Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Слова близкие по значению. Синонимы. »

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Юхмачинская СОШ»

Алькеевский район , РТ

«Слова, близкие по значению. Синонимы»

УМК «Перспектива»

Класс: 2



Предмет: русский язык



Авторы учебника: Л.Ф.Климанова







Составила : учитель начальных классов

Калимуллина Роза Рифовна





Оборудование: учебники, тетради, словари, аудиозаписи музыки, картины, компьютер, слайды из презентации.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока: урок - презентация.

Методы урока: частично - поисковый, наглядный, словесный, практический.

Формы урока: коллективная, фронтальная, групповая, парная.

Цели урока:

Обучающая:

  • Ознакомление детей с синонимами, их ролью и значением в нашей речи;

  • формирование умения находить слова со сходными значениями, подбирать синонимы.

Развивающая:

Развивать наблюдательность, устную речь обучающихся, расширять словарный запас детей, их творческие и познавательные способности.

Воспитательная:

Воспитывать любовь к родному языку и слову, воспитание коммуникативных навыков, умения работать в парах

Личностные УУД:

  • Первичные умения оценки работ;

  • Положительное отношение к учебной деятельности;

  • Знание моральных норм поведения.

Регулятивные УУД:

  • Принимать и сохранять учебную задачу;

  • Понимать ориентиры действия в учебном материале;

  • Проговаривать вслух последовательность производимых действий;

  • Адекватно воспринимать оценку своей работы.

Познавательные УУД:

  • Понимать заданные вопросы ,строить ответы;

  • Проводить сравнения;

  • Обобщать;

Коммуникативные УУД:

  • Принимать участие в работе парами;

  • Договариваться;

  • Принимать другое мнение;

  • Задавать вопросы;







Ход урока. I. Организационный момент.

(Слайд 1) Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно - В огромном море - море слов - Купаться ежечасно! Слова -строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. II.Актуализация знаний. На предыдущих уроках русского языка мы познакомились с многообразием слов, знакомились с их значениями, работали со словарями, учились употреблять их в речи. Профессор Самоваров просит освежить в памяти знания о том , как называются в русском языке эти слова. (слайд 2) - Каким общим словом мы назовём представленные предметы? - Как это слово называется в русском языке? Почему? - Рассмотрите следующие предметы на слайде. Каким словом мы назовём их? - Это разные слова или одно и то же слово с несколькими значениями? - Как в русском языке называют такие слова? Почему?
- Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка .(два ученика рассказывают о значении слов кролик и заяц) --Что вы заметили в рассказах своих товарищей?
Посмотрите внимательно на следующие картинки, они помогут справиться с очередным заданием. (Слайд 4) - Откройте учебник русского языка (1 часть) на странице 26 и прочитайте группы слов.(упр.35)- Найдите слова сходные по значению (близкие по смыслу). - Сколько таких разных слов вы нашли, которые означают одно и то же (близкие по значению, сходные по смыслу)? Назовите их? (вьюга, метель, пурга) III. Цель урока - Какие слова нас сегодня должны заинтересовать на уроке? (слова со сходным значением, близкие по смыслу) На уроке узнаем как они называются, зачем нужны в нашей речи. IV.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала. (Слайд 5)Заполнить пропуски. - К какому словарю предлагает обратиться профессор Самоваров? Найдите в Толковом словаре (учебник русского языка, часть2) слово «АЗБУКА». Прочитайте словарную статью о нём. - Что мы можем сказать о слове «АЗБУКА»? (слово «АЗБУКА» многозначное). - Докажите. - Найдите в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и азбука-книга (слово со сходным значением, близкое по смыслу)
- Продолжите работу самостоятельно в парах.(карточки с заданиями) Слова запишите на листочке.

Вывод:

-Подведем итог вашей работы:

-Как называются слова каждой группы?

-Для чего нужны синонимы в нашей речи?

Физминутка Работа в группах (задание на доске). 1 группа: Дело ( работа, труд, занятие ) 2 группа: Большой ( громадный, огромный, гигантский, крупный) 3 группа: Блестеть( сиять, сверкать, искриться, светиться ) Какие слова вы нашли? Слова…?(синонимы)

(Слайд 6) - Как называются слова в русском языке близкие по смыслу?

С И Н О Н И М Ы - Какие слова называют синонимами?

(правило в учебнике стр. 27) VI. Самостоятельное, творческое использование сформированных ЗУН. Упражнение 37, стр.27 В упражнении дан замечательный отрывок из стихотворения русского поэта Ивана Сурикова «Детство». - Послушайте его. Все ли слова понятны? - Подберите к выделенным словам синонимы .Запишите их парами.

(Слайд 7) Хохочут -смеются Перезябнешь - замёрзнешь Бредёшь - идёшь Ветхую - старую Скинешь - снимешь Заберёшься - залезешь - Почему поэт употребил именно эти слова? - Назовите слова - названия действий. - Назовите слова - названия признаков.
Физминутка
VII.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. - Аня и Ваня составили рассказ. Профессор Самоваров прочитав его сказал, что ребята забыли о богатстве русского языка, о словах, которые делают нашу речь точной, выразительной и разнообразной, словах - синонимах.

(Слайд 8) - Помогите Ане и Ване исправить текст.
Ролевая игра(2 ученика) -Какой же ты толковый пес! -Нет , я не толковый ,а умный! -Как ты, пес, любезно разговариваешь? Я разговариваю не любезно ,а вежливо.
Как вы думаете пес знает слова - синонимы? А вы научились подбирать слова- синонимы?
Проверочная работа с помощью компьютера.



(Слайд 9)(с диска) - Подберите к первому человечку слова - синонимы, которые показывают его настроение на уроке. - Подберите слова- синонимы ко второму человечку, обозначающие его настроение на уроке. VIII. Рефлексия деятельности. - Поднимите руки кто выберет рисунок 1человечка, который соответствует вашему настроению на этом уроке, а сейчас поднимите руки кто из вас выбирает 2 человечка? - Что нового узнали на уроке о словах русского языка? - Зачем нужны слова - синонимы в нашей речи? - Какие задания были интересны вам? - Что вызвало затруднение? Итог урока

7


© 2010-2022