- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по русскому языку для 2 класса «Многозначные слова»
Урок по русскому языку для 2 класса «Многозначные слова»
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Презентации |
Автор | Гурова А.В. |
Дата | 12.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Ход урока.
I Приветствие. Мотивация.
Мы школьники прилежные, Послушны и дружны. Мы знаем нашей школе Лентяи не нужны
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами рисовали человечка. Он у нас получился маленький и очень трогательный. Посмотрите на изображение маленькой девочки и вспомните, какие слова мы употребляли:
Слайд 2
- ручки, ножки (далее учитель показывает указкой, а дети хором продолжают: носик, головка, ушко, глазок и т.д.)
Слайд 3.
-Прочитайте эти слова : человечек, язычок, головка, ушко, ножка, глазок, ручка, носик.
II Актуализация знаний.
-Какое слово лишнее? (человечек - обозначает целое, а не части тела, имеет одно значение)
-Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые (глазок, ножка, ушко, головка)
-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему? (язычок)
-Откройте тетради. Подпишите число, Классная работа.
-Минутка чистописания: искомая буква обозначает в одном из слов два звука.
-Это буква я. Вспомним, как она правильно пишется: она состоит из коротких линий с закруглением вправо и влево и овала. Пропишите половину строки строчной буквой я;
-Какая буква похожа на букву я по написанию? (л)
-Назовите общий элемент строчных букв (короткая прямая линия с закруглением вправо и влево)
-Чем они различаются? (овалом)
- Напишите вторую половину строчной буквой л;
- Какое соединение у букв я и л (нижнее), буквы держаться за ручки.
-Напишите строчку соединений букв я и л ( контроль одинаковой высоты строчных букв, соединение нижнее).
- Ребята, для чего мы проводим минутку чистописания?
Слайд 4
Словарная работа
-Чем особенно слово язык? (словарное)
- Запишите слово язык. А как мы ласково назовем язык - язычок; как называют человека, который много говорит - языкастый. Запишем эти слова. Поставим в них ударение, обратите внимание, непроверяемая буква я одинаковая во всех словах. Это слова-родственички.
-Как вы думаете, у слова язык, одно или несколько значений?
Слайд 5, 6
- Посмотрите на картинку
(язычок у человека и язычок у туфель, языки пламени и язык у колокола)
Слайд 7
Прочитайте пословицы и предложения и объясните значения слова язык:
1.Не спеши языком, торопись делом. (орган речи, вкуса)
2. .Незнайка торопился к Стекляшкину и забыл поправить язычок ботинка. (язычок ботинка)
3.Без языка и колокол нем. (железный кистень, привешиваемый внутри колокола для звона)
-Как вы думаете. Много ли таких слов, которые имеют несколько значений?
- Предположите, о чем пойдет речь на уроке (о многозначных словах)
- Спишите первую пословицу.
Физминутка
III Открытие новых знаний. Работа по учебнику. (с.47. упр. 58)
- Прочитайте тему урока.
- Прочитайте задания к упражнению 58.
- Как вы думаете, слово иглы многозначное?
- А слово шляпы?
- Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа?
- Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя?
- Составьте предложение с одним из слов. Запишите его ( ученик пишет на доске), назовите грамматическую основу этого предложения. Подчеркните главные члены предложения.
- Откройте страницу 48 и рассмотрите схему, изображенную в упражнении 59 ( один ученик читает, учитель по ходу чтения выкладывает схему на доске)
- Почему слова так названы однозначные, многозначные? Объясни значение любого слова из схемы.
Гимнастика для глаз
- Работа по учебнику (с. 49, упр. 61)
- Прочитайте, найдите в каждой группе предложений многозначные слова, объясните их значение.
- Проверьте по толковому словарю, правильно ли вы определили значения многозначных слов (словарь, учебник, с138)
- Спишите первую группу предложений, подчеркните в этих предложения главные члены предложения.
- Вторую и третью группы слов вы спишите дома и подчеркнете в них главные члены предложения.
Закрепление
Слайд 8-13
Как вы думаете, много ли в русском языке многозначных слов?
- Давайте разберемся, однозначные или многозначные слова, которые представлены на слайдах? ( обсуждение значений слов головка, носик, ушко, кисти, глазок, лисички)
-Для чего вам пригодятся знания с сегодняшнего урока?
- Сегодня на уроке:
Слайд14.
я узнал...
я понял...
мне было интересно...
мне было трудно...
-Оцените собственную деятельность на уроке: (поднимите цветочек нужного цвета)
Красный - выполнял быстро, самостоятельно;
Синий - выполнял быстро, но допускал ошибки;
Зеленый - медленно, но без ошибок;
7.Д/з
Упр. 61, с.49
Слайд 15
Спасибо!
А.Барто
«Разговор с дочкой»
(текст читает учитель)
«Мне не хватает теплоты», -
Сказала мама дочке.
Дочь удивилась: «Мерзнешь ты
И в летние денечки?»
«Ты не поймешь, еще мала», -
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит: «Я поняла!»-
И тащит одеяло.
-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?
-Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?