- Преподавателю
- Начальные классы
- Рабочие программы для 2-го класса Школа России
Рабочие программы для 2-го класса Школа России
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Давыскиба И.Н. |
Дата | 28.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Ащегульская средняя общеобразовательная школа»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО _________________________ _Директор _____________________________
Утверждена на педагогическом совете.
Протокол №___ от Приказ №___ от
« »______________2013 г. « » _______________ 2013 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МАТЕМАТИКЕ 2 КЛАССА
(базовый уровень)
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа составлена на основе программ (сборник рабочих программ «ШКОЛА РОССИИ» ,авторы С.В. Анащенкова, М.А. Бантова,Г.В.Бельтюкова,М.В.Бойкина,С.И.Волкова,В.Г.Горецкий,М.Н.Дементьева,Л.М.Зеленина,В.П.Канакина,Л.Ф.Климанова,М.И.Моро,А.А.Плешаков,Н.И.Роговцева,С.В.Степанова, Н.А.Стефаненко,Т.Е.Хохлова, «Просвещение» 2011г. )
Составитель Давыскиба И.Н.
учитель начальных классов
первая квалификационная категория
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по математике разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Начальный курс математики - курс интегрированный: в нем объединен арифметический, алгебраический и геометрический материал. При этом основу начального курса составляют представления о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами и важнейших их свойствах, а также основанное на этих знаниях осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений.
Наряду с этим важное место в курсе занимает ознакомление с величинами и их измерением.
Курс предполагает также формирование у детей пространственных представлений, ознакомление учащихся с различными геометрическими фигурами и некоторыми их свойствами, с простейшими чертежными и измерительными приборами.
Включение в программу элементов алгебраической пропедевтики позволяет повысить уровень формируемых обобщений, способствует развитию абстрактного мышления учащихся.
Изучение курса математики направлено на достижение следующих целей:
---развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
---освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
---воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
---обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
---создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
---развитие творческих возможностей учащихся;
---формирование и развитие познавательных интересов.
Практическая направленность курса выражена в следующих положениях:
---сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования с их помощью тех операций, которые лежат в основе рассматриваемого приема. Предусмотрен постепенный переход к обоснованию вычислительных приемов на основе изученных теоретических положений (переместительное свойство сложения, связь между сложением и вычитанием, сочетательное свойство сложения и др.);
---рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные свойства наглядности, подведение детей на основе собственных наблюдений к индуктивным выводам, сразу же находящим применение в учебной практике;
---система упражнений, направленных на выработку навыков, предусматривает их применение в разнообразных условиях. Тренировочные упражнения рационально распределены во времени. Значительно усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков, а также предусмотрена вариативность в приемах выполнения действий, в решении задач.
Ведущие принципы обучения математике
в младших классах - органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа обеспечивает вместе с тем и доступное для детей обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Этим целям отвечает не только содержание, но и система расположения материала.
Важнейшее значение придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления связанных между собой понятий, действий и задач, выяснению сходства и различий в рассматриваемых фактах. С этой целью материал сгруппирован так, что изучение связанных между собой понятий, действий, задач сближено во времени.
Концентрическое построение курса, связанное с последовательным расширением области чисел, позволяет соблюдать необходимую постепенность в нарастании трудности учебного материала и создает хорошие условия для совершенствования формируемых знаний, умений и навыков.
Курс обеспечивает доступность обучения, способствует пробуждению у учащихся интереса к занятиям математикой, накоплению опыта моделирования (объектов, связей, отношений) - важнейшего метода математики.
Развитие интереса к предмету реализуется через методическую систему,
предполагающую непременную доступность курса для каждого ученика. Материал преподносится в занимательной форме, используются дидактические игры. Широко представлены упражнения, носящие комплексный характер, т. е. требующие применения знаний из различных разделов курса. Они стимулируют развитие познавательных способностей учащихся. Дана система разнообразных постепенно усложняющихся упражнений, связанных с решением текстовых задач, содержание которых определяется требованиями программы. Наряду с решением готовых задач предусмотрены творческие задания на самостоятельное составление задач, на преобразование решенной задачи и др. Алгоритмизация курса выражена в усилении роли алгоритмов при рассмотрении таких вопросов, как письменные вычисления, правила выполнения действий в числовых выражениях, проверки действий и др.
