- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа Курса внеурочной деятельности В мире книг, 3 класс
Рабочая программа Курса внеурочной деятельности В мире книг, 3 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Хомутова Н.А. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
-
Пояснительная записка
-
Общая характеристика курса
-
Описание местакурса в учебном плане
-
Ценностные ориентиры содержания курса
-
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса
-формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе. Регулятивные учебные умения: - умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; - умение самостоятельно работать с новым произведением; - умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх; - умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты. Познавательные учебные умения: - прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги; - отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; - ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); - составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; - пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Коммуникативные учебные умения: - участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; - оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; - высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; - участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; - соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
-
Содержание программы
-
Тематическое планирование
№
Дата
Корре
кти
ровка
Тема занятия
Характеристика видов учебной деятельности учащихся
Формируемые УУД
Личностные
Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
1
Книги-сборники былин, легенд, сказов
Планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, участвовать в работе парами, группами, договариваться друг с другом, сравнивать иллюстрации с содержанием, характеризовать образы героев и персонажей
Проявление интереса к познанию мира книг
Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения
Принимать и сохранять учебную задачу
Участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения
2
Первые книги. Библия. Детская библия
Планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной библиотеке, участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе
Соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую
Определять цель выполнения заданий на уроке в сотрудничестве с учителем
Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей совместной деятельности с учителем и сверстниками
3
Летописи. Рукописные книги
Осуществлять поиск информации о летописях, рукописных книгах. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ о летописях, рукописных книгах, читать текст вслух целыми словами,
участвовать в работе
пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты
Проявление интереса к предметной деятельности
Формулировать несложные выводы, основываясь на текст Принимать и сохранять учебную задачу
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
4
История книги. Первопечатник Иван Фёдоров
Осуществлять поиск информации об истории книги. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ об истории книги, читать текст вслух целыми словами,
участвовать в работе пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты
Проявление интереса к изучаемому материалу
Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, мнений и интересов, в том числе не совпадающих с собственной
5
Волшебный мир сказок. Книга-сборник «Сказки А.С. Пушкина» Определять жанр и тему. Характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду), называть волшебные предметы, описывая волшебные события, написать отзыв о книге
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные и цифровые) в том числе Интернет Различать способ и результат действия
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
6
Сказки бытовые, волшебные, о животных
Определять особенности текста бытовых, волшебных сказок и сказок о животных, сравнивать содержание сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану. Находить героев, которые противопоставлены в сказке. Использовать слова с противоположным значением при характеристике героев называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения инсценировать сказку Знакомство с основными моральными нормами и ориентация на их выполнение Оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
Высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги
7
Сказки с загадками.
Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Рассматривать и сравнивать книги, читать текст вслух целыми словами,
участвовать в работе
пары, группы, договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты Формирование умения самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности Составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос
Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения действия
Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
8
История басни. Басни Эзопа и И. Крылова. Аппарат книги-сборника
Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью, оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца хорошего ученика, предпочтение социального способа оценки знаний Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные и цифровые) в том числе Интернет Преобразо вывать практическую задачу в познава тельную
Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, мнений и интересов, в том числе не совпадающих с собственной
9
Басни в прозаической форме Эзопа и Л.Н. Толстого. Сборники басен
Читать вслух и про себя, формировать представления об образах героев, осмысливать понятие «красота», анализировать эмоциональные состояния, характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду) Понимание причин успешности\неуспешности в учебной деятельности, в том числе самоанализ и самоконтроль результата, анализ соответствия результата требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей
Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, других людей Контролировать действия партнёра
10
Русские баснописцы. Басни с «бродячими» сюжетами. Читать вслух и про себя, определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Характеризовать образы героев и персонажей,сравнивать иллюстрации с содержанием текста, Представлять героев басни
Умение самостоятельно работать с новым произведением
Понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста
Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
11
Родные поэты Читать вслух и про себя, постепенно увеличивая темп, понимать содержание прочитанного, объяснять значение некоторых слов, использовать средства художественной выразительности
Проявление интереса к предметной деятельности
Формирование устойчивой мотивации учебной деятельности
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные и цифровые) в том числе Интернет
Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
12
Книги-сборники стихотворений Ф. Тютчева, А. Майкова, А. Фета, Н. Некрасова Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Называть отличительные особенности стихотворного текста, определять настроение стихотворения. Иллюстрировать стихотворение
Развитие познавательногоинтереса
Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом) Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Соблюдать нормы речевого этикета
13
Проект «Краски и звуки поэтического слова»
Проявление интереса к предметной деятельности
Контролировать действия партнёра
14
Книги Л.Н. Толстого для детей
Читать вслух и про себя, отвечать на вопросы. Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков героев и окружающих людей Составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
15
Л.Н. Толстой - сказочник и обработчик русских на родных сказок Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Определять жанр и тему Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос Различать способ и результат действия Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, мнений и интересов, в том числе не совпадающих с собственной
16
Книга «Азбука Л.Н. Толстого» и сборник «Для детей»
Читать осознанно текст. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев.Отвечать и задавать вопросы.
