Рабочая программа внеурочной деятельности

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса по курсу «Юный книголюб» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: внеурочная деятельность (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540). В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являет нам литературное чтение. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.

Главные цели :

  • формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок;

  • расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по обогащению читательского опыта младшего школьника.

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

На изучение в учебном плане отводится 35 часов (1 час в неделю) Задачи:

  • воспитывать культуру чтения, развивать интерес к чтению, к художественной литературе, к книге;
  • формировать у детей представление о жанрах и видах литературы;
  • воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;
  • побуждать детей к активному общению с книгой.

Актуальность Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

В результате освоения программы «Юный книголюб» формируются следующие

предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  • осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, оказывая взаимопомощь и взаимную поддержку;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты одноклассников, проявляя уважение к труду и творчеству старших и сверстников.

Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

  • ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями

Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в диалогическом общении со сверстниками, родителями , учителем и другими значимыми взрослыми о прочитанной книге, выражать своё мнение

и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать

свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков, сценариях, спектаклях;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

  • уважительно относиться к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;

  • проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

  • развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.

Методы обучения:

  • эвристическая беседа;

  • исследование;

  • проблемно-поисковые задания;

  • наблюдение;

  • индивидуальные задания.

Планируемые результаты: Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы. Умение воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.

Содержание программы:


Страницы старины седой (5ч) Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре». Выставка книг. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрова. Наставления Ярослава Мудрова. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Крупицы народной мудрости (4ч) Сборники произведений фольклора Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля» Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Книга С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В.Суворове (справочники, энциклопедии). Презентация «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла. Сбор дополнительной информации о героях России и оформление стенда с собранными материалами. Мифы народов мира (2ч) Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие и др. Выставка книг. Конкурс кроссворд «Мифологические герои» Русские писатели-сказочники (3ч) Библиотека сказок. Книги со сказками А.С.Пушкина, В.Жуковского, М.Лермонтова, П.Ершова, В.Гаршина. Фольклорные корни сказок. Сказка сказок П.П.Ершова «Конек-горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведение (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках. «Книги, книги, книги…(5ч) Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И.Крылова», «Легенды и сказки», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. Книги о детях и для детей (3ч) Дети-герои книг Н.Гарина-Михайловского, К.Станюковича, Х.К.Андерсена, Марка Твена, В.Гюго, А.Гайдара, Е.Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Книги А.Рыбакова, В.Крапивина, К.Булычева, А.Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Словари, справочники, энциклопедии (3ч) «Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Игра «1000 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.

Родные поэты (3ч)

Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.

Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова, И.Бунина.

Конкурс -чтецов «Стихи о Родине»

Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4ч)

Книги-сборники «Очерки воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

Очерки С.Михалкова «Слово о Крылове», К.Чуковского «Н.А.Некрасов»:чтение, выбор информации, определение жанра и темы.

Воспоминания Л.Н.Толстого, А.Куприна «Воспоминания об А.П.Чехове».

Творческая работа: очерк о своем городе, о своем классе, о любимой книге.

Мир книг (3ч)

Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.

Книги о животных Э.Сентон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В.Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».

Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.

Литературная игра «Тайны учебной книги»

Универсальные учебные действия


- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;

- различать виды и типы книг;

- писать отзыв о книге, пользуясь ее справочным аппаратом;

- знать структуру книги и ее элементы;

- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;

- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;

- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;

- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;

- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;

- выполнять роль библиотекаря и заполнять формуляры;

- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т.д.);

- работать с детскими газетами и журналами.




Календарно-тематическое планирование

(4 класс)

п/п

Названия темы

Кол-во

часов

Дата

по плану

Дата

по факту

Универсальные учебные действия

(УУД)


Тема: Страницы седины седой

5 часов



Познавательные: представление книги по плану (название книги, книга-произведение или книга-сборник, фамилия художника, имена героев, точка зрения автора или выражение своей точки зрения).

Регулятивные: анализ своей работы; оценивание работы по заданным критериям.

Коммуникативные: развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.

1 Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.

1



2 История книги. Рукописные книги

1



3 Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Библиотека Ярослава Мудрова.

1



4 Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров.

1



5 Библия. Библейские предания.

