- Преподавателю
- Начальные классы
- Окр. мир Равнины и горы
Окр. мир Равнины и горы
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Романова Л.М. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Окружающий мир (2-й класс).
Урок 33.
Тема: Равнины и горы.
Цели:
- ознакомить ребят с понятием «равнина», с особенностями и природой гор;
- научить на примере равнин и гор связывать воедино различные географические понятия.
Методическая справка.
Весь урок построен на максимуме данной темы. Проблемная ситуация этого урока создаётся в деятельности детей: они стараются объяснить незнакомые явления, названия и особенностей которых они не знают. Дополнительную мотивацию вызывает использование знакомых сказок.
Оборудование: карта полушарий, плакат «Равнины», «Горы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2-го класса».
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
3 4 3 4
- Какую из перечисленных тем мы разбирали на прошлом уроке?
Земля в космосе Океаны Притяжение Земли Равнины и горы Материки Реки и озёра Круговорот воды
(Равнины и горы.)
Работа в группах.
- Объясните, как произошли данные явления, описанные в сказках.
Группы получают карточки с заданием.
1. Лежит у реки огромный камень. Никто и не помнит, как он сюда попал. Говорят, что когда-то жил на свете богатырь. Любил он силой своей похваляться и говорить, что он всех сильнее на свете. Забрался он как-то на вершину высокой горы, оторвал самую большую скалу и бросил вниз. Опечалилась гора, что её любимую дочь в пропасть кинули, и решила она до неё дотянуться. Из того самого места, где скала раньше была, потекла вниз быстрая река и добралась вскоре до заветного камня.
2. В стародавние времена, сказывают, жил страшный дракон. Славился он своим обжорством: ел всё, что на пути встретится. И вскоре стал он таким тяжёлым, что провалился сквозь землю, но не умер. До сих пор пытается чудище наружу выбраться. Всё ищет щёлочку и пускает снизу огонь из своей огромной пасти. А если повезёт, начинает он толкаться и землю вверх поднимать. Вот откуда горы-то появились!
3. Давным-давно жили по соседству два народа. Славились они своим умением и богатством, часто приходили друг к другу в гости, приносили щедрые дары и делились секретами мастерства. Увидел это злой волшебник и заколдовал людей. Стали они жадными и подозрительными. Бросили они своё ремесло и решили отделиться от назойливых соседей. Решили они построить высокую стену. С этой поры по велению властителей каждый житель должен был принести к стене ведро земли, чтобы стена становилась всё больше и больше. Через несколько лет стена поднялась выше облаков. Но волшебник не терял зря время, перессорил он всех людей на Земле. Возвели они высокие стены, которые не перейти, не переехать. Спрятали они в страхе все свои богатства в эти стены, укрепили их прочными камнями. Так и появились горы.
Ребята обсуждают и высказывают свои мнения.
Примерные варианты:
1-я ситуация.
- Мы считаем, что это не великан сбросил камень, а сама река унесла его за собой. Реки размывают грунт и уносят с собой камни по течению. У горной реки очень сильное течение.
2-я ситуация.
- Мы можем объяснить, почему провалился дракон. Это произошло из-за притяжения Земли (закон всемирного тяготения). Не уверены, что изнутри что-то толкает и получаются горы.
3-я ситуация.
- Люди не могли создать все горы, хотя, может быть, какая-то другая сила это сделала?
Педагог выслушивает все версии. Даже если дети связывают вторую историю с вулканами, не реагирует на сказанное.
- Как вы думаете, о чём сегодня пойдёт речь на уроке?
Предположения детей.
- Тема нашего урока: Горы. Как рождаются горы.
План (примерный). 3 3
Учитель вместе с детьми планирует деятельность на уроке.
-Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)
- Какое умение формировали?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1 4 3 3 4 3
Ι. Практическая работа.
- У вас на столах стоят лампы и глобусы. Понятно, что лампа будет играть роль Солнца. Представьте сначала, что поверхность Земли, это ваша рука. Включим лампу (педагог демонстрирует сначала сам, предупреждая о возможной опасности) поднесем руку на расстоянии от лампы так, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?
- Теперь оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимайте ее вверх. Что вы ощущаете? (Руке уже не так тепло.)
- Может, лампа перестала греть? Вернитесь в исходное состояние. Что теперь ощущаете?
- Теперь также медленно опускайте руку вниз. Теперь тепло ли руке?Почему?
Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.
1
2
3
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
ΙΙ. Совместное открытие знаний.
1 3 7 3 4 3
1. Работа с картой.
- Можем ли мы сразу ответить на поставленный вопрос? (Нет. Нам необходимо провести наблюдение или разыскать информацию, которая бы помогла разобраться в этом вопросе.)
- Посмотрите по карте, одинаковым ли цветом обозначены горы? (Нет, горы по высоте разные.)
- Найдите самые высокие вершины.
