Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Что даёт игра детям?
Игра дает свободу. Игра не задача, не долг, не закон. По приказу играть нельзя, только добровольно. Игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность. Игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь лишь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. Игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. Игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. Игра дает увлеченность. В игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. Игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений. Игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре. Игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение подвижных игр на свежем воздухе, требующих физической нагрузки. Игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов. Игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. Игра дает радость общения с единомышленниками. Игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.






Характеристика основных

видов игр и их классификация

Игра специфическая детская деятельность неоднородна. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр:

  • игры, возникающие по инициативе ребенка - самодеятельные игры;

  • игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

  • игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса - народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра - экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры - сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

  1. игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения в младшем школьном возрасте, поэтому опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

  2. освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно;

  3. имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно произвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры способствуют развитию у детей психических процессов;

  4. недостаточно сформирована познавательная мотивация. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении в школу. Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача; 2) игровые действия;

3) правила игры;

4) результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.

В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, ролевые действия, отгадывания загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды - победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие, и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка, а для взрослого - это способ обучения. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

  • функция формирования устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;

  • функция формирования психических новообразований;

  • функция формирования собственно учебной деятельности;

  • функция формирования общеучебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;

  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;

  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра - сложное, многогранное явление. Для организации и проведения дидактической игры необходимы следующие условия:

  • наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр;

  • выразительность проведения игры;

  • необходимость включения педагога в игру;

  • оптимальное сочетание занимательности и обучения;

  • средство и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать как не самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач;

  • используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой, доступной и емкой.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

1 - игры с предметами (игрушками, природным материалом);

2 - настольные печатные;

3 - словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами

предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх решаются задачи на сравнение, классификацию, установлению последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: младшие школьники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению…), что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

В игре также используют предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета. Играя, они приобретают умения складывать из частей целое, выкладывать узоры из разнообразных форм.

В дидактических играх, которые я широко применяю на своих уроках, использую разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны. Это мне помогает упражнять младших школьников в решении определенных дидактических задач.

Игры с природным материалом применяю на уроках окружающего мира. Использую дидактические игры, как "Чьи следы? ", "От какого дерева лист?", "Разложи листья по убывающей величине" и.т.д. В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаю различные развивающие задачи. Так, например, игра, основанная на подборе картинок по парам. Ученики объединяют картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Подбор картинок по общему признаку - классификация. Здесь от учеников требуется обобщения, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?»

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей умения из отдельных частей составлять целый предмет, логическому мышлению.

Описание, рассказ по картинке с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения, творчества у младших школьников. Для того чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, ученик прибегает к имитации движений (например, животного, птицы и.т.д.)

В этих играх формируются такие ценные качества личности ребенка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др.

С помощью словесных игр у детей воспитываю желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы. В первую группу входят игры, с помощью которых формируют умение выделять существенные признаки предметов, явлений: "Отгадай-ка", "Магазин" и.т.д.

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: "Похож - не похож", "Кто больше заметит небылиц" и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: "Кому что нужно?» "Назови три предмета", "Назови одним словом" .

В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие.

Третий класс игр - традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей

универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру.

Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

Продумываю поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на уроке. В начале урока ставлю цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Следовательно, игра, может быть проведена на любом этапе урока, а также на уроках разного типа. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.

Концептуальные положения игровых форм обучения:

  1. Целевым ориентиром в обучении является развитие и формирование творческой индивидуальности человека. А самое начальное звено - осознание уникальности своего интеллекта, самого себя.

  2. Переориентация сознания школьника с обезличенного общественного на сугубо личное социально важное развитие.

  3. Свобода выбора, свобода участия, создание равных возможностей в развитии и саморазвитии.

  4. Приоритетная организация учебного процесса и его содержания на общее развитие учащихся, выявление и «взращивание» открытых талантов, формирование предпринимательской деловитости.

Опираясь на данные концептуальные положения, определяю цель применения технологии игрового метода обучения - развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразные игровые формы обучения.

