- Преподавателю
- Начальные классы
- Материалы для экологической тропы. 2 класс
Материалы для экологической тропы. 2 класс
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бугаева Н.Л. |
Дата | 28.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7
Материалы для экологической тропы
Описание станций экологической тропы
МБОУ «Мандровская ООШ»
2 класс
с.Мандрово Валуйского района Белгородской области
I. Станция «Еловая аллея» - аллея Славы в парке около школы, где расположен мемориал погибшим в годы войны воинам и в 2 ряда посажены ели. Они достигают уже 5-8 метров в высоту. Рядом с аллеей - кустарники «живой изгороди», но их перестали подрезать, поэтому они превратились в очень высокий густой кустарник. По обе стороны аллеи - лужайки, которые заканчиваются посадками из лиственных деревьев. На аллее размещены скамейки, на которых в теплое время года дети могут сидеть во время прогулок и экскурсий.
II. Станция «Дуб-Великан» - поляна в центре так называемого Верхнего парка, расположенного недалеко от школы. Уже много лет за парком никто не ухаживает и он превратился в уголок дикой природы. Посреди поляны стоит огромный дуб. На поляне растет множество травянистых растений, летом спеет земляника, по краю - ежевика. Полянку красиво обрамляют кустарники: сирень, волчье лыко, бересклет и деревья: клены, липа, березы, американский клен. Рядом с поляной растет одинокая старая сосна.
III. Станция «Родничок» - родник в так называемом Нижнем саду. Рядом с родником - большая лужайка. Примерно в 7 -10м от него - река Палатовка.
IV.Станция «Речка-невеличка» - участок реки Палатовки рядом с родником. В этом месте правый берег реки пологий и не закрыт растительностью, как в других местах, что позволяет подойти близко к воде. В зимнее время две последние станции становятся недоступными, поэтому дети ходят к другому участку реки: около моста через Палатовку.
ЛЕТО
I. Станция «Еловая аллея»
-
Знакомство с правилами поведения в природе (по схемам-знакам)
1-й ученик.
Экологических знаков очень много
Никогда их не забудь.
Пусть они тебе помогут
Безопасный выбрать путь!
2-й ученик.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!
-
С чем приходит лето?
(Дети садятся на скамейки)
Июнь, июль, август - летние месяцы.
Открытый небосвод озарен жарким солнцем, душно даже в тени. Сухой воздух пахнет разомлевшим разнотравьем. Иссыхающая земля ждет обложного проливня.
Настоящий дождь редко обходится без грозы, небо заволакивается тучами. Принахмурилось. Подул сильный ветер, заклубилась придорожная пыль, проскочил зигзаг молнии, раздались раскаты грома, ударили капли дождя. Но ливни эти не портят погоды - пронесутся полноводно, а холодов не нагонят. Прочно держится ласковая теплынь.
-
Конкурс пословиц и поговорок о лете
(Худо лето, когда солнца нету.
Лето собирает, зима поедает.
Кто лето в холодке сидит, зимой поплачется.
Кто рано встает, тот грибы себе соберет, а сонливый да ленивый идет после за крапивой.
Летний день за зимнюю неделю.
В июле на дворе пусто, а в поле густо.
Что в августе соберешь, с тем зиму проведешь.)
-
Игра-конкурс «Ищем красоту»
- Посмотрите вокруг. Какая красивая наша аллея! Мы так часто приходим сюда, но мало обращаем внимания на то, как здесь красиво. Давайте всмотримся повнимательнее в окружающую природу. Что же именно красиво на еловой аллее. Кто называет что-то красивое - получает жетон. Кто самый внимательный и наблюдательный?
-
Игра-конкурс «Мы ищем лето» (аналогично)
II. Станция «Дуб-великан»
- Кто хозяин на этой поляне, как вам кажется? Конечно, великан-дуб. Как вам кажется, не кого он похож?
- А какие деревья растут вокруг полянки?
- Какие кустарники?
- Травы?
