- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок русского языка на тему Что такое корень слова? (3 кл.)
Урок русского языка на тему Что такое корень слова? (3 кл.)
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Костина Л.И. |
Дата | 19.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 51» города Курска Курской области
Открытый урок русского языка
по теме
«Что такое корень слова?»
3 класс
УМК «Школа России»
Подготовила учитель
начальных классов
Костина Любовь Ивановна
17 октября 2013 год
Паспорт урока
КОНСПЕКТ УРОКА
1.
ФИО
Костина Любовь Ивановна
2 .
Место работы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 51» города Курска
3.
Должность
учитель начальных классов
4.
Предмет
русский язык
5.
Класс
3 класс А
6.
Тема урока
«Что такое корень слова»
7.
Базовый учебник
В.П. Канакина В.Г. Горецкий «Русский язык»
8. Цель урока: уточнить представление обучающихся о признаках понятий «однокоренные слова», «корень слова»;
пополнять словарный запас.
9. Задачи:
- образовательная:
познакомить обучающихся с понятиями «корень»,
«однокоренные слова»;
учить образовывать однокоренные слова;
употреблять их в речи;
анализировать, делать выводы, сравнивать
- развивающая:
развивать умения находить в тексте однокоренные слова;
развивать речь, наблюдательность орфографическую зоркость, умения анализировать и обобщать
- воспитательная:
воспитывать любовь к родному языку, формировать умения работать, индивидуально, в парах и группах
10. Тип урока: «открытие» нового знания.
11. Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.
12. Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.
13. Паспорт урока
Тема: Что такое корень слова?
Цель: уточнить представление обучающихся о признаках понятий «однокоренные слова», «корень слова».
Тип урока: «открытие» нового знания.
Задачи:
-
учить различать однокоренные слова;
-
учить находить однокоренные слова и выделять в них корень;
-
развивать речь обучающихся, орфографическую зоркость при написании однокоренных слов.
Планируемые результаты
Предметные:
-
различать однокоренные слова;
-
выделять корень в однокоренных словах;
-
подбирать примеры однокоренных слов
Метапредметные:
-
понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
-
группировать однокоренные слова;
-
планировать действия в соответствии с поставленной задачей;
-
работать со словарём однокоренных слов.
Личностные:
-
проявлять интерес к русскому языку;
-
развивать интерес к истории языка, происходящим в нём изменениям
Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир.
Ресурсы урока:
Русский язык: 3 класс. Учебник ч.1./ Под ред. В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - М: Просвещение,2013.; рабочая тетрадь; Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы - М: Просвещение, 2013; изображение листочка; осенние листья;
мультимедийный проектор, компьютер, экран.
Формы работы обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, парная, самоконтроль, взаимоконтроль.
Этапы урока
(мин)
Ход урока
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
УУД
I.Мотива-ция познавательной деятельно-сти
(2 мин)
Учитель:
- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать.
Чтоб за работу получать
Только лишь оценку «пять»!
"Мы 5 раз в ладоши хлопнем
И 5 раз ногами топнем.
В гости осень позовем
И урок сейчас начнем".
- Красота осенней природы всегда была источником вдохновения для поэтов и художников. И, конечно же, невозможно представить осень без листопада.
"Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят"
Эти листочки не простые, а волшебные. Они хранят частичку летнего тепла и будут нам помогать на уроке.
Мотивация на настрой урока
Подготовка класса к работе
Дети машут листьями, зазывая осень.
Регулятивные - формировать
целеустремлен-ность и настойчивость в достижении целей.
Познаватель-ные-
логические - анализ объектов с целью выделения признаков
II. Актуали-зация знаний
(5 мин)
1. Подготовка к письму
а) Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои.
Их как хочешь поверни.
1, 2, 3, 4, 5 - не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
Поработаем немножко
И дадим им отдохнуть.
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы писать.
в) запись даты в тетради
- Слово дежурному.
-Я тетрадочку открою
Уголочком положу.
И от вас сейчас не скрою,
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
-
Индивидуальная работа
1)Выполнить звуко - буквенный
1
разбор слова листья.
