Конспект урока по окружающему миру на тему Куликовская битва ( 4 класс, Школа России)

Раздел Начальные классы
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по окружающему миру на тему Куликовская битва( 4 класс, Школа России)Конспект урока по окружающему миру в 4-м классе. Тема: "Куликовская битва"

Цель урока: Различать прошлое , настоящее, будущее; соотносить основные( изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на « ленте времени»

Планируемые достижения:

  • Предметные
    Знания : расширить представление о Руси 14 века, Дмитрии Донском, военном снаряжении, войске.
    Умения: отображать на карте место Куликовской битвы; узнавать гербы участников Куликовской битвы; характеризовать события Куликовской битвы.

  • Метапредметные: самостоятельный поиск информации

  • Оборудование:

  • - учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 4 класс, 4 класс ч.3;
    - ноутбук, проектор;- презентация «Куликовская битва»;
    - песня Ж.Бичевской «Куликово поле»;
    - карта Руси 14 века;
    - гербы княжеств - участников Куликовской битвы;

































Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята. Меня зовут Татьяна Алексеевна, я буду вести у вас урок.

Нравится ли вам путешествовать?

- Сегодня мы отправимся в путешествие вглубь веков. Путешествие длится целый урок. На нашем пути встретятся препятствия и интересные задания. Познакомимся еще с одной из побед русского народа. А для этого что вы должны делать на уроке? (Дети отвечают, читая на доске слова)

1) слушать;

2) думать;

3) узнавать;

4) сравнивать;

5) делать выводы.

2. Постановка проблемы и актуализация знаний.

- Но прежде чем начинать новую тему, давайте вспомним материал прошлого урока.

Задание на карточках. Впиши в клеточки слова на букву "К".

1.

2.


3.

1. Прозвание князя Ивана Даниловича.

2. Имя византийского императора, по легенде приславшего в подарок шапку Мономаха.

3. Укрепленный центр древнерусского города.

3. Подведение к теме урока.

- Ребята, а теперь мы переходим к основной теме нашего урока и отправляемся в интереснейшее путешествие. Мы познакомимся еще с одной из побед русского народа.

- А когда может произойти победа, в чем? (Война, битва, бой)

- Так как же вы думаете, какая из тем на доске нам подходит для урока? (На доске записаны навания трех тем: "Такие разные праздники", "Куликовская битва", "Славные символы Росии")
Что бы хотели нового узнать на этом уроке?

А цель мы поставим на этом уроке:

  • расширить представление о Руси 14 века, Дмитрии Донском, военном снаряжении, войске.

  • отображать на карте место Куликовской битвы; узнавать гербы участников Куликовской битвы; характеризовать события Куликовской битвы.

- Ребята, новую тему мне хочется начать с песни о Куликовской битве.

Дети слушают песню.

Дети читают статью на стр. 70 по частям и озаглавливают их, записывая план в тетрадь.

Часть 1

Не раз поднимались русские люди против Золотой Орды. Медленно собирала Русь силы. Внук князя Ивана Калиты Дмитрий Иванович бросил Орде открытый вызов - перестал платить ненавистную дань. В ту пору в

Орде было неспокойно. Многочисленные соперники вели ожесточенную борьбу за власть. Одним из наиболее сильных правителей оказался Мамай. Он-то и решил наказать Русь за неповиновение. Спор должен был решиться на поле боя.

- Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. (Князь Дмитрий Иванович перестал платить дань) Запишем это в тетрадь. Открыли тетради, запишем число, тему и план.

- Как вы думаете, ребята, а какими качествами обладал князь? Посмотрите на доске подсказки - пословицы:

  • Лучше биться орлом, чем жить зайцем

  • Смелость города берет

  • Храбрец в день битвы познается

Ответы детей: смелость, храбрость, отвага...

Часть 2

Летом 1380 года стало известно, что на Русь с огромным войском идет сам Мамай. Тотчас по приказу великого князя Дмитрия Ивановича помчались

гонцы в разные стороны Русской земли с призывом собирать силы для отпора врагу. И потянулись к Москве княжеские полки и дружины. Шли и те, кто никогда не держал в руках оружия, - крестьяне и горожане. Всколыхнулась вся Русь. Повсюду люди молились о даровании победы, просили Бога о защите Русской земли.

- Ребята, что здесь мы узнали? Давайте озаглавим эту часть. ( Князь собирает на битву всю Русь). Запишем название этой части в тетрадь.

- А зачем он это делает? Какая русская пословица есть?( Один в поле не воин)

- А каком качестве князя это говорит? Посмотрим пословицы:

  • Ум дороже золота

  • Разум силу победит

  • У умной головы сто рук

Ответы детей: ум, мудрость ...

Часть 3

А сам князь Дмитрий отправился в Троицкий монастырь. По преданию, основатель Троицкого монастыря Сергий благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом. В помощь князю он отправил двух богатырей - Пересвета и Ослябю.

- Как озаглавим эту часть? (Князь едет за благославлением)

- О чем это говорит?

Пословицы на доске:

  • Не по нашему хотенью, по Божью изволенью

  • Без Бога ни до порога, а с Богом хоть за море

  • Человек так, а Бог инак

  • Человек предполагает, а Бог располагает

Ответы детей: вера в Бога...

Часть 4

В начале сентября русское войско вышло к Дону. На Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком - рекой Непрядвой,

8 сентября 1380 года разгорелась битва.

Учитель показывает на карте это место.

Ранний утренний туман стлался над полем будущей битвы, когда здесь выстроились русские полки. Над рядами копий, готовых к бою, ветерок слегка колыхал знамена. Над главным полком развевалось великокняжеское знамя с ликом Иисуса Христа. А сам князь в одежде рядового ратника стоял в общем строю.

