Урок литературного чтения Л. Н. Толстой старый дед и внучок

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек» Цель урока: Познакомить учащихся с биографией Л.Н. Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста; воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям. Создать условия для осознания детей, что семья - это самое дорогое и близкое, что есть у человека, а сплоченность семьи - это фундамент благополучия.

Планируемые результаты Предметные: учащиеся должны уметь воспринимать на слух художественные произведения; характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков; авторского отношения к ним. УУД

Регулятивные: развивать способности выстраивать план ответа, выделять частное из целого, организовывать самостоятельную деятельность; развивать умение вести дискуссию, планировать, контролировать и оценивать учебные действия, вести обсуждение разных мнений, предположений.

Познавательные: развивать умение извлекать информацию; делать выводы, обобщать; ориентироваться в развороте учебника; находить ответы на поставленные вопросы.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; оценивать простые ситуации с позиции норм поведения; воспитывать систему взаимоотношений в коллективе; учить работать в команде; воспитывать ответственность за порученное дело. Тип урока: открытие новых знаний. Оборудование урока: презентация; проектор; подборка книг.

Ход урока

Ι. Мотивация к учебной деятельности.

1. Приветствие.

Прозвенел звонок.

Начинается наш урок.

На сегодняшнем уроке

Будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте готовность к уроку, расположение учебных предметов на парте.

ΙΙ. Актуализация знаний.

  1. Игра «Сложи название».

На доске слова: Лебедь. Стрекоза Рак Щука Муравей.

-Что объединяет всех этих животных? (герои басен)

-Кто автор этих басен?

- Что такое басня?

- Дома вы готовили выразительное чтение басни и чтение наизусть теми, кто ее выучил. Давайте послушаем чтение басни «Муравей и стрекоза».

- Чему учат басни Крылова?

ΙΙΙ. Подведение к формулированию темы.

  1. Постановка учебной задачи.

Звучит музыка «Родительский дом»

- О чем эта песня? Кого вспоминали, когда слушали песню? (родителей, семью).

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

2. Подведение к формулированию темы.

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Л. Н. Толстого и его произведением «Старый дед и внучок». А самое главное мы поговорим о семье и семейных ценностях, о пожилых людях, об отношении в семье к старым людям. Называется произведение «Старый дед и внучек». А если говорить глубже-рассуждать мы будем о таком сложном понятии как старость.

ΙV. Открытие новых знаний. - А как вы думаете, что такое старость, попробуйте дать своё определение.

-А теперь проверим наши предположения по словарю. Семья играет большую роль в жизни каждого из нас. Русский народ сложил много пословиц о семье, о семейной жизни. Сейчас мы поработаем в парах. Каждая пара из предложенных пословиц выберет только те, которые относятся к теме «Семья».

При солнышке тепло …. … детки же и горе
Нет лучше дружка …. … и душа на месте
Вся семья вместе …. … тот век не погибает
Кто родителей почитает… … при матери добра
Детки радость ….. …. чем родная матушка

На что и клад….. ….коли в семье лад

(Последняя пословица «На что и клад коли в семье лад»).

Словарная работа:

- Все ли слова вам понятны в этой пословице? (Лад - согласие)

- Объясните значение данных слов.

1. Работа в парах.

- Перед вами пословицы. Выберите те, которые подходят к теме «Семья».

Вместе - мы сила.

Нет друга - ищи, а нашел - береги

Врозь грузно, а вместе дружно.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

Своя семья - самые верные друзья.

Сердце матери лучше солнца греет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.

Согласие крепче каменных стен.

Одна пчела не много меду натаскает.

Крепкую дружбу и водой не разольешь

Один в поле не воин.

Добрый человек добру и учит.

Дружно - не грузно, а врозь - хоть брось.

2. Работа по учебнику на с. 108.

- Откройте стр.108.

- Прочитайте кто к нам сегодня пожаловал в гости?(Л.Н.Толстой)

- Прочитайте текст на стр 108.

3. Контроль понимания прочитанного.

-Уберите лишнее слова.

Друзьями могут быть(одноклассники, родители, книги)

Л.Н. Толстой (любил детей, обижал детей, понимал детей)

Писатель боялся (волков, детей, собственную совесть) -Сегодня у нас необычный урок. Наверное, каждый урок литературного чтения - событие. Мы, сидя в классе, совершаем путешествие в разные эпохи, знакомимся с разными людьми. Удивительно, но во все времена человечество интересовали вопросы: что такое добро, а что - зло, где истина, а где ложь? Почему люди не все живут в мире и согласии? И как сделать так, чтобы все жили дружно? - И сегодня мы вместе с Л.Н. Толстым попытаемся ответить на эти вопросы при изучении произведения «Отец и сыновья». - Сегодня на уроке мы будем знакомиться с творчеством Л.Н. Толстого.

- Что вы о нем уже знаете?

- Ребята приготовили нам сообщение о жизни Л.Н. Толстого.