____________________
2) Разберите предложение по членам.
Выпишите словосочетания.
3) Прочитайте предложение и разберите его по частям речи.
Разберите слово деревья как часть речи.
3.Чистописание
Нас ждёт минутка чистописания
Отгадайте загадку:
«Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает».
- Какой первый звук в слове дерево?
- Дайте характеристику этому звуку.
ПОМНИТЕ:
Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
- Вспомним написание буквы дэ и соединений с ней.
Дд дд
- Маленькое дерево.
- Образуйте прилагательное от слова дерево.
- Кусочек дерева, деревянный брусок.
- Запишите эти слова каллиграфически правильно.
дерево деревце деревянный
деревяшка
Готовят пальчики к письму
( руки ставят на стол на локти ).
Записывают дату.
/
(17 октября
/ /
Классная работа)
Двое обучающихся работают у доски, а двое по карточкам за партами.
/ , / , , ,
Листья [л и с т й а ] - 2 слога.
,
л - [ л ] - согл., звонк. непарн., мягк. парн.;
/ /
и -[ и ] - гласн., ударн.;
,
с - [ с ] -согл., глух. парн., мягк. парн.;
,
т -[ т ] - согл., глух. парн., мягк. парн.;
ь - [ - ]
,
я - [ й ] - согл., звонк. непарн., мягк. непарн.;
\
[ а ] - гласн., безударн.
6 б., 6зв.
гл. прил. сущ. 4
Радостно светит осеннее солнышко.___
___________________ _______
х
Солнышко (какое?) осеннее,
х
светит (как?) радостно.
п. сущ. сущ. гл. мест. сущ. 4
В октябре деревья теряют свой наряд.
Деревья - имя сущ. (что?), н. ф. - дерево, неодуш., нариц., во мн. ч., подлежащее.
- Дерево.
,
- [д ]
- Согласный, звонкий парный, мягкий парный, обозначен буквой дэ.
Прописывают строчку.
__________________________________ Дд дд__________________________
- Деревце.
- Деревянный.
- Деревяшка.
Записывают слова: дерево, деревце, деревянный, деревяшка. которые коллективно придумали.
дерево деревце деревянный
деревяшка
Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции и учебные навыки
Выделять известные знания и умения, определять круг неизвестного.
Коммуникатив-ные - включаться в диалог с учителем и сверстниками, проявлять инициативу и активность в стремлении высказаться.
III. Органи-зация познава-тельной деятельно-сти
( 10 мин)
-
Самоопределение к деятельности
- Прочитайте слова, которые мы записали.
- Как называются такие слова?
- Что у них общего? Как называется общая часть родственных слов?
- Как пишутся корни в однокоренных словах?
- Сформулируйте тему урока.
Создает проблемную ситуацию
Предлагает озвучить тему урока, проблемные вопросы, определить, как можно ответить на первый вопрос на с. 74
- Дерево, деревце, деревянный, деревяшка.
- Это однокоренные слова.
- Корень.
- Одинаково.
Формулируют тему урока, учебную задачу на основе проблемных вопросов.
Регулятивные -формулировать и удерживать учебную задачу.
Познаватель-ные - формулирова-ние познавательной цели
Личностные- выдвижение гипотез и их обоснование
-
Первичное закрепление
-
Беседа
- Прочитайте пословицу.
- Объясните её смысл.
- Объясните лексическое значение слова «корень».
(Толковые словари на столах)
- Откройте словарики на с. 29 и найдите объяснение слову корень.
- Слово "корень" употребляют в речи, когда говорят о чем-то важном, главном.
"Смотри в корень" или "зри в корень".
- Это означает: "Выдели самое главное".
- Слов без корня не бывает. Это центр слова.
Чем чаще употребляют корень в жизни, тем больше у него родственников, однокоренных слов.
- Прочитайте стихотворение.
- О чём идёт речь в этом стихотворении?
- Назовите слова с одинаковым корнем.
2) Работа по учебнику
- А теперь откройте учебник на
с. 74.
Упр. 130 (с. 74).
- Прочитайте текст.