- Найдите горы, обозначенные светло-коричневым цветом.
- Почему горы такие разные? (Одни из них очень высокие, островерхие, прочные, твёрдые, как молодые люди. Другие невысокие, с плоскими вершинами.)
- Да, действительно, и горы, как люди, могут быть молодыми и старыми. Какие подземные процессы могут формировать горы? (В горах бывают землетрясения и вулканы.)
2. Работа в учебнике.
- Рассмотрите рисунок на с. 116. Прочитайте, что происходит в земной коре.
- Эти процессы вызывают образование новых гор или их разрушение?
- Давайте выясним, как разрушаются горы.
Учитель проводит опыты (как на с. 117).
- Как называется в природе такой процесс, узнайте на с. 117. ( Выветривание.)
- Можем ли мы сделать вывод, какие из названных вами гор старые, а какие молодые?
- Скажите, ребята, можем ли мы теперь вернуться к легендам и объяснить их значение?
Ребята совещаются.
- Мы решили, что первая легенда говорит о выветривании, которое старается разрушить горы: из остроконечных вершин сделать более пологие склоны.
- А вторая объясняет нам о подземной силе, которая стремится на поверхность. Языки пламени - это вулканы, а образовавшиеся поднятия от толчков - это горы.
- Третья легенда по-своему объясняет причину прочности горных пород и восхищается неприступностью вершин. А ещё она говорит о богатствах, спрятанных в горах, т.е. о полезных ископаемых.
3. Работа с наглядным пособием.
- Поработаем с помощью плаката «Горы» (из комплекта наглядных пособий для 2-го класса).
- Сравните горы Кавказа и Урала. Какие признаки молодых гор лучше заметны на Кавказе? (Остроконечная форма гор. Кавказ - более высокие и молодые горы.)
- Как образуются горы? (Подземные силы давят снизу и образуются горы.)
- Как они стареют? (Вода и ветер разрушают горы.)
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
- Что тебе нужно было сделать?
- Удалось тебе выполнить задание?
- Ты сделал всё правильно или были недочёты?
- Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
- Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
- Что мы делали на уроке?
-Какие умения формировали?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре и в группах.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,
выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.
1 4 2
Проверьте себя:
1. Молодые горы Южной Америки ______________.
2. Старые горы Евразии _______________.
3. Силы, участвующие в процессе горообразования, _________________.
4. Верхушки молодых гор покрыты _______________________________.
Образец для проверки.
1. Молодые горы Южной Америки - Анды.
2. Старые горы Евразии - Уральские горы.
3. Силы, участвующие в процессе горообразования, - подземная сила и выветривание.
4. Верхушки молодых гор покрыты ледниками.
(Если есть время, можно выполнить задания на с. 118-119.)
ΙV. Итог урока.
- Что нового узнали?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
- Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
- Как работал ты?
- Какую работу мы сегодня выполняли?
- Чему учились?
- Кто или что вам помогало справиться?
- Кто доволен сегодня своей работой?
V. Домашнее задание.
По усмотрению учителя.
Деятельность учеников:
- знать характерные особенности равнин и гор и уметь определять их на карте. Понятия: равнина, горы.
Урок 34.
Тема: Проверочная работа № 7.
Цели урока:
- закрепление знаний о реках, озёрах, равнинах и горах, об условных обозначениях физической карты, материках.
Методическая справка.
Мы рекомендуем на первой половине урока предложить ученикам выполнить задания на повторение учебного материала. Это позволит школьникам подготовиться к проверочной работе, которую они будут выполнять на второй половине урока.
Возможные ответы проверочной работы № 7.
Работа проводится с картами учебника!
Вариант 1. 1. Необходимый уровень: исток. Повышенный уровень: вода испаряется. 2. Необходимый уровень: для равнин характерны развитое земледелие, судоходные реки, города. Повышенный уровень: болота чаще встречаются на низменностях. Максимальный уровень: солёные озёра чаще встречаются в жарком климате (вода испаряется, моль остаётся). 3. Максимальный уровень: кроссворд (выполняется с помощью карт!). По горизонтали: Кордильеры. 1) Кавказ. 2) Конго (в Африке). 3) Анды. 4) Каспийское. 5) Альпы. 6) Енисей. 7) Горы.
Вариант 1. 1. Необходимый уровень: река течёт от истока к устью. Повышенный уровень: круговорот воды происходит всё время, поэтому вода в реке не кончается. 2. Необходимый уровень: для гор характерны крутые склоны, бурные реки. Повышенный уровень: полезные ископаемые. Максимальный уровень: молодые горы - островершинные. 3. Максимальный уровень: кроссворд (выполняется с помощью карт!). По горизонтали: Амазонка. По вертикали: 1) Анды. 2) Урал. 3) Кавказ. 4) Обь. 5) Нил. 6) Виктория. 7) Альпы.
© ООО «Баласс», 2012