Конспект урока по музыке Природа и музыка 2кл 4 четверть

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Ильяшенко Н.А.

Урок по музыке 4 четверть 1 урок.

2 класс

Тема урока: Два лада. Природа и музыка. Музыка весны.

Цель урока: Познакомить детей с образом весны в произведениях поэтов и композиторов; научить выявлять общее и особенное между произведениями разных видов искусств. Задачи:

  • Познакомить с образом Весны в творчестве А.Вивальди, П.И.Чайковского, Г.Свиридова, В.Гончикова;
    • Научить слушать музыку и грамотно её понимать. 2. Развитие вокально-хоровых навыков, творческих способностей
    • Развивать художественно-образное мышление и творческое воображение.

Программное обеспечение

Презентация, проектор, экран, аудиоряд.

Ключевые слова

«Рисуем» музыку, звуки-краски, пластическое интонирование, музыкальное мышление. Музыкальный материал: 1. А. Вивальди «Весна» 1 часть из концерта «Времена года» (фрагмент) 2. Э. Григ «Утро» из симфонической сюиты «Пер Гюнт» - слушание, анализ. 3. П. Чайковский «Апрель. Подснежник.» из фортепианного цикла «Времена года» 4. «В небе туча хмурится» В.Шаинский- С Козлов - разучивание песни. Исполнение в сопровождении фонограммы.
Ход занятия

  1. Организационный момент.Психологический настрой на урок.
Здравствуйте! Я предлагаю вам настроиться на сегодняшний урок и провести гимнастику наших мыслей, настроив их на выполнение задач урока. Сядьте удобно, закройте глаза, глубоко вдохните и выдохните.Теперь повторяйте за мной каждую фразу,которую я вам буду говорить.Только надо повторять не в слух, а в мыслях про себя.
  • Я нахожусь на уроке музыки.
  • Мне очень нравится этот урок.
  • Сейчас я начну заниматься музыкой.
  • Я буду стараться и все выполню правильно.
Наша зарядка окончена, откройте глаза, посмотрите на меня и начнем работать дальше. 2. Вступительная беседа. Повторение изученного. Учитель: Дорогие друзья! Я рада всех вас видеть на занятии в этот прекрасный весенний день. ( слайд №1)
Полюбуйся, весна наступает, Журавли караваном летят В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. (И.Никитин «Весна») Учитель: О чем это стихотворение? (О весне)
Учитель: А сейчас внимательно послушайте музыку, которая сейчас прозвучит. Я не называю его. ( слайд №2) Оркестр симфонический Вас может угостить Поэмой драматической, Симфонией эпической, Фантазией лирической, Рапсодией трагической. Всех инструментов голоса Сольются, и тогда Услышим, как шумят леса, И как журчит вода, И как дрова трещат в огне, И как пурга ярится, И как мечтает о весне Продрогшая синица.
(А. Вивальди «Весна. 1 часть» из скрипичного концерта «Времена года»).(звучит фрагмент) ( слайд №3)
Учитель: К какому времени года соответствует настроение этого музыкального произведения? Как вы думаете почему? Дети: Я думаю, что весне, потому что музыка солнечная, нежная, светлая…немного весёлая. Учитель: Правильно. ( слайд №4) Произведение это называется «Весна» из концерта А.Вивальди «Времена года». Молодцы, вы правильно узнали настроение этой музыки. А что такое оркестр?( слайд №5) А какие инструменты исполняли эту музыку? ( скрипка) К какой группе симфонического оркестра принадлежит скрипка? ( струнно- смычковые инструменты) слайд№6

3.Сообщение темы. Постановка целей урока. Скажите, пожалуйста, прочитав это стихотворение, прослушав музыку Вивальди, как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? Мы будем говорить о весне , природе и музыке. Учитель: Хорошо. А как вы можете рассказать о весне? Словами, или еще чем?
Стихотворением, картиной, песней


Учитель: Значит тема нашего занятия какова? Природа и музыка. Музыка весны. ( на доске табличка) слайд №7

Учитель: Очень хорошо. Давайте сформулирем задачи на наш урок. ( слайд №8) Сегодня на уроке мы будем: ( ответы детей)

