• Преподавателю
  • Начальные классы
  • Конспект урока по литературному чтению «Великие русские писатели. Лев Николаевич Толстой. Краткий пересказ статьи. Л. Н. Толстой Лев и собачка. Быль. » (3 класс)

Конспект урока по литературному чтению «Великие русские писатели. Лев Николаевич Толстой. Краткий пересказ статьи. Л. Н. Толстой Лев и собачка. Быль. » (3 класс)

Раздел Начальные классы
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

  1. Ф.И.О. учителя: Зайцева Елизавета Сергеевна

  2. Класс: 3 "А"

  3. Дата: 16.03.15

  4. Предмет: литературное чтение.

  5. Тема: «Великие русские писатели. Лев Николаевич Толстой. Краткий пересказ статьи. Л. Н. Толстой "Лев и собачка". Быль.»

  6. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

  7. Цель урока: Создать условия для ознакомления обучающихся с произведением Толстого Л.Н. «Лев и собачка» продолжить работу над формированием умений и навыков чтения.

  8. Задачи

  • Образовательные: сформировать представление о трагедийном смысле были « Лев и собачка»;

  • Развивающие: способствовать развитию техники чтения; расширить кругозор учащихся; словарный запас обучающихся; выработать умение устанавливать логические связи и делать выводы, развить языковое чутьё.

  • Воспитательные: способствовать воспитанию любви к животным, чувства ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.

  1. Дидактические средства:

  • для учителя - учебник Литературное чтение 3 класс, ИКТ (презентация, ноутбук), изображение солнца (формат А2)

  • для обучающегося - учебник Литературное чтение 3 класс.


Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

работы

Результат

1

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие.

Орг. момент

Здравствуйте, меня зовут Елизавета Сергеевна и урок литературного чтения проведу у вас я.

Здравствуйте

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция

(Л) смыслоопределение

(Л) смыслообразование

2

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы

Проверка д/з

Какое домашнее задание у нас было?
Итак, к доске пойдет....(выз. 5 человек)

Вы молодцы. Сейчас мы проведем с вами речевую разминку (читаю) (слайд 2)
Наш Полкан попал в капкан.

Проговорим:
1р. -медленно, 2р. - быстро, 3р. -тихо, 4р - громко.

Прочитать наизусть басни

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

(П) формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

3.

Постановка проблемы.

Выявление места и причины затруднения.

Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее включения в учебную деятельность

Загадки учащимся

Рассказ про льва, собачку.



Помогает учащимся сформулировать тему, цель урока.

-А Сейчас послушайте загадки. (слайд 3)

•Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.

-Хорошо! А что вы знаете о собаках? Какие они?

- Собака - друг человека, верные друзья, никогда не передаёт своего хозяина. Собаки раньше были дикими животными, человек приучил собаку, и собака теперь помогает человеку всю жизнь. В последнее время на улицах городов и сёл бродят бездомные собаки. Бездомная собака - брошенный друг. Друг, которого предали и довели до озлобления и отчаяния. Мы должны жалеть наших младших бессловесных братьев, проявлять чуткость к ним, защитить их в нужный момент. Помните! Мы в ответе за тех, кого приручили. Добро начинается с любви к живому. Доброта помогает людям жить, творить, делает жизнь красивой. (слайд 4)

--Отгадайте еще одну загадку:

Среди зверей кто самый главный?
Храбрый, с гривою шикарной,
Он не привык скрывать свой гнев,
Зверей он царь, свирепый…

-Кто из вас был в зоопарке?

Кто видел льва?

Что вы о нём можете рассказать?

- Длина льва- 2м 40см, вес - 230кг. Лев - рекордсмен по высоте в плечах среди всех кошачьих. По весу он находится на втором месте после тигра. У львов мощные ноги, сильные челюсти, а клыки имеют длину 8 см, поэтому эти хищники способны убивать достаточно крупных животных. Хищник, царь зверей.

Как вы считаете, как называется

рассказ, который мы будем читать?

Сформулируйте тему нашего урока( слайд 5)

А какую цель мы с вами поставим на наш урок? (слайд 6)

Слушают

-Собака

-Добрые, преданные



Лев

Лев- это грозное животное, мощный, большой зверь.

«Лев и собачка»

Л.Н.Толстой «Лев и Собачка»

-Познакомиться с новым рассказом Лев и собачка

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

(Р) учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

4.

Проектирование и фиксация нового знания.

Построение проекта выхода из затруднения.

Цель: выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

Биография писателя



Организует работу по учебнику, иллюстрации.

Прослушивание текста.



Работа над непонятными словами -Перед тем, как приступить к изучению рассказа, познакомимся с факта из биографии Л.Н. Толстого (слайд 7) - Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду. Находился в родстве с А.С. Пушкиным.

Лев Толстой отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Л.Н.Толстой очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей. Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим тружеником. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Нам все известны такие детские произведения как Филиппок, Акула, Прыжок, Детство, Косточка, Котенок и другие.

-Теперь откройте учебник на стр.52 , Рассмотрите иллюстрацию к нему. Что вы видите?

(слайд 12)

Действие происходит в зоопарке. Сейчас вы будете слушать текст и следить по учебнику внимательно, помечаете карандашом непонятные слова.

Первичное восприятие текста

Каково ваше впечатление от рассказа?

