Примерная программа по ОРКСЭ (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БРАТСКИЙ УЧЕБНО - ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ








РАССМОТРЕНО на методическом объединении учителей начальних классов «____» _____________20___года Руководитель ШМО __________ Костючик И.В.

СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УР _________ Бабий А.В.
«___» _______20__года

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Братский УВК ___________ Исупова А.В.. «_____»_____________ 20____года




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

для 4 класса

на 34 часа (1 час в неделю)



Уровень изучения предмета: базовый.



Составитель

учитель начальных классов

Жарикова Е.В.






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус программы Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основе: 1. Требований ФГОС НОО (п. 12.4); 2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А. Я.Данилюк, А. М.Кондаков, В. А.Тишков] - М. Просвещение, 2010 г. (Стандарты второго поколения). 3. Основной образовательной программы начального общего образования ОУ, составленной на основе примерной основнойобразовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е. С. Савинов].-2-е изд., перераб. - М. Просвещение, 2010. - п.5.2.6 - (Стандарты второго поколения). 4. Рабочей программы для общеобразовательных учреждений «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» / авт.-сост. Т. Д.Шапошникова, К. В. Савченко. - М.: Дрофа, 2012 Место курса в учебном плане Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России) введен в базисный учебный план в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации изучается в 4 классе в объёме 34 ч (1 ч в неделю) - федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (с изменениями); -с примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему одобрению от 08.04.2015 № 1/15; - с приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"; - с приказом Министерства образования и науки РФ от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253"; - с письмом КРИППО от 17.06.2015 № 660/01-08 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год»; - с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; - Конституцией РФ;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели учебного курса ОРКСЭ - знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики; - формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания; - осознание того, что культура нашей страны является органической частью мировой культуры; - формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах. Задачи учебного курса ОРКСЭ - знакомство обучающихся с содержанием курса; формирование первичных представлений о религиозных культурах и светской этике; развитие интереса к этой области знаний; - развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей; - формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы; - развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической, многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. Освоение учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить: - понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества; - формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики; - формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям; - формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; - знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России; - укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей. Включение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей: ценность жизни, бытия; ценность добра; ценность красоты, гармонии; гражданственность; свобода человека; труд; знание; семья. В результате изучения модуля обучающийся должен: Знать: основные понятия светской этики; значение этики в жизни человека; образцы нравственности в культурах разных народов; духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Уметь: излагать свое мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества; соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов; строить толерантные отношения в обществе; применять полученные знания в социуме; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения, готовить сообщения по выбранным темам. Достаточно этих сведений: личностные, метапредметные и предметные результаты будут указывать в классах, занимающихся по новым стандартам.