Новые понятия:
сотни, умножение, множители, произведение, деление, делимое, делитель, частное,периметр.
Знания и умения по математике к концу 2 класса.
Знания:
---названия и последовательность чисел от 1 до 100;
---названия компонентов и результатов сложения и вычитания;
---таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие им случаи вычитания;
---правила порядка выполнения действий в числовых выражениях в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---названия и обозначение действий умножения и деления.
Умения:
---читать, записывать и сравнивать числа в пределах 100;
---находить сумму и разность чисел в пределах 100: в более легких случаях устно, в более сложных - письменно;
---находить значения числовых выражений в 2 действия, содержащие сложение и вычитание (со скобками и без них);
---решать задачи в 1-2 действия на сложение и вычитание и задачи в 1 действие, раскрывающие конкретный смысл умножения и деления;
---чертить отрезок заданной длины и измерять длину заданного отрезка;
---находить длину ломаной, состоящей из 3-4 звеньев, и периметр многоугольника (треугольника, четырехугольника).
Общеучебные умения и навыки:
I. Организация учебного труда.
---Правильно выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для занятий в школе и дома; правильно пользоваться учебными принадлежностями; привыкать соблюдать правильную осанку во время работы; понимать учебную задачу; определять последовательность действий при выполнении задания; учиться работать в заданном темпе; проверять работу по образцу, по результатам; учиться правильно оценивать своё отношение к учебной работе.
---Помогать учителю в проведении учебных занятий. Учиться работать вместе с товарищем.
II. Работа с книгой и другими источниками информации.
---Ориентироваться в учебнике, пользоваться заданиями и вопросами, образцами, данными в учебниках.
III. Культура устной и письменной речи.
---Отвечать на вопросы, пересказывать условие и ход решения задачи.
IV. Мыслительные умения.
---Разделять целое на элементы, учиться видеть компоненты в целостном изображении, в предмете. Начать выделение существенных и несущественных признаков предметов, несложных явлений. Учиться разделять условия задачи на известное и неизвестное. Поэлементный эмпирический анализ завершать (сопровождать) эмоциональной и простейшей логической оценкой.
---Выделять предмет мысли, отвечая на вопросы: «О ком (о чём) говорится? Что говорится об этом?». Выделять основное в несложном практическом задании.
---Сопоставлять на однотипном материале два предмета, картинки по количеству, форме, величине, цвету, назначению. Сопоставлять числа, геометрические фигуры. Различать существенные и несущественные признаки предметов, явлений и на этой основе конкретных признаков в одном направлении с помощью введения третьего, контрастного объекта. Определять последовательность сравнения, понимать его целенаправленность. Завершать эмоциональной и простейшей и логической оценкой.
---На основе умений анализа, выделения главного, сравнения формировать умении элементарного эмпирического обобщения. Отвечать на вопросы по данной теме. Сравнивая и классифицируя знакомые однотипные предметы, учебные принадлежности, изображения, подводить их под общее родовое понятие.
---Выделять существенные признаки знакомых предметов, явлений. Ознакомиться с локальными определениями простейших учебных понятий в дидактических играх.
---Отвечать на вопросы типа: «Почему ты так думаешь?», «Что об этом рассказывается дальше?» и др. - в различных учебных ситуациях. Накапливать опыт прямого (индуктивного и дедуктивного) доказательства, используя средства наглядности.
---Учиться видеть противоречия при проведении несложных опытов, анализе наглядной информации. Высказывать простое предложение о возможном решении, намечать план действия под руководством учителя, проверять результат по образцам, осуществлять локальный перенос знании.
Содержание тем учебного курса
2 класс (136 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация (20 ч)
Новая счетная единица - десяток. Счет десятками. Образование и названия чисел, их десятичный состав. Запись и чтение чисел. Числа однозначные и двузначные. Порядок следования чисел при счете.
Сравнение чисел.
Единицы длины: сантиметр, дециметр, миллиметр, метр.
Соотношения между ними.
Длина ломаной.
Периметр многоугольника.
Единицы времени: час, минута. Соотношение между ними. Определение времени по часам с точностью до минуты.
Монеты (набор и размен).
Задачи на нахождение неизвестного слагаемого, неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого.
Решение задач в 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Единицы длины. Построение отрезков заданной длины. Монеты (набор и размен).
Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание (64 ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100.
Числовое выражение и его значение.
