- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Слова близкие по значению. Синонимы. »
Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Слова близкие по значению. Синонимы. »
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Калимуллина Р.Р. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Юхмачинская СОШ»
Алькеевский район , РТ
«Слова, близкие по значению. Синонимы»
УМК «Перспектива»
Класс: 2
Предмет: русский язык
Авторы учебника: Л.Ф.Климанова
Составила : учитель начальных классов
Калимуллина Роза Рифовна
Оборудование: учебники, тетради, словари, аудиозаписи музыки, картины, компьютер, слайды из презентации.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: урок - презентация.
Методы урока: частично - поисковый, наглядный, словесный, практический.
Формы урока: коллективная, фронтальная, групповая, парная.
Цели урока:
Обучающая:
-
Ознакомление детей с синонимами, их ролью и значением в нашей речи;
-
формирование умения находить слова со сходными значениями, подбирать синонимы.
Развивающая:
Развивать наблюдательность, устную речь обучающихся, расширять словарный запас детей, их творческие и познавательные способности.
Воспитательная:
Воспитывать любовь к родному языку и слову, воспитание коммуникативных навыков, умения работать в парах
Личностные УУД:
-
Первичные умения оценки работ;
-
Положительное отношение к учебной деятельности;
-
Знание моральных норм поведения.
Регулятивные УУД:
-
Принимать и сохранять учебную задачу;
-
Понимать ориентиры действия в учебном материале;
-
Проговаривать вслух последовательность производимых действий;
-
Адекватно воспринимать оценку своей работы.
Познавательные УУД:
-
Понимать заданные вопросы ,строить ответы;
-
Проводить сравнения;
-
Обобщать;
Коммуникативные УУД:
-
Принимать участие в работе парами;
-
Договариваться;
-
Принимать другое мнение;
-
Задавать вопросы;
Ход урока. I. Организационный момент.
(Слайд 1) Язык - и стар, и вечно нов! И это так прекрасно - В огромном море - море слов - Купаться ежечасно! Слова -строительный материал русского языка и составляют его богатство, они делают наш родной язык выразительным, метким, ярким, музыкальным, с их помощью поэты и писатели создают прекрасные произведения. II.Актуализация знаний. На предыдущих уроках русского языка мы познакомились с многообразием слов, знакомились с их значениями, работали со словарями, учились употреблять их в речи. Профессор Самоваров просит освежить в памяти знания о том , как называются в русском языке эти слова. (слайд 2) - Каким общим словом мы назовём представленные предметы? - Как это слово называется в русском языке? Почему? - Рассмотрите следующие предметы на слайде. Каким словом мы назовём их? - Это разные слова или одно и то же слово с несколькими значениями? - Как в русском языке называют такие слова? Почему?
- Сегодня на уроке мы продолжим открывать секреты слов русского языка .(два ученика рассказывают о значении слов кролик и заяц) --Что вы заметили в рассказах своих товарищей?
Посмотрите внимательно на следующие картинки, они помогут справиться с очередным заданием. (Слайд 4) - Откройте учебник русского языка (1 часть) на странице 26 и прочитайте группы слов.(упр.35)- Найдите слова сходные по значению (близкие по смыслу). - Сколько таких разных слов вы нашли, которые означают одно и то же (близкие по значению, сходные по смыслу)? Назовите их? (вьюга, метель, пурга) III. Цель урока - Какие слова нас сегодня должны заинтересовать на уроке? (слова со сходным значением, близкие по смыслу) На уроке узнаем как они называются, зачем нужны в нашей речи. IV.Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала. (Слайд 5)Заполнить пропуски. - К какому словарю предлагает обратиться профессор Самоваров? Найдите в Толковом словаре (учебник русского языка, часть2) слово «АЗБУКА». Прочитайте словарную статью о нём. - Что мы можем сказать о слове «АЗБУКА»? (слово «АЗБУКА» многозначное). - Докажите. - Найдите в статье другое слово, которое обозначает то же самое, что и азбука-книга (слово со сходным значением, близкое по смыслу)
- Продолжите работу самостоятельно в парах.(карточки с заданиями) Слова запишите на листочке.
Вывод:
-Подведем итог вашей работы:
-Как называются слова каждой группы?
-Для чего нужны синонимы в нашей речи?
Физминутка Работа в группах (задание на доске). 1 группа: Дело ( работа, труд, занятие ) 2 группа: Большой ( громадный, огромный, гигантский, крупный) 3 группа: Блестеть( сиять, сверкать, искриться, светиться ) Какие слова вы нашли? Слова…?(синонимы)
(Слайд 6) - Как называются слова в русском языке близкие по смыслу?
С И Н О Н И М Ы - Какие слова называют синонимами?
(правило в учебнике стр. 27) VI. Самостоятельное, творческое использование сформированных ЗУН. Упражнение 37, стр.27 В упражнении дан замечательный отрывок из стихотворения русского поэта Ивана Сурикова «Детство». - Послушайте его. Все ли слова понятны? - Подберите к выделенным словам синонимы .Запишите их парами.
(Слайд 7) Хохочут -смеются Перезябнешь - замёрзнешь Бредёшь - идёшь Ветхую - старую Скинешь - снимешь Заберёшься - залезешь - Почему поэт употребил именно эти слова? - Назовите слова - названия действий. - Назовите слова - названия признаков.
Физминутка
VII.Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов. - Аня и Ваня составили рассказ. Профессор Самоваров прочитав его сказал, что ребята забыли о богатстве русского языка, о словах, которые делают нашу речь точной, выразительной и разнообразной, словах - синонимах.
(Слайд 8) - Помогите Ане и Ване исправить текст.
Ролевая игра(2 ученика) -Какой же ты толковый пес! -Нет , я не толковый ,а умный! -Как ты, пес, любезно разговариваешь? Я разговариваю не любезно ,а вежливо.
Как вы думаете пес знает слова - синонимы? А вы научились подбирать слова- синонимы?
Проверочная работа с помощью компьютера.
(Слайд 9)(с диска) - Подберите к первому человечку слова - синонимы, которые показывают его настроение на уроке. - Подберите слова- синонимы ко второму человечку, обозначающие его настроение на уроке. VIII. Рефлексия деятельности. - Поднимите руки кто выберет рисунок 1человечка, который соответствует вашему настроению на этом уроке, а сейчас поднимите руки кто из вас выбирает 2 человечка? - Что нового узнали на уроке о словах русского языка? - Зачем нужны слова - синонимы в нашей речи? - Какие задания были интересны вам? - Что вызвало затруднение? Итог урока
7