Рабочая программа окружающий мир

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ«Новониколаевская средняя общеобразовательная школа №9»

Рассмотрено Согласовано Утверждаю:

на заседании зам.дир. по УВР директор МБОУ МБОУ «Новониколаевская СОШ№9»

МО_________________ __________/Н.О.Кохонькова/ ________________________/С.А. Иванова/

Протокол № ____ от «___»______2015 г. Приказ№________ от «___»___________2015 г.







Рабочая программа

Окружающий мир 3класс

Учитель начальных классов

Заблоцкая Лилия Николаевна





2015 -2016. уч .- год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы по окружающему миру, автор А.А. Плешаков издательство Москва «Просвещение» 2011г и календарно-учебного графика на 2015 - 2016 уч. год. Цели:

  • формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационального научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
  • духовно - нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества

Задачи:

  • формировать уважительное отношение к семье , населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её культуре и природе, истории и современной жизни

  • формировать целостное представление об окружающем мире, о месте человека в нём;

  • формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • воспитывать у детей чувства уважения к природному миру и социальному окружению, бережное отношение к богатству природы.

Изменений по сравнению с авторской программой нет.


Учебно -методический комплект:

  • Учебник «Окружающий мир» 3 класс (в 2 частях), часть 1, автор А.А. Плешаков издательство Москва «Просвещение» 2013.
  • Учебник «Окружающий мир» 3 класс (в 2 частях), часть 2, автор А.А .Плешаков издательство Москва «Просвещение» 2013.
  • Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 3 класс. Часть 1. Автор: Плешаков А.А. М. «Просвещение», 2013г.
  • Рабочая тетрадь. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2. Автор: Плешаков А.А. М. «Просвещение», 2013г.
  • Тесты. Окружающий мир. 3 класс. Авторы: А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова, М. «Просвещение», 2013г.

Программа предусматривает 68 ч в год, 2 ч в неделю

Программа ориентирована на учащихся: 3 класса. Базовый уровень.




Общая характеристика предмета: Курс «Окружающий мир» охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знания нашей планеты, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Содержание учебного курса строится на основе следующих ведущих идей: идея многообразия мира, идея экологической целостности мира и идея уважения к миру. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Данный курс имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Наряду с этим особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием как самостоятельной ценности, без которой невозможно существование человека, удовлетворения его материальных и духовных потребностей.
Место учебного предмета в учебном плане Количество часов: Программа рассчитана на 68ч. в год, часа в неделю. по учебному плану: в год - 68ч, в неделю -2 ч,
Ценностные ориентиры Ценность жизни - признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. ^ Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. ^ Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. ^ Ценность добра - направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. ^ Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. ^ Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
^ Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. ^ Ценность гражданственности - осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. ^ Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.


Содержание Человек и природа Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Общее представление о строении тела человека. Человек и общество Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дрена, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира. Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласим, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстники ми, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке. Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствии хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества Природные богатства и труд людей - основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру 1 - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека. Правила безопасной жизни. Правила безопасной жизни Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник лифт, стройплощадка, пустырь и т.д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми. Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой. Рабочая программа рассчитана на реализацию концентрического подхода к школьному образованию области «Естествознания».

Организация обучения

Формы организации обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, метод дидактических игр.

Технологии обучения: дифференцированное, элементы развивающего обучения, игровые технологии, процессуальный мониторинг, ИКТ.

Результаты обучения

Способы проверки и оценки результатов обучения:

Текущий контроль - устный опрос, практические работы, творческие работы;

Промежуточный контроль: задания в тестовой форме;

Итоговый контроль: задания в тестовой форме.

Средства проверки и оценки результатов обучения:

ЛД, ЗТФ, вопросы, задания к

практическим и творческим работам.

СТРУКТУРА КУРСА И КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ


№п/п

Тема

К-во часов

Экску

рсия

Прак.

работа

Контр. урок

ЗТФ

1

Как устроен мир?

6

1

1

-

1

2

Эта удивительная природа.

18

-

4

-

1

3

Мы и наше здоровье.

10

-

3

-

1

4

Наша безопасность.

7

2

1

-

1

5

Чему учит экономика.

12

-

3

-

1

6

Путешествие по городам и странам.

15


-

1

1

ИТОГО:

68

3

12

1

7






Практическая часть программы


3кл На 1.09 -

11 чел.

Практическая работа № 1

«Природа».

Пакеты для сбора лекарственных трав

Из дома.

6 шт. - 100%

18.09

Практическая работа № 2

«Исследование веществ».

Соль, сахар, крахмал, настойка йода, белый хлеб, рисовая каша,

клубни картофеля.

Рабочая тетрадь №1с. 26.

Из дома.

6 - 100%

Эл.прил.

Урок 8

25.09

К-т биологии

К -100%

Пипетки.

Практическая работа № 3

«Свойства воды».

