Урок по русскому языку для 2 класса «Многозначные слова»

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ход урока.

I Приветствие. Мотивация.
Мы школьники прилежные, Послушны и дружны. Мы знаем нашей школе Лентяи не нужны
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами рисовали человечка. Он у нас получился маленький и очень трогательный. Посмотрите на изображение маленькой девочки и вспомните, какие слова мы употребляли:
Слайд 2

- ручки, ножки (далее учитель показывает указкой, а дети хором продолжают: носик, головка, ушко, глазок и т.д.)

Слайд 3.

-Прочитайте эти слова : человечек, язычок, головка, ушко, ножка, глазок, ручка, носик.

II Актуализация знаний.

-Какое слово лишнее? (человечек - обозначает целое, а не части тела, имеет одно значение)

-Назовите слова, в которых все согласные звуки твердые (глазок, ножка, ушко, головка)

-Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему? (язычок)

-Откройте тетради. Подпишите число, Классная работа.

-Минутка чистописания: искомая буква обозначает в одном из слов два звука.

-Это буква я. Вспомним, как она правильно пишется: она состоит из коротких линий с закруглением вправо и влево и овала. Пропишите половину строки строчной буквой я;

-Какая буква похожа на букву я по написанию? (л)

-Назовите общий элемент строчных букв (короткая прямая линия с закруглением вправо и влево)

-Чем они различаются? (овалом)

- Напишите вторую половину строчной буквой л;

- Какое соединение у букв я и л (нижнее), буквы держаться за ручки.

-Напишите строчку соединений букв я и л ( контроль одинаковой высоты строчных букв, соединение нижнее).

- Ребята, для чего мы проводим минутку чистописания?

Слайд 4

Словарная работа

-Чем особенно слово язык? (словарное)

- Запишите слово язык. А как мы ласково назовем язык - язычок; как называют человека, который много говорит - языкастый. Запишем эти слова. Поставим в них ударение, обратите внимание, непроверяемая буква я одинаковая во всех словах. Это слова-родственички.

-Как вы думаете, у слова язык, одно или несколько значений?

Слайд 5, 6

- Посмотрите на картинку

(язычок у человека и язычок у туфель, языки пламени и язык у колокола)

Слайд 7

Прочитайте пословицы и предложения и объясните значения слова язык:

1.Не спеши языком, торопись делом. (орган речи, вкуса)

2. .Незнайка торопился к Стекляшкину и забыл поправить язычок ботинка. (язычок ботинка)

3.Без языка и колокол нем. (железный кистень, привешиваемый внутри колокола для звона)

-Как вы думаете. Много ли таких слов, которые имеют несколько значений?

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке (о многозначных словах)

- Спишите первую пословицу.

Физминутка

III Открытие новых знаний. Работа по учебнику. (с.47. упр. 58)

- Прочитайте тему урока.

- Прочитайте задания к упражнению 58.

- Как вы думаете, слово иглы многозначное?

- А слово шляпы?

- Почему словом иглы названы и инструмент для шитья, и листья хвойных деревьев, и колючки ежа?

- Почему словом шляпка названы и головной убор, и верхняя часть гриба, и верхняя часть гвоздя?

- Составьте предложение с одним из слов. Запишите его ( ученик пишет на доске), назовите грамматическую основу этого предложения. Подчеркните главные члены предложения.

- Откройте страницу 48 и рассмотрите схему, изображенную в упражнении 59 ( один ученик читает, учитель по ходу чтения выкладывает схему на доске)

- Почему слова так названы однозначные, многозначные? Объясни значение любого слова из схемы.

Гимнастика для глаз

- Работа по учебнику (с. 49, упр. 61)

- Прочитайте, найдите в каждой группе предложений многозначные слова, объясните их значение.

- Проверьте по толковому словарю, правильно ли вы определили значения многозначных слов (словарь, учебник, с138)

- Спишите первую группу предложений, подчеркните в этих предложения главные члены предложения.

- Вторую и третью группы слов вы спишите дома и подчеркнете в них главные члены предложения.

Закрепление

Слайд 8-13

Как вы думаете, много ли в русском языке многозначных слов?

- Давайте разберемся, однозначные или многозначные слова, которые представлены на слайдах? ( обсуждение значений слов головка, носик, ушко, кисти, глазок, лисички)

-Для чего вам пригодятся знания с сегодняшнего урока?

- Сегодня на уроке:

Слайд14.

я узнал...

я понял...

мне было интересно...

мне было трудно...

-Оцените собственную деятельность на уроке: (поднимите цветочек нужного цвета)

Красный - выполнял быстро, самостоятельно;

Синий - выполнял быстро, но допускал ошибки;

Зеленый - медленно, но без ошибок;

7.Д/з

Упр. 61, с.49

Слайд 15

Спасибо!







А.Барто

«Разговор с дочкой»

(текст читает учитель)

«Мне не хватает теплоты», -

Сказала мама дочке.

Дочь удивилась: «Мерзнешь ты

И в летние денечки?»

«Ты не поймешь, еще мала», -

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит: «Я поняла!»-

И тащит одеяло.

-Как вы думаете, почему дочка не поняла маму?

-Какое значение в этом тексте имеет слово теплота?


© 2010-2022