1




Тема: Крупицы народной мудрости

4 часа



Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка; рассматривание внутри текстовых иллюстраций; построение рассуждения, отнесение к известным понятиям.

Регулятивные: определение общей цели и пути её достижения; чтение, выдвижение гипотез, сравне­ние.

Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; ведение диалога. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6 Героические песни о Родине. Песня-слава.

1



7 Героические песни о героях России

1



8 Справочный материал об А.В.Суворове

1



9 Русь великая в пословицах и поговорках

1




Тема: Мифы народов мира

2 часа



Познавательные: чтение, постановка вопросов, выдви­жение гипотез, сравнение.

Регулятивные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

10 Мифы народов мира. Книги-сборники

1



11 Мифологические герои

1




Тема: Русские писатели-сказочники

3 часа



Познавательные: чтение, постановка вопросов, выдви­жение гипотез, сравнение изучаемых объектов (сказок).

Регулятивные: обобщение результатов сравнения в таблице и схеме.

Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: способность к организации собственной деятельности.

12 Мир сказок: сказки народные и авторские

1



13 Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок»

1



14 А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках.

1




Тема: Книги, книги, книги…

5 часов



Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.

Регулятивные: высказывание собственного суждения и его обоснование.

Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса; Личностные: наличие мотивации к работе, к творческому труду; личная ответ­ственность за свои поступки.

15 Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.

1



16 Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.

1



17 Типы книг. Структура энциклопедии и книги-справочника.

1



18 Книги-сборники

1



19 Проект «Русские баснописцы».

1




Тема: Книги о детях и для детей

3 часа



Познавательные: моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвиже­ние гипотез, сравнение.

Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книг К.Булычева; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация).

Коммуникативные: умение задавать вопросы, вести диалог.

Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.

20 Дети - герои книг писателей XIX века.

1



21 Фантастика и приключения. Книги К.Булычева, А.Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».

1



22 Аннотация к книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».

1




Тема: Словари, справочники, энциклопедии

3 часа



Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка.

Регулятивные: определение общей цели и пути её достижения.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

23 «Хранители слов» - словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».

1



24 Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.

1



25 Игра «100 вопросов Почемучек»

1




Тема: Родные поэты

3 часа



Познавательные: находить в библиотеке книги со стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.Есенина; готовить небольшое монологическое высказывание об одном из русских поэтов (3-5 предложений). Регулятивные: планировать своё действие в соответ­ствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог. Личностные: самостоятельность и личная ответ­ственность за свои поступки.

26 Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.

1



27 Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.Есенина, И.Бунина и др.

1

02 .04 15

28 Конкурс-чтецов «Стихи о Родине»

1

09.04.15


Тема: Писатели о писателях. Очерки и воспоминания

4 часа



Познавательные: обобщение информации в таблице, схеме, кластере.

Регулятивные: осуществление взаимного контроля в совместной деятельности.

Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: преодоление трудности; доведение начатой работы до её завершения

29 Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.

1



30 Очерки С.Михалкова, К.Чуковского

1



31 Воспоминания Л.Н.Толстого, А. Куприна

1



32 Творческая работа: очерк о своем городе, о своем классе, о любимой книге.

1




Тема: Мир книг

3 часа



Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка; рассматривание внутритекстовых иллюстраций; построение рассуждения, отнесение к известным понятиям.

Регулятивные: планирование своего действия в соответ­ствии с поставленной задачей.

Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; ведение диалога. Личностные: уважительное отношение к мнению других, внутренняя позиция школьни­ка на основе положительного отноше­ния к школе.

33 Типы и виды книг. Книги о животных

1



34 Детские газеты и журналы

1



35 Литературная игра «Тайны учебной книги»

1





Учебно-методическое обеспечение

  1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2008
  2. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2009
  3. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. Ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2009
  4. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2009
  5. Интернет - ресурсы:
festival.1september.ru/articles/533618/ informashion.pldetstva.edusite.ru/p19aa1.htm/

Материально-техническое обеспечение

  • выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,

  • материалы для оформления и творчества детей,

  • наличие канцелярских принадлежностей,

  • аудиоматериалы и видеотехника,

  • компьютеры,

  • телевизор,

  • проектор,

  • экран и др.









© 2010-2022