Стакан, холодная и горячая вода, подкрашенная вода, ложка, полоски цветной бумаги.

Рабочая тетрадь №1с. 31-32

Из дома.

6 - 100%

Эл.прил.

Урок 10

2.10

Бумага для фильтра, колба с трубкой.

К-т биологии

К -100%

Практическая работа № 4

«Состав почвы».

Сухая почва, свежая почва, стакан. Спиртовка, держатель, стекло, чашка для прокаливания почвы.

Рабочая тетрадь №1с. 37-38

К-т биологии

и химии.

К -100%

Эл.прил.

Урок 14

16.10

Практическая работа № 5

«Плоды и семена растений».

Гербарий растений.

Наборы семян и растений.

Рабочая тетрадь №1с. 46

К-т биологии

К -100%

Эл.прил.

Урок 17

28.10

Практическая работа № 6

«Надежная защита организма».

Бинт, лейкопластырь, йод

Рабочая тетрадь №1с.75- 76

ФАП

К -100%

Эл.прил.

Урок 27

9.12

Стекло, лупа

Нач.классы

6 шт. - 100%

Практическая работа № 7

«Питательные вещества»

Этикетки от различных продуктов.

Рабочая тетрадь №1с. 78

Из дома.

6 шт. - 100%

Эл.прил.

Урок 29

16.12

Практическая работа № 8

«Пульс. Число ударов».

Прибор для измерения пульса

Рабочая тетрадь №1с. 82-84

ФАП

К -100%

Эл.прил.

Урок 30

25.12

Практическая работа № 9

«Дорожные знаки».

Цветной картон, ножницы, клей.

Рабочая тетрадь №2с. 9-11

Из дома.

6 шт. - 100%

Эл.прил.

Урок 37

10.02

Практическая работа № 10

« Образцы полезных ископаемых».

Образцы полезных ископаемых

Рабочая тетрадь №2с. 28-31

Нач. классы,

к-т биологии

К -100%

Эл.прил.

Урок 44

19.02

Практическая работа № 11

«Культурные растения»

Гербарий культурных растений

Рабочая тетрадь №2с. 32-34

Нач. классы,

к-т биологии

К -100%

Эл.прил.

Урок 45

24.02

Практическая работа № 12

«Российские монеты. Сравнение и описание монет».

Современные российские монеты: рубль и копейка

Рабочая тетрадь №2с.45-46

Из дома.

6 шт. - 100%


Эл.прил.

Урок 49

9.03













Программа направлена на формирование универсальных учебных действий. Личностные универсальные учебные действия 1) формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные (регулятивные , познавательные, коммуникативные ) универсальные учебные действия 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 12) овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»; 13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 14) умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир». Предметные универсальные учебные действия 1) понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы; 2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни; 3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; 4) освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве); 5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой: курс предмета интегрирован с вопросами ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), ПДД (правила дорожного движения), ПЖ (пожарной безопасности).

В результате освоения предметного содержания начального общего образования у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и способы разнообразной деятельности.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные

  • Формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные Регулятивные УУД:
  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • - В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая ин­формация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и яв­ления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познава­тельного интереса, освоения и использование информации; достаточно полно и доказа­тельно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них су­щественные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; состав­лять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основы­ваясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информаци­ей из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Рабочая программа окружающий мирКоммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести "диалог с автором" (прогнозировать будущее чтение, ставить вопросы к тексту и искать ответы, проверять себя), отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные
  • понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, за измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из се архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
ИКТ-компетентности:
  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных . и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники ее лучения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Учащийся научится:
  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя;

  • различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;

  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

  • выполнять:

  • правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость;

  • * посильную работу по охране природы;

  • * правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды; владеть элементарными приемами чтения карты;

  • приводить примеры городов России, стран - соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

Учащийся получит возможность научиться:
  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить не большие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты, собранные из конструктора;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при не сложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.





















КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание

К-во часов

Дата

Кор-ка дат

  1. Как устроен мир? 6ч.

Цели: расширение знания детей о природном многообразии, связях в природе, значении

природы для людей.

Задачи:- наблюдать за объектами природы, устанавливать взаимосвязи в природе и

значение природы для человека, отличие человека от других объектов живой

природы;

- выделять главное в учебном тексте о человеке, как части природы, о семье, как

части общества, о роли экологии; формулировать вопросы к тексту, составлять

рассказ по плану;

- воспитывать бережное отношение к природе.

Универсальные учебные действия

  1. Личностные:

*формирование чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, и гордости за благосостояние общества

*формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

2. Метопредметные:

2.1. Регулятивные:

* анализировать информацию учебника

*понимать учебные задачи раздела, стремиться их выполнять

* умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого

2.2 Познавательные:

*самостоятельное выведение и формулирование познавательной цели

*использовать правила при работе с учебником

*освоение способов решения поблеем творческого и поискового характера 2.3 Коммуникативные:

*Выполнять правила работы в паре, группе:

-* выполнять правила работы в паре:

- задавать вопросы друг другу, разыгрывать диалоги

- отвечать на поставленные вопросы;

включаться в групповую работу, связанную с общением, внимательно слушать друг друга.

