Рабочая программа внеурочной деятельности Краеведение

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа курса «Краеведение»

(первый год обучения)


Пояснительная записка Программа первого класса представляет собой курс «Мой родной дом». Основное направление - формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека - родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших. Изучение данной программы реализуется в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение», «Технология», ИЗО. Программа первого класса рассчитана на 33 часа (1 час в неделю). Вдумчивое отношение к прошлому всегда делает нас более справедливыми по отношению к настоящему, к нашей современности, и, чтобы по достоинству оценить это настоящее, необходимо знать историю своего края, народа, о событиях седой старины, о жизни наших далеких предков, всё то, что продолжает жить в сознании народа и входит в сокровищницу нашего искусства. Одним из принципов обновленного содержания образования является его регионализация - опора на национальные, исторические, культурные, хозяйственные традиции региона, особенности его развития в настоящее время, учёт наиболее значимых социальных ситуаций. Важнейшим приоритетом начального образования является формирование обще учебных умений и навыков, которые в значительной мере предопределяют успешность всего последующего обучения ребёнка. При изучении природы и истории родного края в начальной школе необходимо проводить экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики знакомятся с природным окружением, монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Актуальность программы: Развитие личностных качеств и способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Темы данной программы близки социальному опыту детей младшего школьного возраста: дом и школа, родной край, город и село, труд людей в городе и селе как источники познания окружающего мира и духовного обогащения человека, культурно-исторические памятники, правила поведения в обществе и во взаимодействии с природой.
Цель программы: развитие у учащихся познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Основные задачи программы: создание условий для развития гуманной, творческой личности, ориентированной на ценности общечеловеческой культуры, на саморазвитие и нравственное поведение в обществе; воспитание любви к родному краю через изучение его истории, традиций и быта его народа, воспитание чувств милосердия, человечности, доброты, способности к сопереживанию; создание условия для понимания учащимися своеобразия характера, быта, обычаев, образа жизни, духовной культуры, нравственных принципов населения Воронежского края; формирование умения вступать в диалог, рассказывать, импровизировать, решать различные творческие речевые задачи; познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации; мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности; прививать навыки организации научного труда, работы со словарями и энциклопедиями; прививать интерес к исследовательской деятельности.

Основные формы и методы обучения: Практические Рассказ педагога и рассказы детей Беседы Дискуссии Встречи с интересными людьми Мини-сочинения Походы, экскурсии Конкурсы, викторины Составление презентаций Power Point

Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты.

Обучающиеся научатся: узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее, будущее; определять родственные связи в семье; соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; использовать правила поведения в общественных местах и на улице.

Обучающийся получит возможность научиться: оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город.

У обучающегося будут сформированы личностные универсальные учебные действия:

положительное отношение к школе и учебной деятельности;

интерес к учебному материалу;

представление о причинах успеха в учёбе;

знание основных моральных норм поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;

первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме;

оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;

понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;

проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Обучающийся получит возможность научиться:

ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

умению смыслового восприятия познавательного текста;

проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

принимать участие в работе парами и группами;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

договариваться и приходить к общему решению;

использовать в общении правила вежливости.

Учащийся получит возможность научиться:

принимать другое мнение и позицию;

формулировать собственное мнение и позицию;

задавать вопросы;

строить понятные для партнёра высказывания;

адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Содержание разделов и тем
1 четверть (7 ч) Тема 1. Введение. Что изучает краеведение? Тема 2. Мой дом. Понятие «дом»: дом - жилище, дом - семья, дом - это место жизни человека. Практическая работа. Изображение своего дома. Устный рассказ. Тема 3. Мир твоего дома. Обряды и обычаи, связанные со строительством дома и новосельем (из истории), обряды с домашними животными. Интерьер дома. Праздничное убранство. Домашние животные. Практическая работа. Лепка интерьера (можно своего рабочего места или лепка по выбору). Тема 4. Жизнь каждого члена семьи. Состав семьи. Знакомство с терминами родства. «Вся семья вместе, так и душа на месте». Семейные вечера и праздники. «На что и клад, коли в семье лад». Практическая работа. Составление рассказа о домашних делах (устно). Использование семейных фотографий. Тема 5. Отношения в семье. Этика и психология семейных взаимоотношений в русских волшебных, социально-бытовых сказках, притчах. «Корми деда на печи, сам там будешь». Нравственные обязанности младших перед старшими. Практическая работа. Изображение на рисунке членов семьи. Тема 6. Моя родословная. Знакомство с понятиями: поколение, потомки, предки. События, которые отразились в истории семьи. Практическая работа. Составление родословного древа (работа вместе с родителями). Тема 7. Я и мое имя. Что означают наши имена? Что такое фамилия и отчество? Как родители выбирают имя ребенку? Имя и ангел-хранитель. Именины. Практическая работа. Игры с использованием имен.
2 четверть (7ч) Тема 8. Родная школа. История школы. Возведение здания, его назначение, реконструкция в разные годы. Директор школы. Первая учительница. Практическая работа. Схематическое изображение здания школы и прилегающей территории. Тема 9. Трудовая жизнь в школе. Знакомство с режимом школы, общими правилами поведения. Практическая работа. Экскурсия в школьный музей (15-20 мин.). Тема 10. Составление макета «Школа - мой дом» (необходима предварительная подготовка материала). Тема 11. Народные праздники и обряды. Как в старину отмечали праздники, обрядовая культура. Практическая работа. Разучивание песен, стихов, поговорок, пословиц. Тема 12. Новый год. Как к нам пришел праздник? Как отмечают Новый год в других странах. Практическая работа. Подготовка к Новому году. Тема 13. Рождественские колядки. Праздник Рождество Христово. Практическая работа. Заучивание колядок, инсценирование. Тема 14. Обобщающий урок (вид, структура урока, содержание по усмотрению учителя). 3 четверть (12 ч) Тема 15. Моё село. Понятие малой родины. Первоначальные исторические сведения о названии села, застройках, занятиях людей. Практическая работа. Подготовка выставки «Моё село». Тема 16. Заочное путешествие по древнему Воронежу. Практическая работа. Рисование древнего города. Работа с аппликацией. Тема 17. Моя улица. Названия улиц села по месту жительства детей. Название улиц, прилегающих к школе. История названия улиц, их роль в жизни современного человека. Практическая работа. Схематическое изображение улиц, прилегающих к школе. Дети рисуют свой путь к школе. Тема 18. Крестьянская изба. Как выбирали место для постройки дома? Кто принимал участие в строительстве? Кому доверяли постройку дома? Какие магические знаки защищали постройку? Практическая работа. Построение (конструирование) крестьянской избы (из бумажных трубочек, глины, спичек, пластилина). Тема 19. Экскурсия в краеведческий музей. Назначение предметов крестьянского быта. Тема 20. История одежды. История вещей. (по усмотрению учителя). Традиционный народный костюм: праздничный и будничный. Особенности в костюме родного края. Тема 21. Такие разные профессии. Содержание. Возможны разные виды урока: беседы, встречи, экскурсии. Тема 22. Профессии в моей семье. Содержание. Чем занимались и занимаются ваши родители, дедушки, бабушки. Люди, своими профессиональными заслугами, прославившие фамилию. Практическая работа. Игра «Кем я хотел бы стать?» Тема 23. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.). IV четверть (7 часов) Тема 24. Наш современный город. Содержание. Современные предприятия, административные здания, их значение в хозяйственной и нравственно - духовной жизни города. Практическая работа. Экскурсия на предприятие.. Тема 25.Отечество. Наша Родина-Россия. Содержание. Россияне-граждане России. Русский Язык. Обычаи и традиции русского народа. Практическая работа. Чтение стихов о Родине, дружбе, школе. Государственная символика России. Герб Воронежа.Рисование флага России. Тема 27. Москва - столица нашей Родины. Содержание. Москвичи - жители Москвы. Кремль. Красная площадь. Практическая работа. Игра - путешествие: «Достопримечательности Москвы» Тема 28. Сто народов - одна страна. Содержание. Россия - многонациональное государство. Народы России. Традиции и обычаи народов России, народные и религиозные праздники. Практическая работа. Работа с иллюстрациями с изображением национальных костюмов народов России. Тема 29. Я - надежда Отечества. Содержание. Предназначение человека. Представление о настоящем человеке. Осознание ребенком себя как надежды Отечества. Умение ценить в других людях положительные качества и поступки. Значение здорового образа жизни. Практическая работа. Составление памятки «Законы дружбы». Тема 30. Земля - общий дом для всех людей. Содержание. Страны, государства, языки, способы общения и взаимодействия людей. Практическая работа. Ролевая игра: « Мы из разных стран». Тема 31. Обобщающий урок «Мой родной дом».Практическая работа. «Нарисуй город будущего, каким ты его видишь?»

Календарно-тематическое планирование

33 часа в год (1 час в неделю)

Наименование тем

Дата

Кол-во часов

По плану

Факт.

1 четверть (7ч)




1. Что изучает краеведение?

1



2. Мой дом

1



3. Мир твоего дома

1



4. Жизнь каждого члена семьи

1



5. Отношения в семье

1



6. Моя родословная

1



7. Я и мое имя

1



2 четверть (7 ч)




8. Родная школа

1



9. Трудовая жизнь в школе

1



10. Составление макета «Школа - мой дом» (необходима предварительная подготовка материала)

1



11. Народные праздники и обряды

1



12. Новый год

1



13. Рождественские колядки

1



14. Обобщающий урок

1



3 четверть (12ч)




15. Моё село

1



16. Заочное путешествие по древнему Воронежу

1



17. Моя улица

1



18. Крестьянская изба

1



19. Экскурсия в краеведческий музей

1



20. История одежды. История вещей (по усмотрению учителя)

1



21 22. Такие разные профессии

2



23 24. Профессии в моей семье

2



25. Экскурсия на предприятие (знакомство с работой почты, типографии и т.д.)

1



4 четверть (7ч)




26. Наше современное село

1



27. Отечество. Наша Родина-Россия

1



28. О гербе, флаге и гимне.

1



29 Москва - столица нашей Родины

1



30 Сто народов - одна страна

1



31 Я - надежда Отечества.

1



32. Земля - общий дом для всех людей

1



33. Обобщающий урок «Знатоки родного края»

1





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
1. Печатные издания:

  • Обухова Л.А. и др. Краеведение. 1 год обучения: рабочая тетрадь.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011. - 88с.
  • Обухова Л.А. и др. Краеведение. 1 год обучения: методические рекомендации.- Воронеж: ВОИПКиПРО, 2014. - 60с.

2. Наглядные пособия:
  • предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
  • географические и исторические карты;
  • экспозиции школьного музея.
3.Техническое оборудование:
  • оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
  • Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ( school-collection.edu.ru/ и др.)
© 2010-2022