- Преподавателю
- Начальные классы
- Адаптированная программа для детей с ОВЗ 7 вида ! класс
Адаптированная программа для детей с ОВЗ 7 вида ! класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черепанова Е.В. |
Дата | 25.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Математика
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике для детей с ОВЗ VII вида, обучающихся в 1 классе разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- программы формирования универсальных учебных действий;
- авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика».
Изучение учебного курса «Математика» рассчитано на четыре года обучения детей, испытывающих стойкие трудности в обучении математике. Содержание программы составляют:
-
изучение натуральных чисел, арифметических действий, приемов вычислений;
-
ознакомление с буквенной символикой, с геометрическими
фигурами и величинами; -
формирование практических умений - измерительных, графических;
-
формирование умений решать простые и составные арифметические задачи.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса начальной математики в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера - для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.
Своеобразие в обучении математике детей с ЗПР особенно отчетливо проявляется на первоначальном этапе. Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные задачи:
-
восполнение пробелов дошкольного математического развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
-
специальная подготовка учащихся к восприятию новых и трудных тем;
-
обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
-
формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
- развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
- активизация познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
- воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к математике;
- развитие навыков самоконтроля, формирование навыков
учебной деятельности.
Количество часов в неделю - 4ч за год - 132 ч + 4 ч (резерв)
Содержание программы по математике соответствует программе общеобразовательного класса Основные требования к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:
- таблицу сложения чисел в пределах 10 и соответствующие случаи вычитания;
- названия и последовательность чисел от 0 до 20;
Учащиеся должны уметь:
- считать предметы в пределах 20; читать и записывать числа от
О до 20; - решать примеры на сложение и вычитание в пределах 20, основанные на знании последовательности чисел и десятичного состава;
- решать простые задачи с помощью сложения и вычитания;
- измерять с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах;
строить отрезок заданной длины; - распознавать простейшие геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, отрезок
Форма обучения - традиционная
Методы обучения - игровые, проблемно-поисковые, исследовательские. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом темы урока.
Формы контроля- проверочные работы, тесты, по тетради С.И.Волковой
Оценивание проводится в соответствии с нормами проверки и оценки знаний по математике в начальных классах для детей с ОВЗ VII вида
УМК
Для изучения рабочей учебной программы используется учебно-методический комплект М.И.Моро, С.И.Волковой:
- Учебник "Математика"часть 1 и 2- 1 класс
- Тетрадь "Проверочные работы по математике" С.И.Волкова по классам.
- Электронное приложение к учебнику М.И.Моро "Математика" (диск)
Русский язык
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для детей с ОВЗ VII вида, обучающихся в 1 классе разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования,
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
- программы формирования универсальных учебных действий,
- программы коррекционной работы;
- авторской программы Р.Г.Чураковой «Перспективная начальная школа»
В начальном обучении русскому языку предусматриваются:
• максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
-
уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
-
развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
-
формирование навыков учебной работы;
• развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления. Программа по русскому языку включает разделы: «Обучение грамоте», «Фонетика и графика», «Морфология» (части речи, состав слова), «Синтаксис и пунктуация». Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями.
Обучение русскому языку следует организовывать в соответствии со следующими общими требованиями:
- преподносить новый материал предельно развернуто;
- отводить значительное место практической деятельности обучающихся: работе со схемами, таблицами, разрезной азбукой и т.д.;
- систематически повторять пройденный материал для закрепления изученного и полноценного усвоения нового;
- уточнять и расширять словарный запас на основе ознакомления с окружающим миром;
- предварять выполнение письменных заданий анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок;
- уделять должное внимание формированию культуры общения;
- находить любой повод, чтобы вовремя и обоснованно похвалить ученика (школьник должен понимать, какие конкретные действия и умения вызвали одобрение учителя).
Обучение грамоте осуществляется на протяжении всего 1 класса. Выделяются три периода: подготовительный, букварный и послебукварный. Основными темами подготовительного периода являются «Звуки речи», «Практическое ознакомление с предложением. Слово в предложении». Осуществляется также подготовка к обучению каллиграфии.