Задачи:

  1. Образовательные:

  1. Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.

  2. Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных источников.

  1. Развивающие:

  1. Развивать у учащихся творческое мышление, воображение, логическое мышление, память.

  2. Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.

  1. Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.

  2. Сплачивать коллектив.

  3. Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.











Игра как средство развития творческого начала учащихся начальных классов

1. Дидактическая игра как средство активизации внимания и развития мышления младших школьников

Для поддержания познавательной активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей обучения, в практической деятельности использую разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения. Ведущее место среди последних принадлежит дидактическим играм.

В дидактических играх младшие школьники учатся подчинять свое поведения правилам, формируются его движения, внимание, умение сосредоточиться, то есть развиваются способности, которые важны для успешного обучения в школе.

Дети очень любят разгадывать ребусы и кроссворды. Так, на одном из занятий, ученикам можно предложить угадать, какие слова зашифрованы в этом ребусе:

Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе

Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе

Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе

Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе

Еще одним развивающим мышление и воображение учеников является следующее: детям предлагается написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

Змиа.

Впыал снге. В лсеу тхио. Мдвдееи злглаеи в брлгеоу и сптя. Блкеи сдтия в дплуе и грзтыу рхоеи. Зйкаи злзлаеи пдо кстуы. Лзые влкои бгтеаю оп лсеу.

В процессе обучения математике важно развивать у детей умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать, обосновывать выводы, к которым учащиеся приходят в процессе выполнения заданий.

Цель дидактической игры " Логическое домино " заключается в закреплении знаний детей о свойствах предметов, развитии логического мышления. Для игры понадобится набор фигур разного цвета и размера. Играют два ученика, у которых есть полный набор фигур. Первый ученик кладет на стол фигуру. Ответный ход второго ученика состоит в том, что он прикладывает к этой фигуре другую, отличающуюся от нее только одним каким-либо свойством: формой или величиной. Проигрывает тот, кто первым останется без фигур. Учитель проходит по рядам и руководит игрой.

Дидактические игры на развитие мыслительных процессов используются и на уроках природоведения.

Игра «Овощи фрукты» имеет цель закрепить умение детей классифицировать и называть овощи и фрукты, правильно употреблять глаголы «класть», «положить». Детей распределяет учитель на две команды с равным количеством игроков.

Команды садятся на стулья друг против друга. Первые дети из каждой команды берут в руки маленькие мячи и начинают передавать их своим соседям. Ученики одной команды, передавая мяч, называют овощи, другой - фрукты. Передача мяча сопровождается диалогом:

1-й ученик: Положи в корзину овощ.

2-й ученик: Кладу огурец.(Поворачивается к соседу, передает мяч и произносит: «Положи в корзину овощ».).

3-й ученик: Кладу морковь. Тот, кто повторит название два раза или ошибется , отдает фант, а по окончании игры выкупает его.

Игра «Каждому овощу - его листву» состоит из двух наборов карточек:

  1. с картинками овощей;

  2. с гербарными листьями этих овощей.

Необходимо быстро соединить соответствующие овощ и листву.

Использование дидактических игр в процессе обучения младших школьников активизирует их интерес к учению.

2. Формирование творческих способностей средствами

занимательного и наглядного материала на уроках математики

Игра, как известно, сопровождает детей с первых дней сознательной жизни. Через игру, через свое отношение к игрушке они осмысливают окружающее. В школьном возрасте игра усложняется, ребенок 7-8 лет находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает через игру в мало знакомый ему мир другого человека.

Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника более осознанный характер, становясь реальным самым доступным средством познания мира проявления и утверждения себя в нем.

В младших классах игра по-прежнему занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени. Подбирать игры надо осмысленно, использовать их в определенной системе и последовательности, с учетом того, какие именно психические свойства и качества, необходимые детям они развивают, какие воспитательные и образовательные задачи решает учитель.