- Рассказ учителя о деревьях поляны
- Беседа
- Кто знает, как называются плоды у дуба?
- А у других растений на Дубовой поляне?
- Какие ягоды здесь растут?
- Какие из них съедобные, а какие нет?
- Игра «Шишки, желуди, орехи»
III. Станция «Родничок»
- Измерение температуры воды.
- Наблюдения за жизнью животных и растений около воды и в воде.
- Сравнение воды в роднике и реке (по внешнему виду, по температуре)
- Почему люди называют чистую воду богатством Земли?
- Как сберечь чистую воду?
- Слушание рассказа «Родник»
С давних пор на дне оврага жил веселый и щедрый родничок. Чистой студеной водой он поил корни трав, кустов и деревьев. Большая серебристая ива раскинула над родником тенистый шатер. В погожие деньки Артем с дедушкой ходили на родник за водой. Мальчик помогал дедушке спуститься по узкой тропе к роднику и набрать воды. Пока дедушка отдыхал под старой ивой, Артем играл возле ручейка, который струился по камешкам на дне оврага.
Однажды Артем пошел за водой один и встретился у родника с ребятами из соседнего дома - Андреем и Петей. Они гонялись друг за другом и гибкими прутьями сшибали головки цветов. Артем тоже сломил ивовый прут и присоединился к мальчишкам. Когда шумная беготня надоела ребятам, они стали бросать в родник камни и ветки. Артему новая забава не понравилась, ему не хотелось обижать добрый веселый родничок, но Андрюша и Петя были старше Артема на целый год, и он давно мечтал с ними подружиться.
Вначале родник легко справлялся с камешками и обломками веток, которыми мальчишки забрасывали его. Но чем больше становилось мусора, тем труднее приходилось бедному роднику: он то замирал совсем, засыпанный крупными камнями, то едва сочился, пытаясь пробиться в щели между ними.
Когда Андрей и Петя ушли домой, Артем присел на траву и вдруг заметил, что к нему со всех сторон слетаются большие стрекозы с прозрачными блестящими крыльями и яркие бабочки.
-
Что это с ними? - подумал мальчик. - Чего они хотят?
Бабочки и стрекозы закружили вокруг Артема хороводом. Их становилось все больше, они порхали все быстрее, почти касаясь крыльями лица мальчика. У Артема закружилась голова, и он крепко зажмурился. А когда через несколько мгновений открыл их, то понял, что находится в незнакомом месте. Кругом расстилались пески, нигде не было ни кустика, ни деревца, а бледно-голубого неба лился на землю знойный воздух. Артему стало жарко и очень захотелось пить. Он побрел по песку в поисках воды и оказался возле глубокого оврага. Овраг показался мальчику знакомым, но на дне его не журчал веселый родничок. Черемуха и ива засохли, склон оврага, словно глубокими морщинами, был изрезан оползнями, ведь корни трав и деревьев больше не скрепляли почву. Не слышно было птичьих голосов, не видно стрекоз, шмелей, бабочек.
-
Куда делся родник, что случилось с оврагом? - подумал Артем.
Вдруг сквозь сон мальчик услышал встревоженный голос дедушки:
-
Артемка! Где ты?
-
Я здесь, дедушка! - отозвался мальчик. - Мне приснился такой страшный сон! - И Артем рассказал обо всем деду.
Дедушка внимательно выслушал внука и предложил:
-
Что ж, если не хочешь, чтобы произошло то, что тебе приснилось, пойдем очищать родник от мусора.
Дедушка и Артем открыли путь родничку, и тот снова весело зажурчал, заиграл на солнце прозрачными струйками и стал щедро поить всех: и людей, и зверей, и птиц, и деревья, и травы.
-
Как вы думаете, будет ли Артем играть в такие игры после того, что случилось?
-
Что он скажет Андрею и Пете?
-
А какой вывод должны сделать из этого рассказа мы с вами?
- Чистка родника.
IV. Станция «Речка-невеличка»
- Наблюдения. Беседа
- Сколько рек протекает через наше село?
