- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока на тему Слово и слог
Конспект урока на тему Слово и слог
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Суслина О.Е. |
Дата | 08.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Слово и слог.
Цели: повторить и закрепить знания о слоге как части слова; развивать умение делить слова на слоги, находить ударный слог в слове; формировать умение переносить слова с учётом особенностей слов.
Ход урока.
I.Сообщение темы и целей урока.
1.Проверка домашнего задания.
II.Актуализация знаний.
- Прочитайте загадку и отгадай к ней.
- Какие предложения вы оставили, используя слово-отгадку?
2.Работа над предложениями.
- Посмотрите на доску.
Широка, родная, моя, страна
- Что записано на доске?(слова)
- Составьте из данных слов предложение, поставьте слова в определённом порядке, чтобы появился смысл. Запишите его.
- О чём говорится в этом предложении? ( Страна наша очень большая. Она раскинулась с севера на юг, с запада на восток.)
Это строчка из песни:
Широка страна моя родная!
Много в ней лесов, полей и рек.
- Прочитайте предложение так, чтобы чувствовалась гордость за страну, в которой мы живём.
- Какой знак мы должны поставить в конце такого предложения? ( Восклицательный)
- Из букв каждой строчки составьте слова, запишите их.
ГРУГ (Круг)
ИРАГ (Игра)
АРУК (Рука)
ТАЛПИ (Лапти)
КАОЛЖ (Ложка)
- В получившихся словах подчеркните гласные буквы.
III.Самоопределение к деятельности.
- Посмотрите на доску.
Ком, кол, коф, кот, кок.
Бок, бощ, боб, бор, бот.
Рой, рог, ров, рот, рор.
- Можем ли мы все записанное назвать словами? Найдите «лишнее» слово в каждой строке.
- Почему коф, бощ, рор оказались лишними?
- Как вы думаете, имеют ли значение слоги?
(Учитель обращает внимание учащихся на слоги, состоящие из нескольких звуков.)
- послушайте стихотворение.
- Что за ЛИ?
- Что за МОН?
- В звуках нету смысла.
Но едва шепнут:
«Лимон» - сразу станет кисло. (Г.Сапгир)
- Из каких слогов состоит слово лимон?
- Какие плоды мы называем лимонами?
- Сформулируйте тему урока.
IV .Работа по теме урока.
1.Наблюдение над словами и слогами.
- Прочитайте слова, разделите их на слоги, выделите ударный слог.
Речка, снежинка, ягода, город, лист, снег, мальчик, подснежник.
- Запишите в первой строке односложные слова, во второй - двусложные, в третьей - трёхсложные, разделив слова на слоги.
- Как узнать, сколько в слове слогов? ( Сколько гласных, столько и слогов.)
Игра «Доскажи словечко»
Жил-был маленький щенок.
Он подрос, однако,
И теперь он не щенок -
Взрослая … (собака)
Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей
Нет сочней … (помидора).
Летом в огороде - свежие, зелёные,
А зимою в бочке - жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас? (Огурцы).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной - … (медведь).
- На доске записаны слова. Запомните, как нужно их произносить.
Портфель, магазин, ремень, свёкла, морковь, шофёр, понял, поняла, начал, начала, начали.
Упр.6 (с.5)
- Рассмотрите кроссворды. Названия каких учебных вещей вы узнали?
- Выполните задание.
(Проверка)
V. Физкультминутка.
VI.Продолжение работы по теме урока
Упр.7 (с.6)
- Прочитайте. Назовите главную черту линейки. Объясните, как вы это понимаете.
- Выполните задание.
Каждое слово имеет своё значение. Если вам назовут знакомое слово, вы можете объяснить, что оно означает. Вы также угадаете слово, если вам скажут его значение.
- Чтобы проверить, так ли это, выполните следующее задание: замените словосочетания одним словом.
* Группа птиц. (Стая)
* Небольшая высокая копна сена. ( Стог.)
* Средство переправы через реку.( Мост.)
* Твёрдая корка на снегу. (Наст.)
* Длинная палка. (Шест.)
VII.Рефлексия
( Учитель читает отрывок из сказки Л.Яхнина «Красные ягоды».)
Цыплёнок с лягушонком пошли в лес и увидели там какие-то красные ягоды. ( Какие это могли быть ягоды?) Попробовали - кислые, но вкусные. Только как они называются, вспомнить не могли. ( А вы вспомнили?)
- Давайте их есть без названия, - сказал Лягушонок.
- Поедим, а там, может быть, и вспомним.
И начали они глотать ягоды.
- Клю, - скажет Цыплёнок и клюнет красную ягоду. ( А что должен был сказать Лягушонок? Как же называется ягода?)
- Ква, - скажет Лягушонок и тоже ягоду проглотит.
Только и слышится: «Клю! Ква! Клю! Ква!»
- Из чего состоят слова?
- Оцените свою работу на уроке.
VIII.Итог урока
- О чём мы говорили сегодня на уроке? На что обратили особое внимание? ( Все слова состоят из слогов, количество которых может быть разным. Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Домашнее задание
Упр. 8. (с.6).