3. Предметные:

- различать государственные символы России;

- извлекать из различных источников сведения о символах России.

- находить сходство человека и живых существ и отличия его от животного

-характеризовать семью, народ, государство, как часть общества;

-обнаруживать связи между живыми существами и окружающей средой

-различать объекты природы и предметы рукотворного мира;

Характеристика деятельности учащихся:

-Понимать учебную задачу раздела и данного курса, стремиться их выполнять;

- различать государственные символы России;

- анализировать информацию учебника о федеральном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России;

-работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств ; - распределять обязанности по выполнению проекта; - приводить примеры объектов природы и рукотворного мира; -формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения; -выполнять тестовые задания учебника; -работать в группе: обсуждать и оценивать отношения людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру;

-работать в паре: классифицировать объектов природы, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; В ходе выполнения дети учатся:

- определять цель проекта,

- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,

- подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы Проект о своей семье

-характеризовать семью, народ, государство как части общества,

- обсуждать вопрос о том, почему семья является важной частью общества,

- сопоставлять формы правления в государствах мира,

- работать в группе: анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации. Описывать по фотографиям достопримечательности разных стран, соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку, рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире,

- анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказывать о них опираясь на схему


1 *

Природа. ПДД. Движение пешеходов по дороге..

ПДД

2.09

2

Человек. ПДД. Правостороннее и левостороннее движение.

ПДД

4.09

3

Проект «Богатства, отданные людям». ПДД. Элементы дорог

ПДД

9.09

4

Общество. ПДД. Перекрёстки. Их виды

ПДД

11.09

5

Экскурсия. Что такое экология? !» ПДД. Переходим дорогу, перекрёсток

ПДД

16.09

6

Природа в опасности! ЗТФ по теме «Экологические опасности!» Практическая работа №1. Т/Б. ОБЖ. " Опасные ситуации в природе: дождь, гроза "

ОБЖ ЗТФ

18.09


  1. Эта удивительная природа. 18ч.

Цель: ознакомление детей с телами, веществами, частицами, их свойствами.

Задачи:- формировать умения классифицировать наблюдаемые объекты по их групповым

признакам, сравнивать, обобщать;

- расширять знания о живой природе: о её размножении, развитии;

- воспитывать бережное отношение к воде и экономить её.

Универсальные учебные действия

1. Личностные:

* оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и рас­ширении знаний и способов действий.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные -

* принимать учебную задачу урока;

* составлять план работы;

* определять план выполнения заданий на уроках под руководством учителя;

* организовывать свое рабочее место;

* контролировать и оценивать свою работу.

2.2. Познавательные -

* собирать материал по заданной теме;

* определять и описывать закономерности;

* моделировать с помощью схематических чертежей зависимости между объектами живой и неживой природы

* использовать различные приемы проверки правиль­ности выполненных вычислений;

* выполнять задания творческого и поискового харак­тера, применять знания и способы действий в изменён­ных условиях;

* проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу;

2.3. Коммуникативные -

* работать в паре: оценивать правильность высказы­вания товарища, обосновывать свой ответ; обмениваться собранной информа­цией; помогать друг другу, устранять недочеты;

* распределять работу в группе, оценивать выполнен­ную работу;

*работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составлять сборник народных примет своего народа, подготовить сообщения с помощью дополнительной литературы или Интернета

О растениях и животных из Красной книги;

3. Предметные;

-различать объекты неживой и живой природы;

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»;

-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли , сахара, крахмала, кислоты;

-исследовать по инструкции учебника свойства воды. Формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради; -прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе.

- находить на рисунке созвездия;

-различать горные породы и минералы;

- рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека;

-приводить примеры растений

- устанавливать взаимосвязи в природе;

-выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; - выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных;

-использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге

Характеристика деятельности учащихся:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,

-наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, различать их по характерным признакам

- высказывать предположения о том, почему надо беречь воду, находить цифровые данные

-классифицировать тела и вещества,

- характеризовать животных по типу питания,

-классифицировать животных по типу питания

- характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители

- приводить примеры круговорота веществ

- приводить примеры цепей питания

- классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы

- высказывать предположения о состояниях воды в природе

- наблюдать опыт с растворением вещества

-высказывать предположения объясняющие результат опыта

- работать в группе, паре, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах,

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

7

Тела, вещества, частицы. ОБЖ «Лекарственные травы».

ОБЖ

23.09

8

Разнообразие веществ. Практическая работа №2 «Исследование веществ» (соль, сахар, крахмал и др.) ПДД. Сигналы светофора и регулировщика.

