Урок русского языка в 1 классе «Строчная буква с»

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Строчная буква с

Цель: познакомить с письменной строчной буквой с, учить писать строчную букву с и слоги с ней; развивать умение выполнять нижнее и верхнее соединения букв, производить слого-звуковой анализ слов; содействовать воспитанию культуры общения в процессе учебного взаимодействия (слайд 1)

Ход

  1. Организационный момент

- Раз, два, три, четыре, пять -

Урок пора нам начинать.

К друг к другу, ребята, повернитесь,

улыбнитесь

И тихонечко садитесь

Проверьте, всё ль у вас в порядке

Есть ли ручки и тетрадки.

- А я желаю вам успехов.

- Сегодня к нам на урок прямо из леса прилетела мудрейшая птица.

- Кто догадался, какая птица к нам прилетела? (сова) (слайд 2)

Мудрейшая птица на свете - сова:

Всё слышит,

Но очень скупа на слова,

Чем больше услышит -

Тем меньше болтает.

Как этого многим из нас не хватает ?

- Сову называют мудрой.

- Кто знает, что значит быть мудрым? (это значит быть умным, не говорить понапрасну, давать умные советы)

2 .Актуализация знаний

- Сова хочет поиграть с вами в игру «Верно - неверно». Я буду задавать вам вопросы. Если ответ верный, вы показываете знак «+», а если неверный, то показываете знак «минус».

1. Верно ли, что все звуки в русском языке можно разделить на гласные и согласные? (да)

2.Верно ли, что гласные звуки можно петь (да)

3.Верно ли, что согласные звуки можно петь? (нет) Почему? (выдыхаемый воздух встречает преграды: зубы, губы, щёки)

4.Верно ли, что гласные бывают ударными и безударными? (да)

5. Верно ли, что согласные бывают твёрдыми и мягкими? (да)

6. Верно ли, что звуки мы слышим, а буквы мы пишем? (да)

- Молодцы. Вы справились с заданием совы.

- А сейчас ребята, сова просит вас поработать самостоятельно.

У каждого ученика на парте лежат карточки с заданием .Возьмите их и рассмотрите. Вам нужно будет соединить линией прописную букву со строчной (большую с маленькой). Сверка с ответом . Обменяйтесь карточками со своим соседом по парте. Оцените друг друга.

- У кого оценка совпала, тот встаёт. Как работал ваш товарищ? (быстро, самостоятельно, без ошибок)

3 Постановка темы и целей

Сова хочет поиграть с вами в игру «Доскажи словечко»

Игра «Доскажи словечко».

Трубит громко, да не трубач,

Настоящий он силач.

Имеет длинный хобот он,

Догадались? Это…

(Слон) (слайд 3)

На ромашку у ворот

Опустился вертолёт -

Золотистые глаза.

Кто же это?.. (Стрекоза) (слайд 4)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей же собери!

И вдруг - вспорхнули яблоки.

Ведь это … (Снегири)(слайд 5)

Осёдлая жёлтая птичка,

А зовут её … (Синичка) (слайд 6)

-Давайте с вами ещё раз произнесём слова- отгадки.

Слон ,стрекоза, снегири, синичка (слайд 7)

- Какой общий звук есть в словах? [с],[ с]. (слайд 8)Давайте произнесём эти звуки.

- Звук[ с] какой? (согл., тв)

-Звук[ с ]? (согл., мягк)

- Какой буквой обозначаются звуки[ с],[ с] на письме?

- Буквой эс

- Ребята, а мы умеем писать письменную букву эс? (нет)

- Значит, что нам необходимо сегодня сделать на уроке? (нам надо научиться писать строчную букву эс)

- Как будет называться наш урок? (строчная буква эс)

Итак, тема нашего урока: строчная буква с.

На уроке мы поставим перед собой цели : научиться писать строчную букву эс; учиться писать соединения со строчной буквой эс. (слайд 9)

4. Работа над новым материалом

- Ребята, сова приготовила вам загадку. Если вы её отгадаете, то узнаете, какой узор мы с вами будем рисовать.

На сучках висят шары

Посинели от жары.

(сливы) (слайд 10)

На какую геометрическую фигуру похожи сливы? (на овал)

Работа в прописи

- Откройте прописи на странице19. Рассмотрите узор. Из каких элементов состоит узор? (из левого полуовала)

Повторение правил посадки при письме

- Выполняем узор. Обводим по контурам.

- Работа понравилась? Узор нарисовали?

Сова предлагает нам немного отдохнуть

Физкультминутка

Развитие речи

- Ребята, что делает сова днём?

-Что делает сова ночью?

- На кого охотится сова?

- Выставляется схема предложения из двух слов

-Сколько слов должно быть в предложении? (2) (Сова спит. Сова летает. Сова охотится.)

-Выставляется схема предложения из 3 слов

- Сколько слов должно быть в этом предложении? (3) (Сова ловит мышей. Сова охотится ночью. Сова днём спит.)

-Давайте с вами проведём слого-звуковой анализ слова сова.