Подготовка ребенка к школе включает формирование элементарных математических навыков и представлений, развитие математического мышления и сообразительности. Большинство детей, поступающих в первый класс, умеют считать до 10, 20 и более. Дети любят большие числа, некоторые с гордостью говорят, что могут считать до тысячи.

Родители таких детей часто высказывают опасения, что их ребенку будет скучно на уроках математики, где в начале считают до десятка.

Однако наблюдения показывают, что умение считать до ста и более еще не определяет математического развития ребенка. Нередко первоклассник, считающий до ста испытывает серьезные затруднения при выполнении арифметических действий в пределах десятка. Дело в том, что дети часто заучивают счет неосознанно, механически, т.е. за названием числа у них нет реального представления о величине этого числа. Такой счет не развивает мышление ребенка, а напротив, притупляет его математические способности.

Причиной трудностей, с которыми встречаются первоклассники, при решении задач, является отсутствие ясных временных и пространственных представлений, бедность жизненных наблюдений. Многие начинающие школьники неотчетливо представляют, что означает: одинаково, столько же, поровну, больше, меньше, старше, моложе, раньше позже, длиннее, короче; путают правую и левую сторону, не могут даже приблизительно определить расстояние в шагах от стола до двери и т.п. .

Нередко дети даже не имеют представления, какими мерами пользуются при продаже молока, крупы, яиц, овощей и фруктов.

В начале школьного обучения от ребенка не требуется знания больших чисел. Но до поступления необходимо, чтобы он умел сознательно считать в пределах десяти, знал прямой и обратный счет первого десятка, представлял себе состав названного числа, т.е. умел разделить это число на слагаемые, решал простые жизненные задачи, примерно такого типа: «В корзине лежало пять яблок, сколько там осталось, когда мама взяла от туда два яблока?»

Чтобы ребенок считал сознательно, он должен с каждым понятием о числе связывать определенные представления о той или иной совокупности предметов. Так, например, называя число 3, он должен уметь отсчитывать 3 предмета, пересчитать их по порядку (1,2,3), сложить в одну группу, например, 3 листочка, 3 карандаша, нарисовать названное число кругов, квадратов.

Накопление математических навыков и представлений происходит с помощью дидактических игр, в процессе которых младший школьник приобретает отчетливые числовые представления и умение ориентироваться в пространстве, правильное употребление слов: направо, налево, вверх, вниз, прямо, поровну, одинаково, пополам.

Большую пользу приносят игры и упражнения на составление фигур из частей, сопоставление форм и предметов с геометрическими образцами. Эти игры способствуют развитию учебно-важного качества, зрительного анализа.

Таким образом, игры, используемые на уроках математики, способствуют развитию творческого начала личности ребенка младшего школьного возраста.

Разнообразные дидактические игры, используемые на уроках математики в начальной школе, позволяют учащимся овладевать различными способами выполнения заданий. Дидактические игры, направленные на развитие восприятия формируют у младшего школьника умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. Другая группа игр, направленных на развитие внимания, способствует формированию у ребенка умения сосредотачиваться на определенных сторонах и явлениях в действительности.

Основные свойства внимания, которые формируются в дошкольном возрасте и совершенствуются в младшем школьном возрасте - это его устойчивость, переключение и распределение. С помощью дидактических игр происходит совершенствование свойств внимания и постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному.

В дидактических играх происходит развитие памяти ребенка, мышления, а также развитие творческих способностей. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представление о мире различными способами.

Во время общей работы, один ученик (или учитель) может начать комментарий, а остальные - продолжить. На более позднем этапе обучения правила игры учитель может изменить и предложить детям найти ошибку в комментарии, обнаружить и восстановить пропущенное действие. Только тогда, когда учитель убедится в том, что все дети овладели алгоритмом записи слога, он может допустить переход на шепотное комментирование.

В ходе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им самим приходится сравнивать, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Через игру я ставлю учащихся в условие поиска, пробуждаю интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдая правила игры.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

В свои уроки я включаю приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности - всё это способствует активизации мыслительной деятельности.