- Как называется эта река?
- Что вы можете о ней рассказать?
- В каком направлении она течет?
- Какие деревья растут по берегам?
- Что располагается близ реки?
- Дополнение учителя
-
Чтение стихотворения С.Михалкова «Прогулка»
Мы приехали на речку
Воскресенье провести,
А свободного местечка
Возле речки не найти!
Тут сидят и там сидят!
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят.
Мы по берегу пошли
И поляночку нашли.
Но на солнечной полянке
Тут и там - пустые банки,
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Мы по бережку прошли,
Место новое нашли.
Но и здесь до нас сидели;
Жгли костры, бумагу жгли -
Тоже пили, тоже ели,
Насорили и ушли!
Мы прошли, конечно, мимо…
-
Эй, ребята! - крикнул Дима -
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид! Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
Мы купались, загорали,
Жгли костер, в футбол играли -
Веселились как могли!
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра:
Две разбитых наши склянки,
Две размокшие баранки -
Словом, мусора гора!
Мы приехали на речку
Понедельник провести,
Только чистого местечка
Возле речки не найти!
-
Кто виноват в том, что около речки теперь негде отдохнуть?
-
Случалось ли вам видеть такое возле нашей реки?
-
Откуда берется мусор?
-
А как сделать так, чтобы не было мусора ни около речки, ни в лесу, ни на улице?
ОСЕНЬ
I. Станция «Еловая аллея»
- Сегодня мы отправляемся на осеннюю экскурсию по нашей экологической тропе. (Дети садятся на скамейки)
- Чтение стихотворений. Беседа
Берегли свой общий дом
Под названием Земля, Где живем и ты, и я! (С.Крупина)- Хотелось бы вам быть такими детьми?
- А вот такими:
- Давайте вспомним правила поведения в природе. Мы ведь с вами пришли в гости, а значит и вести себя должны прилично. Как же именно?
- Игра «Правила вежливости» (Учитель читает предложения, если этого делать нельзя, то дети сидят, если вести себя надо именно так - они встают).
- Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
- В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки плести, букеты нарвать. Подумаешь, много зелени - еще вырастет.
- Наконец-то в лесу можно пошуметь, покричать, поаукать и, главное, никому не помешаешь! Ведь людей нет.
- Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, и вы не узнаете ни одной тайны.
- Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы совсем не было.
- Звери всякие нужны - звери всякие важны. Каждый из них в природе делает свое дело. Не пугайте животных!
- Пришел на луг, нарви большой букет цветов - порадуй маму.
- Не ловите бабочек, они так нужны цветам!
- Нельзя уничтожать грибы, даже если они несъедобные. Ими питаются лесные животные.
- Хорошо бывает разжечь в лессу или парке костер!
- Не разоряй муравейник! Муравьи - санитары леса.
- Диких животных нельзя приносить домой, они не могут жить в неволе.
- Наблюдения за погодой и природой
- Какой сегодня день?
- Какого цвета небо? Почему?
- Какое сейчас время года?
- Какие растения обитают на еловой аллее?
- Чем по-вашему ели отличаются от других деревьев?
- Погуляйте по аллее, посмотрите вокруг внимательно: что еще интересного вы обнаружили?
- Что нашли красивого в природе?
- Дополнение учителя
II. Станция «Дуб-великан»
-
Как дела у нашего великана?
-
Что нового на поляне?
-
Кто найдет больше изменений по сравнению с летней экскурсией?
- Игра «Угадал - беги»
- Игра «Угадай, с какого дерева лист?»
- Какую окраску приобрели листья деревьев?
- Зачем осень же перекрашивает листья, кто знает? И почему они опадают?
- А вот послушайте, что произошло однажды осенью и все сразу поймете.
- Сказка «Маринка и деревья».
«Жила девочка Маринка и очень она любила ходить в зеленый лес. Но вот наступила осень, листья стали желтеть и падать. Стало Маринке очень грустно, и она решила помочь деревьям. Взяла девочка дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому тополю. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать. Но тут прилетел ветер, и ей послышалось, что зашушукались листья над головой: «Что ты мне спать мешаешь?»
