- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочая программа внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Аббасова О.В. |
Дата | 11.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса по курсу «Юный книголюб» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: внеурочная деятельность (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года, регистрация № 17785), внесены изменения приказами Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года (зарегистрирован Минюстом России 04 февраля 2011 года, регистрация №19707), от 22 сентября 2011 года №2357(зарегистрирован в Минюсте 12 декабря 2011года № 22540). В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии - всё это являет нам литературное чтение. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.
Главные цели :
-
формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок;
-
расширение литературно-образовательного пространства учащихся начальных классов;
-
воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Преемственность кружка с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по обогащению читательского опыта младшего школьника.
Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
На изучение в учебном плане отводится 35 часов (1 час в неделю) Задачи:
- воспитывать культуру чтения, развивать интерес к чтению, к художественной литературе, к книге;
- формировать у детей представление о жанрах и видах литературы;
- воспитывать потребность в систематическом, осознанном чтении как источнике радости общения и новых знаний, эмоций, переживаний;
- побуждать детей к активному общению с книгой.
Актуальность Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
В результате освоения программы «Юный книголюб» формируются следующие
предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
-
осознавать значимость чтения для личного развития;
-
формировать потребность в систематическом чтении;
-
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
-
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
-
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
-
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
-
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
-
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх, оказывая взаимопомощь и взаимную поддержку;
-
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты одноклассников, проявляя уважение к труду и творчеству старших и сверстников.
Познавательные учебные умения:
-
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
-
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
-
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
-
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
-
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями
Коммуникативные учебные умения:
-
участвовать в диалогическом общении со сверстниками, родителями , учителем и другими значимыми взрослыми о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
-
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
-
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
-
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков, сценариях, спектаклях;
-
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
-
уважительно относиться к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
-
проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-
развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам.
Методы обучения:
-
эвристическая беседа;
-
исследование;
-
проблемно-поисковые задания;
-
наблюдение;
-
индивидуальные задания.
Планируемые результаты: Выработать у учащихся привычку, а затем потребность самостоятельно, осмысленно выбирать и систематически, по всем правилам читать детские книги. Воспитание у детей сознания чётко и интеллигентно воспринимающего мир людей и природы. Умение воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы, получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.
Содержание программы:
Страницы старины седой (5ч) Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре». Выставка книг. История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрова. Наставления Ярослава Мудрова. Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Крупицы народной мудрости (4ч) Сборники произведений фольклора Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля» Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Книга С.Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных изданиях. Справочный материал об А.В.Суворове (справочники, энциклопедии). Презентация «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме, объяснение скрытого смысла. Сбор дополнительной информации о героях России и оформление стенда с собранными материалами. Мифы народов мира (2ч) Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие и др. Выставка книг. Конкурс кроссворд «Мифологические герои» Русские писатели-сказочники (3ч) Библиотека сказок. Книги со сказками А.С.Пушкина, В.Жуковского, М.Лермонтова, П.Ершова, В.Гаршина. Фольклорные корни сказок. Сказка сказок П.П.Ершова «Конек-горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведение (летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»). Библиографические справочники. Библиографические справки о писателях-сказочниках. «Книги, книги, книги…(5ч) Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку. Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах). Книги учебные, художественные, научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И.Крылова», «Легенды и сказки», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими» сюжетами. Книги о детях и для детей (3ч) Дети-герои книг Н.Гарина-Михайловского, К.Станюковича, Х.К.Андерсена, Марка Твена, В.Гюго, А.Гайдара, Е.Ильиной и др. Выставка книг. Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Книги А.Рыбакова, В.Крапивина, К.Булычева, А.Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3ч) «Хранители слов» - словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово». Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Игра «1000 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги.
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина, Н.Рубцова, И.Бунина.
Конкурс -чтецов «Стихи о Родине»
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4ч)
Книги-сборники «Очерки воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
Очерки С.Михалкова «Слово о Крылове», К.Чуковского «Н.А.Некрасов»:чтение, выбор информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н.Толстого, А.Куприна «Воспоминания об А.П.Чехове».
Творческая работа: очерк о своем городе, о своем классе, о любимой книге.
Мир книг (3ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке.
Книги о животных Э.Сентон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В.Пескова «В гостях у Сетон-Томпсона».
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и журналы.
Литературная игра «Тайны учебной книги»
Универсальные учебные действия
- составлять выставку книг по теме, авторской принадлежности, жанрам, типам и видам;
- различать виды и типы книг;
- писать отзыв о книге, пользуясь ее справочным аппаратом;
- знать структуру книги и ее элементы;
- пользоваться библиотекой и выполнять правила работы в библиотеке;
- писать аннотацию или отзыв на прочитанную книгу;
- пользоваться библиографическим справочником или энциклопедией для получения информации о писателе;
- составлять каталожную карточку на прочитанную книгу;
- задавать вопросы и находить ответы в словарях и справочниках;
- выполнять роль библиотекаря и заполнять формуляры;
- собирать, систематизировать и оформлять материал для презентации (выставки, постеры, электронные версии, живой журнал, конкурсы и т.д.);
- работать с детскими газетами и журналами.