Содержание

комплексного учебного курса ОРКСЭ,

модуля «Основы светской этики» 4 класс (34 часа) Раздел 1. Знакомство с новым предметом Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. А. К. Толстой «Земля оттич и дедич». Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни. Раздел 2. Знакомство с основами этики Этика как часть философии. Значение слова «философия». Вечные вопросы человечества. Философские рассказы, их идейно-художественные особенности. Философские рассказы для детей. Мыслители и философы, великие учителя человечества. Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели - лучшие качества человека. Цицерон. Происхождение слова «мораль». Предмет этики. Раздел 3. Этические учения о добродетелях Определение добродетели по Аристотелю. В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек». Добродетель в понимании древних философов. Учение Аристотеля о добродетелях. Добродетели ума и добродетели характера. Воспитание нравственных добродетелей через поступки. Одиннадцать добродетелей характера по Аристотелю. Справедливость - главная добродетель в совместной жизни людей. Нравственные качества и добродетели. Отзывчивость. Рассказ об отзывчивости (случай на Параолимпийских играх). Честность и правдивость. Честность и верность. Честность и справедливость. Высказывания мыслителей и философов; о честности. Честность по отношению к другим и к самому себе. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни. Терпимость. Проявление терпимости в повседневной жизни. Древнеиндийская притча «Прости людей». Восточная притча «О гвоздях». Раздел 4. Этика о нравственном выборе Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения Сократа. Обвинения против Сократа. Суд над Сократом и его поведение на суде. Смерть Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Д. С. Лихачев о цели жизни, достойной человека. Притча «Зачем нужен ты сам?». Трудности в отношениях между людьми. Нравственный выбор и его влияние на поступки. Факторы, определяющие нравственный выбор. Влияние убеждений на нравственный выбор. В. А. Сухомлинский об убеждениях. Возможности изменения убеждений человека. Совесть и ее роль в жизни человека. Совесть и стыд. Совесть и нравственный выбор. В. А. Сухомлинский о совести. Долг. Долг и нравственный выбор. Долг и совесть. Стыд. Ю. Г. Карпиченкова «Бабушка-медведица и внучка». Ответственность. Высказывание Ф. М. Достоевского об ответственности. Басня об Эзопе и камне. Философская сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Фрагмент сказки - разговор Маленького принца и Лиса об ответственности. Ответственность человека за себя, близких, страну, окружающий мир. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию. Положительные и отрицательные качества и привычки человека. Эпиктет о путях самосовершенствования. Самовоспитание. Раздел 5. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Мо-цзы о законах человеческого общежития. Справедливость как высшая ценность в учении Мо-цзы. Мо-цзы о правильном устройстве общества. Учение Мо-цзы о всеобщей любви. Конфуций. Учение Конфуция о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Четыре дао благородного человека. «Беседы и суждения» Конфуция. Изречения Конфуция о государстве и правителе. Философская школа Конфуция. Государство. Россия - государство, в котором мы живем. Государственный язык. Символы государства. Законы государства. Конституция. Права и обязанности граждан. Обязанности государства по отношению к гражданам. Нравственные законы совместной жизни людей. Светская этика. Государственные праздники. 4 ноября - День народного единства. История праздника. Раздел 6. Нравственный закон человеческой жизни Нравственный закон. Моисей-законодатель. Десять заповедей. Смысл и значение заповедей. Иудаизм. Тора - священная книга иудаизма. Христианство. Заповеди об отношении человека к Богу, другим людям и самому себе. Заповеди о мыслях и желаниях человека. Любовь как нравственная ценность. Любовь как основа человеческих взаимоотношений. Библия - священная книга христианства. Любовь в жизни человека. В. С.Шишкова «Шерстяное тепло». Любовь в семье. Китайская притча «Ладная семья». Различные проявления любви. Проявление любви в поступках. Любовь и нравственный выбор. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении. Изречения философов и мыслителей о прощении. Раздел 7. Этика об отношении людей друг к другу Дружба в системе этических ценностей. Солон о дружбе. Легенда о Солоне и скифском царе Анахарсисе. Пифагор и пифагорейцы. Пифагорейская дружба. Честность и верность - основа дружбы. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Ислам. Пророк Мухаммад об отношении к людям. Законы гостеприимства в исламе. Традиции добрососедских отношений. Христианство об основах человеческих взаимоотношений. Иудаизм об основах человеческих взаимоотношений. Буддизм. Этика буддизма. Представления о ценности человеческой жизни в религиозных культурах и светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Мысли и поступки человека. Буддийские представления о кармических последствиях положительных и отрицательных мыслёй и поступков. Поступок как результат мысли. JI. Н. Толстой о мыслях и поступках. В. А. Сухомлинский* «Мальчик и Колокольчики Ландышей». Милосердие в жизни человеческого общества. И. С. Тургенев «Нищий». Благотворительность. Традиций благотворительности в различных религиозных культурах. Место благотворительности в системе ценностей иудаизма. Помощь ближнему и милосердие в мусульманской традиции. Сострадание и жертвенность как основа христианской этики. Милосердие и сострадание - принципы буддийской религии. Благотворительные организации в современном мире. Взаимоотношения людей в современном мире. «Золотое правило нравственности» - нравственный закон. Формулировка «золотого правила нравственности» в различных философских и религиозных учениях. В. А. Сухомлинский «Притча о пахаре и кроте». Раздел 8. Как сегодня жить по нравственным законам Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Всемирный Красный Крест. JI. М. Рошаль. Мать Тереза и Орден милосердия. Проявления милосердия и бескорыстия в повседневной жизни. Жизнь по нравственным законам. Альберт Швейцер. Детство и юность. Решение посвятить жизнь служению человечеству. Клиника в Ламбрене. Отклик на деятельность А. Швейцера в мире. Высказывания А. Швейцера о цели человеческой жизни и силе поступка. JI. Н. Толстой - выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. JI. Н. Толстой о человеке й его душе. Значение любви в этическом учении JI. Н. Толстого. Необходимость борьбы человека с негативными мыслями, чувствами и обстоятельствами. Представления о свободе человека. Необходимость самосовершенствования для преображения окружающего мира. JI. Н. Толстой «Муравей и голубка». Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества. Добро и зло. Добрые чувства, мысли и дела. Благодарность. Любовь и дружба. Как научиться «взращивать свою душу». Фрагмент из произведения Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном».









Тематический план

комплексного учебного курса ОРКСЭ,

модуля «Основы светской этики» № раздел. Наименование разделов и тем Учебные часы Из них Контрольные работы Практическая часть Формы контроля Теория Практика




1-2 I. Знакомство с новым предметом 2 2 - Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Культура и духовные ценности человечества. Общие духовные ценности народов, населяющих Россию.

3-4 II. Знакомство с основами этики 2 - 2 Этика как часть философии. Значение слова «философия». Аристотель. Происхождение слова «этика». Добродетели - лучшие качества человека.

5-8 III. Этические учения о добродетелях 4 4 - Определение добродетели по Аристотелю. Добродетель в понимании древних философов. Нравственные качества и добродетели. Терпение как нравственное качество. Проявление этого качества в повседневной жизни.