-
Я не хотела вас будить, я листочки вам подклеиваю.
-
Эх, добрая душа! Дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики исчезли, растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, но остались желтые, оранжевые, красные. Вот листья и разукрасились. А потом они высохнут и опадут.
-
Кто же вас будет кормить всю зиму? - заволновалась Маринка.
-
А я ни есть, ни пить не хочу. Зимой так спится хорошо! Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.
-
А я-то думала, что листья ветер обрывает.
-
Можно и без ветра, - прошептал тополь, - Мы между черешком листа и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют.
Поняла Маринка, что не надо мешать деревьям в их жизни, и почудилось ей, что старый тополь тихонько похрапывает».
- Есть ли ответы на вопросы в моей сказке? Кто слушал внимательнее всех?
- Сбор красивых листьев для гербария и природных материалов для уроков труда.
III. Станция «Родничок»
1. Наблюдения за природой. Беседа- Как поживает наш родничок?
- Кто кроме нас пришел, приполз, прилетел к нему напиться?
- Изменился ли родничок по равнению с летом?
- Кого мы встречали здесь летом? Где же они теперь, как вы думаете?
- Давайте, измерим температуру воды. Вспомните, какая она была летом? А теперь?
-
Давайте тихонько и осторожно присмотримся к окружающему нас и родничок животному миру. В нем есть свои хищники и свои жертвы…
Итак, лягушка. Похоже, что она только что из воды вылезла - мокрая. Да вода еще далековато, могла и высохнуть успеть. Оказывается, не могла. Ее кожа должна быть все время влажной, иначе начнутся неприятности. Лягушка дышит не только легкими, но и кожей. Вот и приходится смачивать кожу слизью. С глубокой древности известно пристрастие лягушек к воде. Они и квакают к дождю (раньше верили, что они могут вызвать дождь). А значит, приносят плодородие. И на человечка маленького лягушка очень похожа - присмотритесь! Вот вам и Царевна-лягушка! В Китае верили, что лягушки падают на Землю с неба вместе с росой…
- Вот такой наш родничок и такие у него друзья!…
IV. Станция «Речка-невеличка»
- Наблюдения
- Давайте присмотримся повнимательнее и найдем отличия сегодняшней речки-невелички от летней.
- Вода в речке с приходом осени становится темнее, течение у Палатовки медленное и кажется, что в ней никто и не живет. Так ли это на самом деле?
- Для многих животных река осенью становится уютной кроваткой на всю зиму. Как вы думаете, для кого?
- Разгадывание загадок о рыбах
- Рассказ учителя о рыбах
- Как вы думаете, хорошо ли будут чувствовать себя рыбы в водах нашей реки, если мы будем бросать в нее разные мусор, отходы, мыть автомобили?
- Каких рыб, обитающих в нашей реке, вы знаете?
- Беседа
- А какие животные, кроме рыб, населяют реку, встречаются на ее берегах?
- Часто на таких реках, как наша Палатовка останавливаются отдохнуть и подкормиться перелетные птицы, а также собираются в стаи готовящиеся к отлету утки, гуси, журавли.
- Кто из вас видел пролетающие в небе стаи перелетных птиц?
3. Рассматривание картинок с силуэтами стай перелетных птиц разных видов, наблюдения, сравнение пролетающих птиц с силуэтами
ЗИМА
I. Станция «Еловая аллея»
- Наблюдения за погодой, сравнение с осенью.
- Беседа:
- «Почему зимой все снег да снег?»
- Игра-соревнование «Мы ищем красоту»
- «Отчего зимой у елки зеленые иголки?»
