- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
Урок русского языка на тему Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое
Раздел | Начальные классы |
Класс | 3 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Михайлова Т.В. |
Дата | 19.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
г. Нурлат РТ
Провела:
учитель начальных классов
высшей кв. категории Михайлова Т.В.
г. Нурлат
Класс: 3
Русский язык
ГЛАВНЫЕ И ВТОРОСТЕПЕННЫЕ
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Тема: Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое. Цель: Формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое. Задачи: 1.Формирование понятий грамматическая основа, подлежащее, сказуемое. 2. Развитие умений находить грамматическую основу предложения, графически её обозначать, определять способ выражения главных членов - подлежащего и сказуемого.
3. Воспитывать культуру речи, интерес к русскому языку.
Оборудование: карточки со словами, сигнальные карточки, презентация, ПК.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
Ι. Актуализация знаний.
- Откройте тетрадь. - Что надо записать? (Дату.) Комментированная запись числа. - Напишите «Классная работа». Словарная работа. 1. - Как назвать предметы одним словом? Комар, стрекоза, муравей - ... (насекомые). Осина, берёза, ольха - ... (деревья). Сирень, орешник, смородина - ... (кустарники). 2. Запись слов, обозначение орфограмм, проверка сигнальными карточками.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
II. Формулирование проблемы. Слайд. - Прочитайте предложение. Весёлые снежинки танцевали в воздухе. - Какое оно по цели высказывания и интонации? - Сколько слов в предложении? Есть ли среди них такие, без которых в предложении не обойтись? - Попробуйте прочитать предложение без первого слова (весёлые); без второго; без третьего; без четвёртого. - Как называются слова, без которых обойтись в предложении нельзя? (Главные.) - Что они обозначают? (Действующее лицо/предмет и действие.) - Сформулируйте тему, цель урока. (Главные члены предложения - это тема. Цель - узнать, какими бывают главные члены предложения, какими частями речи они выражены.) - Составим план урока. План (примерный).
III. Открытие новых знаний. 1. Наблюдение. Работа по учебнику. 1. Упр. 403. Выполняется устно по вопросам в задании. Ученики называют признаки предложения: наличие законченной мысли, связь слов, в конце стоит точка; наблюдают, какие вопросы ставятся к словам в этих предложениях. - Двух слов в каждом предложении достаточно, чтобы понять смысл предложения. Почему это так? Одно из слов в каждом предложении - существительное или местоимение, другое - глагол. Они называют предмет или лицо и их действия, или указывают на лицо (я, он) и называют его действие. 2. Упр. 404. - Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями упр. 403. - Что изменилось? (Добавили слова.) Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным, точным.) - Как называются выделенные слова? Найдите ответ в задании после упражнения. 3. Ответы на вопросы перед определением. 2. Работа с текстом определения (с. 146). 1. Чтение 1-го определения (в рамке). Вопросы после чтения: - Чем являются слова разных частей речи в предложении? (Членами предложения.) - Что такое грамматическая основа предложения? - Может ли предложение состоять только из грамматической основы? Приведите примеры. 2. Самостоятельное чтение 2-го определения в рамке. - Задайте вопросы к каждому абзацу. - Ответьте, зачитывая фрагменты из текста определения. - Как графически обозначается подлежащее? (Подчёркивается одной чертой.) А сказуемое?
3. Ответы на вопросы после определения на с. 146.
Слайд
3.Модель Фрейер.
Участники рассматривают понятие подлежащее с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры.
4.Физминутка Фолоу зе лидер.
Учащиеся передвигаются друг за другом под музыку вокруг стола и повторяют движения идущего первым, затем останавливается музыка, меняется лидер ( им становится следующий участник команды) и под другую музыку дети продолжают движение так четыре раза.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую
работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
подлежащее
Определение
Главный член предложения
Характеристика
Отвечает на вопросы кто? или что? и является действующим лицом или предметом, связано со сказуемым
Примеры
Парта
Класс
Я, мы
Антипримеры
Бежать
Нести
красный
IV. Развитие умений. 5.Работа в учебнике. 1. Упр. 405 - развивается умение находить подлежащее и сказуемое в предложении, графически их обозначать, определять способ выражения. Образец рассуждения: Долгожданный вечер наступил.
- В предложении говорится о вечере (что? - вечер). Это подлежащее, выражено именем существительным. (Ученик подчёркивает слово вечер одной чертой и надписывает часть речи: сущ.) Что говорится о вечере? Вечер (что сделал?) наступил, это сказуемое, выражено глаголом. (Ученик подчёркивает слово наступил двумя чертами, надписывает часть речи: гл.)
2. Задание № 3, тема 11 в рабочей тетради. Самопроверка. - Сверьте с ключами в приложении. - Как вы определяли подлежащее, ведь слова дупло и дятел отвечают на вопрос что? или кто? (Нужно посмотреть, кто (что) будет действующим лицом, т.е. производить действие.) - Кто производит действие - выдалбливать? - Что нужно добавить в определение, чтобы не совершить ошибку при поиске подлежащего? (Нужно добавить «и является действующим лицом или предметом, связано со сказуемым».) Слайд Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): - Что тебе нужно было сделать? - Удалось тебе выполнить задание? - Ты сделал всё правильно или были недочёты? - Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? - Какой был уровень задания? - Какие умения формировались при выполнении этого задания? (предметные, метапредметные). - Какую отметку ты бы себе поставил? - Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии
с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению
и целенаправленной познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
V. Итог урока.
- Назовите ключевые слова темы «Главные члены предложения». (Грамматическая основа, подлежащее, сказуемое.) - Выполните задание № 4, тема 11 в рабочей тетради. Слайд. 6.Клок Баддис.
Учащиеся встречаются со своими одноклассниками в отведенное учителем время по часам для эффективного взаимодействия и задают друг другу следующие вопросы: - Что у вас получалось сегодня лучше всего? - В чём испытали затруднения? - Кто сегодня получил отметку в дневник? - За что?
VI. Домашнее задание.
1. Упр. 4, с. 156-157. Звуко-буквенный анализ слова ожил. 2. Выучить определение на с. 146.