ПДД П/р

25.09

9

Воздух и его охрана. ПДД. Виды транспортных средств

ПДД

30.09

10 *

Вода. Практическая работа №3 «Свойства воды».

ОБЖ "Меры безопасности при пользовании

водными переправами"

ОБЖ.

П/р

2.10.

11

Превращения и круговорот воды. ПДД. Специальные транспортные средства

ПДД

7.10

12

Берегите воду! ОБЖ "Правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах"

ОБЖ.

9.10

13

Как разрушаются камни. ПДД. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

ПДД

14.10

14

Что такое почва. Практическая работа № 4 «Состав почвы». ПДД. Скорость движения городского транспорта.

ПДД П/р

16.10

15

Разнообразие растений. ПБ. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах

ПБ

21.10

16

Солнце, растения и мы с вами. ПДД. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге

ПДД

23.10

17 *

Размножение и развитие растений.

Практическая работа №5 «Плоды и семена растений». ПБ. Страх, навыки безопасного поведения.

П/р

ПБ

28.10

18

Охрана растений. ПДД. Правила посадки в транспортное средство и высадка из его

ПДД

30.10

2 четверть

19

Разнообразие животных. ПБ. Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения

ПБ

11.11

20

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края».


13.11

21

Размножение и развитие животных. ОБЖ. Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами

ОБЖ

18.11

22

Охрана животных. ОБЖ. Безопасное поведение в ситуациях криминального характера

ОБЖ

20.11

23 *

В царстве грибов. ОБЖ. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: Звонок в дверь, звонок по телефону

ОБЖ

25.11

24

Великий круговорот жизни. ЗТФ по теме «Эта удивительная природа» ОБЖ. Правила обеспечения сохранности личных вещей.

ЗТФ ОБЖ

27.11

Мы и наше здоровье 10ч.

Цель: формирование представлений детей об организме человека, об его значении для

жизни, здорового образа жизни.

Задачи:- сравнивать и объединять по общему признаку органы человека, их значения для

жизни;

- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь

при небольших повреждениях кожи, обращаться с бытовым фильтром для

очистки воды;

- прививать гигиенические навыки.

Универсальные учебные действия

1. Личностные: * оценивать результаты освоения темы, проявлять личностную заинтересованность в приобретении и рас­ширении знаний и способов действий.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные -

* контролировать и оценивать свою работу, её результат; делать выводы на будущее.

*умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

*умение сохранять заданную цель

2.2. Познавательные -

* использовать:

- различные способы поиска решения поставленной задачи;

- знаково-символические средства при создании моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

* выполнять задания творческого и поискового харак­тера, применять знания и способы действий в изменён­ных условиях. *умение структурировать знания

*умение использовать наглядные модели

2.3. Коммуникативные -

* работать в паре, группе;

* оценивать правильность высказы­вания товарища, обосновывать свой ответ.

*умение слушать собеседника

3. Предметные:

- называть и показывать части тела человека, внутренние органы;

- характеризовать органы чувств человека, формулировать и соблюдать их гигиену;

-различать продукты растительного и животного происхождения;

- формулировать правила гигиены органов чувств, правила первой помощи при повреждениях кожи - характеризовать понятие ЗОЖ, -приводить примеры факторов закаливания, составлять памятку

- характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме,

-характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма

Характеристика деятельности учащихся:

-понимать учебную задачу раздела и данного курса, стремиться их выполнять;

- анализировать информацию учебника;

-формулировать выводы из изученного материала;

понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать системы органов тела

-обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены,

-работать в паре во время проведения опыта

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

-формулировать правила гигиены органов чувств,

- формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи

--характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма

-доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека

- моделировать строение пищеварительной системы

характеризовать строение дыхательной системы и ее роль в организме, строение кровеносной системы и ее роль в организме,

-доказывать на основе опыта взаимосвязь кровеносной и дыхательной системы

-характеризовать факторы закаливания

- формулировать правила ЗОЖ

- приводить примеры факторов влияющих на укрепление здоровья и наоборот - выполнять тесты с выбором ответа,

-оценивать правильность работы

- выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами,

-обсуждать выступления учащихся

25

Организм человека. ОБЖ. Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы

ОБЖ

2.12

26

Органы чувств. ОБЖ. Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление

ОБЖ

4.12

27 *

Надежная защита организма. Практическая работа №6 «Надёжная защита организма» ОБЖ

ОБЖ

П/р

9.12

28

Опора тела и движение. ОБЖ. Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами

ОБЖ

11.12

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров» . Практическая работа № 7 «Питательные вещества» ОБЖ . Пути и передачи инфекционных заболеваний

ОБЖ П/р

16.12

30

Дыхание и кровообращение. ОБЖ. Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия

ОБЖ

18.12

31

Умей предупреждать болезни. ОБЖ. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури, (шторы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

ОБЖ

23.12

32

Здоровый образ жизни. Практическая работа № 8 «Пульс. Число ударов». . ПБ. Огонь - друг и враг человека

ПБ П/р

25.12

3 четверть

33 *

Проверим себя и оценим свои достижения. ЗТФ по теме «Мы и наше здоровье». ПДД. Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.