Основные задачи этого периода: • ознакомить детей со звуковым составом русского языка; научить свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, осознавать, что в каждом слове определенное число звуков, сочетающихся в строгой последовательности;
-
уточнить артикуляцию звуков речи, научить различать звуки,
близкие по артикуляционным или акустическим свойствам. Обучающиеся должны усвоить правильное положение языка, губ, зубов, знать об участии голоса при произнесении каждого звука; -
активизировать устную речь детей, сделать предметом их внимания слово и предложение в целом, практически подготовить
обучающихся к усвоению ряда грамматических тем.
Фонетика, графика, морфология, синтаксис, пунктуация, развитие речи В начальный курс грамматики, правописания, синтаксиса входит материал, необходимый для понимания состава и строя русской речи, формирования прочных умений и навыков по языку. Обучение охватывает широкий круг языковых явлений: звуки и буквы и их соотношение, гласные и согласные звуки, ударение, слог, ударные и безударные гласные, глухие и звонкие согласные, состав слова (корень, окончание, приставка, суффикс), части речи и их различие на основе лексического значения, вопросов, форм словоизменения (склонения и спряжения).
Усвоение этого обширного материала детьми с ЗПР возможно при предварительном изучении наиболее трудных грамматических тем путем подготовительных упражнений, которые включают накопление устного речевого опыта, наблюдения за явлениями языка, практические языковые обобщения; ознакомление с соответствующей терминологией. Так, изучение морфологического состава слова и правил правописания проверяемых безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корнях слов начинается в подготовительный период. Программой предусмотрено также развитие практических умений по преобразованию формы единственного и множественного числа существительных, подбору однокоренных слов с последующим анализом их лексического значения и звукобуквенного состава. В дальнейшем в системе подготовки изучения грамматики и правописания вводится тема «Родственные слова», в рамках которой проводится работа по словообразованию как один из эффективных способов пополнения словарного запаса учеников. Словарь школьников обогащается и путем расширения и уточнения их непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире, знакомства с синонимами и антонимами, составления предложений с обозначением действующего лица существительными и местоимениями. При знакомстве с элементами синтаксиса и пунктуации обучающиеся в начальных классах узнают о предложении, его основных » видах по интонации, о главных и второстепенных членах предложения, о связи между словами, об однородных членах предложения. У детей формируются орфографические, речевые, пунктуационные навыки, умения в области языкового анализа: фонетического, морфологического, орфографического и синтаксического. Обучение правописанию опирается на усвоенный грамматический материал и на развитие орфографической зоркости. В процессе обучения правописанию рекомендуется использовать словарно-орфографические и разнообразные синтаксические упражнения. Такая постановка орфографической работы включает ее в систему занятий по развитию речи и способствует сознательному усвоению изучаемого материала и прочности орфографических навыков. Формирование связной речи предполагает организацию активной речевой деятельности обучающихся: усвоение правильного произношения, уточнение и обогащение словарного запаса, овладение грамматическим строем речи, умением строить связные высказывания и слушать чужую речь. Развитие речи связано также с широким кругом общения, в которое вступает ребенок не только в школе, но и за ее пределами. При обучении связной речи обогащается содержательная сторона высказываний учащихся и формируются умения в построении связного текста. Упражнения в связной речи проводятся на уроках русского языка в устной и письменной форме, в виде изложений и сочинений. При выборе тем учитывается их характер: близость опыту и интересам детей, доступность содержания и посильность композиционного и речевого оформления. Изложения, сочинения в начальных классах носят обучающий характер. В процессе усвоения элементов грамматики и правописания у детей развиваются умения анализировать языковой материал, сопоставлять, группировать языковые явления, т.е. средствами учебной дисциплины осуществляется умственное и речевое развитие школьников. Чистописание - составная часть обучения русскому языку, включающая формирование и совершенствование графических навыков. Задачами этого раздела являются: развитие глазомера обучающихся; формирование двигательных навыков руки, умения располагать написанное на листе тетради, отработка правильного способа удержания ручки, развитие движений пальцев руки при письме; развитие умения писать по строке, в нужном месте начинать и заканчивать ее; письмо букв в порядке усложнения их начертаний, дифференциация сходных по начертанию букв, соединение букв; письмо слов, предложений и связных текстов. Содержание графических упражнений составляют письмо наиболее трудных для обучающихся букв и соединений, списывание с рукописного и печатного текста, письмо под диктовку, письмо под счет. В состав заданий входит также исправление графических ошибок, допущенных в предыдущих работах. Письмо обучающихся должно быть опрятным, четким и правильным. В результате обучения письму ученик должен уметь «перевести» звук в букву (имеются в виду фонетико-грамматические написания), правильно и четко написать букву, слово, предложение, списать с книги и с доски, написать под диктовку, проверить написанное и исправить ошибки.
