- Преподавателю
- Начальные классы
- Использование игры в экологическом воспитании дошкольников
Использование игры в экологическом воспитании дошкольников
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Дубинина Н.М. |
Дата | 31.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
методические рекомендации
для педагогов ДЮЦ
выступление на Методсовете
подготовила директор ДЮЦ
Дубинина НМ.
-
Использование игры в экологическом воспитании дошкольников.
-
Приложения.
-
Модель педагогического процесса экологического образования дошкольников
-
Цели, сроки, участники, совместные мероприятия в ДЮЦ на экологической неделе
-
Примерный план проведения тематической недели по экологии
-
-
Используемая литература.
-
Использование игры в экологическом воспитании дошкольников.
Первой ступенью организации экологического образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребенка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь малышу ощутить себя частью этой природы. Для формирования у детей начал экологической культуры коллектив педагогов должен определить задачи: развитие здорового ребенка в экологически чистой среде, формирование элементов экологического сознания, выработка активной гуманистической позиции по отношению к природе, пропаганда экологического воспитания среди родителей воспитанников. Практика показывает, что результативность экологического образования во многом зависит от условий, в которых находится ребенок. Поэтому, на наш взгляд, одним из интересных и эффективных методов является проектирование ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ в детском саду. В течение тематической недели дошкольники вместе с родителями и специалистами через игры, упражнения, эксперименты, праздники, развлечения, продуктивную деятельность могут закреплять знания, полученные ранее в наблюдениях, опытах. Проекты помогут создать педагогам комплекс мероприятий, позволяющий:
- получать детям информацию о природе (разнообразии видов, красок, форм, объектов);
- научить чувствовать природу, обмениваться впечатлениями, эмоциональными
- осуществлять практическую ориентировочную и исследовательскую деятельность.
Использование игры в экологическом воспитании дошкольников.
Экология, как дает объяснение словарь, - это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ: абиотические (климат, почва, химический состав воды, воздуха и пр.), биотические (растения, животные, микроорганизмы, которые так или иначе оказывают влияние на существование организма), и антропогенные (воздействие человека на природу). Таким образом, среду обитания любого живого существа составляет все то, что его окружает и прями или косвенно влияет на его состояние, развитее, возможность выживания и размножения. Факторы среды никогда не действуют на организм изолированно, а всегда в неразрывной связи друг с другом. Рассуждая об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействии с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания. Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего ее решения. В этих условия экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы. Если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в дошкольном учреждении и семье. Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность. Экологическое образование сегодня - важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. По мнению доктора педагогических наук Н.Рыжовой, экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно - зрительные игровые образы. Теоретические и практические материалы кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования С.Н.Николаевой, представленные в книге «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» (М.:1996)определяют, что данная тема важна по целому ряду причин:
- ИГРА - это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;
- ИГРА доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;
- ИГРА создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
- ИГРА, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.
-
ПРИЛОЖЕНИЯ
МОДЕЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
цель
задачи
содержание
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ В ДЮЦ
цель:
- Формировать у детей осознанно-положительное отношение к природным явлениям и объектам, развивать естественно - научные представления об окружающем мире.
- Привлечь родителей к экологическому воспитанию дошкольников.
- Формировать профессиональную компетентность педагогов в вопросе экологического воспитания детей всех возрастных групп.
- Активизировать проектную деятельность дошкольников и воспитателей.
срок:
апрель (1-2 недели)
участники:
-
дошкольники
-
воспитатели всех возрастных групп
-
специалисты ДЮЦ
-
родители воспитанников
-
Центр детского творчества
-
Центральная городская детская библиотека
совместные мероприятия ДЮЦ:
- Разработка педагогами творческих, игровых проекты экологической недели.
- Праздники "День Земли", "День птиц", "День воды"
- Пасхальный фестиваль «Золотое яичко».
- Весенние утренники и развлечения "Праздник Весны".
- Участие в смотре-конкурсе и выставке работ прикладного творчества
- Конкурс детских работ из природного материала.
- Выставка детских рисунков "Весна, весна, на улице весенние деньки".
- Подготовка рассады для клумб и цветников. Разработка проектов по украшению
- Планирование работы на огороде.
- Планирование и организация экологической тропы в ДЮЦ.
- Экологические проекты старших дошкольников, экспериментирование и
- Экологические праздники «Их надо спасти!», «Как вести себя в лесу?»
- Экологически паспорт ДЮЦ.
- Совместные целевые экскурсии с детьми старших групп.
- Оформление макетов разных экологических систем.
- Экологическая выставка или экологический журнал совместно с ЦГДТ, родителями, специалистами ДЮЦ.