- Найдите в тексте однокоренные слова. Докажите, что они однокоренные.
- Чем похожи эти слова?
Таблица 1
Родственные слова
близкие общая
по смыслу часть
корень слова
- Как называется общая часть?
- Объясните лексическое значение каждого слова.
- Выполните письменные задания к упражнению.
(Взаимопроверка.)
- Есть ли разница в написании корня в однокоренных словах?
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Что такое корень? (с. 74)
- Приведите примеры однокоренных слов.
- Прочитайте правило ещё раз. Закройте учебник и расскажите правило соседу по парте.
Первичное обобщение
Организует деятельность по применению новых знаний
Организует самостоятель-ную работу с упр.130 учебника.
Спрашивает, какое определение корня могут предложить на этом этапе.
Читают пословицу, объясняют смысл.
Дерево живёт корнями, а человек друзьями.
Дерево держится корнями за землю, поэтому не падает и живёт долго. Для человека в жизни эту роль играют друзья.
Значит дерево поддерживают корни, а человека - друзья.
Ученик зачитывает выписку из толкового словаря.
Значение слова «корень»:
1) подземная часть растения;
2) часть волоса, зуба, ногтя;
3) начало, источник чего-либо;
4) «Так же как и у кустов, корень слова есть у слов»;
5) корень уравнения.
Выполняют задание, тренирующие учебные навыки
Читают стихотворение
( напечатано на карточках),
находят однокоренные слова, выделяют корень.
«Как растут слова»:
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым -
Был он только словом.
Это слово - слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот еще посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идет.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
Е. Измайлов
- О корне слова.
Посадка, рассада, высадка, садовник, садовод.
(Корень -сад-.)
Читают задание. Планируют действия. Вспоминают определение однокоренных слов, способ их нахождения. Представляют результаты.
Осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.
- Имеют общую часть и значение.
Родственные слова
близкие общая
по смыслу часть
корень слова
- Корень.
Предлагают варианты .
Сравнивают со сведениями из учебника.
Корректируют ответы.
Проговаривают окончательный вариант.
- Нет.
Коммуникатив-ные - сотрудничать в поиске информации
Познаватель-ные -
проводить сравнение объектов с целью выделения их признаков.
Регулятивные - самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Познаватель-ные - использовать общие приёмы решения задач.
Коммуникатив-ные -
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познавательных задач.
IV.Физ-культминут-ка (2 мин)
- Отдохнём!
"Разыгрался ветер
на лесной поляне,
закружил осинку
в красном сарафане
И листок с березы
золотистой пчелкой
вьется и кружится
над колючей елкой.
Облетели листья клена.
Клен от холода дрожит.
На дорожке от балкона
Золотой ковер лежит"
В руках у детей по 2 листика из картона разных цветов.
Выполняют движения по содержанию текста.
Коммуникатив-ные - мотивировать свои действия.
Личностные -
Выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения.
V. Вклю-чение нового знания в систему знаний и повторений
( 15 мин)
1)Коллективная творческая работа
На доске запись: Листья падают.
- Что я записала?
- Нравится мое предложение?
- Распространите его и запишите в тетрадь. Подчеркните главные члены предложения.
Один ученик записывает предложение на доске с комментированием.
- Подберите однокоренные слова к слову листья.
- Поставьте к каждому слову вопрос.
- К какой части речи относятся эти слова?
- Ребята, какое слово лишнее?
- Что общего у этих слов?
- Выделите корень в словах.
- Что такое корень?
- Какие слова называют однокоренными?
- Ребята, как вы думаете - пропадут ли опавшие осенью листья?
-
Дифференцированная работа
Карточка 4
I уровень.
Списать, приписывая к данным словам по одному однокоренному. Выделить корень
Суп - …, хлеб - …, сахар - …, мыло - …, тигр - … .
II уровень.
Выбрать однокоренные слова, записать их в строчку в следующем порядке: предмет, признак предмета, действие предмета.
Зимний, зеленеет, зима, зеленый, зелень, зимовать.
(Зима, зимний, зимовать.
Зелень, зелёный, зеленеет.)
