Звуки [х], [х], буквы Х, х

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Урок №65 Тема. Звуки [х], [х'], буквы Х, х Цель: ознакомить с буквой Х, её звуковыми значениями; развивать навык чтения, логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к хлеборобам.

Дополнительное оборудование: предметные картинки (хомяк, хлеб).

Ход урока I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ 1. Повторение сведений о букве Й. - С какой буквой знакомились на предыдущих уроках? - Прочитайте слова, записанные на доске. МОИ - МОЙ СВОИ -СВОЙ ТВОИ - ТВОЙ - Вспомните слова на букву й. Их не много. (йод, йогурт, йог) II. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА На этом уроке мы выучим ещё одну букву, которая поможет нам продвинуться к цели - выучить русский алфавит и научиться читать. III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 1. Знакомство со звуками [х], [х']. - Отгадайте загадку: Я устаиваюсь ловко: У меня с собой кладовка. Где кладовка? За щекой! Вот я хитренький какой? (Хомяк) (Учитель выставляет картинку с изображением хомяка.) - Как вы думаете, о какой кладовке говорит хомячок? Оказывается, у хомяка есть защёчные мешки, которые зверёк набивает едой, а затем прячет её в норке. - Каким себя считает хомяк? (Хитреньким) - Какой первый звук в слове ХОМЯК? А в слове ХИТРЕНЬКИЙ? - [х] и [х'] - звуки речи. Произнесите их и определите: гласные они или согласные. - Какой из них твёрдый, а какой - мягкий? - Послушайте стихотворение о хомяке и запомните слова со звуками [х], [х']: Хомяк зимою в холод лютый Не хочет мёрзнуть ни минуты. Хитрец холодною порой Храпит в хоромах под землёй. Слова: хомяк, холод, хочет, хитрец, холодною, храпит, хоромах. - Что вы узнали о хомяке из этого стихотворения? - Подберите слова со звуком [х], которые расскажут о хомяке. Какой он? (Хвастливый, хороший, пухленький.) - Выполните звуковой анализ слова ХОМЯК в тетрадях.
- Обозначьте звуки буквами. Гласный звук [а] в первом слоге обозначается буквой О. Какой звук мы не можем обозначить? 2. Знакомство с буквой Х. - Рассмотрите букву Х, которая обозначает согласные звуки [х], [х']. На что похожа эта буква? Х - забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка, Ветру вольному подружка.
- Покажите букву Х на пальчиках. - Постройте букву Х из палочек. - Напечатайте букву Х в тетради. 3. Чтение слогов с буквой Х. - Помогите хомяку добраться до норки. 4. Чтение слов с буквой Х. - Откройте Азбуку (с. 39). Рассмотрите рисунок в верхней часть страницы. назовите, что там изображено. Как одним словом назвать батон, булку, бублики, баранки? (Хлеб.) - Составим звуковую схему слова ХЛЕБ. - Назовите и охарактеризуйте звуки слова ХЛЕБ. какой буквой обозначен звук [п]? - Прочитайте слоги с буквой Х в азбуке. Прочитайте столбики слов. - Прочитайте только те слова, в которых Х стоит в середине; в конце; в начале. Поработайте в парах: один читает слог в верхней строчке таблицы слогов на странице букваря, а второй находит слово с этим буквосочетанием. При чтении второй строки слогов поменяйтесь ролями. 5. Выразительное чтение восклицаний со звуками [х], [х']. - Прочитайте восклицания. В каких случаях так говорят? Прочитайте восклицания так, чтобы передать настроение того, кто их произносит. - Ох-ох-ох! (У старушки болит спина, она стонет.) - Ах-ах-ах! (Девочка увидела красивый цветок, восхищается.) - Ух-ух-ух! (Дети мчатся на санках с высокой горки, они в восторге.0 - Ха-ха-ха! (Смеются зрители в цирке.) - Хи-хи-хи! (Кто-то смеётся тихонько, «в кулачок».) 6. Физкультминутка. Хомка, хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомк а хочет сильным стать. (Дети имитируют все движения хомячка.) 7. Беседа о хлебе. - Прочитайте слова в столбиках, слова с буквой Х в начале, в середине (с. 39). - Что значит слово ХЛЕБ. - Какие слова можно образовать от слова хлеб? (хлебушко, хлебный, хлебодары, хлеборобы)) - Чем отличаются слова ХЛЕБ и ХЛЕБУШКО? - Как вы понимаете слова ХЛЕБОДАРЫ, ХЛЕБОРОБЫ? Вслушайтесь в эти слова: ХЛЕБОДАР - тот, кто дарит хлеб, человек, благодаря труду которого у нас на столе есть хлеб, бублики, булочки, ватрушки и много других вкусных вещей. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит длинный путь: от маленького зёрнышка, заботливо вложенного руками пахарей, хлеборобов в землю, до душистой буханки с хрустящей румяной корочкой, выпеченном пекарем. Сотни людей вкладывают свою душу в его создание, и всех их можно назвать хлебодарами. - Послушайте, как об этом сказано в стихотворении: Хлеб ржаной, батоны, булки Не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, Сил для хлеба не жалеют. - Рассмотрите рисунок на с.38. Расскажите, что нарисовано на каждом из них. Вспомните свои впечатления, связанные с о вкусом и запахом хлеба. Дети описывают ситуации: посещение булочной, запах свежеиспечённого хлеба; подготовка к празднику Пасхи, аромат куличей и т.д. 8. Чтение предложения. - Зачеркните неправильно написанные буквы и прочитайте предложение, записанное на доске. Бублик, батон и буханку пекарь испёк спозаранку. 9. 1)Чтение текста на стр. 39. - Придумайте заголовок. «Стах и смелость» стр. 40 Чтение по ролям. IV. Итог урока. - С какой буквой познакомились? - Какие звуки обозначает эта буква ? - Назовите слова со звуками [х], [х'], которые вы запомнили. - Как нужно относиться к хлебу? почему?

© 2010-2022