- Преподавателю
- Начальные классы
- Конспект урока по музыке Природа и музыка 2кл 4 четверть
Конспект урока по музыке Природа и музыка 2кл 4 четверть
Раздел | Начальные классы |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильяшенко Н.А. |
Дата | 27.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Учитель: Ильяшенко Н.А.
Урок по музыке 4 четверть 1 урок.
2 класс
Тема урока: Два лада. Природа и музыка. Музыка весны.
Цель урока: Познакомить детей с образом весны в произведениях поэтов и композиторов; научить выявлять общее и особенное между произведениями разных видов искусств. Задачи:
- Познакомить с образом Весны в творчестве А.Вивальди, П.И.Чайковского, Г.Свиридова, В.Гончикова;
- Научить слушать музыку и грамотно её понимать. 2. Развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей
- Развивать художественно-образное мышление и творческое воображение.
Программное обеспечение
Презентация, проектор, экран, аудиоряд.
Ключевые слова
«Рисуем» музыку, звуки-краски, пластическое интонирование, музыкальное мышление. Музыкальный материал: 1. А. Вивальди «Весна» 1 часть из концерта «Времена года» (фрагмент) 2. Э. Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» - слушание, анализ. 3. П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года» 4. «В небе туча хмурится» В.Шаинский- С Козлов - разучивание песни. Исполнение в сопровождении фонограммы.
Ход занятия
- Организационный момент.Психологический настрой на урок.
- Я нахожусь на уроке музыки.
- Мне очень нравится этот урок.
- Сейчас я начну заниматься музыкой.
- Я буду стараться и все выполню правильно.
Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин «Весна») Учитель: О чем это стихотворение? (О весне)
Учитель: А сейчас внимательно послушайте музыку, которая сейчас прозвучит. Я не называю его. ( слайд №2) Оркестр симфонический Вас может угостить Поэмой драматической, Симфонией эпической, Фантазией лирической, Рапсодией трагической. Всех инструментов голоса Сольются, и тогда Услышим, как шумят леса, И как журчит вода, И как дрова трещат в огне, И как пурга ярится, И как мечтает о весне Продрогшая синица.
(А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года»).(звучит фрагмент) ( слайд №3)
Учитель: К какому времени года соответствует настроение этого музыкального произведения? Как вы думаете почему? Дети: Я думаю, что весне, потому что музыка солнечная, нежная, светлая…немного весёлая. Учитель: Правильно. ( слайд №4) Произведение это называется «Весна» из концерта А.Вивальди «Времена года». Молодцы, вы правильно узнали настроение этой музыки. А что такое оркестр?( слайд №5) А какие инструменты исполняли эту музыку? ( скрипка) К какой группе симфонического оркестра принадлежит скрипка? ( струнно- смычковые инструменты) слайд№6
3.Сообщение темы. Постановка целей урока. Скажите, пожалуйста, прочитав это стихотворение, прослушав музыку Вивальди, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Мы будем говорить о весне , природе и музыке. Учитель: Хорошо. А как вы можете рассказать о весне? Словами, или еще чем?
Стихотворением, картиной, песней
Учитель: Значит тема нашего занятия какова? Природа и музыка. Музыка весны. ( на доске табличка) слайд №7
Учитель: Очень хорошо. Давайте сформулирем задачи на наш урок. ( слайд №8) Сегодня на уроке мы будем: ( ответы детей)
- слушать музыку о весне,
- петь песни о весне.
- учиться слушать музыку и грамотно её понимать.
- будем развивать вокально-хоровые навыки и творческие способности
4. Изучение новой темы. Учитель: А сейчас послушаем музыку, и вы мне скажете, что рисует прослушанное музыкальное произведение. Слушаем «Утро» Э. Грига.
Учитель: Как звучит это музыкальное произведение. Начинается как?
Музыка начинается тихо, едва слышно, медленно, потихоньку звук прибавляется.
Учитель: Когда происходит такое явление : было тихо-тихо, затем тихонечко начинается мир наполняться звуками, все громче, громче становятся звуки. Когда такое происходит в какое время суток? Такое явление происходит утром. Учитель: Давайте нарисуем картину утра словами. Что происходит с природой утром.
Дети: Природа просыпается, поднимается солнышко, птицы начинают петь, цветы просыпаются, все растения тянутся к солнцу.