Зимой в заснеженном лесу, парке зеленая, в белой шапочке и белом шарфике елочка - первая красавица. Войдешь в ельник, а там, наперекор зиме, живая зелень - сразу и позабудешь о морозе. Но почему же осенью листья на всех деревьях желтеют и осыпаются, а ёлкины иголки остаются? Может, ель зимой не спит? Нет! Крепко спят и хвойные деревья: ель, сосна, кедр. А свои иголки, хвою, они берегут к весне. Дело в том, что иголочки-хвоинки для них то же самое, что для других деревьев листья. В каждой хвоинке - все те же удивительные зеленые зернышки. Правда, в тоненькой хвоинке их меньше, чем в листе, и работают они медленнее. Но зато и хвоинок больше. Сбрось елка осенью свой колючий наряд, ей всей весны не хватило бы для новой зелени. А снег? Он ёлке не страшен - ветки гибкие, прочные, снежный груз лишь согнет их, а сломать не сломает.
- Посмотрите, какие красивые наши елочки!
- Давайте подойдем к деревьям поближе и подышим их запахом. Это очень полезно.
- Поблагодарим ёлочки за ту красоту и радость, которую они нам подарили, и отправимся дальше.
II. Станция «Дуб-великан»
- Игра «Я вижу отличия зимы от осени: …»
- Развешивание кормушек с кормом для птиц. Беседа
- Куда пропали птички, которые так радовали нас своим пением летом?
- Все ли птицы улетели?
- Чтение стихотворения подготовленным заранее учеником
Я б могла еще так много Про лесных сказать певцов, Как средь стужи и морозов Вывел клест своих птенцов. Как с утра и до заката На репьях гостят щеглы, И торопятся куда-то Ярко-красные щуры.
- Какие еще птицы зимуют в наших краях? (сороки, вороны, воробьи)
- Легко ли им приходится?
- Что самое страшное для птиц зимой?
- Можно ли помочь беднягам?
- Кто знает, что любят птицы?
- Рассказ учителя о зимующих птицах
- Знаете ли вы, что всех птиц, которые живут в наших краях, можно разделить на 3 группы: птицы зимующие, пролетные и перелетные?
- Чтение стихотворения заранее подготовленным учеником.
- Повесьте у себя дома кормушку и сыпьте туда корм. Вы даже не представляете, как интересно тихонько наблюдать за птицами на кормушке. Кто только там не появится!
- А летом и весной птицы обязательно отблагодарят вас, защищая от насекомых-вредителей ваш сад, огород, цветник!
- Составление памятки «Как подкармливать птиц»
- Укрепляя кормушку, не обламывайте ветки.
- Не прибивайте кормушку к стволу дерева.
- Сметайте с кормушки снег.
- Не кладите на кормушку куски хлеба, корки мандаринов, макароны. Птицы это не едят! Им нужны семечки подсолнуха, арбуза, тыквы. Можно добавлять к семенам крошки белого хлеба, кусочки несоленого сала.
- «Чтение» книги лесных узоров (следы на снегу)
- Игра «Воробьи - Вороны»
III. Станция «Речка-невеличка» Прогулка к реке (к мосту), любование красотой природы, беседа о зимних изменениях в живой и неживой природе.
ВЕСНА
I. Станция «Еловая аллея»
- Разгадывание загадок.
- Дует южный ветер,
- Яростно река ревет
- Зеленеет даль полей,
- Наблюдения за погодой, изменениями, красотой аллеи
- «С чем приходит весна?»