ПДД ЗТФ

13.01

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». ОБЖ. «Когда ты становишься водителем»

ОБЖ

15.01


  1. Наша безопасность 7 ч.

Цель: углубление знаний об опасностях, угрожающих жизни человека, об их

возникновении.

Задачи:- определять правила безопасного поведения в быту и на улице, узнавать основные

дорожные знаки, правила противопожарной безопасности, основы экологической

безопасности;

- создавать небольшие сообщения по теме, рецензировать ответы и выступления

товарищей дополнять их, развивать речь;

- контролировать свою деятельность, соотносить с поставленной учебной задачей и

оценивать её.

Универсальные учебные действия

1. Личностные:

* оценивать результаты освоения темы, формировать навыки в проведении самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности, положительное отношение к урокам, к учёбе, к школе.

2. Метапредметные:

2.1. Регулятивные -

*понимать и сохранять различные учебные задачи, осуществлять поиск средств для достижения учебной задачи; делать выводы на будущее;.

*умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника

*планировать свои действия.

2.2. Познавательные -

* использовать:

- различные способы поиска решения поставленной задачи;

- знаково-символические средства при создании моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

* выполнять задания творческого и поискового харак­тера, применять знания и способы действий в изменён­ных условиях.

*проводить сравнения по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы

*умение использовать наглядные модели

2.3. Коммуникативные -

* работать в паре, группе;

* оценивать правильность высказы­вания товарища, обосновывать свой ответ.

*применять изученные правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности.

3. Предметные:

-характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах, при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры

-различать дорожные знаки;

-формулировать правила безопасного поведения в быту;

-запомнить правила предупреждения пожара;.

- характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу;

-запомнить правила поведения во время купания;

-различать съедобные и ядовитые грибы;

Характеристика деятельности учащихся:

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры

- анализировать схему эвакуации

- наизусть называть номера телефонов экстренных служб, родителей

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке

-классифицировать дорожные знаки

-моделировать в виде схемы безопасный путь в школу

-интервьюировать ветеранов ВОВ, МЧС, полиции и др.

-оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности

-обсуждать потенциальные опасности дома

-характеризовать опасности природного происхождения

-обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей природы

-понимать учебную задачу раздела и данного курса, стремиться их выполнять;

- анализировать информацию учебника;

-формулировать выводы из изученного материала; -отвечать на итоговые вопросы

-оценивать свои достижения и достижения других учащихся

-обобщать наблюдения над весенними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

-находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение -

характеризовать опасности при контактах с незнакомыми людьми;

- моделировать правила поведения в ходе ролевых игр.

- выполнять тестовые задания учебника; работать в паре, группе.

-оценивать бережное или потребительское отношение к природе;

-моделировать различные ситуации общения на уроке и перемен

35 *

Огонь, вода и газ. ОБЖ. Огонь - друг и враг человека.

ОБЖ.

20.01

36

Экскурсия. Чтобы путь был счастливым. ОБЖ. «Чистый воздух , его значение для человека»

ОБЖ

22.01

37

Дорожные знаки. . ПДД. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля.

ПДД

27.01

38

Проект «Кто нас защищает». ОБЖ «Безопасность пешехода». Т/б - при движении на улице.

ОБЖ

29.01.

39

Опасные места. ОБЖ «Правила поведения учащихся на улице, дороге».

ОБЖ

3.02

40

Экскурсия Природа и наша безопасность. ОБЖ. «Чрезвычайная ситуация - что это?»


5.02

41

Экологическая безопасность. Практическая работа № 9 «Дорожные знаки». ОБЖ «Отравления пищей , лекарствами».

ОБЖ

10.02

4. Чему учит экономика? 12 ч.

Цель: формирование представлений об экономике.

Задача:- сравнивать объекты экономики по их отдельным признакам, группировать эти

объекты, классифицировать;

- развивать умения обосновывать свои суждения о роли природных богатств в

экономике, об основных отраслях сельского хозяйства и промышленности, о роли

денег в экономике, основе семейного бюджета;

- воспитывать трудолюбие, чувство взаимопомощи, бережное отношение к

окружающей среды, к школьному имуществу.

Универсальные учебные действия

1. Личностные:

* проявлять личностную заинтересованность в приобретении и рас­ширении знаний и способов действий 2. Метапредметные: 2.1. Регулятивные -

* оценивать результаты своей деятельности при освоении темы в листах достижениях;

* определять: - цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя;

- план выполнения заданий с помощью учителя.