- Календарь экологических мероприятий на учебный год.
- Перспективное планирование использования экологических игр во всех возрастных группах детского сада.
-
Организация уголка лекарственных растений.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ ПО ЭКОЛОГИИ
группы дошкольного возраста
тема
дня
совместная деятельность педагога с детьми
самостоятельная деятельность детей
прогулки
День земли
- Дидактическая игра «Птица, рыба, зверь», «Кто где живет?»
- Дидактическая игра «Можно - нельзя» правила поведения в природе и живыми объектами.
- Подготовка земли для посадки семян на рассаду.
- Дидактическая игра «История семечка», системный оператор
- Рассматривание пейзажей, иллюстраций о природе.
- Упражнения на развитие эмпатии «Изобрази животное»
- "Разложи экологическую дорожку"
- Наблюдение за землей, промерзшая или нет, что растет и т.д.
- Труд на огороде, подготовка грядок, раскидать снег и т.п. Собрать землю для рассады в ящичек.
День воды
- Исследовательская деятельность по изучению свойств воды, окрашивание воды «разноцветная вода»
- ММЧ "Чашка чая", познакомить с агрегатными состояниями воды
- Игра с картинками "Для чего нужна вода?"
- Рассматривание аквариума, беседа о его обитателях
- Рассматривание экосистемы - река, море, озеро пруд, иллюстраций, фото разнообразных водоемов.
- Составление пазлов, мозаики водоема
- Дидактическая игра с картинками или мячом "Кто живет в реке?"
- Наблюдение за ручейками, экскурсия к водоему. использование художественного слова, загадки.
- Труд: раскидать снег и понаблюдать, как он превращается в воду.
День птиц
- Беседа «Птица нашего края»
- Дидактическая игра «Узнай и назови птицу»
- Дидактическая игра «Чем питается воробей?» (по типу «Что лишее?»
- Игры с разрезными картинками «Составь картинку»
- Упражнение «Части - целое» (закрепить знание частей тела птицы»
- Рассматривание альбома «Птицы нашего края», «Кто к кормушке прилетал?»
- Наблюдение за птицами. Покорить их. Рассказать какие птиц чем любят питаться
- Труд: мастерим кормушки из пакетов и др. бросового материала
(о деревьях)
А у нас во дворе.
Лесная красавица.
Белая береза и др.
- Чтение М.Пришвина «Как из семечка родилась елочка»
- Оформление макета «ЛЕС»
- Дидактическая игра "С какого дерева лист"
- Игра на фланелеграфи "Части-целое дерева"
- Хороводы, игры в кругу.
- Д/и " С какого дерева плод?"
- Загадки о деревьях
- Беседа о пользе деревьев, которую они приносят земле.
- Рисование «Мое любимое дерево»
- Рассматривание гербария с листьями деревьев.
- Рисование деревьев гуашью
- Рассматривание альбомов "Деревья", "Весенний лес", "Садовые деревья и кустарники"
- Экскурсия к дереву (березе, елке, ранету и др.)
- Труд: побелить ствол дерева, рассказать для чего это делается, навести порядок в зоне леса, ягоднике: собрать сухую листву, срезать старые ветки.
- Игра малой подвижности на развитие эмпатийных чувств "Изобрази дерево", "О чем думает наша береза ?"
День цветов
- Игра в кругу «Назови цветок» (садовые, луговые, любимый, желтого или красного цвета)
- ИЗО «Украсим группу цветами» (аппликация, рисование)
- Игровое музыкальное упражнение «Хоровод цветов»
- Логическоя цепочка «Развитие растения»
- Посадка семян цветов для высаживания рассады на клумбы
- Дидактическая игра «Села бабочка на цветок» (познакомить либо закрепить название цветов)
- Словесная игра из цикла «Хорошо-плохо» «Букет цветов»
- Словесная игра на умение находить и называть свойства предмета «Какие цветы бывают»
- Оформление альбома «Любимые цветы» из открыток, фотографий.
- Настольно-печатные игры «Найди пару цветку», «Составь цветок», «Где растет», «Составь букет»
- Рассматривание альбома «Первые цветы»
- «Кто быстрее соберет цветок» (разрезные картинки)
- Работа в природном уголке (закрепить правила ухода)
- «Выбери предметы, необходимые для ухода за комнатными растениями» (по картинкам или предметам по типу «Найди лишнее»)
- Игры на закрепление знаний цветовых оттенков «Назови какого цвета», «Найди такой же по цвету»
- Рассматривание альбомов, иллюстраций, энциклопедий о цветах
- Наблюдение за первой травкой и прошлогодними былинками и сравнить. Наблюдение за изменениями весной, происходящими на клумбах, цветниках.
