Конспект урока по русскому языку на тему Перенос слов

Раздел Начальные классы
Класс 1 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока «Перенос слова» 2 класс

Цель: формирование умения правильно переносить слова.

Задачи:

образовательная:

  • на основе занимательной литературы развивать умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил;

развивающая:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять творческую активность;

  • развивать наблюдательность, внимание, память, активность и грамотную речь учащихся;

воспитательная:

  • воспитывать положительную мотивацию в обучении;

  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку, целеустремлённость, коммуникабельность;

здоровьесберегающая:

  • создать условия для психологического комфорта и снятия усталости учащихся.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Организационный момент

Психологический настрой

-- Давайте все поздороваемся с гостями.

--Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

-- Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

(щелчок)

-- Давайте хором прочитаем девиз нашего урока: «Хочешь грамотным быть, учись мыслить, думать, творить!»

Запись числа и классной работы.


  1. Сообщение темы урока

- (щелчок)

Какое слово можно собрать из этих букв: с о п е н р е?

(щелчок)

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

- Мы будем наблюдать за тем, как надо переносить слова, а в конце урока сделаем выводы о правилах переноса.

Слайд 4

- Перенос

Ответы детей


  1. Актуализация знаний

Послушайте стихотворение Александра Шибаева о том, как переносил слова один мальчик.

- Мы изучаем перенос.

- Вот как слова я перенёс:

- Едва

Я перенес: е - два (щелчок)

И получил за это «два».

Укол

Я перенес: у - кол (щелчок)

И получил за это «кол».

Опять

Я перенес: о - пять, (щелчок)

Теперь, наверно, будет «пять»?

-- А как вы думаете, ребята?

- Почему?

-- Подумайте, можно ли разделить для переноса слово едва? (щелчок) щелчок)

Задумал ты перенести

Какое-нибудь слово -

Знак переноса помести

Где нужно и готово!

- А можно ли разделить для переноса слова укол и опять.

- Сколько в этих словах слогов?

- Почему нельзя делить их для переноса?

- Ответить на этот вопрос нам помогут эти стихи: (щелчок)

В слове Аня слога два,
Но разделить для переноса
Это слов, друг, нельзя.
Одну букву оторвёшь,
Ты нарушишь правило.
Скучно букве быть одной,
Как и тебе, если ты без друзей.

Вывод: (щелчок) Одну букву нельзя переносить и оставлять на строке.



Объясняют ошибки в переносе слов.

- Нет, пять за этот ответ поставить нельзя.

- Потому что одну букву нельзя переносить.

Отвечают рифмовкой:

(щелчок)


  1. Работа по учебнику

Работа в парах

Дидактический материал с.28 упражнение 24. Записать слова, которые можно перенести.

Проверка. (щелчок)

Дети выполняют задания в тетрадях.

6. Работа с текстом

- Внимательно прочитаем текст. (При чтении учитель слово па-ук разделяет голосом на два слога.) (щелчок)

Шёл ёж. Глядь - зверь, не зверь.

- Ты кто?

- Паук.

- Па-ук? Кыш!

- Как так - кыш?

- А вот так - кыш, и всё тут.

Ёж смел. А тот - трус, шмыг в щель! (щелчок)

- Ну, друг, в чём тут суть? В чём соль, а?

- Ответьте, почему в этом тексте слово паук лишнее?

- Мы можем разделить слово паук для переноса?

- Как это можно сделать? (щелчок)

- А остальные слова из текста можем разделить для переноса?

- Почему?

щелчок) щелчок)

Вывод: (щелчок) Слова из одного слога не переносятся.



- Потому что в этом слове два слога, а в остальных по одному.

- Да.

- Па-ук.

- Нет.

- Они состоят из одного слога.

7.Физкультминутка.

8. Открытие нового знания.

- Прочитайте предложение:

Мы изучаем перенос.

Запишите это предложение, обозначая орфограммы.

Посмотрите, как перенесли слово в этом предложении.

Мы изуч-аем перенос.

- В чём ошибка?

- Как это слово можно разделить на слоги для переноса? (щелчок)- 1 способ, (щелчок) - 2 способ

- Выходит это слово можно разделить двумя способами.