Содержание курса соответствует курсу по русскому языку общеобразовательного класса Количество часов в неделю - 5 ч за год - 170 ч + 5 ч (резерв)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
• все буквы русского алфавита, соотносить звуки с буквами, которые их обозначают; основные отличия звуков от букв, использовать в активной речи термины звук, буква;
' правила гигиены письма и чтения;
• наизусть три-пять стихотворений.
Учащиеся должны уметь:
' последовательно выделять звуки из слов, написание которых не расходится с произношением;
• различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие, звонкие, глухие согласные звуки, правильно их называть; использовать в активной речи термины гласный звук, согласный звук, твердый coгласный звук, мягкий согласный звук, глухой согласный звук, звонкий согласный звук;
-
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами и, е, ё,ю, я и мягким знаком (ь);
-
правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения; различать сходные по начертанию буквы (о-а, и-у, л-м, и-ш,п-т, н-к, д-б, г-р, г-п, Р-П, Е-3);
-
определять и обозначать в слове ударную гласную, использовать термин ударение', делить слова на слоги, выделять предложение (заглавной буквой и точкой); использовать термин предложение; вычленять слова из предложений, состоящих из двух-пяти слов; использовать термин слово;
-
писать с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных;
-
списывать с печатного и рукописного текста слова и предложения, опираясь на орфографическое чтение и зрительное восприятие списываемого, проверять правильность выполненной работы;
-
писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и текст, состоящий из таких слов (15-20 слов);
• читать сознательно, правильно, плавно небольшие тексты(15-20 слов в минуту);
-
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
-
воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение, рассказывать, о чем слушали, давать простейшую оценку прочитанного (по вопросам учителя или по иллюстрациям), соблюдая соответствующую громкость и темп высказываний;
-
употреблять слова приветствия, прощания, благодарности, выражающие просьбу.
УМК
* Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.. Азбука 1 класс: учебник/под ред. М.Л. Каленчук. -М: Академкнига /Учебник, 2011
* Тетради по письму №1,2,3 * Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 1 класс: - М.: Академкнига /Учебник * Гольфман Е.Р. Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс - М.: Академкнига/Учебник
Окружающий мир
Пояснительная записка Рабочая программа по окружающему миру для детей с ОВЗ VII вида, обучающихся в 1 классе разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования,
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
- программы формирования универсальных учебных действий,
- программы коррекционной работы;
- авторской программы Р.Г.Чураковой «Перспективная начальная школа»
«Окружающий мир» - курс интегрированный. Основная цель его - формирование у обучающихся целостного взгляда на окружающую природную и социальную среду, место человека в ней, воспитание правильного отношения к среде обитания и правила поведения в обществе и природе. Историко-обществоведческий материал вводится постепенно в I-II классах начиная со сведений о ближайшем окружении (семье, школе, городе). При изучении данного курса решаются следующие основные задачи:
-
расширение кругозора школьников; повышение их адаптивных возможностей благодаря улучшению социальной ориентировки;
-
обогащение жизненного опыта детей путем организации непосредственных наблюдений в природе и обществе, в процессе предметно-практической и продуктивной деятельности;
-
систематизация знаний и представлений, способствующая повышению интеллектуальной активности учащихся и лучшему усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам;
-
уточнение, расширение и активизация лексического запаса, развитие устной монологической речи;
-
улучшение зрительного восприятия, зрительной и словесной памяти, активизация познавательной деятельности;
-
активизация умственной деятельности (навыков планомерного и соотносительного анализа, практической группировки и обобщения, словесной классификации изучаемых предметов из ближайшего окружения ученика);
-
систематизация знаний и навыков в междисциплинарных областях (краеведение, экология, гигиена, технология, экономика, труд).