- Труд на клумбах и цветниках.
- Беседа об условиях, необходимых для роста и развития растений, в т.ч. цветов.
Пасхальные традиции
"Золотое яичко"
- Театрализация сказки "Курочка ряба"
- Логическая цепочка по картинкам либо символам "Развитие яйца"
- Игра РТВ "На что похоже яйцо?" по цвету, во форме, по структуре и др.
- Рассказывание или пересказ сказки по моделям "Курочка Ряба"
- ИЗО росписи и украшения яиц - куриных, деревянных глиняных, пластилиновых (рисование, аппликация, ручной труд и др.)
- Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам
- Логическая цепочка по картинкам либо символам "Развитие яйца"
- Настольная игра "Колумбово яйцо" или "Сложи из частей"
- Настольная игра по ИЗО "Укрась яичко" (сухая аппликация, рисование по образцу, по силуэту и др.)
- Упражнение "Части - целое" курица, петух, цыпленок, яйцо
- Упражнение "Дорисуй предмет из овала", "Что может быть овальным.
- Наблюдение за ветром, использование вертушек, флажков для определения силы и направления ветра. Использование художественного слова.
- Дидактическая игра
- Русские народные подвижные игры
Смотрит солнышко в окошко.
Солнышко в гостях у ребят.
- Разучивание стихов, закличек о солнце.
- Игровые задания и упражнения «Как солнце весне помогало»
- Игровое упражнение "Что на солнышко похоже?" (по цвету, по форме, по функциям)
- Игры в кругу, хороводы.
- Игры и наблюдения за солнечным зайчиком
- Упражнение «Что бывает круглое», «Дорисуй из круга», «Закрась солнышко»
- Сюжетно-ролевые игра из цикла "Семья" ("Весной на дачу", "В деревне у бабушки" и др.)
- Рассматривание иллюстраций о весне, пейзажи художников.
- Наблюдение за солнцем и небом. Как влияет солнце на погоду, на растения, на животных и на людей. Использование художественного слова.
- Труд: раскидать снег на площадке, чтоб быстрее растаял.
Мы весну встречаем.
День весны.
- Подготовка к утреннику, закрепление стихов.
- Конкурс рисунков, ИЗО деятельность вечером «К нам весна пришла», «Кто к нам в гости приходил» (по утреннику) и др.
- Беседы «Весна в лесу, на лугу, на реке…», рассматривание иллюстраций.
- Составление рассказов об основных признаках весны по описательным схемам.
- упражнение "Когда это бывает?"
- Рассматривание иллюстраций о весне
- Украшение группы весенними веточками, шарами.
- ИЗО аппликация флажки для украшения группы, индивидуальная или коллективная работа.
- Рассматривание альбома "Труд людей в природе весной"
- Рассматривание одежды (картинки, кукла) закрепить название.
- Наблюдение за погодой, закрепить признаки весны. Обратить внимание на изменения в одежде людей весной, выяснить, почему произошли эти изменения.
- Труд в природе: уборка территории группового участка.
- Хороводные игры
День книги.
23.04
- Конкурс чтецов о весне.
- Системный оператор "Откуда книга к нам пришла?"
- Составление правил по схемам "Как пользоваться книгой"
- "Больница для книг" - подклеить книги.
- Игра "Что было бы, если бы не было книг?"
- Оформление тематической выставки в книжном уголке.
- Ремонтируем книги -выбрать книги, которые нуждаются в ремонте.
- Самостоятельно сделать иллюстрации для книжки-самоделки.
- Наблюдение за деревьями, рассмотреть кору, древесину на стволе, обратить внимание на то, какие разные бывают ветки.
- Труд: очистить вокруг деревьев почву от старых листьев, подрыхлить
День пожарной охраны.
30.04
- Беседа по иллюстрации о героической профессии огнеборцев.
- Чтение или заучивание художественного произведения. (К.Оленев "Красная машина")
- Мозговой штурм "Пожар в доме. Как спастись?"
- Составление и рисование запрещающих и разрешающих знаков и схем по пожарной безопасности.
- Упражнение "Что можно, что нельзя"
- Рассматривание пожарных машин, изучение запрещающих и разрешающих знаков по пожарной безопасности.
- Д/упражнение "ОГОНЬ - хорошо - плохо" (раскладывание сюжетных картинок)
- Экскурсия в пожарную часть.
- П/И "Пожарные на учении"
Уроки здоровья.
- Беседа о правилах поведения в природе.
- Как природа помогает быть здоровым?