Календарно-тематическое планирование
(4 класс)
№
п/п
Названия темы
Кол-во
часов
Дата
по плану
Дата
по факту
Универсальные учебные действия
(УУД)
Тема: Страницы седины седой
5 часов
Познавательные: представление книги по плану (название книги, книга-произведение или книга-сборник, фамилия художника, имена героев, точка зрения автора или выражение своей точки зрения).
Регулятивные: анализ своей работы; оценивание работы по заданным критериям.
Коммуникативные: развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения.
1 Былины, былинщики. Былинные богатыри. Книги-сборники.
1
2 История книги. Рукописные книги
1
3 Книги Древней Руси. Первые библиотеки. Библиотека Ярослава Мудрова.
1
4 Первая печатная книга на Руси. Первопечатник Иван Федоров.
1
5 Библия. Библейские предания.
1
Тема: Крупицы народной мудрости
4 часа
Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка; рассматривание внутри текстовых иллюстраций; построение рассуждения, отнесение к известным понятиям.
Регулятивные: определение общей цели и пути её достижения; чтение, выдвижение гипотез, сравнение.
Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; ведение диалога. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6 Героические песни о Родине. Песня-слава.
1
7 Героические песни о героях России
1
8 Справочный материал об А.В.Суворове
1
9 Русь великая в пословицах и поговорках
1
Тема: Мифы народов мира
2 часа
Познавательные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение.
Регулятивные: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
10 Мифы народов мира. Книги-сборники
1
11 Мифологические герои
1
Тема: Русские писатели-сказочники
3 часа
Познавательные: чтение, постановка вопросов, выдвижение гипотез, сравнение изучаемых объектов (сказок).
Регулятивные: обобщение результатов сравнения в таблице и схеме.
Коммуникативные: выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные: способность к организации собственной деятельности.
12 Мир сказок: сказки народные и авторские
1
13 Книги со сказками русских писателей-классиков. Сказка П.Ершова «Конек-горбунок»
1
14 А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Библиографический справочник: справки о писателях-сказочниках.
1
Тема: Книги, книги, книги…
5 часов
Познавательные: выделение и формулирование познавательной цели, создание способов решения проблем поискового характера.
Регулятивные: высказывание собственного суждения и его обоснование.
Коммуникативные: владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса; Личностные: наличие мотивации к работе, к творческому труду; личная ответственность за свои поступки.
15 Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги.
1
16 Правила пользования библиотекой. Экскурсия в библиотеку.
1
17 Типы книг. Структура энциклопедии и книги-справочника.
1
18 Книги-сборники
1
19 Проект «Русские баснописцы».
1
Тема: Книги о детях и для детей
3 часа
Познавательные: моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравнение.
Регулятивные: самостоятельное чтение и поиск книг К.Булычева; работа с аппаратом книги (обложка, титульный лист, оглавление, аннотация).
Коммуникативные: умение задавать вопросы, вести диалог.
Личностные: способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до конца.
20 Дети - герои книг писателей XIX века.
1
21 Фантастика и приключения. Книги К.Булычева, А.Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
1
22 Аннотация к книге А.Волкова «Волшебник Изумрудного города».
1
Тема: Словари, справочники, энциклопедии
3 часа
Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка.
Регулятивные: определение общей цели и пути её достижения.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
23 «Хранители слов» - словари. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
1
24 Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия.
1
25 Игра «100 вопросов Почемучек»
1
Тема: Родные поэты
3 часа
Познавательные: находить в библиотеке книги со стихотворениями А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.Есенина; готовить небольшое монологическое высказывание об одном из русских поэтов (3-5 предложений). Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: задавать вопросы, вести диалог. Личностные: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки.
26 Книги-сборники поэтов о Родине и родной природе. Структура книги.
1
27 Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, С.Есенина, И.Бунина и др.
1
02 .04 15
28 Конкурс-чтецов «Стихи о Родине»
1
09.04.15
Тема: Писатели о писателях. Очерки и воспоминания
4 часа
Познавательные: обобщение информации в таблице, схеме, кластере.
Регулятивные: осуществление взаимного контроля в совместной деятельности.
Коммуникативные: при ведении диалога задавать вопросы, приводить собственные аргументы, критически оценивать высказанное, учитывать позицию собеседника. Личностные: преодоление трудности; доведение начатой работы до её завершения
29 Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях.
1
30 Очерки С.Михалкова, К.Чуковского
1
31 Воспоминания Л.Н.Толстого, А. Куприна
1
32 Творческая работа: очерк о своем городе, о своем классе, о любимой книге.
1
Тема: Мир книг
3 часа
Познавательные: выделение главной мысли, комментирование заголовка; рассматривание внутритекстовых иллюстраций; построение рассуждения, отнесение к известным понятиям.
Регулятивные: планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные: признание возможности существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; ведение диалога. Личностные: уважительное отношение к мнению других, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
33 Типы и виды книг. Книги о животных
1
34 Детские газеты и журналы
1
35 Литературная игра «Тайны учебной книги»
1
Учебно-методическое обеспечение
- Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - «Лада», Москва, 2008
- Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. - Ярославль, «Академия развития», 2009
- Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. Ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2009
- Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). - Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2009
- Интернет - ресурсы:
Материально-техническое обеспечение
-
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
-
материалы для оформления и творчества детей,
-
наличие канцелярских принадлежностей,
-
аудиоматериалы и видеотехника,
-
компьютеры,
-
телевизор,
-
проектор,
-
экран и др.