Порядок действий в выражениях, содержащих 2 действия (со скобками и без них).
Сочетательное свойство сложения. Использование переместительного и сочетательного свойств сложения для рационализации вычислений.
Взаимосвязь между компонентами и результатом сложения (вычитания).
Проверка сложения и вычитания.
Выражения с одной переменной вида а + 28, 43-6.
Уравнение. Решение уравнения.
Решение уравнений вида 12 + х =12, 25 - х = 20, х - 2 = 8 способом подбора.
Углы прямые и непрямые (острые, тупые). Прямоугольник (квадрат). Свойство противоположных сторон прямоугольника.
Построение прямого угла, прямоугольника (квадрата) на клетчатой бумаге.
Решение задач в 1 - 2 действия на сложение и вычитание.
Практические работы: Сумма и разность отрезков. Единицы времени, определение времени по часам с точностью до часа, с точностью до минуты. Прямой угол, получение модели прямого угла; построение прямого угла и прямоугольника на клетчатой бумаге.
Числа от 1 до 100. Умножение и деление (44 ч)
Конкретный смысл и названия действий умножения и деления. Знаки умножения • (точка) и деления : (две точки).
Названия компонентов и результата умножения (деления), их использование при чтении и записи выражений.
Переместительное свойство умножения.
Взаимосвязи между компонентами и результатом действия умножения; их использование при рассмотрении деления с числом 10 и при составлении таблиц умножения и деления с числами 2, 3.
Порядок выполнения действий в выражениях, содержащих 2 - 3 действия (со скобками и без них).
Периметр прямоугольника (квадрата).
Решение задач в одно действие на умножение и деление.
Итоговое повторение (8 ч)
Числа от 1 до 100. Нумерация чисел. Сложение, вычитание, умножение, деление в пределах 100: устные и письменные приемы.
Решение задач изученных видов.
Тематическое планирование по математике 2 класс
(4 часа в неделю)
№ п\п
Наименование разделов и тем
Числа от 1 до 100. Нумерация (20 ч.)
Числа от 1 до 20
Числа от 1 до 20
Десяток. Счёт десятками до 100
Числа от 11 до 100. Образование и запись чисел
Поместное значение цифр
Однозначные и двузначные числа
Единица измерения длины - миллиметр
Единица измерения длины - миллиметр
Наименьшее трёхзначное число
Метр. Таблица единиц длины
Сложение и вычитание вида: 30 + 5, 35 - 30, 35 - 5
Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 100»
Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Замена двузначного числа суммой разрядных слагаемых
Единицы стоимости: копейка, рубль
Единицы стоимости: копейка, рубль
Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация »
Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация »
Закрепление пройденного материала по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация »
Проверочная работа по теме: «Числа от 1 до 100»
Анализ и работа над ошибками проверочной работы.
Повторение по теме: «Числа от 1 до 100. Нумерация»
Сложение и вычитание (64 ч.)
Обратные задачи
Обратные задачи. Сумма и разность отрезков
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого
Задачи на нахождение неизвестного вычитаемого
Задачи на нахождение неизвестного уменьшаемого и вычитаемого
Час. Минута. Определение времени по часам
Проверочная работа по теме: «Решение задач изученных видов»
Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Длина ломаной
Повторение по теме «Задачи на нахождение уменьшаемого и вычитаемого»
Порядок действий. Скобки
Числовые выражения
Итоговая контрольная работа № 1 за I четверть
Анализ и работа над ошибками контрольной работы.
Сравнение числовых выражений
Периметр прямоугольника
Свойства сложения
Свойства сложения
Закрепление по теме «Свойства сложения»
Подготовка к изучению устных приёмов сложения и вычитания
Приёмы вычислений для случаев вида 36 + 2, 36 + 20
Приёмы вычислений для случаев вида 36 - 2, 36 + 20
Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 4
Приёмы вычислений для случаев вида 30 - 7
Приёмы вычислений для случаев вида 60 - 24
Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание»
Анализ и работа над ошибками проверочной работы.
Решение составных задач на нахождение суммы
Контрольный устный счёт № 1. Решение составных задач на нахождение неизвестного слагаемого
Приёмы вычислений для случаев вида 26 + 7
Контрольная работа №2 по теме: «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100».
Анализ и работа над ошибками контрольной работы.
