- Преподавателю
- Начальные классы
- Исследовательские умения учащихся, как фактор совершенствования их профессиональной подготовки
Исследовательские умения учащихся, как фактор совершенствования их профессиональной подготовки
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Соловьёва В.В. |
Дата | 24.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Исследовательские умения учащихся,
как фактор совершенствования их профессиональной подготовки
Соловьёва В.В.
преподаватель ГБОУ СПО «Раменский политехнический техникум» МО Изменения социально-экономических основ общества и государства, включение национальной экономики в мировую хозяйственную систему предполагают глубокие качественные изменения системы профессионального образования как основного источника воспроизводства рабочей силы. Современному студенту предстоит стать активным участником социального и духовного развития страны, что требует от него самостоятельности в приобретении новых знаний и умений на протяжении всей жизни. Так, в «Концепции модернизации российского образования на период до 2015 года» отмечено, что в современном обществе ценится не столько владение большим объемом информации, сколько умение самостоятельно добывать и применять имеющиеся знания и умения на практике, умение развивать и обогащать свой опыт, а также, при необходимости, переучиваться. Это означает, что вместе с современными знаниями должны быть сформированы исследовательские умения: анализировать проблемные ситуации, понимать противоречия, планировать исследовательские действия, решать сложные задачи, делать выводы, выстраивать сложные суждения и умозаключения и т.п. Важная роль, в реализации задач модернизации содержания образования по развитию способности учащихся к самостоятельной созидательной деятельности в рыночных условиях, принадлежит системе среднего профессионального образования. В процессе функционирования которой, значительная часть учебного времени отводится общественно значимому преобразованию информации, материалов, энергии. Современные социально-экономические условия, приоритетная направленность обучения на развитие личности ученика, новые образовательные стандарты, требуют совершенствования профессиональной подготовки учащихся, в том числе ее составной части - исследовательских умений учащихся. Мы выделяем следующие признаки исследовательских умений:
- Исследовательские умения формируются как в процессе повседневной практической учебной деятельности на уровне обыденного сознания, так и в процессе осознанной профессиональной работы и обучения на уровне научно-теоретического сознания.
- Формирование исследовательских умений не может быть осуществлено без создания у учащихся активного научного информационного фонда (теоретических знаний, о формах, методах, приемах исследовательской деятельности).
- Умение - всегда сознательный целеустремленный микропроцесс преобразования материального или идеального объекта. К.К. Платонов выделил сознательность этого процесса: «делание с умом, со знанием дела».
- Умения всегда являются обобщенными, что позволяет их переносить, использовать в различных ситуациях деятельности, при решении определенной группы задач.
- Умение - показатель высокой квалификации и изобретательности при выполнении действий. Так как умение - это действие, то в его структуре, как и в структуре любого действия, могут быть выделены: ориентировочная часть, исполнительная часть, контрольная часть.
- Специфика исследовательских умений состоит в том, что процесс формирования таких умений требует специальных знаний от педагога а так же специальное методическое обеспечение, и характеризуется высокой степенью внутренней мотивации к деятельности.
Литература
- Чупрова Л. В. Научно-исследовательская работа студентов в образовательном процессе вуза [Текст] / Л. В. Чупрова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 380-383.