Технологическая карта по окружающему миру Человек изобретатель

Раздел Начальные классы
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе

Учитель:

Кирякова Кристина Владимировна

Класс

2 А

Предмет:

Окружающий мир

Авторы учебника:

Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов

Тема урока.

Человек - изобретатель

Тип урока.

Изучение нового

Цель:

Познакомить детей с жизнью и бытом первобытного человека.

Задачи:


  • сформировать интерес к истории своих предков

  • сформировать логическое мышление, умение самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы;

  • развить познавательную активность;

  • развить умение воспринимать и анализировать высказывание в устной и письменной форме;

Результаты:

Личностные.

  • формирование мотивации к обучению и саморазвитию;

  • проявлять положительное отношение к учебному предмету.

Метапредметные.

  • понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

  • получать информацию из текста, выделять существенное

  • формировать интерес к учению;

Предметные:

  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать представленную информацию для получения новых знаний;

Оборудование

Учебник, экран, проектор, ноутбук, презентация.

Межпредметные связи

История

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность
учеников

Формируемые УУД

1.Мобилизующий этап.
Цель.
Включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.

Вот прозвенел для нас звонок - начинается урок. Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Посмотрите все ли у вас готово к уроку?

Здравствуйте, меня зовут Кристина Владимировна и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира, садитесь.

Настраиваются на позитивный лад.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

2. Актуализация опорных знаний.
Цель.
Активизация учащихся.

И перед тем как начать, я хотела бы у вас узнать, любите ли вы путешествовать?

Я сегодня вам предлагаю тоже немного попутешествовать, в машине времени, а отправимся мы с вами в далеко далеко в прошлое.

А как вы думаете куда? ( во времена первобытных людей)

Ребята, а что вы знаете о первобытных людях?

Отвечают на вопрос учителя

Внимательно слушают


Делают предположения

Рассказывают о том, что знают о первобытных людях.

Познавательные УУД

3. Постановка учебной проблемы, формулирование темы урока

А знаете зачем? ( чтобы узнать, с помощью чего человек смог выжить в те времена, какими были их первые изобретения)

А кто теперь мне скажет какая тема нашего урока?

(Человек - изобретатель)

Отвечают на вопрос учителя.

(1 слайд)

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятивные

УУД

4. Открытие и первичное закрепление новой темы.

Самым первым изобретением человечества была, обыкновенная палка, которую люди начали использовать для защиты или для того, чтобы достать с высокого дерева фрукт. Потом появились первые сельскохозяйственные орудия, люди начали делать посевы и заниматься скотоводством. А вот как это было мы сейчас с вами и узнаем.

Ребята, а как вы думаете как раньше жили люди, по одиночке или группами? (Конечно же группами)


Имея несовершенные орудия труда, древние люди не могли жить по одиночке: они бы умерли от голода или погибли в борьбе с хищниками.

Поэтому жили группами, совместно добывали еду и оборонялись от животных. Такие группы объединяли несколько десятков людей: большее количество людей не могло обеспечить себя пропитание.

Эти коллективы не были постоянными.

Люди сходились и расходились, напоминая этим стадо животных.

Такой коллектив людей называют человеческим стадом.

А может кто нибудь знает чем же люди питались в то время и как добывали пищу?

Они занимались собирательством и охотой.

Заострёнными палками

и камнями выкапывали коренья, корнеплоды растений, собирали плоды деревьев, искали яйца птиц и черепах.

Вооружённые дубинками и заострёнными камнями, охотились на крупных животных.

Древнейшими орудиями труда были: Палка копалка, дубинка и рубило.

Ребята, а перед тем, как скушать мясо например, нужно что сначала сделать? ( приготовить его)

А чтобы приготовить что нужно? (Огонь)

Применение огня изменило жизнь людей.

Самым важным следствием этого стало употребление вареной или жареной пищи. Это привело к рез кому скачку в умственном развитии человека.