2.2. Познавательные -

* моделировать:

-извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона, готовить сообщения; *устанавливать причинно - следственные связи

* находить различные способы решения одной и той же задачи;

* использовать правила при работе с учебником;

* выполнять задания творческого и поискового харак­тера, применять знания и способы действий в изменён­ных условиях;

2.3. Коммуникативные -

* работать в паре, группе:

- оценивать правильность высказы­вания товарища,

- обосновывать свой ответ.

-потребность ребёнка в общении со сверстниками и взрослыми

3. Предметные:

*анализировать взаимосвязи отраслей экономики , моделировать взаимосвязи отраслей экономики;

* классифицировать предметы по характеру материала;

*раскрывать понятия «экономика», «потребности», «товары», «услуги»;

* приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров

*различать учреждения культуры и образования, совершать виртуальную экскурсию в любой музей с помощью Интернета;

* рассказывать о труде людей , о профессиях своих родителей;

* наблюдать над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий;

*исследовать , какие продукты растениеводства и животноводства использует семья в течении дня;

*различать денежные единицы разных стран

*характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров

*выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства * оценивать свои достижения и достижения других учащихся. *находить в Интернете дополнительную информацию

Характеристика деятельности учащихся:

-понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,

-характеризовать роль труда в создании товаров и услуг»,

-раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану

- приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров

- различать и классифицировать культурные растения

-высказывать предположения

-раскрывать роль денег в экономике

-выявлять взаимосвязь отраслей промышленности

-определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья

- работать в группе

-работать в паре

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. -понимать учебную задачу раздела и данного курса, стремиться их выполнять;

- анализировать информацию учебника;

-формулировать выводы из изученного материала;

-отвечать на итоговые вопросы

-выполнять тестовые задания учебника;

-оценивать свои достижения и достижения учащихся.

- рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану.

42

Для чего нужна экономика. ОБЖ. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

ОБЖ

12.02

43

Природные богатства и труд людей- основа экономики. ППД «Правила поведения учащихся на улице, дороге».

ПДД

17.02

44

Полезные ископаемые. Практическая работа № 10. ОБЖ. «Образцы полезных ископаемых».

ОБЖ П/р

19.02

45

Растениеводство.

Практическая работа № 11 «Культурные растения». ПБ. «Причины возникновения пожара в квартирах».

ПБ П/р

24.02

46 *

Животноводство. ОБЖ. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

ОБЖ

26.02

47

Какая бывает промышленность. ОБЖ. Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

ОБЖ

2.03

48

Проект «Экономика родного края». ОБЖ. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях

ОБЖ

4.03

49

Что такое деньги. Практическая работа №12. «Российские монеты. Сравнение и описание монет».

П/р

9.03

50

Государственный бюджет.


11.03

51

Семейный бюджет. ОБЖ. Ориентирование на местности.

ОБЖ

16.03

52

Экономика и экология. Экологические прогнозы ОБЖ. Избыточный вес

ОБЖ

18.03

53

Экономика и экология.

ЗТФ по теме «Чему учит экономика?»

ЗТФ

23.03

Путешествие по городам и странам 15 ч

Цель: ознакомление с достопримечательностями нашей страны, с граничащими

государствами России, со странами зарубежной Европы.

Задачи: - качественно описывать изучаемый город, государство;

- развивать умения в составлении плана ответа, работы по карте;

- воспитывать любовь к земле Российской.

Универсальные учебные действия

1. Личностные:

* формировать мотивацию к учению;

* проявлять познавательный интерес к новому учебному материалу; * строить высказывания о своём отношении к учебному труду.

2. Метапредметные:

  1. Регулятивные -

* соотносить результат проведённого самоконтроля с целями, поставленными при изучении темы, оценивать их и делать выводы;

* оценивать свою работу с помощью учителя;

  1. Познавательные -

* использовать правила при работе с учебником;

* классифицировать (объединять в группы) числа по заданному или самостоятельно установленному правилу;

* выполнять задания творческого и поискового характера, применять знания и способы действий в измененных условиях.

2.3. Коммуникативные -

* выполнять правила работы в паре:

- задавать вопросы друг другу, разыгрывать диалоги;

- отвечать на поставленные вопросы;

* включаться в групповую работу, связанную с общением, внимательно слушать друг друга.

3. Предметные:

-осваивать приёмы чтения карты;

-учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

- находить материки на карте мира;

- сравнивать физическую и политическую карты мира;

-находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран;

-рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца;

-показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы;

- соотносить государства и их флаги;

-узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям ;

- обсуждать цели международного туризма;

- работать с картой;

Характеристика деятельности учащихся:

-понимать учебную задачу раздела и данного курса, стремиться их выполнять;

- анализировать информацию учебника;

-формулировать выводы из изученного материала;

-с помощью Интернета готовить сообщения -отвечать на итоговые вопросы

-составлять презентацию своего исследования

- презентовать свои проекты

-работать со взрослыми : совершать виртуальные экскурсии по городам России и странам мира

-работать в группе, паре

- выполнять тестовые задания учебника;

-составлять вопросы к викторинам;

-выполнять задания электронного приложения;

-использовать дополнительную литературу, находить интересные факты изучаемых странах;

- соотноситьпамятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся;

- работать в группах: самостоятельно находить ,изучать материал о странах;

-оценивать правильность / неправильность предложенных ответов, адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными балами.