Какие мысли, настроение вызвало чтение.



Словарная работа. (слайд 13)

Какие слова были непонятны?

Ощетиниться - поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Барин - землевладелец в царской России, человек, избегающий грязной, тяжёлой работы.





Мы видим, что лев и собачка очень дружелюбно относятся друг к другу.

-Слушают, помечают карандашом помеченные слова

Очень жалко льва и собачку; лев умер от тоски. Лев не просто привязался к собачке, а полюбил её. Он добрый- поделил мясо с собачкой, которую вначале встретил с удивлением.

Ощетиниться, Барин

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;

(Л)умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Физкультминутка

Укротительница львов (наклоны головы влево/вправо)

Удивит учеников (плечами вверх/вниз)

Укрощает льва и львицу (наклоны туловища влево/вправо)

Ужас, как мышей боится! (приседания)

5.

Реализация построенного проекта.

Работа по тексту( Анализ произведения)

Работа с текстом

-- Назовите главных героев были.

-Как вы думаете на сколько частей можно разделить данный рассказ.

-- Прочитаем, как начинается рассказ.

Это первая часть рассказа. Поставьте карандашом точку.

Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ? - Что он хотел нам показать?

-Зачем же Лев Николаевич так начинает свой рассказ?

- А как мы с вами можем озаглавить первую часть рассказа?

-Хорошо!

-- Найдите и прочитайте в тексте, как произошла встреча льва и собачки. (2 часть рассказа).

-Какие действия совершает собачка - найдите и подчеркните глаголы, которые передают эти действия.

- Что вы можете сказать о собачке? Какая она?

_ Какие действия совершает лев? (Подчеркните карандашом глаголы).

-Прочитайте, как лев посмотрел на собачку, когда впервые её увидел

Что повлияло на душевное состояние льва, ведь до этого лев съедал животных?

Чем подкупила собачка льва?

Что сблизило этих двух животных?

Давайте подумаем как мы можем озаглавить эту часть рассказа

Хорошо!

-- Как протекала жизнь льва и собачки дальше? (Чтение - 3 часть рассказа)

-Кем стала собачка для льва?

-Как лев относится к собачке?

А как вы думаете, как можно эту часть текста озаглавить?

- Читаем заключительную часть. (4 часть рассказа)

Что же происходит дальше?

- Как ведет себя лев?

-Как же два таких зверя смогли ужиться в одной клетке?

- А как вы можете озаглавить эту часть произведения.

Лев и Собачка

4 части


Читают

Люди безжалостны - вместо того, чтобы брать деньги, они уничтожают животных

Чтобы такого никогда не было. Он хочет научить нас любить животных. В рассказе люди безжалостны, а лев и собачка добрые..

Смотрины диких зверей

Подчеркивают глаголы: поджала, прижалась, легла, подняла лапки, стала махать.


Добрая, ласковая, предлагает дружбу

Тронул, перевернул, посмотрел на собачку, смотрел, оторвал кусок мяса собачке.

Посмотрел с любопытством, т интересом и удивлением.

Собачка ласковая, приветливая, сумела поменять настроение льва.

Встреча льва и собачки

Читают

Другом

Лев относился к ней дружелюбно, полюбил её.

Жизнь льва и собачки

Читают

Собачка умирает.

Горюет, не выдерживает разлуки, преданный

Они были одиноки, и это их объединило.

Мучения и смерть льва от одиночества.

Фронтальная

Формирование УУД:

(Р) оценка, контроль, коррекция



(К)умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

(К) умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

(К) адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой общения

(Р) оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки

6.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: выявить и корректировать возможные ошибки, определить способы действий

Повторение понятия рассказ- быль

Хорошо ребята!

Но если вы заметили, мы сегодня с вами знакомились не просто с рассказом, а с рассказом- былью.

Кто же знает что такое быль?

Быль- это рассказанное событие, которое действительно было в жизни, т.е. не выдуманная история

Фронтальная

Формирование УУД:

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

9.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, организовать рефлексию и самооценки учениками

рефлексия и самооценка учениками;

Подведение итогов

- О чем же было это произведение?

-Что нам открыл автор в этом рассказе? Какова была цель писателя?
Дети, прислушайтесь к слову «посочувствовали». К чему же обращается писатель?

Замечательно! Читая рассказы, мы радуемся и огорчаемся, веселимся и грустим, испытываем чувство страха и чувство восторга, любви и ненависти, сражаемся, побеждаем, разочаровываемся, страдаем.

Какая же цель была нашего урока?

-А сейчас оценим нашу работу. На доске вы видите солнышко. Но оно необычное- у него нет лучиков. Поэтому оно просит вашей помощи. Вам нужно прикрепить желтый лучик, если урок вам понравился и узнали для себя что то новое. А вот если урок совсем вам не понравился или ничего нового вы не узнали, то прикрепите красный лучик (выходят по рядам)

А сейчас запишите домашнее задание:

-Спасибо за урок. До свидания!

- О преданной дружбе льва и собачки

Чтобы мы пожалели собаку…Посочувствовали ей…

К нашим чувствам

Познакомиться с рассказом Лев и собачка


Записывают-

До свидания.

Фронтальная

- рефлексия способов и условий действия (П);

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);

- самооценка на основе критерия успешности (Л);

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

- использование критериев для обоснования своего суждения (К);



© 2010-2022