-
вести непосредственные наблюдения за отдельными предметами и явлениями окружающего мира;
-
задавать вопросы и давать ответы на вопросы взрослого о проведенных наблюдениях;
-
проводить сравнение двух и более предметов с установлением
их общих и отличительных признаков; -
рассказывать о признаках предметов из своего ближайшего
окружения по определенному плану; -
делать выводы и умозаключения на основе обсуждения (под руководством взрослого) наблюдаемых событий, явлений, предметов;
-
составлять высказывания из трех-пяти сложносочиненных и
сложноподчиненных предложений, уметь планировать и вести
устно рассказ-повествование, рассказ-отчет, рассказ-описание; -
усваивать навыки правильного общения и поведения со сверстниками и взрослыми из ближайшего окружения.
Количество часов в неделю в 1 классе - 2 ч
За год - 66 часов + 2 ч (резерв)
Содержание курса соответствует содержанию курса общеобразовательного класса
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
-
отбирать предметы указанного цвета, формы, величины (по образцу или названию), правильно называть изученные свойства предметов;
-
создавать группы предметов одинакового цвета, формы и величины;
-
различать правую и левую руку, правую и левую сторону тела и лица человека;
-
разместить и найти предмет по заданию учителя;
*рассказывать по вопросам учителя о составе своей семьи и труде родителей, задавать такие же вопросы однокласснику;
• описать одну-две игрушки и рассказать правила одной-двух настольных игр.
-
соблюдать основные формы обращения к взрослым и одноклассникам;
-
правильно называть животных, имеющихся в классе, в школе.
-
рассказывать об основных отличительных признаках отдельных видов транспорта (троллейбус, трамвай, автобус и др.);
-
соблюдать правила поведения на улице и в других общественных местах;
-
соблюдать правила поведения в парках, скверах, других местах отдыха, охранять растения и животных
составлять рассказ о погоде одного дня на основе собственных наблюдений.
-
узнавать изученных животных и растения в природе;
-
соблюдать правила поведения в природе.
Учащиеся должны знать:
-
свое полное имя, фамилию, возраст, свой домашний адрес;
-
элементарные правила личной гигиены и уметь их выполнять;
-
по четыре-шесть названий конкретных предметов, относящихся к игрушкам, настольным играм, одежде, обуви.
-
названия главной улицы и площади своего города (села);
-
названия трех-четырех видов пассажирского транспорта;
-
значение цветов светофора, различных указателей (стрелок, вывесок, дорожных знаков), к кому обратиться за помощью в случае необходимости.
-
названия времен года, их последовательность;
-
отличительные признаки времен года (осень, весна, зима, лето).
• названия пяти-шести растений, произрастающих на пришкольном участке;
названия пяти-шести изученных видов животных.
УМК
- Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник.
- Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Федотова О.Н. Окружающий мир в вопросах и заданиях. 1 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. - М.: Академкнига/Учебник.
- Трафимова Г.В, Трафимов С.А., Федотова О.Н. Давай знакомиться, мир. 1 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник.
Литературное чтение
Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению для детей с ОВЗ VII вида, обучающихся в 1 классе разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования,
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
- программы формирования универсальных учебных действий,
- программы коррекционной работы;
- авторской программы Р.Г.Чураковой «Перспективная начальная школа»
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей: -развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать; -овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; -воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников; -формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: -развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; -учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ; развивать образное мышление обучающихся; -формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение обучающихся и ассоциативное мышление; -развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интереск литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; -обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; -формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; -обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; -расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; -обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; -работать с различными типами текстов; -создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». На уроках чтения решаются, как общие с общеобразовательной школой, так и специфические коррекционные задачи: -преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте», формирование правильного слогового чтения; -формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения вслух и про себя; -формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей; -развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка; -преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке; -развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности; -привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству. Количество часов в неделю - 4 ч В год - 132 ч + 4 ч (резерв)
Содержание тем учебного курса по литературному чтению соответствует содержанию тем общеобразовательного класса.