Проверка.
Самопроверка. Поставить на полях соответствующий кружок.
-
Работа в парах.
Повторить
«Правило работы в паре»
Текст написан на карточке. Карточка 5
В тайге растет кедр. К…дровник - любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревают к…дровые шишки.
Ответить на поставленные вопросы. Вопросы написаны на этой же карточке.
1. Прочитать.
2. Найти однокоренные слова. Поставить ударение в них. Выделить корень.
/ / /
(Кедр, кедровник ,кедрач, кедровые,
/
кедровка.)
3. Одинаково ли звучит гласный в корне?
4. Какие слова являются проверяемыми, а какие проверочными?
5. Сделайте вывод: для чего мы учимся подбирать однокоренные слова?
Организует деятельность по применению новых знаний
Спрашивает о пользе листьев.
Предлагает работу по уровням.
Предлагает подвести предваритель-ные итоги урока
Организует работу в парах.
Показывает иллюстрации кедра и кедровки.
Проверяет правильность написания однокоренных слов.
Поиск решения проблемы
- Предложение.
-Нет.
сущ. гл.
Осенние листья тихо падают на
землю.
Лист, листок, листик, листочек, лиственный.
- Что?, что?, что?, что?, какой?.
- Имена существительные и имя прилагательное.
-
Лист-1 слог, нельзя перенести.
2) Лиственный - имя прилагательное.
- Корень.
-Лист.
- Это общая часть всех родственных слов.
(Правило)
- Нет: ежик утепляет ими нору; насекомые прячутся под листья…
Выполняют задание, тренирующие учебные навыки
Самостоятельная работа.
Учащиеся сами выбирают задание по силам.
Представляют результаты. Обосновывают свою точку зрения.
Работают в парах.
Уважайте мнение друг друга.
Говорите по очереди.
Не согласен - предлагай!
Объясняют лексическое значение слов
Коммуникатив-ные- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Познаватель-ные
- осознанно и правильно строить сообщения в устной и письменной форме.
Регулятивные -самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные -
работать в паре и оценивать товарища.
Познаватель-ные -
выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.
Регулятивные -понимать и принимать учебную задачу.
VI.Подведе-ние итогов урока
(4 мин)
- Что такое корень слова?
Выберите верное утверждение:
Карточка 6
- Назовите признаки однокоренных слов.
- Какие слова мы называем однокоренными?
Возвращается к поставленным вопросам, предлагает ответить на них, определить, чему научились.
Обобщают полученные на уроке сведения.
- Корень - общая часть однокоренных слов.
-
-
Коммуникативные -
формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.
VII.Реф-лексия
(5 мин)
Продолжите предложения:
Сегодня на уроке было интересно, потому что………
Теперь я могу……..
Мне понравилось…….
Подошел к концу наш урок.
Я благодарна своим ученикам за замечательную работу. Гостям за поддержку и сопереживание. Листики Добра согревали наши сердца, дарили взаимопонимание и радость открытий.
Оценка своей работы учащимися.
Перед вами дерево. Украсьте его. Подойдите к нему и прикрепите листок того цвета, который выбрали: красный, жёлтый, оранжевый( один из этих цветов, а не 3) - работал отлично,
зелёный - хорошо,
коричневый -ещё не всё понял.)
Организует рефлексию.
Благодарит детей за работу на уроке.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты.
Учащиеся оценивают свою работу, прикрепив соответствующий лист на дерево.
Личностные -
проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности.
Коммукатив-ные -
уметь точно выражать свои мысли.
Регулятивные -
контролировать и оценивать учебные действия.
VIII. Домашнее задание
( 2 мин)
1) Творческое задание:
- Сегодня вы хорошо поработали, выполнили много различных упражнений. Я знаю, что вы любите фантазировать, сочинять стихи.
Дома вы можете попробовать сочинить сказку про корень (по желанию), выучить правило на с. 74.
или
2) Выполнить упр. 98-100, р\т, с. 41.
Предлагает домашнее задание выбрать по желанию.
Слушают задание. Задают вопросы для уточнения.
19