54

Золотое кольцо России. ОБЖ. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам

ОБЖ

25.03

4 четверть

55

Золотое кольцо России. ПБ. Костёр. Меры безопасности при разведении костра.

ПБ

6.04

56

Путешествие по городам Золотого кольца. ОБЖ. Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.

ОБЖ

8.04

57 *

Проект «Музеи путешествий». ОБЖ Взаимодействие человека с окружающей средой.

ОБЖ

13.04

58

Наши ближайшие соседи. ОБЖ. Способы и средства спасания утопающих.

ОБЖ

15.04

59

На севере Европы. . ПБ «Как себя вести при пожаре в лесу.»

ПБ

20.04

60

Что такое Бенилюкс? ПБ. Основные спасательные средства при пожаре

ПБ

22.04

61

В центре Европы. ПБ Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

ПБ

27.04

62

Путешествие по Франции и Великобритании Франция.. ПДД Повторяем правила поведения на дороге

ПДД

29.04

63

Путешествие по Франции и Великобритании..Великобритания ППД Движение пешехода по загородной дороге

ПДД

4.05

64

На Юге Европы. ОБЖ «Чрезвычайные ситуации: паника, страх и их преодоление».

ОБЖ

6.05

65

По знаменитым местам мира. ОБЖ Правила купания в оборудованных и необорудованных местах. Презентация проектов.

ОБЖ

11.05

66

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие.


13.05

67*

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края».


18.05

68

Презентация проектов . «Музей путешествий» ОБЖ Чрезвычайная ситуация- что это?


20.05



Экскурсии

№ п\п

Тема

дата

Кор.даты

1.

Что такое экология?

16.09

2.

Чтобы путь был счастливым

22.01

3.

Дорожные знаки в окрестностях школы

5.02

Основы безопасности и жизнедеятельности (ОБЖ)

№ п\п

Тема

Дата

Кор.даты

1

Опасные ситуации в природе: дождь, гроза

18.09

2

Лекарственные травы

23.09

3

Меры безопасности при пользовании водными переправами

2.10

4

Правила купания и меры безопасности в оборудованных и необорудованных местах

9.10

5

Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами

18.11

6

Безопасное поведение в ситуациях криминального характера

20.11

7

Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: Звонок в дверь, звонок по телефону

25.11

8

Правила обеспечения сохранности личных вещей.

27.11

9

Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы

2.12

10

Первая медицинская помощь при отравлении газами. Отравление

4.12

11

Первая помощь при ушибах

9.12

12

Причины отравления газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами

11.12

13

Пути и передачи инфекционных заболеваний

16.12

14

Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия

18.12

15

Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури, (шторы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.

23.12

16

Когда ты становишься водителем

15.01

17

Огонь - друг и враг человека

20.01

18

Чистый воздух, его значение для человека

22.01

19

Безопасность пешехода». Т/б - при движении на улиц

29.01

20

Правила поведения учащихся на улице, дороге

3.02

21

Отравления пищей , лекарствами

10.02

22

Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии

12.02

23

Меры безопасности при общении с животными

19.02

24

Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях.

26.02

25

Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.

2.03

26

ОБЖ. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях

4.03

27

Ориентирование на местности.

16.03

28

Избыточный вес.

18.03

29

Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.

25.03

30

Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке.

8.04

31

Взаимодействие человека с окружающей средой.

13.04

32

Способы и средства спасания утопающих.

15.04

33

Чрезвычайные ситуации: паника, страх и их преодоление.

6.05

34

Правила купания в оборудованных и необорудованных местах.

11.05

35

Чрезвычайная ситуация- что это?

20.05

Правила дорожного движения (ПДД)

№п\п

Тема

Дата

Кор. даты

1

Движение пешеходов по дороге

2.09

2

Правостороннее и левостороннее движение.

4.09

3

Элементы дорог

9.09

4

Перекрёстки. Их виды

11.09

5

Переходим дорогу, перекрёсток

16.09

6

Сигналы светофора и регулировщика.

25.09

7

Виды транспортных средств

30.09

8

Специальные транспортные средства

7.10

9

Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств

14.10

10

Скорость движения городского транспорта

16.10

11

Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге

23.10

12

Правила посадки в транспортное средство и высадка из его

30.10

13

Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.

13.01

14

Состояние дороги, тормозной путь автомобиля.