  • слушать музыку о весне,
  • петь песни о весне.
  • учиться слушать музыку и грамотно её понимать.
  • будем развивать вокально-хоровые навыки и творческие способности
Учитель Вам нравится это время года? Какие изменения происходят в природе с приходом весны? Солнце светит ярче, и улыбок на лице прохожих становится больше. Просыпается природа, птички прилетают с юга…
4. Изучение новой темы. Учитель: А сейчас послушаем музыку, и вы мне скажете, что рисует прослушанное музыкальное произведение. Слушаем «Утро» Э. Грига.
Учитель: Как звучит это музыкальное произведение. Начинается как?
Музыка начинается тихо, едва слышно, медленно, потихоньку звук прибавляется.
Учитель: Когда происходит такое явление : было тихо-тихо, затем тихонечко начинается мир наполняться звуками, все громче, громче становятся звуки. Когда такое происходит в какое время суток? Такое явление происходит утром. Учитель: Давайте нарисуем картину утра словами. Что происходит с природой утром.
Дети: Природа просыпается, поднимается солнышко, птицы начинают петь, цветы просыпаются, все растения тянутся к солнцу.
Учитель: Совершенно верно, мы увидели это в музыке Эдварда Грига? Дети: Да.
Учитель: Называется произведение «Утро». А вы знаете, что люди часто называют весну УТРО ГОДА. Как вы думаете почему?
Дети: Природа оживляется после долгой зимней спячки. Просыпается.
Учитель: Правильно, молодцы! Давайте вспомним еще три группы симфонического оркестра? ( слайд №11-14)
Послушаем еще одно музыкальное произведение. Это произведение тоже о весне. Я предлагаю вам закрыть глаза и внимательно слушать музыку с закрытыми глазами.
5. Слушание музыки П.И.Чайковского «Подснежник. Апрель» ( слайд 17-18)
Учитель: Итак, какое явление весны нарисовано в этой музыке? Что хотел передать композитор в этой музыке?
(на смену зиме приходит весна, солнце греет, тает снег, из-под снега появляются подснежники) Подснежники Первым цветком называют, появляющиеся ранней весной в лесу подснежники - символ начала пробуждения и расцвета природы. А почему он так называется? Сказка о храбром цветке: ( слайд №19) Жили-были Снегурочка и Весна-красна. Обе пригожие, обе добрые, милы людям. Только наряжаются разно. Одна в снежинки, а другая в цветы. От снежинок цветы вянут, а от цветов снежинки тают. Нельзя сестрам жить вместе. Но ведь сестры-то они родные. И раз в году сходятся на короткий час. Снегурочка разгребает лунки в снегу. Весна-красна сажает туда росточки. И тогда на белом полотне появляются подснежники.
Учитель: И этому прекрасному цветку Чайковский посвятил свое произведение. А сейчас, я предлагаю всем встать и немного отдохнуть.

6. Физминутка Лес большой был, полон звуков Кто-то выл, а кто мяукал Кто-то хрюкал, кто-то топал, Кто-то крыльями захлопал Кто пищал, а кто молчал Ну а кто-то весенний аромат цветов вдыхал
7. Работа над песней « В небе туча хмурится» В.Шаинского ( слайд №21). Учитель: Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим. Мы прослушали произведения итальянского композитора А.Вивальди, норвежского композитора Э.Грига, русского композитора П.И.Чайковского. Но у нас ведь есть еще наши национальные композиторы: Владимир Шаинский ( рассказ о композиторе) ( слайд №22)
Почему вы думаете, что эта песня подходит теме занятия? А кто написал музыку и слова к этой песне? В каких красках написана эта музыка? Минорных ладах. Минор - это,,,, Песня « Веснушки» Какая она по краскам и звучании. - веселая, мажорная. Мажор - это…
8. Иллюстрирование своих эмоций, чувств.
Учитель: Мы увидели, что, скажем, выразить весну можно словами, звуками, т.е. музыкой, да. А как еще можно выразить весну? Правильно. Можно выразить красками. И поэтому я предлагаю вам выразить свои чувства, эмоции от услышанной музыки на листке в виде какого-нибудь рисунка красками. Г.Свиридов «Весна». ( слайд №23-24)

Если будет время:

Учитель: Ребята, у каждого народа есть свой праздник! А есть праздник, который нас объединяет во все века! Это день победы! В этом году мы отмечаем 70-летие Победы! Чтобы каждый день нас радовал, чтоб был мир на всей земле, чтобы голуби летели высоко споем песню «Солнечный круг»

( 1 куплет)

«Солнечный круг» Исполнение

Учитель: На этом наш урок окончен! До свидания, ребята! До новых встреч!
9. Подведение итогов занятия. Учитель: О чем рассказывает музыка, которая звучала на занятии? (о весне, природе) Какие звуки весны вы сегодня услышали? (шум ручьев, капели, как просыпаются цветы)
Занятие наше подходит к концу. Понравилось вам занятие? А сейчас покажите нам свое отношение к занятию: если понравилось занятие, рисуете улыбающийся смайлик, если же вам было грустно и тоскливо на занятии, ставите второй смайлик, ну а если же вы чуть было не уснули на занятии, то конечно же ставите спящий смайлик.
Слушайте и смотрите весну! 10. Домашнее задание. Найти стихотворение соответствующее вашему рисунку.












































ИНТОНАЦИЯ


РИТМ


ТЕМП


МЕЛОДИЯ


ДИНАМИКА


ТЕМБР


ЛАД

ЛАД


МАЖОР


МИНОР


ТЕМБР


КРАСКА


ЦВЕТ


МЕЛОДИЯ

© 2010-2022