- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по русскому языку на тему Перенос слов
Конспект урока по русскому языку на тему Перенос слов
Раздел | Начальные классы |
Класс | 1 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Талипова .Л. |
Дата | 01.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока «Перенос слова» 2 класс
Цель: формирование умения правильно переносить слова.
Задачи:
образовательная:
-
на основе занимательной литературы развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил;
развивающая:
-
развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность;
-
развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся;
воспитательная:
-
воспитывать положительную мотивацию в обучении;
-
воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремлённость, коммуникабельность;
здоровьесберегающая:
-
создать условия для психологического комфорта и снятия усталости учащихся.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
-
Организационный момент
Психологический настрой
-- Давайте все поздороваемся с гостями.
--Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
-- Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
(щелчок)
-- Давайте хором прочитаем девиз нашего урока: «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!»
Запись числа и классной работы.
-
Сообщение темы урока
- (щелчок)
Какое слово можно собрать из этих букв: с о п е н р е?
(щелчок)
- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
- Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса.
Слайд 4
- Перенос
Ответы детей
-
Актуализация знаний
Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том, как переносил слова один мальчик.
- Мы изучаем перенос.
- Вот как слова я перенёс:
- Едва
Я перенес: е - два (щелчок)
И получил за это «два».
Укол
Я перенес: у - кол (щелчок)
И получил за это «кол».
Опять
Я перенес: о - пять, (щелчок)
Теперь, наверно, будет «пять»?
-- А как вы думаете, ребята?
- Почему?
-- Подумайте, можно ли разделить для переноса слово едва? (щелчок) щелчок)
Задумал ты перенести
Какое-нибудь слово -
Знак переноса помести
Где нужно и готово!
- А можно ли разделить для переноса слова укол и опять.
- Сколько в этих словах слогов?
- Почему нельзя делить их для переноса?
- Ответить на этот вопрос нам помогут эти стихи: (щелчок)
В слове Аня слога два,
Но разделить для переноса
Это слов, друг, нельзя.
Одну букву оторвёшь,
Ты нарушишь правило.
Скучно букве быть одной,
Как и тебе, если ты без друзей.
Вывод: (щелчок) Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.
Объясняют ошибки в переносе слов.
- Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.
- Потому что одну букву нельзя переносить.
Отвечают рифмовкой:
(щелчок)
-
Работа по учебнику
Работа в парах
Дидактический материал с.28 упражнение 24. Записать слова, которые можно перенести.
Проверка. (щелчок)
Дети выполняют задания в тетрадях.
6. Работа с текстом
- Внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово па-ук разделяет голосом на два слога.) (щелчок)
Шёл ёж. Глядь - зверь, не зверь.
- Ты кто?
- Паук.
- Па-ук? Кыш!
- Как так - кыш?
- А вот так - кыш, и всё тут.
Ёж смел. А тот - трус, шмыг в щель! (щелчок)
- Ну, друг, в чём тут суть? В чём соль, а?
- Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?
- Мы можем разделить слово паук для переноса?
- Как это можно сделать? (щелчок)
- А остальные слова из текста можем разделить для переноса?
- Почему?
щелчок) щелчок)
Вывод: (щелчок) Слова из одного слога не переносятся.
- Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.
- Да.
- Па-ук.
- Нет.
- Они состоят из одного слога.
7.Физкультминутка.
8. Открытие нового знания.
- Прочитайте предложение:
Мы изучаем перенос.
Запишите это предложение, обозначая орфограммы.
Посмотрите, как перенесли слово в этом предложении.
Мы изуч-аем перенос.
- В чём ошибка?
- Как это слово можно разделить на слоги для переноса? (щелчок)- 1 способ, (щелчок) - 2 способ
- Выходит это слово можно разделить двумя способами.
Изу-чаем изуча-ем
- Запишите оба варианта в тетради.
- Какое правило переноса надо соблюдать, чтобы не допускать такой ошибки?
Вывод: (щелчок) Слог разрывать нельзя. Чтобы правильно перенести слова нужно уметь правильно разделить его на слоги.
Дети находят ошибку.
Отвечают на поставленные вопросы.
Делают вывод.
9. Перенос слов с буквой Й.
-Отгадайте загадки: (щелчок)
В животе баня, в носу решето. На голове пуговица. Одна рука и та на спине. (щелчок)
Только бег его спасает, от врагов он убегает, прыгает как мячик быстроногий …(щелчок)
- Как можно перенести эти слова? (щелчок)
Вывод: (щелчок) Букву Й нельзя отрывать от гласной
- Запишите в тетрадь эти слова, разделяя их для переноса.
Проверка
Отгадывают загадки
Проговаривают правило переноса
Записывают слова в тетрадь
10. .Зрительно-слуховой диктант. (щелчок)
- Прочитайте предложение: (щелчок)
Язык родной, дружи со мной.
- Так будет, если мы узнаем все правила русского языка, в том числе и правила переноса. - Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?
- Из скольких слогов состоят эти слова?
- Какое слово отличается?
- Почему?
- Верно, это правило мы уже знаем.
Дети читают хором.
- Списать, разделить слова для переноса.
(щелчок) проверка
- Слова язык, родной, дружи.
- Все слова состоят из двух слогов.
- Слово язык.
- Его нельзя переносить.
11. Составление слов.
(щелчок) Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
- (щелчок) Какие слова здесь написаны? на, пру, жи; ши, лан, ды.
- Сколько слогов в этих словах?
- Запишите эти слова, разделив для переноса. (щелчок) проверка
- Сколько способов переноса вы заметили для трёхсложных слов?
Читают хором стихотворение.
Составляют слова: (щелчок) ландыши, пружина.
- Три.
Устно
- У трёхсложных слов два способа переноса.
12. Словарная работа. (щелчок)
- Посмотрите на картинки, найдите лишнее. (щелчок)
Запишите слова, обозначающие эти предметы, разделите для переноса: собака, корова, ворона, сорока,
(щелчок)
машина
Называют.
Задание выполняют в тетрадях.
13. Гимнастика для глаз
Гимнастика на слайде: следить глазами за солнышком.
(смена слайдов по щелчку)
14.Работа с однокоренными словами.
щелчок)
Вы подумайте о чуде:
Сколько букв - сестёр родных?
Тридцать три? А сколько люди
Могут слов сложить из них?
- От слова ёж образуйте однокоренные слова. (щелчок)
- Чем интересны эти слова?
- Запишите слова, разделив для переноса.
- Как видите, слово состоит из трёх слогов, а перенести его можно только одним способом.
Вывод: (щелчок) не всегда у трёхсложных слов есть два способа переноса.
- Ёжики, ежата, ежиха, ежовый, ежонок. (щелчок)
- Они состоят из трёх слогов.
-Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок. (щелчок)
Смотря по времени Можно устно
15.Рефлексия.
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок. (щелчок)
- Какие тайны переноса слов мы открыли?
Дети вспоминают выводы, отвечают.
(щелчок) по каждому выводу
16. Домашнее задание. (щелчок)
Сочинить двустишие со словами переносом, носом.
Рассказать дома, о чём узнали на уроке.
Стихи записывают в тетрадь.
17. Итог урока.
- Оцените свою работу.
Если вы считаете, что усвоили тему на "отлично", нарисуйте себе веселое солнышко. (щелчок)
Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения -- солнышко за тучкой (щелчок)
Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте хмурое солнышко(щелчок)
- А теперь прочитайте, что я хотела вам сказать. (щелчок).
Встают при появлении солнышка на слайде.
Читают хором: "Желаю солнечного настроения".