Март, апрель, май - весенние месяцы. С неба льются ласковые лучи. Звенит капель, сверкают лужицы талой воды. Земля еще холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами. Под ярким солнцем заводят веселый напев ручьи. Как только земля очистится от снега, солнце быстро прогреет почву и воздух. Погода устанавливается отменная. Дни один другого краше. Отзываются на весеннее тепло деревья и кустарники. Гонят по стволам соки. Посыпались семена шишек. Осеребрилась верба, спешит сбросить тесные колпачки. За сиренью и тополем распускаются ветла, береза, рябина, клен. Распустились вишни, сплошь в кипении пахучих белых лепестков. А в дубраве и того лучше! Пока дуб-богатырь не надел свои зеленые латы и не затмил солнце, внизу во всю торопятся отцвести синие пролески, кремовые ветреницы, лиловые медуницы и сиреневые хохлатки. Скоро, кстати, мы отправимся их проведать на поляну к Дубу-великану. А пока - один очень весенний вопрос. Всем известно, что весной начинается сев в поле и посадка на огородах. Как же узнать, когда что нужно сажать? Вот послушайте, что народ приметил… Ранняя весна. У березы двинулся сок, стало быть, земля оттаяла. Но выезжать в поле рано. Почва поспеет, когда зацветет верба. Зацвела осина - сейте свеклу и морковь, ежели начала пылить ольха - пора выставлять ульи. Зазеленела береза - подошло время для посадки картофеля. Цветет осина - и грибнику намек: бери корзину и отправляйся за сморчками. В пору цветения яблони - рассаживай огурцы, помидоры, капусту.
- Вот такие у нас деревья-помощники!
- А теперь - еще один важный весенний вопрос: как там животные после зимы?
II. Станция «Дуб-великан»
- Игра «Ищем друзей» (Учитель (или дети по очереди) называет растение, ученики отыскивают его)
- Конкурс «Что изменилось?
- Игра «Первоцветы» (начало по типу игры «Садовник», затем подготовленный заранее ученик читает стихотворение и/или рассказывает о данном растении, поиск рассматриваемых растений на Дубовой поляне)
- Первоцветы - это первые цветы, которые появляются после холодной зимы, когда еще даже не растаял снег. Они вырастают быстро, цветы их скоро превращаются в плоды с семенами, а корни и луковицы растут и накапливают силы на будущую весну. Летом первоцветы увядают. Кажется, что растения погибли. Но они спят и готовятся к новой весне. Первая улыбка весны - первоцветы: подснежник, примула, пролеска, хохлатка, лютик, горицвет, мать-и-мачеха, ландыш и другие.
- Поесть бы кашки…
На свете насчитывается более 100 видов хохлатки.
Мать-и-мачеха
Ранней солнечной порой
На проталинках весной
Украшают бугорки
Мать-и-мачехи цветки
В ярких желтеньких платочках
Да в зелененьких носочках. Мать-и-мачеха - небольшое травянистое растение высотой 10-15 см. Как только растает снег, с середины апреля до середины мая на глинистых откосах, в оврагах, вдоль дорог, на пустырях появляются желтые соцветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-за листьев растение получило свое название: верхняя сторона листьев гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, нижняя сторона - нежная и теплая, как родная мать. Латинское название астения - туссилаго - означает выводящий кашель. Действительно, высушенные листья и соцветия применяют для лечения легочных болезней.
Размножается семенами и корневищем, на котором образуются почки. Из почек вырастают новые растения.
Чистяк Травянистое растение высотой до 25 см. Растет на сырых лугах, в тенистых лесах. Цветет в конце апреля и в мае ярко-желтыми блестящими цветами. На ночь и в ненастную погоду цветки плотно закрываются, но не поникают. Листья округлые, сердцевидные. Свое название получил от того, что раньше этим растением выводили бородавки. Растение ядовито. Лютик Звать его нам нечего, Он и так придет, Расцветет доверчиво Прямо у ворот Солнцем налитой Лютик золотой.
Веретеница лютиковая Растение имеет прямой стебель, поднимающийся от земли, на конце его - три листа, направленные в разные стороны и сильно рассеченные, еще выше - тонкая цветоножка, которая заканчивается ярко-желтым цветком, немного напоминающим цветки лютика. Высота всего растения невелика - не больше карандаша. Веретеница, подобно хохлатке, цветет всего несколько дней. Она очень любит свет и старается закончить развитие раньше, чем лес оденется листвой.
К концу весны веретеница совсем увядает. Однако в почве остается богатое питательными запасами корневище. Следующей весной из него появится новое растение.