27.01

15

Правила поведения учащихся на улице, дороге

17.02

16

Повторяем правила поведения на дороге

29.04

17

Движение пешехода по загородной дороге

4.05

Пожарная безопасность (ПБ)

№ п\п

Тема

дата

Кор.даты

1

Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах

21.10

2

ПБ. Страх, навыки безопасного поведения

28.10

3

Возникновение пожара в общественном транспорте. Правила поведения

11.11

4

Огонь - друг и враг человека

25.12

5

«Причины возникновения пожара в квартирах».

24.02.

6

Костёр. Меры безопасности при разведении костра.

6.04

7

Основные спасательные средства при пожаре

20.04

8

Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению

22.04

9

«Как себя вести при пожаре в лесу.»

27.04












КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.ЗАДАНИЯ В ТЕСТОВОЙ ФОРМЕ

При проверке работ проставляется количество баллов за выполнение каждой единицы содержания работы. Количество набранных баллов переводится в значение коэффициента. Для этого набранные учеником баллы необходимо разделить на максимальное количество баллов, предусмотренными данными заданиями.

Значение коэффициента

Отметка

0,5 и ниже

«2»

0,51 - 0,74

«3»

0,75 - 0,94

«4»

0.95 - 1

«5»

2. УСТНЫЙ ОПРОС

Отметка «5» - если ответ полный, с использованием специальной терминологии, логичности и аргументированности изложения с использованием широкой доказательной базы.

Отметка «4» - если ответ полный, с использованием специальной терминологии, логичности и аргументированности изложения, с использованием широкой доказательной базы с небольшими недостатками и неточностями.

Отметка «3» - если ответ неполный, не содержит основных параметров и понятий, а изложенный материал носит фрагментарный характер.

Отметка «2» - если ученик не знает ответ на вопрос.

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

«5» - ставится за правильное выполнение всех заданий практической работы.

«4» - ставится, если есть 1-2 ошибки при выполнении всей работы.

«3» - ставится, если в работе допущено 3-4 ошибки.

«2» - ставится, если в работе допущено 5 и более ошибок.

4.ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА (РЕФЕРАТ, СООБЩЕНИЕ)

«5» - если содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочёт в содержании и 1-2 стилевых недочёта.

«4» - если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

«3» - если в работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь, однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

«2» - если работа не соответствует теме. Допущено много фактических ошибок. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.


МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ:


  • Образовательные ресурсы (диски)

  • Классная доска.

  • Экран

  • Проектор

  • Компьютер

  • Колонки

  • Принтер

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ,

  1. Гербарий «Основные группы растений»

  2. Коллекция «Гранит и его составные части»

  3. Коллекция «Известняки»

  4. Коллекция «Полезные ископаемые»

  5. Компас (школьный)

  6. Глобус физический д. 2Ю мм

  7. Микроскоп без подсветки

  8. Времена года

  9. Земля, Солнце, Луна и звезды

  10. Живая и неживая природа

  11. Животные

  12. Растения

  13. Москва - столица России

  14. Комплект таблиц демонстрационных «Государственные праздники России»

  15. Комплект таблиц демонстрационных «Государственные символы России»

  16. Комплект карт демонстрационных «Настенные исторические карты. Начальное общее образование»

  17. Комплект карт демонстрационных «Настенные географические карты. Начальное общее образование»

  18. Комплект плакатов демонстрационных «Безопасность дорожного движения».

  19. Коллекция «Почва и ее состав».

  20. Коллекция семян к «Гербарию для начальной школы».

  21. Коллекция «Хлопок для начальной школы».

  22. Коллекция «Шелк для начальной школы».

  23. Коллекция «Шерсть для начальной школы».

  24. Коллекция «Лен» для начальной школы.

  25. Коллекция «Семена и плоды»

  26. Набор муляжей овощей

  27. Набор муляжей фруктов Лупа ручная.

  28. Коробка для изучения насекомых с лупой.

  29. Глобус физический Земли



СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ


  • - Поурочные разработки по курсу окружающий мир, авторы: Н.Ю. Васильева ,

Москва ВАКО, 2013г.

  • - Атлас-определитель «От земли до неба». А.А.Плешаков. Москва, Просвещение - 2011 г.

  • А.А. Плешаков «Зелёные страницы» Москва, Просвещение - 2010 г

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННОЙ УЧАЩИМСЯ


  • Академия младшего школьника. В.И.Варченко (компьютерный практикум);

  • А.А Плешаков "Мир вокруг нас" - рабочая тетрадь. Москва, Просвещение - 2008 г.

  • А.А. Плешаков "Мир вокруг нас" - Проверим себя. Москва, Просвещение - 2008 г.

  • Атлас-определитель «От земли до неба» А.А.Плешаков Москва/Просвещение - 2011 г.

  • А.А. Плешаков «Зелёные страницы» Москва, Просвещение - 2010 г





© 2010-2022