Учитель: Совершенно верно, мы увидели это в музыке Эдварда Грига? Дети: Да.
Учитель: Называется произведение «Утро». А вы знаете, что люди часто называют весну УТРО ГОДА. Как вы думаете почему?
Дети: Природа оживляется после долгой зимней спячки. Просыпается.
Учитель: Правильно, молодцы! Давайте вспомним еще три группы симфонического оркестра? ( слайд №11-14)
Послушаем еще одно музыкальное произведение. Это произведение тоже о весне. Я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно слушать музыку с закрытыми глазами.
5. Слушание музыки П.И.Чайковского «Подснежник. Апрель» ( слайд 17-18)
Учитель: Итак, какое явление весны нарисовано в этой музыке? Что хотел передать композитор в этой музыке?
(на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег, из-под снега появляются подснежники) Подснежники Первым цветком называют, появляющиеся ранней весной в лесу подснежники - символ начала пробуждения и расцвета природы. А почему он так называется? Сказка о храбром цветке: ( слайд №19) Жили-были Снегурочка и Весна-красна. Обе пригожие, обе добрые, милы людям. Только наряжаются разно. Одна в снежинки, а другая в цветы. От снежинок цветы вянут, а от цветов снежинки тают. Нельзя сестрам жить вместе. Но ведь сестры-то они родные. И раз в году сходятся на короткий час. Снегурочка разгребает лунки в снегу. Весна-красна сажает туда росточки. И тогда на белом полотне появляются подснежники.
Учитель: И этому прекрасному цветку Чайковский посвятил свое произведение. А сейчас, я предлагаю всем встать и немного отдохнуть.
6. Физминутка Лес большой был, полон звуков Кто-то выл, а кто мяукал Кто-то хрюкал, кто-то топал, Кто-то крыльями захлопал Кто пищал, а кто молчал Ну а кто-то весенний аромат цветов вдыхал
7. Работа над песней « В небе туча хмурится» В.Шаинского ( слайд №21). Учитель: Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим. Мы прослушали произведения итальянского композитора А.Вивальди, норвежского композитора Э.Грига, русского композитора П.И.Чайковского. Но у нас ведь есть еще наши национальные композиторы: Владимир Шаинский ( рассказ о композиторе) ( слайд №22)
Почему вы думаете, что эта песня подходит теме занятия? А кто написал музыку и слова к этой песне? В каких красках написана эта музыка? Минорных ладах. Минор - это,,,, Песня « Веснушки» Какая она по краскам и звучании. - веселая, мажорная. Мажор - это…
8. Иллюстрирование своих эмоций, чувств.
Учитель: Мы увидели, что, скажем, выразить весну можно словами, звуками, т.е. музыкой, да. А как еще можно выразить весну? Правильно. Можно выразить красками. И поэтому я предлагаю вам выразить свои чувства, эмоции от услышанной музыки на листке в виде какого-нибудь рисунка красками. Г.Свиридов «Весна». ( слайд №23-24)
Если будет время:
Учитель: Ребята, у каждого народа есть свой праздник! А есть праздник, который нас объединяет во все века! Это день победы! В этом году мы отмечаем 70-летие Победы! Чтобы каждый день нас радовал, чтоб был мир на всей земле, чтобы голуби летели высоко споем песню «Солнечный круг»
( 1 куплет)
«Солнечный круг» Исполнение
Учитель: На этом наш урок окончен! До свидания, ребята! До новых встреч!
9. Подведение итогов занятия. Учитель: О чем рассказывает музыка, которая звучала на занятии? (о весне, природе) Какие звуки весны вы сегодня услышали? (шум ручьев, капели, как просыпаются цветы)
Занятие наше подходит к концу. Понравилось вам занятие? А сейчас покажите нам свое отношение к занятию: если понравилось занятие, рисуете улыбающийся смайлик, если же вам было грустно и тоскливо на занятии, ставите второй смайлик, ну а если же вы чуть было не уснули на занятии, то конечно же ставите спящий смайлик.
Слушайте и смотрите весну! 10. Домашнее задание. Найти стихотворение соответствующее вашему рисунку.
ИНТОНАЦИЯ
РИТМ
ТЕМП
МЕЛОДИЯ
ДИНАМИКА
ТЕМБР
ЛАД
ЛАД
МАЖОР
МИНОР
ТЕМБР
КРАСКА
ЦВЕТ
МЕЛОДИЯ