В круг произведений для чтения входят отечественные и иноязычные (переводные) произведения, составляющие золотой фонд литературы, фольклорные и литературные, от Эзопа до современных авторов. Отбор произведений подчинён в первую очередь принципам художественности, тематической актуальности и литературного разнообразия. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Планируемые результаты. Навыки чтения: слоговое чтение слов, предложений, небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
УМК
- Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс: Учебник. - М.: Академкнига/Учебник
- Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы. 1 класс. - М.: Академкнига/Учебник
Изобразительное искусство
Пояснительная записка Рабочая программа по изо для детей с ОВЗ VII вида, обучающихся в 1 классе разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования,
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
- программы формирования универсальных учебных действий,
- программы коррекционной работы;
- авторской программы Р.Г.Чураковой «Перспективная начальная школа»
«Изобразительное искусство» являются целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: -живопись - графику - скульптуру - декоративно-прикладное искусство -архитектуру - дизайн - зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с мировыми процессами, в основу программы положен принцип: «От родного порога в мир общечеловеческой культуры». Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных). С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Тематическая целостность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь, год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребёнком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объём, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всём протяжении обучения. Задачи художественного развития учащихся в 1 классе: - развитие эмоциональной отзывчивости на явления окружающего мира, способности удивляться и радоваться его красоте; - формирование эстетического отношения к природе, явлениям растительного и животного мира (экологическое воспитание); - формирование представлений о трёх видах художественной деятельности: изображении, украшении и постройки; - развитие наблюдательности и творческого воображения; - формирование эстетического отношения к постройкам и предметному миру, созданному человеком, их формам и украшениям; - начальное формирование навыков восприятия соответствующих возрасту произведений искусства: книжных иллюстраций, картин, скульптуры, зданий, предметов декоративного искусства и произведений дизайна; - формирование навыков работы красками (гуашь, акварель), графическими материалами (фломастеры, мелки, карандаши), а также навыков создания аппликации, лепки из пластилина, объёмного моделирования из бумаги.
Количество часов в неделю - 1 ч В год - 33 ч + 1 ч (резерв)
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса:
К концу учебного года учащиеся должны знать:
-
-названия основных цветов (красный, жёлтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
-
-усвоить основы трёх видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием художественных различных материалов;
-
-освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;
-
- значение слов: аппликация, коллаж, изображение, форма, пятно, объём, линия, плоскость, орнамент, архитектор, конструкция.
-
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значения в жизни человека и общества;
Учащиеся должны уметь:
-
-организовать своё рабочее место;
-
-передавать в рисунке и аппликации простейшую форму, общее пространственное положение и основной цвет предметов;
-
-пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами;
-
-изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги;
-
-решать художественно-творческие задачи на повтор, вариацию, импровизацию изображения, украшения; художественно-творческие задачи на сочетание различных приёмов обработки бумаги;
-
-пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, заглаживать поверхность.
ТЕХНОЛОГИЯ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по технологии для детей с ОВЗ VII вида, обучающихся в 1 классе разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
- планируемых результатов начального общего образования,
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования,
- программы формирования универсальных учебных действий,
- программы коррекционной работы;
- авторской программы Р.Г.Чураковой «Перспективная начальная школа»
-
овладение первоначальными общетрудовыми умениями (ставить и удерживать цель деятельности, организовывать работу, планировать предметно-практическую деятельность, контролировать и оценивать ее);
-
овладение приемами ручной работы с различными материалами; выращивание сельскохозяйственных растений;
-
ознакомление с некоторыми доступными для понимания учащихся профессиями и т.д.
Кол-во часов в неделю - 2 ч
Кол-во часов за год - 66 ч+2ч (резерв)
Содержание курса соответствует содержанию курса по технологии в общеобразовательном классе.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
-
название и назначение материалов (бумага, ткань, глина);
-
возможности использования изученных материалов;
-
название и назначение ручных инструментов;
-
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
• правила разметки по шаблонам.
Учащиеся должны уметь:
-
организовывать рабочее место (подбирать материалы и инструменты под руководством учителя); самостоятельно выполнять задание с опорой на образец изделия;
-
отбирать и называть операции, специфические для обработки данного материала;
-
правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зырянская средняя общеобразовательная школа»
Зырянского района
«Рассмотрено» на ПС « Утверждаю»
Протокол №___ Приказ №________________
От________________ Директор школы:__________
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УМК «Перспективная начальная школа»
для обучающихся с ОВЗ
1 класса В
Программа составлена на основе
федерального компонента государственного
стандарта начального общего образования
на базовом уровне, и
программы под редакцией Р.Г.Чураковой,
«Программы по учебным предметам»,
М.: Академкнига/учебник, 2011г.
Составила: Черепанова Е.В.
учитель начальных классов