А так же очень часто для охоты люди использовали огонь - они обжигали длинные колья, заостряя их и делали копья.

Кроме того для загона животных применялись факелы - животные опасаясь огня бежали туда где его нет- к ловушке.

Я думаю все смотрели мультфильм «Ледниковый период»? Давайте посмотрим не большой отрывок.

Вот так и сто тысяч лет назад на территорию Европы начал свое наступление мощный ледник.

Люди, расселившиеся к этому моменту на бескрайних просторах евразийского материка были вынуждены вести тяжелую борьбу за выживание.

Но людям требовалась пища, и им пришлось приспособиться и они изобрели первые лук и стрелы.

А питались, в те не легкие времена, люди: Дикими быками, пещерными медведями, бурыми медведями, горными альпийскими козлами, шерстистыми носорогами, северными оленями, волосатыми мамонтами, бизонами, лошадьми, окунями, щуками, песцом, полярными зайцами,

черепахами, аистами.

А жили они, как вы думаете где? В пещерах ведь уже нельзя было жить, холодно.

Жили первобытные люди в хижинах.

Они были изготовлены из шкур животных, которые прикреплялись сухожилиями к веткам деревьев. Если не хватало дерева для подпорок, его заменяли длинными костями мамонта.

Слушают рассказ учителя

(2 Слайд)

Высказывают свои предположения

Слушают рассказ учителя.

(3 слайд)


Высказывают свои предположения

Слушают рассказ учителя

(5 слайд)

(7 слайд)

Отвечают на вопросы учителя

Слушают рассказ учителя


Отвечают на вопросы учителя

Слушают рассказ учителя



Отвечают на вопросы учителя

Слушают рассказ учителя


Познавательные

УУД

Регулятивные
УУД

Коммуникативные

УУД


5. Физминутка.


Слушали мы и читали на вопросы отвечали

И немножечко устали, а теперь мы отдыхаем

Физминутку начинаем.

Начинаем бег на месте Финиш метров через двести

Хватит, хватит, прибежали потянулись, подышали

Вот мы руки разведем, словно удивились

И друг другу до земли в пос поклонились,

Наклонились, выпрямились, наклонились, выпрямились

Ниже, дети, не ленитесь, поклонитесь, улыбнитесь.

Мы ладонь к глазам приставим, ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо оглядимся величаво

И налево надо тоже посмотреть из под ладошек.

И направо и еще через левое плечо.

Вот здоровья в чем секрет!

Всем друзьям физкульт - привет!

Слушают учителя, повторяют движения.

Бегут на месте

Потянулись

Разводят руки в стороны

Наклоняются

Глаза закрывают ладонями и расставляют ноги в стороны. Поворачиваются влево и вправо

Познавательные

УУД

Коммуникативные

УУД

Личностные УУД

6.Закрепление пройденного материала.

Цель.

Поиск решения задач.

Ребята, а чтобы не замерзнуть когда холодно, что нам нужно? (одежда)

Вот и первобытным людям тоже нужна была одежда.

А как вы думаете, из чего же ее шили? (Из шкур животных)

Кроме камня, для изготовления орудий люди использовали кости животных и рыб.

Из них как правило делали иглы и шило, применяемые для изготовления одежды.

Люди, пользовались каменными ножами для раскройки меховых шкур, прокалывали дырочки в шкурах каменным или костяным шилом, а затем сшивали эти шкуры сухожилиями. Снимая шкуры с лис, зайцев, волков, они, иногда сохраняли лапки для связывания этих шкур. В результате, получились грубые штаны, рубашки, плащи, колпаки и обмотки для ног.

Первая одежда была из шкур животных, примитивной ткани или кожи.

Нитками служили сухожилия животных. Первые иглы были из камня и кости, потом появились иглы из железа.

Возникла еще одна проблема, в результате похолодания, еды кроме мяса, стало значительно меньше.