4. Сообщение ребят о жизни и творчестве Л.Н. Толстого Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в имении отца Ясная Поляна, недалеко от Тулы. Это уголок русской земли, которой известен всему миру. Там прошло его детство. Сейчас в Ясной Поляне музей. Человек, чьё имя хорошо известно не только в нашей стране, но и во всём мире, произведения которого переведены на разные языки. И это неслучайно: в 2008 году мы отмечали 180 лет со дня рождения Льва Николаевича Толстого, а в 2010году отмечается 100 - летие со дня смерти писателя. Семья Толстых была дружной, и детям казалось, что все на свете живут так же, что все люди, их окружающие, очень хорошие. Самой любимой у них была игра в муравейных братьев. Её придумал старший - Николенька. Как- то он объявил, что у него есть тайна, когда она откроется, все люди станут счастливыми, будут любить друг друга и сделаются муравейными братьями. Николенька говорил, что тайну муравейных братьев он написал на зелёной палочке, которую зарыл в лесу, на краю оврага. Родители Льва Николаевича принадлежали к старинному знатному роду. Но когда мальчику было три года - умерла его мать, а в девять он потерял отца. Воспитанием будущего писателя занялась тётушка. Учился юноша в Тульской гимназии, потом в университете в городе Казани. Не окончив университета, поступил на военную службу. Три года он служил на Кавказе, потом в Севастополе, в Крыму: в то время там шла война. Лев Николаевич Толстой прожил долгую, удивительную жизнь. Многое он испытал в своей жизни, участвовал в Кавказской и в Крымской войнах с турками, где подвергался смертельной опасности; был путешественником и сельским хозяином, педагогом и писателем. Писать он начал в двадцать два года и после успеха первой повести почувствовал, что настоящее его призвание - литература. В Ясную Поляну Лев Николаевич вернулся уже известным писателем. Здесь он создал почти все свои произведения. Граф Лев Николаевич Толстой любил крестьянский труд и сам много трудился. В летние месяцы целыми днями пропадал он на риге и гумне, на покосе с крестьянами, на пасеке, и каждый день в самых разных местах Ясной Поляны он делал многочисленные зарисовки лиц и пейзажей в записных книжках и черновиках.

5. Первичное слушание рассказа. -Понравилось вам произведение? Чем? Дети, вы ведь сами сказали, что текст грустный. А разве может нравится что-то грустное? Почему? Каковы ваши впечатления? Какие чувства вы испытывали? -Понравилась ли вам эта семья? -Хотели бы вы быть членом такой семьи?

- Над чем надо задуматься?

- Какому жизненному правилу вас учит произведение?

- К какому жанру относится это произведение? (Басня)

- Что такое басня? С этим понятием мы уже знакомились.

(Басня - небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором существуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить. В басне есть поучение или мораль, совет.)

- В литературе есть ещё один жанр, который имеет такие же признаки как и басня. Этот жанр называется притча.

На доске расположена карточка с определением:

ПРИТЧА - поучение в примерах. (В.И. Даль).

ПРИТЧА - так называется близкий к басне небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной форме. (Энциклопедический словарь юного литературоведа.)

- Ребята, чем отличается басня от притчи?

2. Словарно - лексическая работа.

Лохань - круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

Невестка - жена брата или жена сына, а также замужняя женщина по отношению к братьям и сестрам ее мужа(и их женам и мужьям).

Слаживает - хорошо устроить, упорядочить; справиться, привести кого - нибудь к соглашению, послушанию.

V. Первичное закрепление.

1. Чтение произведения детьми.

2. Работа над текстом. -Почему же дедушку не сажали за стол? Что и зачем мастерил Миша из дерева? -Почему его родители заплакали? -Как вы думаете, хорошо ли, уютно было дедушке в такой семье? Почему? -А что надо сделать, чтобы старым людям было хорошо? 3. Ролевое перевоплощение ученика и его предположения. Для этого проведём маленькое перевоплощение. (Один ученик выходит к доске) - Представьте, что история, которую рассказал Л.Н. Толстой, произошла в вашей семье. Представь себе, что прошло много, много лет и ты сейчас старый дедушка. Как бы ты хотел, что бы к тебе относились? Что хочется больше всего?

- Как бы вы повели себя в этой ситуации? На доске открывается:(решение главного вопроса-проблемы урока) Уважение, любовь, забота, помощь, послушание, доброе слово, чуткость, внимание, поддержка, сострадание и самое главное - СЕМЬЯ)

Музыкальная физкульминутка .

VΙ. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.

  1. Работа над пословицами.

  • Подберите пословицу к этому рассказу. Обоснуйте.

Игра «Собери пословицы»

При солнышке тепло… и душа на месте.

Вся семья вместе… тот вовек не погибает.

Кто родителей почитает… при матери добро.

VΙΙ. Включение в систему знаний.

1. Беседа по вопросам «Обдумаем прочитанное»
- Какова мораль басни? В каких предложениях она заключена? Прочитайте.

«Что нужно для счастья? - спрашивал Л. Толстой и сам же отвечал. - Семья, близкие люди, возможность делать добро людям». Теплом и уютом веет от этого, такого привычного и доброго слова «семья». За этим словом мир, согласие, любовь.

2. Знакомство с сочинениями о своей семье.

- Каждый из вас написал сочинения о своей семье. Подойдите к доске и украсьте своим сочинением наше родовое дерево. Ведь солнце - это символ вечности, тепла и доброты. Пусть ваши семьи всегда согревают только теплые лучи солнца, пусть в них будет всегда согласие и любовь. (Отдельные учащиеся зачитывают свои сочинения).

VΙΙΙ. Итог урока. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились?

- Чему научились на уроке? --Считаете ли вы , что мы не напрасно провели эти минуты вместе? -Зачем нам нужен был этот урок?

Надо стараться, чтобы огонек в вашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьей, берегли ее честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом.

-Оцените свою работу на уроке. -Покажите с помощью цветных листиков дерева, каким на ваш взгляд получился урок? (Зеленый- урок мне очень понравился. Я остался доволен уроком и своей работой на нем. Синий - урок мне понравился, но хотел бы узнать больше. Красный-урок мне не понравился.)


© 2010-2022