Галантус Светло-голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Удивительный характер у этого цветка. Зацветает он еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Если осторожно выкопать растение из земли, увидишь крохотную коричневую луковичку. Это его подземная кладовая, он пополняет ее за весну и лето, набирается сил, чтобы стойко перезимовать и пораньше проснуться.
Послушайте легенду об этом цветке: Давным-давно, когда на Земле только начиналась жизнь, и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть Землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю, и на ней появилась жизнь. Одуванчик Вспыхнул, озарив лужок, Ярко-желтый огонек. Ветер тот огонь не гасит, Все горит под небом ясным. Погорит он огоньком, Станет шариком потом. Дунешь - шарик разлетится, В парашюты превратится.
- Наблюдения за насекомыми и птицами
- Наблюдение за изменениями в окружающем родничок мире.
- Викторина «Первоцветы»
- Какие первоцветы мы можем видеть на лужайке у родника?
- А какие еще вы помните? Давайте проверим.
-
- Красивое раннецветущее растение с небольшими голубыми цветками и листьями интересной формы, похожими на трилистник (Печеночница)
- Раннецветущий кустарник, плоды которого вы так любите щелкать (Орешник).
- На ее ветках ранней весной распускаются мохнатые шарики. Если поранить кору, ствол начинает быстро краснеть (Ива).
- Изящное растение с нежным ароматом, цветущее ранней весной. Ее цветы имеют длинные вырост, похожие на хохолки (Хохлатка).
- Один из самых ранних цветков в наших парках и лесах, часто его называют подснежником, ведь он появляется, когда кое-где еще лежит снег, когда ветрено, холодно. И как будто дрожит на ветру (Ветреница)
- Так называли девочку из рассказа Носова о коротышках цветочного городка. Так называется раннецветущее растение, цветки которого бывают разного цвета: розового, синего, фиолетового (Медуница).
- Раннецветущее растение с цветами желтого цвета, которые появляются среди первых проталин. Позже появляются большие листья, верхняя сторона которых холодная (как злая мачеха в сказках), а нижняя - теплая и нежная (Мать-и-мачеха).
- Чистка родника
- Подвижная игра «Цапли, бабочки, лягушки» (По сигналу учителя: дети-«бабочки» бегают врассыпную, машут «крылышками», «лягушки» - прыгают, «цапли» стоят на одной ноге. Игра проводится 2-3раза со сменой ролей.)
- Общие наблюдения за рекой, за растениями и животными на ее берегу.
- Игра «Путешествие на плоту»
- Стоя на берегу мы не все можем видеть, правда?
- Но давайте повнимательнее всмотримся в воду большой Старой Лужи, которая осталась в низине около реки после половодья. Немного пофантазируем и представим, что мы стали вдруг совсем маленькими, такими маленькими, что вон та щечка будет плотом, на котором мы поплывем по небольшому заливу вот здесь у берега.
ЛИТЕРАТУРА
- Аншукова, Е.Ю. и др. Летние эколого-валеологические походы с дошкольниками / Начальная школа Плюс. До и после, 2005, №4, с.73 - 76
- Белянкова, Н.М., Сулейманова, Ф.А., Стрижова, Е.В. Лесные загадки Зимушки-зимы / Начальная школа, 2004, №3, с.48-58
- Ишутинова, Л.М. Рыбы. Занимательный материал для уроков экологии и природоведения / Начальная школа, 2002, №5, с.59-65
- Зубкова, Т.Н. Природоведение для всех. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 144 с.
- Казакова, О.В., Сбоева, Н.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 2 класс, - М.: «ВАКО», 2004. - 336 с.
- Лескова, С.В. Формирование экологической культуры / Начальная школа, 2003, №7, с.56-60
- Руднянская, Е.И. и др. Экскурсии в природу. По Югу России. Осень. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2007. - 126 с.
- Фефилова, Е.П., Поторочина, Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 1 класс + Азбука природы в подвижных играх. - М.: «ВАКО», 2006, 320 с.
- Шорыгина, Т.А. Зеленые сказки: Экология для малышей. - М.: Прометей; Книголюб, 2002. - 104 с.