Конспект урока по литературному чтению И. Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А. С. Пушкина

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: И.Я.Библин. Художник - иллюстратор сказок А.С. Пушкина

Цели: познакомить с творчеством художника-иллюстратора И.Я.Билибина; учить сравнивать произведения словесного и изобразительного искусства; обогащать словарный запас учащихся; развивать внимание, память, творческие способности.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент

- Здравствуйте ребята, как вы уже заметили, что сегодня урок литературного чтения буду проводить у вас я, а зовут меня Анастасия Алексеевна.

- Сейчас все красиво встали и посмотрим всё ли на партах у вас лежит красиво. Садитесь.

Речевая разминка

-Прочитайте самостоятельно стихотворение.(Слайд 1)

-Еще дуют холодные ветры
И наносят утренни морозы,
Только что на проталинах весенних
Показались ранние цветочки;
Как из чудного царства воскового,
Из душистой келейки медовой
Вылетела первая пчелка,
Полетела по ранним цветочкам
О красной весне поразведать,
Скоро ль будет гостья дорогая,
Скоро ли луга позеленеют,
Скоро ль у кудрявой у березы
Распустятся клейкие листочки,
Зацветет черемуха душиста.

-А теперь, начните читать медленно постепенно ускоряя темп;

-Прочитайте скороговоркой;

- Выразительно.

-читают

Актуализация знаний. Определение темы и целей урока.

-Как вы думаете, кто автор этого стихотворения, которое мы читали в ходе речевой разминки?

(ПОДСКАЗКА ЕСЛИ НЕ ОТВЕТЯТ: Произведения этого автора вы проходили на предыдущих уроках)

-Поэт Алексей Кольцов, впервые услышав стихи А.С.Пушкина, ушел с этой книгой в степь и там начал петь страницу за страницей. Кольцов считал, что стихи надо обязательно петь. Настоящая поэзия - музыка. Произведения А.С.Пушкина очень музыкальны. По ним поставлены десятки опер и балетов, написаны песни и романсы. А.С.Пушкин в музыке - это творчество Михаила Ивановича Глинки и Петра Ильича Чайковского, Александра Сергеевича Даргомыжского и Сергея Васильевича Рахманинова. Литературное наследие гениального поэта вдохновляло и продолжает вдохновлять многих композиторов.

-Послушайте песню композитора Георгия Свиридова на стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога»

-Передайте свои впечатления.

-Не только композиторов вдохновляло творчество гениального поэта, но и художников, а так же художников-иллюстраторов.

-Это стихотворения А.С.Пушкина







слушают

-отвечают

Работа по теме урока.

-Рассмотрите иллюстрацию к сказке А.С.Пушкина на стр 43 учебника опишите своими словами те, которые вам больше всего понравились.

-Ребята, а кто знает, что такое иллюстрация? Кто может дать определение этому слову?

-А кто знает для чего в книгах помещают иллюстрации?

-Сейчас разделитесь на группы по 4 человека. Я вам раздам конверты с заданием. Вы должны будете собрать мозаику( Иллюстрации к сказкам Пушкина «Сказка о царе Салтане»; «Василиса прекрасная»; «Царевна-Лягушка»; «Сказка о золотом петушке»; «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка») Вспомнить название сказки. И рассказать что изображено на иллюстрации.

-Молодцы вы справились с заданием.

Рассматривают иллюстрации, анализируют.

Иллюстрация - это рисунок или любое изображение, помещенное в книге.

-Помочь понять то, что сказано в тексте, осветить его содержание , сделать ясным, наглядным.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока.

Ребята, откройте учебник на стр.43 и прочитайте текст о художнике И.Я.Билибине .

-Что вы узнали прочитав этот текст?

(Иван Яковлевич Билибин - выходец из старинного купеческого рода, жил и учился живописи в Петербурге. Огромное значение для формирования его таланта имели предпринятые им путешествия по северным губерниям(1902-1904), изучение памятников тамошнего зодчества и декоративного искусства. Иллюстрируя с 1899г. Сказки и былины («Василиса Прекрасная», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Финист - Ясный сокол» и др., пукинские сказки о царе Салтане и золотом петушке), Иван Билибин создал в технике рисунка тушью , подцвеченного акварелью, свой «билибинский стиль» книжного дизайна, основанный на мотивах народных вышивок, лубка, резьбы по дереву, древнерусской миниатюры.

В1920г. Он эвакуировался вместе с Белой армией из Новороссийска, жил в Каире и Александрии, затем , в 1925г. Преехал в Париж. Продолжал активно работать в книжном искусстве и сценографии, создал немало красочных панно для украшения частных домов и ресторанов. Его декоративная манера - узорчатая, экзотически-броская - стала своеобразным эталоном русского стиля за рубежом. Оформил также ряд православных храмов в Египте и Чехословакии.

Билибин вернулся на родину. Украсив советское посольство в Париже монументально-патриотическим панно «Микула Селянинович» (1935-1936), он вновь поселился в Ленинграде , где и скончался в 1942г. Во время блокады города.

-Ребята, я хочу вам показать небольшое видео, где показано творчество И.Я.Билибина. Его иллюстрации к сказкам.

-Будьте внимательны после просмотра я вам задам вопросы.

-Итак, вы посмотрели видео, кто мне может назвать сказки иллюстрации к которым рисовал И.Я.Билибин.

-Хорошо, молодцы.

-Посмотрите на доску и прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

- Где счастье плодится, там и зависть родиться.

-Завистливый злее волка голодного.

-Зависть прежде нас родилась.

-Где несчастье, там зависти нет.

- Определите тему прочитанных пословиц и поговорок.

-Какую роль сыграла она в сказке О ЦАРЕ САЛТАНЕ,

О СЫНЕ ЕГО СЛАВНОМ И МОГУЧЕМ БОГАТЫРЕ

КНЯЗЕ ГВИДОНЕ САЛТАНОВИЧЕ И

О ПРЕКРАСНОЙ ЦАРЕВНЕ ЛЕБЕДИ.

-Зависть бывает черная и белая. Попробуй объяснить эти выражения.

-Ребята, а с вами случалось такое, завидовал ли вам кто нибудь? Приведите примеры.

(Если останется время)

-Я знаю то, что вы прочитали сказку о царе Салтане. И хочу провести небольшую викторину.

Возьмите листочки и ответьте на вопросы.

Читают

-отвечают













Смотрят видео

-Василиса прекрасная, сказка о царе Салтане, Сказка о золотом петушке, Царевна лягушка, Сказка о рыбаке и рыбке, Белая уточка



-Зависть

-Ответы детей

Рефлексия

-Какая была тема сегодняшнего урока?

-С кем вы познакомились на уроке?

-Посмотрите на слайд, на нем изображена лесенка успеха.

-Встаньте те, кому на уроке все удалось.

-Хорошо, молодцы.

-Встаньте те, кто усвоил новое знание, но ему ее нужна помощь.

-Встаньте те, кто испытывает затруднения.

Домашнее задание

Принесите книги Крылова, и прочитайте его произведение.



© 2010-2022