Выработка позитивной самооценки личности
Проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений
Контролировать действия партнёра
17
Книги-сборники произведений о животных. Каталог, каталожная карточка
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы.Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом). Выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью
Развитие интереса к предметной деятельности
Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
Работа над выразительностью чтения
Различать особенности диалогической и монологической речи
18
Рассказы о животных А. Куприна. Аннотация к рассказу А. Куприна «Ю-ю»
Сохранение мотивации к учёбе
Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения
Характеризовать образы героев и персонажей
Сравнивать иллюстрации с содержанием текста
19
Книга Дж. Лондона «Бурый волк» или «Волк». Пере- водчики рассказа. Отзыв
Развитие интереса к предметной деятельности
Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
Работа над выразительностью чтения
Различать особенности диалогической и монологической речи
20
Художники-иллюстраторы книг о животных
Сохранение мотивации к учёбе
Выполнять задачи, не имеющие однозначного решения
Характеризовать образы героев и персонажей
Сравнивать иллюстрации с содержанием текста
21
Дети - герои книг. Типы книг. Книги-сборники произведений о детях Читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Определять жанр и тему. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Участвовать в обсуждении Прогнозировать оценки одних и тех же ситуаций, поступков с позиции разных людей Составлять небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос Вносить необходимые коррективы в план действия Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
22
Книга-произведение А. Гайдара «Тимур и его команда», книга-сборник рассказов Л. Пантелеева «Честное слово» Ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца хорошего ученика, предпочтение социального способа оценки знаний Вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, мнений и интересов, в том числе не совпадающих с собственной
23
Литературная игра «Расскажи о героях детских книг - своих сверстниках» Участвовать в литературной игре,давать характеристики героев, участвовать в обсуждении Формирование устойчивой мотивации учебной деятельности
Строить логическое рассуждение в форме связи простых суждений о данном явлении Преобразовывать практическую задачу в познавательную Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
24
Книги зарубежных писателей. Ц. Топелиус, Дж. Лондон, Э. Сетон-Томпсон, Дж. Чиарди)
Читать осознанно текст. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев.Извлекать необходимую информацию из книги. Строить схему (модель) отношений героев составлять небольшие устные монологические высказывания
Проявление интереса к предметной деятельности
Находить аргументы, подтверждающие вывод Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
25
Библиографический справочник: отбор информации
Пользоваться библиографическим справочником. Проверять и отбирать информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу
Сохранение мотивации к учёбе
Исследовать собственные нестандартные способы решения Определять цель выполнения заданий на уроке в сотрудничестве с учителем Использовать речь для регуляции своего действия
26
Книги о детях войны. Л. Воронкова «Девочка из города». Аннотация
Читать осознанно текст. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение.Определять главных героев произведения. Давать характеристики героев.
Характеризовать текст: предполагать тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям, аннотации. Определять жанр, тему. Формулировать главную мысль текста, его частей
Читать, выполняя задания к тексту.
Воспитание чувства справедливости, ответственности
Исследовать собственные нестандартные способы решения
Составлять небольшие устные монологические высказывания
27
Книга-сборник Л. Пантелеева «Новенькая»
Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется Смысловое чтение. Соотносить позицию автора с собственной точкой зрения Вносить необходимые коррективы в план действия Контролировать действия партнёра
28
Кто они - дети войны. Книга В. Железникова «Девушка в военном»
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста Вносить необходимые коррективы в план действия
29
Детские газеты и журналы. История создания журнала «Мурзилка» и др
Рассматривать и читать детские газеты и журналы.Находить нужную информацию в газетах и журналах Формирование устойчивой мотивации учебной деятельности Строить логическое рассуждение в форме связи простых суждений о данном явлении Преобразовывать практическую задачу в познавательную Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
30
Электронные периодические издания: «Детская газета», журнал «Антошка» и др
Пользоваться электронными газетами и журналами, рассматривать и читать детские газеты и журналы, находить нужную информацию в газетах и журналах
Воспитание чувства справедливости, ответственности Находить аргументы, подтверждающие вывод Способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве
31
Создание классной газеты «Книгочей»
Готовить материал для классной и школьной газеты. Находить нужную информацию для классной газеты. Издавать классную газету
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности
Определять тему и главную мысль текста. Использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое Принимать и сохранять учебную задачу Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром
32
Книги, их типы и виды. Практическая работа в библиотеке
Выбирать правильно книгу в библиотеке. Различать книги по типу и виду Развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности Участвовать в учебном диалоге при обсуждении выбора книги Вносить необходимые коррективы в план действия Ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
33
Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?». Словарь книгочея Выполнять поисковую работу по проекту,
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу Формирование умения самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности Контроль и оценка процесса и результатов деятельности Самостоятельно или в сотрудничестве с учителем адекватно оценивать правильность выполнения действия Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
34
Обобщающее занятие. Книги бывают разные. Библиотечная мозаика «Что я знаю о книге?» Выполнять поисковую работу по проекту,
презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи Определять цель выполнения заданий на уроке в сотрудничестве с учителем Использовать речь для регуляции своего действия
8. Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности
Название общеобразовательной программы
Учебники
(автор, название, издательство, год издания)
Учебные пособия учителя и учащихся
- Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. - М.: Вентана - Граф, 2012
- Чтение. Работа с текстом: 3 класс/ О. Н. Крылова. - М.: Экзамен, 2011
- Ефросинина Л. А. Книгочей: словарь-справочник по литературному чтению для младших школьников: 1-4 классы. - М.: Вентана-Граф, 2012
-
Ефросинина Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: комплект учебных хрестоматий для 1-4 классов. - М.: Вентана-Граф, 2012
- Оморокова М. И. Учимся читать выразительно: 2-4 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2012
Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечания
Лазерный принтер
1
Мультимедийный проектор
1
Интерактивная доска
1
Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский с тумбой
Мебель для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр
4
Экранно-звуковые пособия. Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения: Электронное сопровождение к учебнику «Русский язык», 3 класс.