9-14 IV. Этика о нравственном выборе 6 5 1 Жизнь древнегреческого философа Сократа. Убеждения и их роль в жизни человека. Различная природа убеждений. Трудности в отношениях между людьми. Совесть и ее роль в жизни человека. Ответственность. Учение Эпиктета о стремлении человека к самосовершенствованию.

15-17 V. Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве 3 3 - Мо-цзы и его политические и философские взгляды. Его законы человеческого общения. Конфуций. Его учения о государстве и правителе. Сравнение государства с семьей. Правила управления государством. Государство. Россия - государство, в котором мы живем.

18-21 VI. Нравственный закон человеческой жизни 4 4 - Нравственный закон. Десять заповедей. Иудаизм. Тора - священная книга иудаизма. Христианство. Библия - священная книга христианства. Любовь в жизни человека. Различные проявления любви. Прощение как одно из проявлений любви. Притча о прощении.

22-26 VII. Этика об отношении людей друг к другу 5 5 - Дружба в системе этических ценностей. Отношение к людям в традиции религиозных культур и в светской этике. Речь человека как отражение его внутреннего мира. Сила слова. Милосердие в жизни человеческого общества. Взаимоотношения людей в современном мире.

27-30 VIII. Как сегодня жить по нравственным законам 4 3 1 Нравственные основы жизни в прошлом и в современном мире. Традиции милосердия и бескорыстной помощи нуждающимся. Жизнь по нравственным законам. Л. Н. Толстой - выдающийся русский писатель, мыслитель и педагог. Подведение итогов изучения основ светской этики. Поиски ответов на вечные вопросы человечества.

31-34 Итоговая презентация 4 4 - Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся.










Календарно-тематическое планирование комплексного учебного курса ОРКСЭ,

модуля «Основы светской этики»

на 2015-2016 учебный год
№п\п Сроки вып. План Факт. Название раздела Тема урока Практи ческая часть Формы и темы контроля 1-2

Знакомство с новым предметом 2

1

Россия - наша Родина 1

2

Духовные ценности человечества. Культура. Религии 1

3-4

Знакомство с основами этики 2

3

Диалог о философии и этике 1

4

Мораль и нравственность 1

5-8

Этические учения о добродетелях 4

5

Что такое добродетель 1

6

Учение Аристотеля о добродетелях 1

7

Нравственные качества 1

8

Терпение и терпимость 1

9-14

Этика о нравственном выборе 6

9

Суд над Сократом 1

10

Убеждения 1

11

Нравственный выбор 1

12

Совесть. Долг 1

13

Ответственность 1

14

Этика о воспитании самого себя 1

15-17

Этика о добродетели справедливости и справедливом государстве 3

15

Справедливость 1

16

Государство, основанное на справедливости 1

17

Государство. Светская этика 1

18-21

Нравственный закон человеческой жизни 4

18

Нравственный закон. Десять заповедей 1

19

Заповеди любви 1

20

Любовь - основа жизни 1

21

Прощение 1

22-26

Этика об отношении людей друг к другу 5

22

Древнегреческие мыслители о дружбе 1

23

Этика об отношении к другим людям и самому себе 1

24

Мысли и поступки. Слова и речь 1

25

Милосердие 1

26

«Золотое правило нравственности» 1

27-30

Как сегодня жить по нравственным законам 4

27

Нравственные законы в современном мире 1

28

Альберт Швейцер 1

29

Этическое учение Л. Н. Толстого 1

30

«Идти дорогою добра» 1

31-34

Итоговая презентация результатов учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся 4

31

Выбор темы проектов. Формирование творческих групп. Составление плана работы 1

32

Подготовка материалов к исследовательской работе 1

33

Разработка проекта. Оформление результатов 1

34

Итоговая презентация результатов учебно - исследовательской и проектной деятельности учащихся. Рефлексия 1
















МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Используемый учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2012. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. - М.: Просвещение, 2011. Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. - М.: Просвещение, 2011.

Используемая дополнительная литература

Пособия для учащихся

Энциклопедическая и справочная литература Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика: учебник. М., 2004. Гусейнов А. А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. - М., 2009. Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном / сост. и общ. ред. Г. А. Дубровской.-М., 1989. Лихачев Д. С. Раздумья. - М., 1991. Пришвин М. М. Мирская чаша. - Тула, 1980. Из книг мудрецов. Проза Древнего Китая. М., 1987. Разум сердца: Мир нравственности в высказываниях и афоризмах. - М., 1990. Рассказы, освежающие разум и изгоняющие печаль (сирийская мудрость). - Л., 1972. Суфийская мудрость. - Минск, 1998. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике / сост. О. В. Сухомлинская. - М., 1990. Толстой Л. Н. Круг чтения. В 2 т. - М., 1991. Толстой Л. Н. Путь жизни. - М., 1993. Христианская мудрость. - М., 1999. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992. Этика: словарь афоризмов и изречений / сост. В. Н. Назаров, Е. Д. Мелешко. - М., 1995.

«Основы религиозных культур и светской этики» По предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классах учитель отмечает посещаемость, аттестация учащихся не проводится.



© 2010-2022