Конспект урока по окружающему миру «Зеленая аптека»

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема. «Зеленая аптека» Учебные материалы. Учебник «Мир вокруг нас» (2 кл.) (ч. 1) (авт. А.А. Плешаков), учебное пособие для начальной школы «Мир вокруг нас» (под ред. А.Ф. Малышевского; сост. В.В. Антипова, Т.А. Ломтева); толковый словарь.

Ход урока


I. Организационный момент
II. Определение темы занятия На экране рассыпаны буквы: а, п, а, е, т, к. Учитель. Составьте из букв слово. Оно начинается и заканчивается на одну и ту же букву. Дети. Аптека. У. Что такое аптека? Д. Это учреждение, в котором продаются лекарства. У. А теперь найдите значение этого слова в толковом словаре. Д. Аптека - это учреждение, в котором изготавливаются и продаются лекарства. У. Подберите к этому слову прилагательное, обозначающее цвет молодой весенней травы. Д. Зеленая. У. Прочитаем получившееся словосочетание. Д. Зеленая аптека. У. Это и есть тема нашего занятия. А кто из вас догадается, о чем мы будем говорить на уроке? Д. О растениях.
III. Вводная беседа У. Да, мы будем говорить о лекарственных растениях. Когда-то давно тех людей, которые собирали травы для лечения других людей, считали ведьмами, колдунами и сжигали их на кострах. Но таких людей было очень мало. А сейчас многие люди увлекаются народной медициной. Возможно, кто-то из ваших родителей тоже заготавливает лекарственные травы. Сегодня мы поговорим о некоторых видах лекарственных растений.
IV. Проверка домашнего задания У. Некоторые из вас готовили сообщения о лекарственных растениях наших лесов. Давайте послушаем. Дети рассказывают о «своем» растении и помещают это растение на экологическое панно. Ландыш - символ весны. Это лекарство от нарушения сердцебиения и от одышки. Отварами из листьев лечили боли в желудке, цветочными примочками - глазные болезни. Мелко истолченные сухие листья и цветки ландыша нюхали при насморке, добавляя этот порошок в нюхательный табак. Соком этого растения девушки натирали щеки, чтобы быть румяными. Земляника очень богата важными питательными веществами. Свежий земляничный сок хорошо помогает при камнях в почках. Водный настой из свежей земляники помогает избавляться от кишечных болезней, его пьют при гастрите. Она применяется и как мочегонное средство. Ягодами выводят экзему. С помощью земляники избавляются от веснушек. Земляника помогает тем, у кого упадок сил. Бессмертник - это отличное желчегонное средство. Он используется при болезнях печени и мочевого пузыря. Его используют как антибактериальное средство. Растет он в сосновых лесах на песчаных почвах, отсюда и его название - бессмертник песчаный. Валериана лекарственная - одно из древнейших лекарственных растений. Целебные свойства находятся в подземной части растения. Препараты валерианы рекомендуют при бессоннице, при частом сердцебиении и расстройствах желудка. Очень любят валериану представители семейства кошачьих.
V. Знакомство с лекарственными растениями У. Сейчас мы выйдем из леса и отправимся по полевой дороге. На компьютере - диск «Природа России». С его помощью учитель проводит заочную экскурсию. - Внимательно послушайте и запомните, о каких лекарственных растениях пойдет речь и в каких лечебных целях они используются. Дети называют лекарственные растения, о которых узнали. - Сейчас вы услышите лесную сказку еще об одном лекарственном растении. Разыгрывается лесная сказка «Травка зверобой» по мотивам произведений Сергея Козлова. Рассказчик. Был солнечный летний день. Лиса с зайцем вышли на полянку. Заяц. Хочешь, я тебе что-то покажу? Лиса. А что? Заяц. Вот смотри: это ромашка. Лиса. Знаю: любит - не любит! (Отрывает лепестки.) Заяц. А это василек. Лиса. Знаю! В голубых рубашках васильки Целый день гуляли у реки. Заяц. Правильно! Я эти стихи тоже знаю. А вот этот цветок (показывает на клевер) - кашка. Лиса. Из него кашу варят? Заяц. Нет, так его зовут. Посмотри, лиса, а это что за травка? Лиса. Не знаю. Травка, ты кто? Зверобой (важно). Я зверобой. Лиса. Кто-кто? Зверобой. Зверобой обыкновенный! Лиса (шепотом). Слушай, он зверей бьет. Бежим отсюда! Зверобой. И никого я не бью. Я полезный! Я травка от девяноста девяти болезней. Заболит живот или сердце, кашлять начнете, а я - тут как тут! Помогу вам. Лиса. Мы здоровые. Зверобой. А как хорошо со мной чай пить! (От удовольствия закрывает глаза.) Заяц. А мы только что позавтракали. Зверобой. Со мной хорошо чай зимой пить. Вот наметет снегу, тогда... Лиса. А как же мы с тобой будем чай пить, если тебя заметет снегом? Зверобой. А вы возьмите меня с собой, посадите на печку - стану я к зиме сухонький… Лиса. Давай его с собой возьмем, а? А зимой, когда ты придешь ко мне в гости, я тебе скажу: «А помнишь, заяц, мы с тобой летом бегали по поляне, помнишь? Встретили зверобоя, а он - вот он, на печке...» И нам сразу станет тепло и весело, как будто вернулось лето.
У. О каком же лекарственном растении вы услышали? Д. О зверобое. У. Чем полезен зверобой? Д. Он помогает при болях в желудке, при болях в сердце, при кашле. У. Его используют и как косметическое средство.