Приёмы вычислений для случаев вида 35 - 7
Закрепление по теме: «Устные приёмы сложения и вычитания в пределах 100»
Буквенные выражения
Буквенные выражения
Закрепление по теме «Буквенные выражения»
Уравнение. Решение уравнений способом подбора
Уравнение. Решение уравнений способом подбора
Контрольный устный счёт №2. Закрепление по теме: «Уравнение»
Проверочная работа по теме: «Буквенные выражения»
Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Проверка сложения
Проверка вычитания
Закрепление по теме: «Проверка сложения и вычитания»
Закрепление по теме: «Буквенные выражения»
Итоговая контрольная работа № 3 за I полугодие
Анализ и работа над ошибками контрольной работы.
Проверка сложения и вычитания
Письменные приёмы сложения вида 45 + 23
Письменные приёмы вычитания вида 57 - 26
Проверка сложения и вычитания
Закрепление по теме: «Сложение и вычитание вида 45 +23,
57 - 26»
Контрольный устный счёт № 3. Прямой угол
Проверочная работа по теме: «Сложение и вычитание в пределах 100»
Решение составных задач на нахождение суммы
Сложение вида 37 + 48
Прямоугольник
Сложение вида 87 + 13
Контрольная работа № 4 по теме: «Письменные приёмы сложения и вычитания»
Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Закрепление по теме: «Решение задач изученного вида»
Вычитание вида 40 - 8
Вычитание вида 50 - 24
Проверочная работа по теме «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»
Вычитание вида 52 -24
Подготовка к умножению
Подготовка к умножению
Свойства противоположных сторон прямоугольника
Контрольная работа № 5 по теме: «Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание»
Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Квадрат
Умножение и деление (44 ч.)
Конкретный смысл действия умножения
Контрольный устный счёт № 4. Конкретный смысл действия умножения
Приём умножения с помощью сложения
Задачи на нахождение произведения
Периметр прямоугольника
Приёмы умножения единицы и нуля
Проверочная работа по теме: «Конкретный смысл действия умножения». Название компонентов и результата умножения
Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Название компонентов и результата умножения
Переместительное свойство умножения
Контрольная работа № 6 по теме «Конкретный смысл действия умножения»
Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Задачи на нахождение произведения
Конкретный смысл действия деления
Контрольный устный счёт № 5. Конкретный смысл действия деления
Конкретный смысл действия деления
Закрепление по теме «Конкретный смысл действия деления»
Название компонентов и результата деления
Итоговая контрольная работа № 7 за III четверть
Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Название компонентов и результата деления
Название компонентов и результата деления
Закрепление по теме: «Конкретный смысл действий умножения и деления»
Связь между компонентами и результатом деления
Приём деления, основанный на связи между компонентами и результатом умножения
Приёмы умножения и деления на 10
Задачи с величинами: цена, количество, стоимость
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого
Задачи на нахождение неизвестного третьего слагаемого
Умножение и деление числа 2 и на 2
Приёмы умножения числа 2
Проверочная работа по теме: «Умножение и деление числа 2 и на 2». Приёмы умножения числа 2
Анализ и работа над ошибками проверочной работы.
Деление на 2
Деление на 2
Контрольная работа № 8 по теме: «Умножение и деление числа 2 и на 2»
Анализ и работа над ошибками контрольной работы.
Деление на 2
Закрепление по теме: «Деление на 2»
Контрольный устный счёт №6. Умножение числа 3 и на 3
Умножение числа 3 и на 3
Деление на 3
Деление на 3
Закрепление по теме: «Умножение и деление числа 3 и на 3»
Закрепление по теме: «Умножение и деление числа 3 и на 3»
Проверочная работа по теме: «Умножение и деление числа 3
и на 3»
Анализ и работа над ошибками проверочной работы. Решение задач действием умножения и деления
Закрепление по теме: «Умножение и деление»
Закрепление по теме: «Умножение и деление»
Итоговое повторение (8 ч.)
Итоговое повторение по теме: «Числа от 1 до 100 и число 0»
Итоговая контрольная работа № 9 за 2 класс
Анализ и работа над ошибками контрольной работы. Числовые и буквенные выражения. Неравенства
Контрольный устный счёт №7. Сложение и вычитание. Свойства сложения
Сложение и вычитание в пределах 100.
Решение задач изученных видов
Решение задач изученных видов
Единицы времени, массы, длины