Презентация на тему Роль приставок и суффиксов в словах

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Безусловно, изучение «Риторики» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики - научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества»

Риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

Первый блок - «Общение» даёт представление о

  • сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

  • компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок - «Речевые жанры» - даёт сведения о

  • тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

  • типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

  • речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Изучение моделей речевых жанров, а затем реализация этих жанров (в соответствии с условиями речевой ситуации) даёт возможность обучить тем видам высказываний, которые актуальны для младших школьников.

Обучение риторике, безусловно, должно опираться на опыт учеников, приводить их к осмыслению своего и чужого опыта общения, успешному решению практических задач, которые ставит перед школьниками жизнь. Такие творческие, продуктивные задачи - основа учебных пособий, а теоретические сведения, понятия даются лишь постольку, поскольку они необходимы для решения практических задач

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

  • на уровне личностных результатов - «овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся мире», «развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе»; «развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей»1 и т.д.;

  • на уровне метапредметных результатов - «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах»; «овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, построения рассуждений»; «готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета»; опираться на «использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и практических задач» и т.д.;

  • на уровне результатов в предметной области «Филология» - «овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.



Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • оценивать свою вежливость;

  • определять степень вежливости при общении людей (вежливо - невежливо - грубо);

  • осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;

  • осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;

  • понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

  • формулировать тему урока после предварительного обсуждения;

  • определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

  • критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии;

  • осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач;

  • учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;

  • анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения;

  • продуцировать тексты сравнительного описания в зависимости от задачи сравнения (выявления сходства и/или различия), последовательной или параллельной структуры;

  • перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста;

  • осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план;

  • анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов;

  • аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты;

  • продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;

  • знать основные приёмы подготовки устного выступления - учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;

  • пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео- ) сопровождением;

  • в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения,выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

  • приводить примеры задач общения и речевых ролей коммуникантов;

  • отличать подготовленную и неподготовленную речь;

  • знать особенности неподготовленной речи;

  • осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения;

  • знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;

  • реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации;

  • знать особенности диалога и монолога;

  • анализировать абзацные отступы, шрифтовые и цветовые выделения в учебных текстах;

  • использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

  • знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка и т.д.);

  • пользоваться основными способами правки текста.



Учебно -тематический план .

3 класс

Название тем

Количество часов



Теория

Практика

Всего

НАУКА РИТОРИКА

2

2

4

1

Проверь себя. Что мы помним о речевой ситуации

1

2

Твои речевые роли.

1

3

С какой целью?

1

4

Зачем?

1

УЧИМСЯ ГОВОРИТЬ

1

4

5

5

Неподготовленная речь.

1

6

Подготовленная речь.

1

7

Приёмы подготовки.

1

1

8

Говорим подробно, кратко.

1

ПОХВАЛА (КОМПЛИМЕНТ)

1

1

9

Похвала (комплимент).

1

СЛУШАЕМ, ВДУМЫВАЕМСЯ

1

1

2

10

Слушаем, вдумываемся.

1

11

Слушаем по-разному.

1

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ПИСАТЬ

3

3

12

Читаем учебные тексты.

1

13

Учимся писать, редактировать.

1

14

Как исправить текст?

(Правка текста.)

1

ВЕЖЛИВОЕ ОБЩЕНИЕ

1

1

2

15

Что такое вежливость.

1

16

Добрые дела - добрые слова.

1

РАЗНЫЕ ТЕКСТЫ

1

1

2

17

Проверь себя. Тексты разные нужны.

1

18

Диалог и монолог.

1

ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

3

3

19

Пиши правильно!

1

20

Произноси правильно!

1

21

Употребляй слова правильно!

1

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ПЕРЕСКАЗА

1

3

4

22

Пересказ.

1

23

Выбери нужное. (Выборочный пересказ.)

1

24

Цитата в пересказе.

1

25

Кратко о книге (аннотация).

1

ПОЗДРАВЛЯЮ ТЕБЯ … ВАС…

1

1

2

26

Поздравляю кого?

С чем? Как? Желаю кому? Чего? Как?!

1

27

С днём рождения!

С Новым годом!

С праздником 8 Марта!

1

УЧИСЬ ОБЪЯСНЯТЬ И ДОКАЗЫВАТЬ

1

1

2

28

Рассуждение,

вывод в рассуждении.

1

29

Правило и цитата в доказательстве.

1

ЧТО ОБЩЕГО - ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ

2

2

4

30

Сравни и скажи.

1

32

Правила сравнения.

1

33

Как строятся сравнительные тексты.

1

34

Составляем сравнительные тексты.

1

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ. Воспитательная работа.

1

1

35

Риторический праздник.

1

Всего

11

24

35

Содержание программы.

3-й класс

Общение

Речевые (коммуникативные) задачи.

Речевая деятельность.

Говорение. Неподготовленная и подготовленная устная речь. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи. Приёмы подготовки.

Слушание. Приёмы слушания: запись опорных (ключевых) слов, составление плана-схемы услышанного и т.д. Словесные и несловесные сигналы внимательного слушания (повторение).