Изу-чаем изуча-ем

- Запишите оба варианта в тетради.

- Какое правило переноса надо соблюдать, чтобы не допускать такой ошибки?

Вывод: (щелчок) Слог разрывать нельзя. Чтобы правильно перенести слова нужно уметь правильно разделить его на слоги.

Дети находят ошибку.

Отвечают на поставленные вопросы.

Делают вывод.

9. Перенос слов с буквой Й.

-Отгадайте загадки: (щелчок)

В животе баня, в носу решето. На голове пуговица. Одна рука и та на спине. (щелчок)

Только бег его спасает, от врагов он убегает, прыгает как мячик быстроногий …(щелчок)

- Как можно перенести эти слова? (щелчок)

Вывод: (щелчок) Букву Й нельзя отрывать от гласной

- Запишите в тетрадь эти слова, разделяя их для переноса.

Проверка

Отгадывают загадки



Проговаривают правило переноса

Записывают слова в тетрадь

10. .Зрительно-слуховой диктант. (щелчок)

- Прочитайте предложение: (щелчок)

Язык родной, дружи со мной.

- Так будет, если мы узнаем все правила русского языка, в том числе и правила переноса. - Какие слова из этого предложения можно разделить на слоги?

- Из скольких слогов состоят эти слова?

- Какое слово отличается?

- Почему?

- Верно, это правило мы уже знаем.

Дети читают хором.

- Списать, разделить слова для переноса.

(щелчок) проверка

- Слова язык, родной, дружи.

- Все слова состоят из двух слогов.

- Слово язык.

- Его нельзя переносить.

11. Составление слов.

(щелчок) Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.

- (щелчок) Какие слова здесь написаны? на, пру, жи; ши, лан, ды.

- Сколько слогов в этих словах?

- Запишите эти слова, разделив для переноса. (щелчок) проверка

- Сколько способов переноса вы заметили для трёхсложных слов?

Читают хором стихотворение.

Составляют слова: (щелчок) ландыши, пружина.

- Три.

Устно

- У трёхсложных слов два способа переноса.

12. Словарная работа. (щелчок)

- Посмотрите на картинки, найдите лишнее. (щелчок)

Запишите слова, обозначающие эти предметы, разделите для переноса: собака, корова, ворона, сорока,

(щелчок)

машина

Называют.

Задание выполняют в тетрадях.

13. Гимнастика для глаз

Гимнастика на слайде: следить глазами за солнышком.

(смена слайдов по щелчку)

14.Работа с однокоренными словами.

щелчок)

Вы подумайте о чуде:
Сколько букв - сестёр родных?
Тридцать три? А сколько люди
Могут слов сложить из них?

- От слова ёж образуйте однокоренные слова. (щелчок)

- Чем интересны эти слова?

- Запишите слова, разделив для переноса.

- Как видите, слово состоит из трёх слогов, а перенести его можно только одним способом.

Вывод: (щелчок) не всегда у трёхсложных слов есть два способа переноса.

- Ёжики, ежата, ежиха, ежовый, ежонок. (щелчок)

- Они состоят из трёх слогов.

-Ёжи-ки, ежа-та, ежи-ха, ежо-вый, ежо-нок. (щелчок)

Смотря по времени Можно устно

15.Рефлексия.


Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок. (щелчок)

- Какие тайны переноса слов мы открыли?

Дети вспоминают выводы, отвечают.

(щелчок) по каждому выводу

16. Домашнее задание. (щелчок)

Сочинить двустишие со словами переносом, носом.

Рассказать дома, о чём узнали на уроке.

Стихи записывают в тетрадь.

17. Итог урока.

- Оцените свою работу.

Если вы считаете, что усвоили тему на "отлично", нарисуйте себе веселое солнышко. (щелчок)

Если где-то в чём-то не уверены, есть сомнения -- солнышко за тучкой (щелчок)

Если вы считаете, что вам очень трудно переносить слова, то нарисуйте хмурое солнышко(щелчок)

- А теперь прочитайте, что я хотела вам сказать. (щелчок).

Встают при появлении солнышка на слайде.

Читают хором: "Желаю солнечного настроения".





© 2010-2022