- Игра "Съедобное - несъедобное"
- Выставка в уголке безопасности "Опасные предметы"
- Элементарное исследование "Зачем человеку кожа?"
- Игры "Мое тело"
- Рассматривание альбомов и иллюстраций "Лекарственные растения", "Ядовитые и съедобные грибы"
- "Сюжетно-ролевые игры "Дом", "Больница" познакомить с аптечкой и правилом, что без разрешения взрослых ни витамины, ни лекарства принимать нельзя.
- Наблюдение за растением мать-и-мачехой. Чем полезно для человека.
- Подвижные игры на развитие выносливости и силы
- Труд: очистить газоны, срезать старую траву.
Домашние любимцы.
- «Кто где живет?» (дикие и домашние животные)
- Загадки о домашних животных.
- Игра "Составь необычного питомца" (по картинкам, по признакам, метод фокальных объектов, морфологический анализ)
- Беседа "За что я люблю…", описание любимца по схемам
- Составление фотоальбома «Наши домашние любимцы»
- Рассматривание альбома «Домашние животные»
- Игры с кругами Луллия «Где живут,чем питаются, какую пользу приносят домашние животные»
- Наблюдение за домашними животными.
- Беседа с заучиванием алгоритма действия "Бродячая собака"
Чудеса в природе открываем сами.
Секреты природы.
- Исследовательская и экспериментальная деятельность детей, опыты с землей, водой, песком, глиной, воздухом и т. д.
- Построение логических цепочек "Что из чего"
- Игры с крупой.
- Игры с песком и водой.
- Рассматривание энциклопедий.
- Развивающие настольные игры "Домино животные" "Лото растения"
- Рассматривание альбома "Их нужно охранять"
- Рассматривание почек на деревьях и кустарниках. Беседа о чуде зарождения жизни, росте и развитии живых объектов в природе.
Дополнительные темы дня:
- Уроки доброты, день доброты - эмоциональное развитие, учить сопереживать животным, прививать интерес и любовь к окружающему миру и себе.
- В мире животных - познакомить с разнообразием животного мира, способах существования в различных экосистемах.
- Воздух - невидимка - познакомить со свойствами воздуха, исследовать некоторые из них, узнать о его необходимости для жизни, о необходимости следить за его чистотой.
- Родная природа - краеведение, познакомить детей с природными особенностями нашего края.
- Перелетные птицы - познакомить с перелетными птицами, учить различать по признакам, прививать интерес.
- Лекарственные растения - познакомить детей с лекарственными растениями в соответствии с возрастом, закрепить знания детей о взаимодействии всех живых существ в природе.
- Экология души человека - дать представления о психофизическом здоровье человека, учить сохранять его, беречь, закрепить умение позитивного сотрудничества с другими людьми.
- Краски природы - уточнить представление о цветовых оттенках, учить видеть красоту природы, познакомить с художественными произведениями, фотографиями.
- Звуки леса - прививать интерес к природе, развивать эмоциональную отзывчивость, эмпатийные чувства, познакомить с музыкальными произведениями о природе.
- Красота спасет мир
- День цветов
- Живое и не живое
- и другие
-
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Золоток яичко и пасхальные традиции. Пасхальный фестиваль "Золотое яичко.//"Дошкольное образование" март 2008 №6 (222) с.22
- Путешествие в мир природы. Игры Натальи Рыжовой в экологическом образовании дошкольников.//"Дошкольное образование" март 2008 №6 (222) с.4
- День цветов. Досуг для детей старшего дошкольного возраста.//Дошкольное воспитание №3, 2008.с.111
- Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников / Под ред. Л.М.Маневцовой.
- Что плавает? Что тонет? Сборник занимательных игр развивающего характера. Методическое пособие для воспитателя детского сада. (подготовительная группа).
- Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка» с.86
- Как солнце весне помогало. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.37
- Первоцвет. Экологический проект. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.54
- На пасху солнце всходит пританцовывая. / Ребенок в детском саду. №2, 2008. с.70
- Лес - наше богатство. Долгосрочный проект. / Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.29
- Учимся сопереживать животным. Занятие. / Ребенок в детском саду. №5, 2007. с.46
-
Попова Т.И.Мир вокруг нас (художественное слово, фономузыкальный материал, программа бесед об окружающем мире).
-
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры.
-
Основы безопасности дошкольников. Пособие для воспитателй детских садов. / Под ред. В.А.Ананьева
-
Молодова Л.П. Экологические занятия с детьми.
-
Ционская Как воспитывать у детей интерес к природе.
-
Рыжова Н.А. Воздух-неведимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников.
-
Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг нас.