1. Определим количество слогов в слове сова. (2 слога)

2. Назовём ударный слог. (ва - 2 слог)

3 . Назовите 1 слог - са . Сколько в нём звуков?(2)

4 . Назовите 2 слог. (ва) Сколько в нём звуков? (2)

5. Сколько всего звуков в слове сова? ( 4)

6.Назовите 1 звук в слове.[ с]

7. Какой он согласный или гласный? (согл.)

8. Твёрдый или мягкий? (тв.) Каким цветом его обозначим на схеме? (синим)

9 Назовите звук, который идёт после звука[ с]. [ а]

Он согласный или гласный? (гл.)

Ударный или безударный? (безударный). Каким цветом мы его обозначим на схеме? (красным)

10.Как произносим 1 слог? (слитно). Значит - это слог-слияние. Обозначим это на схеме.

11. Назовите второй слог (ва). Какие звуки слились во втором слоге?[ в] -согл, тв, [а] - гл. уд. Обозначим это на схеме.

Слово сова состоит из двух слогов-слияний

Обозначим в слове сова1 звук буквой с (на схеме)

Сравним письменную и печатную буквы с (слайд11)

- Чем они похожи? (состоят из одного и того же элемента - полуовала)

- Чем отличаются? (отличаются наклоном)

- Однажды сова была на охоте и увидела, как

Села мышка в уголок,

Съела бублика кусок

(слайд 12)

- Нарисуйте в воздухе бублик

- Мышка съела половину бублика.

- Нарисуйте в воздухе часть бублика, которая осталась

- На какую букву похожа половина бублика? (на букву с)

- Рассмотрите письменную строчную букву с и скажите, сколько элементов в её написании. (1). Как он называется? (левый полуовал)

Почему левый? (повёрнут влево)

Сейчас вы поработаете в парах.

У вас на столах есть элементы, из которых состоит буква с. Составьте из элементов букву с

-Кто дружно выполнил эту работу в паре, возьмитесь за руки.

Объяснение учителем способа написания строчной буквы с.

1.Полное объяснение начертания строчной буквы с на доске мелом

- Начинаем писать ниже верхней линейки рабочей строки.

Справа налево прописываем закругление, коснувшись верхней линейки.(1) Опускаем полуовальную линию вниз (2), закругляем вправо, коснувшись нижней линейки (3).

2.Краткое

Справа налево (1), вниз (2, вправо (3)

Письмо в воздухе, с закрытыми глазами. Обводка обратной стороной ручки образца

Примите правильную позу для письма.

1. Письмо в прописи

1-я строка - обвести букву с по контурам

Сравните с образцом. У кого всё правильно поднимите руки. У кого есть ошибки поднимите руки.

2-я строка

поставили шкалу. ( | П)

Что будем оценивать? (Правильность написания буквы)

Написали.

Обменялись тетрадями в паре.

Оценили правильность. Обменяйтесь прописями опять. Встаньте, у кого правильно. Встаньте, у кого есть ошибки

  1. Упражняемся в чтении слогов

- Ребята, помогите сове прочитать слоги (написаны письменными буквами : со, са, си, сы, су).

(Самостоятельно . Читают девочки. Читают мальчики.) Какой из этих слогов лишний? Почему?

- Ребята, при помощи чего буквы связываются между собой при письме? (при помощи соединений). Какие вы знаете соединения? (нижнее, среднее, верхнее .Где встречаются буквы при нижнем соединении? Где встречаются буквы при верхнем соединении?

Работа в парах

- У вас на столе есть карточки со слогами. Обведите в кружок слоги с нижним соединением. Сверка с ответом. Возьмитесь за руки, кто всё сделал правильно. Каким соединением связаны буквы в оставшихся слогах? (верхним)

3. Упражнение в письме соединений

а) нижнее со, са 1обвести, второе написать

б) верхнее си, сы, су,1 обвести, второе написать

Молодцы, справились с заданием

Физкультминутка на 20-й минуте

Чтение слов сын, сон, нос с «пёстрых» образцов (буквосочетание СГ и соединительная линия записаны на доске одним цветом, согласная буква - другим). Обращается внимание на слова-перевёртыши : сон, нос.

Игра «Слово убежало». Я буду читать вам незаконченное предложение, а вы будете хором договаривать «убежавшее слово» и находить его пальчиком в прописи.

У буратино длинный… (нос)

Свете приснился страшный …(сон)

Маму огорчил …(сын)

Повторение правила правильной посадки при письме

Письмо слова сын. Рассмотрите образец. Сначала пишем буквосочетание сы и верхнее соединение. Делаем паузу. Дописываем букву н. Слово проговариваем.

Письмо слов сон, нос.

Итог

Ребята, в начале урока мы перед собой поставили цель научиться писать строчную букву с, учиться писать букву с в соединениях. Мы выполнили наши цели?(да)

РЕФЛЕКСИЯ

Мы очень хорошо поработали. Закончите предложения: «Я узнал… Я научился…».

Ребята, сова говорит вам: «Молодцы!» и улетает в свой лес

7


© 2010-2022