И тогда, примерно 10 тыс. лет назад. Люди обнаружили, что если посеять семена дикорастущих злаков, то через некоторое время можно будет собрать урожай зерен. Эти зерна могут обеспечить человека пищей. Люди осознанно стали выращивать зерновые культуры, отбирая для посева лучшие зерна дикорастущих растений. Так родилось земледелие, а люди стали земледельцами.

Вместе с земледелием появились и инструменты для работы.

Землю взрыхляли деревянной мотыгой - палкой с крепким сучком. Иногда пользовались мотыгой из рога оленя. Затем в землю бросали зерна. Ячмень и пшеница стали первыми сельскохозяйственными культурами. Созревшие колосья срезали серпами. Серпы делали из осколков кремня, прикрепленных к деревянной рукоятке. Зерно перетирали между тяжелыми плоскими камнями. Так появились зернотерки. Смешав грубую муку с водой, получали тесто, из которого делали лепешки, и пекли их на раскаленных в очаге камнях. Так выпекали первый хлеб. Хлеб стал главной пищей людей на тысячелетия.

Вот так ребята и появился хлеб.

Позже люди поняли, что можно и не охотиться если зависти себе этих животных в поселении т. е. одомашнить. Были одомашнены овцы, козы, коровы, свиньи. Люди обзаводились целыми стадами домашних животных, которые давали мясо, жир, молоко, шерсть, шкуры. Стало развиваться скотоводство, и надобность в постоянной охоте отпала.

В результате этого, надобность в том чтобы жить большими общинами отпала, ведь охотиться уже не надо, а дикие животные не нападают, потому что боятся огня. Люди стали жить родовыми общинами т. е. проще говоря, семьями.

Несколько десятков тысяч лет назад на смену стаду пришла родовая община - коллектив родственников ведущих совместное хозяйство.

Сородичи были связаны кровными узами, поэтому основным законом была «Кровная месть».

Главными считались женщины, как продолжательницы рода.

А занимались общины чем? Как вы думаете? (Земледелием, рыболовством, ремеслом, скотоводством, охотой)

В процессе труда развивались мыслительные способности. Общение людей между собой при помощи нечленораздельных звуков постепенно превращалось в язык, которым из поколения

в поколение передавался накопленный опыт.

А знаете ли вы откуда люди узнали обо все этом?

(с помощью наскальной живописи)

В 1878 г. в Испании археолог Саутола и его дочь отправились в пещеру Альтамира .Когда Сауто зажег факел, они увидели картины нарисованные на стенах и своде пещеры.

Позднее были открыты и другие пещеры с рисунками древних художников.

Среди изображений легко узнаются бизоны и олени, медведи и носороги.

Все рисунки были сделаны с удивительным мастерством - хотя не обошлось и без курьезов - встречались изображения животных с большим количеством ног - так художники пытались передать движение.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают рассказ учителя





Слушают рассказ учителя



Слушают рассказ учителя




Отвечают на вопросы учителя.

Слушают рассказ учителя

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают рассказ учителя

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

7.Рефлексия.
Цель.

Осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился.

Итак ребята, давайте подведем теперь нашему путешествию, итог. Что же мы с вами узнали?

- С помощью чего человек смог выжить в таких суровых условиях? (овладел огнем, создал орудия труда, превратил охоту в главное занятие, изготавливал одежду и жилища, стал жить в прочных коллективах)

- Почему люди перестали зависеть от природы? ( потому что люди стали заниматься скотоводством, земледелием, ремеслом)

- Где жили первобытные люди и что служило их жилищу? ( Жили в хижинах, которые строились из шкур и опорой им служили кости животных)

- Но им еще предстоял долгий путь развития, прежде чем они стали такими, как современные люди.

-Молодцы! Спасибо за урок!

Определение достижения цели урока

Оценивают свою работу на уроке.

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные

УУД


© 2010-2022