
Номер парты Группа роста (в см) Высота над полом крышки края стола (в см) 1 100 - 115 см 46 см 2 115 - 130 см 52 см 3 130 - 145 см 58 см 4 145 - 146 см 64 см
Инструмент проверки - модельный ответ Правильно выбран инструмент (рулетка, метровая линейка, сантиметровая лента) и верно определен номер парты - 5 б. Выбрано два инструмента и верно определен № парты - 4 б. Выбран один инструмент и верно определен № парты - 3 б. Неверно выбран инструмент - 0 б.

Пример №3

Характеристика: 2 класс Тема: Меры длины.

Уровень сложности 1

Ключевая компетентность: информационная

Аспект: извлечение информации

Стимул: К 1 сентября тебе надо сшить новую школьную форму. Помоги маме определить количество ткани на твою

форму.

Задание: На жилетку необходимо 40 сантиметров ткани, а на брюки - 70 сантиметров. Определи, сколько ткани тебе необходимо купить на новую форму. Ответ вырази в метрах и сантиметрах.

Источник информации: Таблица мер длины. Стр.13, учебник для второго класса М. И. Моро

Инструмент проверки - модельный ответ

Правильно решена задача и выполнено преобразование - 5 б.

Правильно решена задача, в преобразовании единиц допущена ошибка - 4 б.

Правильно решена задача, ответ не преобразован - 3 б.

Неверно решена задача - 0 б.

Пример № 4 Характеристика: 2 класс Тема: Периметр многоугольника. Уровень сложности 2 Ключевая компетентность: информационная Аспект: извлечение информации Стимул: Ко Дню матери, на уроке труда мы будем шить салфетку для мамы. Для этого необходимо купить тесьму, чтобы обшить края салфетки. Задание: Вычисли длину тесьмы, необходимую для салфетки квадратной формы, сторона которой 20 сантиметров. Решение запиши в тетрадь. Источник информации: Тесьма - это узкая тканая или плетёная полоса материи, употребляется для обшивки, украшения, скрепления чего - нибудь. Для того чтобы верно купить тесьму, необходимо знать периметр салфетки. Периметр - это сумма длин сторон многоугольника. Инструмент проверки: модельный ответ. 3 б. -верно определена длина тесьмы, правильно найден периметр салфетки. 2 б. -неверно определена длина тесьмы, так как в вычислениях допущена ошибка. 0 б. - неверно определена длина тесьмы Таким образом, использование компетентностных заданий на уроке позволит ученику применять знания в нестандартных ситуациях, что соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного стандарта. Наша школа первой в городе озадачилась этой проблемой, объединив вокруг себя педагогов города в рамках работы Муниципального центра инновационных разработок. В 2012 году творческий коллектив представил сборник компетентностно - ориентированных заданий по русскому языку и математике для начальной и основной школы.





© 2010-2022