Физкультминутка

У. Ребята, прислушайтесь: что-то звенит. Давайте поищем, откуда доносится звон. Дети встают и ходят по классу в поисках предмета, который звенит. Находят колокольчик. - А почему так названо растение? Д. Оно по форме напоминает колокол. У. Колокольчик, дети - это тоже лекарственное растение. Настой из цветков этого растения применяется от укусов бешеной собаки, а порошком снимают сиплость голоса. Вот и закончилась полевая дорожка. А вот на этом пригорке мы отдохнем. Посмотрите, какие растения здесь растут. Д. Мать-и-мачеха, пастушья сумка, подорожник, тысячелистник... У. Разделимся на группы. Выберите старшего, который будет контролировать работу группы и распределять задания. Ученики получают карточки с текстами о лекарственных растениях. - Вам предстоит найти в тексте ответы на вопросы:
 Почему так названо растение?  В каких лечебных целях используют это растение?
По окончании работы каждая группа делает доклад. - Отгадайте загадку (на карточках у детей): Золотисто-желтый днем, Он зеленый вечером. Подожди неделю - Станет белый-белый. Еще подождешь - Только лысинку найдешь. Д. Это одуванчик. У. На что похож одуванчик? Д. На маленькое солнце. - На пушистый комочек. На доске выстраивается синонимичный ряд из слов-описаний, относящихся к одуванчику. У. Дети, одуванчик тоже лекарственное растение. Из него делают мази, настойки. Весной полезен салат из одуванчиков, так как в нем много витаминов.
VI. Викторина о лекарственных растениях Вопросы на экране. У. Кто же из вас был самым внимательным? Нам предстоит сейчас это проверить. Дети читают вопросы и дают ответы.
1. Лекарственное растение, имеющее грозное для животных название. (Зверобой.) 2. Ценное лекарственное растение, говорящее о том, как много у него листьев. (Тысячелистник.) 3. Лекарственное растение, которое понравилось бы Мойдодыру. (Чистотел.) 4. Лекарственное растение, получившее название за форму листьев, сходных с заплечной сумкой. (Пастушья сумка.) 5. Ценное лекарственное растение, впитавшее в себя всю горечь человеческих страданий. (Полынь.) 6. Целебный цветок, которым не следует объедаться. (Белена.) 7. Лекарственное растение, входящее в состав почти всех жевательных резинок. (Мята.) 8. Любимое кошками растение. (Валериана.) 9. Лекарственное растение, на лепестках которого гадают влюбленные. (Ромашка.) 10. Это жгучее растение, из которого варят зеленые щи. (Крапива.)
- Молодцы!
VII. Итог урока У. О чем мы говорили сегодня на уроке? Д. О лекарственных растениях. У. Эти растения растут в нашей местности. Некоторые из них занесены в Красную книгу. Кто из вас назовет их? Д. Ветреница, ландыш. У. Да, дети, Природа - сказочное царство, В ней кругом растут лекарства - В каждой травке, в каждой ветке И микстура, и таблетки.

Нужно только научиться

(Это в жизни пригодится) Находить в лесу растения, Что пригодны для лечения.
VIII. Домашнее задание Класс делится на четыре группы. Каждая группа отвечает на один из предложенных вопросов: 1. У медведя простуда. Какие лекарственные травы применяются при простуде? 2. Зайчик ободрал бок. Какие лекарственные травы помогают при лечении ран? 3. У волка болит живот. Какие лекарственные травы применяются при болях в животе? 4. У ежа разболелась голова. Какую лекарственную траву ему можно применить?




МБОУ Остёрская средняя школа






«Зеленая аптека»


Беседа за круглым столом (экология)

Для учащихся 2 класса




Подготовила учитель начальных классов И.В.Климова









Конспект урока по окружающему миру «Зеленая аптека»


П.Остер -2012г.














7

© 2010-2022