- А какой черте характера это говорит? Пословицы:

  • И тихая вода крутые берега берет

Ответы детей: Скромность...

Часть 5

Читает учитель

И сказал князь: "Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: "Братья! Умрем за Отечество! Слово моё будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим. Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться."

- Как это характеризует князя? Пословицы:

  • Честь чести и на слово верит

  • Береги честь с молоду

Ответы детей. (Честность от слово честь достоинство, хорошее качество, порядочность)

Часть 6

Перед началом битвы в единоборстве сразились богатыри - татарский воин Челубей и русский воин Пересвет. Пронзив друг друга копьями, оба храбреца пали замертво.

И сразу же началась жестокая сеча. Страшны были удары копий и мечей. Князь Дмитрий сражался наравне со всеми. Звон оружия, стоны раненых, ржанье коней - все слилось в один гул. Тучи пыли поднялись над полем брани и закрыли солнце.

Начали враги теснить русских воинов.

- А какой черте характера князя опять говорится? Обратите внимание- наравне со всеми. (Он себя не выделял)

Часть 7

И тогда внезапно из леса вылетела и ударила по врагу русская конница, находившаяся в засаде. Растерялся неприятель и вскоре обратился в бегство. Мамай в смятении наблюдал разгром своих полчищ.

Значение победы.

- Ребята, прочитаем значение победы в Куликовской битве.

Весть о победе разнеслась по всей Руси. Узнали о ней и в других странах. Ликовали русские люди, но и печалились. Славили воинов - победителей и оплакивали погибших. Князя Дмитрия Ивановича с тех пор прозвали Донским.

Выросло значение Москвы и ее князя в глазах русских людей.

Однако Орда была все еще не сломлена. Но победа на поле Куликовом дала народу веру в то, что зависимость Руси от чужеземцев не будет вечной.

5. Физкультминутка под музыку.

Аты - баты,
Мы солдаты!
Для разминки из - за парт
Поднимается на старт!
Бег на месте. Веселей!
И быстрей, быстрей, быстрей!
Аты - баты,
Стой на месте!
И присаживаемся вместе.

4. Совместное применение знаний.

- Теперь проверим насколько вы внимательно слушали и как усвоили новый материал. Разгадаем кроссворд.( Работа в парах).

Конспект урока по окружающему миру на тему Куликовская битва( 4 класс, Школа России)

По горизонтали:

1. Татарский богатырь, сразившийся в поединке с русским витязем

3. Приток Дона близ места Куликовской битвы

4. Прозвание князя- победителя в Куликовской битве

7. Московский князь, дед Дмитрия Донского.

9. Военачальник монголо-татар

10. Русский богатырь, противник Челубея

11. Один из богатырей, посланных на помощь князю основателем Троицкого монастыря

По вертикали:

2. Основатель Троицкого монастыря

5. Поле битвы 8 сентября 1380 года

6. Город, князь которого организовал отпор ордынцам

8. Русский князь, стоявший во главе войска в Куликовской битве

По горизонтали:

По вертикали:

1. Челубей

3. Непрядва

4. Донской

7. Калита

9. Мамай

10.Пересвет

11. Ослябю

2. Сергий

5. Куликово

6. Москва

8. Дмитрий

- Молодцы! Хорошо усвоили материал.

Потомки помнят.

- Ребята, народ помнит своих героев. Много памятников поставлено героям Куликовской битвы.

Слайд 16. Храм Сергия Радонежского, увековечивший память героев Куликовской битвы.

Слайд 17. Памятник Дмитрию Донскому на месте Куликовской битвы.

Слайд 18. Куликово поле, монумент героям Куликовской битвы.

Вывод

- Ребята, а вы как думаете, зачем мы изучаем эти события? И нужно ли помнить героев, которые защищали нашу Родину? (Ответы детей)

- Правильно, ребята!

- Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. Каждое поколение, как и каждый человек, учится на своём собственном опыте, на своих ошибках. И всё же история былых времён должна учить всех нас. Знать прошлое - это значит, во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее. Именно поэтому мы должны изучать и знать историю своей страны.

Работа в парах.

- А сейчас давайте назовем те хорошие качества, которыми обладал князь Дмитрий Донской и русские воины тех времен. Работать будете в парах.

- Проверим вашу работу.

- Ребята, как вы думаете какими же качествами обладали русские воины тех времен и сам князь Дмитрий?

- Храбростью, мужеством, смелостью, отвагой, силой!

- Они любили свою Родину, свой русский народ и готовы были отдать свои жизни за них!

5. Поведение итогов.

- Ребята, а сейчас в наше время нужны эти качества защитникам Отечества?

Дети отвечают.

- Мальчики, а вы ведь тоже будущие защитники Родины! Поэтому вы должны развивать в себе эти качества.

- Ребята, что же нового вы узнали на уроке?

Дети отвечают.

- Князь Дмитрий в 1380 году впервые одержал победу над татарами на Куликовом поле.

Где можно применить новое знание?

Что на уроке у вас хорошо получилось?

Над чем еще надо поработать?

6. Домашнее задание.

1)Сделать выписку из интернета, что обозначает герб княжества.
2) выполнить задание в «Рабочей тетради».

Используемая литература.

1. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова учебник "Окружающий мир" 4 класс, 2 часть, Москва "Просвещение" 2009г., стр.70-72, тетрадь "Окружающий мир" 4 класс, 2 часть, Москва "Просвещение" 2012г., стр. 22-26

2. О.И.Дмитриева "Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир"" 4 класс, издание 2, Москва "Вако" 2008г.,стр.287

3. Ресурсы Интернета

© 2010-2022