Чтение учебного текста, особенности восприятия этого текста. Абзацные отступы, шрифтовые, цветовые и др. выделения. Постановка вопросов к отдельным частям текста; к непонятным словам; составление плана как приём чтения.

Письменная речь. Способы правки текста: замена слов, словосочетаний, предложений, изменение последовательности изложения, включение недостающего и т.д.

Речевой этикет. Вежливая речь. Вежливо-невежливо-грубо. Добрые слова - добрые дела.

Правильная и хорошая (эффективная) речь. Нормы - что это такое. Зачем они нужны. Нормы произносительные, орфоэпические, словоупотребления. Нормативные словари.

Текст. Речевые жанры

Разнообразие текстов, реализуемых людьми в общении.

Диалог и монолог как разновидности текста, их особенности.

Этикетные жанры: похвала (комплимент), поздравление (устное и письменное).

Структура поздравления. Средства выражения поздравления в устной и письменной речи.

Вторичные речевые жанры.

Сжатый (краткий) пересказ, два способа сжатия исходного текста. (Повторение.) Правила пересказа. Выборочный пересказ как текст, созданный на основе выборки нужного материала из исходного текста.

Цитата в пересказах, её роль.

Аннотация. Сжатое изложение содержания книги в аннотации.

Типы текстов.

Рассуждение, его структура, вывод в рассуждении. Правило в доказательстве (объяснении). Цитата в доказательстве (объяснении).

Сравнительное описание с задачей различения и сходства. Правила сравнения.

Сравнительное высказывание, два способа его построения. Сравнительное описание как завязка (начало) в развитии действия в сказках, рассказах и т.д.

Рассказ по сюжетным рисункам.



Формы и режим занятий

В основе любой педагогической деятельности лежат психофизиологические особенности детей определенной возрастной категории. В школьном возрасте ведущей деятельностью является игра, поэтому, преимущественно, в основе учебных занятий лежит использование игровых технологий. Игра - первая ступень деятельности ребенка, школа становления его поведения, приобретения знаний и опыта. Игра - потребность растущего ребенка, практика его развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Опора на игру - дидактическую, сюжетно-ролевую, театрализованную, подвижную - это эффективный путь включения детей в учебно-воспитательный процесс. В игре, используя положительный эмоциональный настрой воспитанников, легче преодолеть детское упрямство, страхи, непослушание, формировать положительные привычки и навыки. В игровой деятельности происходит становление мотивационной, познавательной, эмоционально-волевой сферы ребенка, складываются благоприятные условия для развития интеллекта, перехода от наглядно-действенного мышления к образному и элементам словесно-логического мышления, игра создает «зону ближайшего развития». Помимо игровой деятельности, обуславливающей изменения в психике ребенка, необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их творческой деятельности. Младший школьный возраст- это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому первостепенное значение имеет личностно-ориентированное обучение, индивидуальный подход, позволяющий создать ситуацию успеха для каждого ребенка, т.к. без этого состояния «успешности» невозможно формирование уверенности в своих силах, адекватной самооценки и положительной «Я-концепции» личности в будущем. Необходимо постоянно поощрять все усилия детей, а также сравнивать результаты ребенка только с его собственными, а не с результатами других детей. Психические особенности младших школьников - конкретность мышления, непроизвольность внимания и памяти, неустойчивость эмоционально-волевой сферы - предполагают построение образовательного процесса на основе познавательного интереса. Дошкольник проявляет живой интерес лишь к тому, что его в какой-то мере занимает, доставляет удовольствие, действует на воображение и чувства. Поэтому, занятия должны проходить на высоком эмоционально-познавательном уровне, каждый раз по новой схеме. Активизация мышления детей на занятии достигается путем отбора соответствующего содержания, методов и приемов . Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Активизации познавательной деятельности воспитанников способствует использование нестандартных форм организации занятий. Это могут быть занятие - путешествие, занятие-сказка, занятие-соревнование, занятие - телеигра. Нестандартные формы отличаются новизной и оригинальностью, делают детей полноправными участниками учебно-воспитательного процесса, что, в свою очередь, повышает эффективность работы педагога. Программа рассчитана на 2 года. В 3 классе 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

  • Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Уроки риторики в школе. Книга для учителя. - М. : Баласс; Ювента. В книге раскрывается процесс обучения по учебным пособиям «Детская риторика», «Школьная риторика», Авторы рассказывают о современной риторике общения: её содержании, программе, специфике этого учебного предмета, об особенностях построения уроков риторики; приводят разработки уроков для разных классов.

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на уроках риторики, относятся:

  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);

  • компьютеры (желательно, с выходом в Интернет) и т.д.

Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения.

Кроме того, эти средства позволяют разнообразить

  • виды деятельности учеников на уроке;

  • приёмы преподнесения заданий на риторический анализ (примеров общения);

  • процесс выполнения задач на реализацию типов текстов, речевых жанров и т.д.

  • анализ положительного или негативного примера речевого жанра;

  • редактирование (взаиморедактирование);

  • создание текста, его коллективное обсуждение;

  • создание мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т.д.);

  • создание речевых жанров с использованием многомерного представления информации: текста, графики, голоса (звука).



© 2010-2022