«Технология развития критического мышления учащихся в сельской малокомплектной школе»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Технология развития критического мышления учащихся в сельской малокомплектной школе» Особенности малокомплектной школы. Малокомплектные школы имеют свои трудности:

  1. Низкая информационная насыщенность школ на селе;
  2. Отсутствие специальной литературы;
  3. Недостаточное качество знаний и общее развитие сельских детей;
  4. Отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров;
  5. Недостаточность научно-методических рекомендаций.
Легче осуществлять: Индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений; Практическую направленность учебной деятельности учащихся (экскурсии и т.д.); Нравственное, патриотическое воспитание младшего школьника в процессе общественно значимой деятельности, деятельности по интересам, в процессе общения с товарищами, взрослыми и учителями. Главными отличительными чертами обучения в малокомплектной начальной школе должны стать: Мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения (ученик учится сам, учитель помогает ему); Активная позиция ученика: он не только получает знания, но и обучается способам добывания знаний; Всеобщее сотрудничество, товарищеская взаимопомощь, участие старших в обучении младших; Привлечение учащихся к контролю, учету и управлению учебным процессом. Особенности урока в малокомплектной школе Основное отличие Класс разновозрастной; Учитель перестраивается на работу то с одним, то с другим классом, не упуская из виду главную цель работы в каждом классе. Умения детей: Сосредотачиваться на выполнении задания; Не слушать объяснений учителя для другого класса; Не обращать внимания на наглядный материал, предназначенный не им; Не слушать ответы другого класса; Быстро перестраиваться, когда учитель обращается к ним. Структура урока Организация класса; Повторение изученного; Усвоение новых знаний; Закрепление; Задание на дом. Формы:
  1. Работа под руководством учителя;
  2. Самостоятельная работа.
Возможности использования технологии «Развития критического мышления» Одной из форм организации учебного процесса в малокомплектной школе - является создание разновозрастных учебных групп. Самостоятельные задания, как правило, входят в каждый этап урока. Однако самостоятельная работа носит неуправляемый характер, так как в процессе выполнения заданий ученики фактически лишены помощи со стороны учителя, занятого работой с другим классом. Поэтому использованию технологических приемов, позволяющих организовать продуктивную деятельность обучающихся в разновозрастных группах, необходимо уделять должное внимание. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Данная технология стала известна в России 1997г. Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе но и в обычной жизни Задача научить школьников:
  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • отвергать ненужную или неверную информацию;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • делать вывод;
  • быть честным в своих рассуждениях;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить,
  • отделять главное от существенного в тексте или в речи.
Особенности организации. Технология РКМ - надпредметная, проникающая, она применима в любой программе и предмете. В основу технологи положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Первая стадия - «вызов», во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала. Методом мозговой атаки составляют список того, что они уже знают. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в роли проводника, заставляя учащихся размышлять. На этой стадии формируется как бы мотив к обучению. Вторая стадия - «осмысление» В ходе которой обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Эта стадия позволяет ученику:
  1. Получить новую информацию;
  2. Осмыслить её;
  3. Соотнести с уже имеющимися знаниями.
Третья стадия - «рефлексия» - размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний. Что нового несёт технология критического мышления? На каждой из стадий урока используются свои методические приёмы: 1. Таблица «Знаю-хочу узнать-узнал». 2. Кластер. Прием графической систематизации учебного материала. 3. Синквейн Это «белое» стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (существительное). Во второй строке дается описание темы/предмета (два прилагательных или причастия). Третья строка состоит из трех глаголов, показывающих действия темы/предмета. Четвертая строка представляет собой фразу. Пятая строка - синоним. Модельные уроки. Модельный урок «Чтение (лекция)со «стопами»». «Шесть шляп мышления». Выбирая технологию критического мышления, мы создаём своим ученикам условия для формирования учебно-познавательных умений, приобретения опыта работы с информацией, развития коммуникативной компетенции. Как известно, приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться, при этом уметь выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности.





© 2010-2022