2. 1. Содержание игр при изучении темы: «Сложение и вычитание»
Все игры отбирались с учетом возрастных особенностей детей, уровня знаний по данной теме и в соответствии с целями и задачами урока. На этапе ознакомления с приемом образования чисел мною использовались следующие дидактические игры: « Составим поезд» Дидактическая цель. Ознакомление детей с приемом образования чисел путем прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Содержание игры. Учитель вызывает к доске поочередно учеников. Каждый из них, выполняя роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: « Я - первый вагон». Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладет левую руку на плечо ученика, стоящего впереди), называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: « Один да один, получится два». Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу учителя составляют пример на сложение: « Два да один - это три». И т.д. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному, а класс составляет примеры вида: « Три без одного - два. Два без одного - один». И т.д. Учащиеся в игре закрепляют знание о порядковом и количественном значении числа и снова делают обобщение, как образуется предыдущее и последующее число. «Лучший счетчик» Дидактическая цель. Формирование приема прибавления и вычитания единицы. Содержание игры. Учитель в каждом секторе магнитного моделеграфа размещает рисунки двух цветов: например, во втором секторе - кукол в красном платье и в синем платье, в третьем - 2 медвежат красного цвета и 1 оранжевого, в четвертом - 3 красных шарика и 1 синий и т.д. Вращая круг, учитель открывает сектор за сектором. Учащиеся на наборном полотне составляют и решают примеры на сложение. Кто быстрее сосчитает результат и покажет нужную карточку, тот лучший счетчик.
На этапе формирования вычислительного навыка прибавления и вычитания единицы использовалась игра « Цепочка»
1 вариант Дидактическая цель. Воспроизведение приема прибавления и вычитания единицы по памяти. Содержание игры. Учитель бросает мяч ученику и составляет пример на прибавление или вычитание единицы. Ученик, получивший мяч, называет ответ и возвращает мяч учителю и т.д. 2 вариант Учитель, бросая мяч, называет число 10, затем 9 и т.д. Поочередно он дает ученикам задание: « Назвать число на 1 меньше». Каждый, получивший мяч, называет нужное число.
Прибавление и вычитание двух, трех, четырех рассматривается с использованием приема прибавления (вычитания) числа по частям. При ознакомлении с этими приемами вначале применялись игры с использованием средств наглядности. «Грибная поляна» Дидактическая цель. Ознакомление с прибавлением и вычитанием двух. Содержание игры. На доске изображается лесная поляна. Дети отправляются на прогулку за грибами. Сначала они идут по широкой, а затем по узкой тропинке, которые показаны на доске мелом, и, «находят» под деревьями грибы. Например, они видят под сосной 6 сыроежек, а затем еще 1 белый гриб и 1 масленок (к шести грибам учитель присоединяет еще два, прикрепляя их изображения рядом с уже имеющейся на доске карточкой). По рисункам дети составляют и решают задачу. Прием ее решения по ходу анализа учитель записывает на доске. Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе6+2=8 6+1+1 Вычислительный прием дети проговаривают хором: «Чтобы к числу 6 прибавить 2, надо прибавить сначала 1, а потом еще 1». Затем учитель «срывает» 2 больших гриба - пусть остальные подрастут! Чтобы показать прием вычитания двух, он «снимает» грибы по одному. Опять по рисункам дети составляют и решают задачу. По ходу ее решения возникает запись на доске: Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе8-2=6 8-1-1
Ученики все вместе проговаривают: «Чтобы из 8 вычесть 2, надо сначала вычесть 1, а потом еще 1». Используя эту игру, аналогично разбирается прием прибавления и вычитания трех, четырех.
При формировании вычислительных навыков важно обращать внимание и на проговаривание вычислительных приемов. В этом помогала следующая дидактическая игра:

«Цепочка» (2 вариант) Дети совместно с учителем по цепочке воспроизводят вычислительные приемы. Например: Учитель. Чтобы к числу 5 прибавить 2 … Продолжай, Ваня. Ваня. Можно к числу 5 прибавить сначала 1, получится 6. Учитель. Продолжай, Ира. Ира. Потом надо к 6 прибавить еще 1, получится 7.
Для раскрытия переместительного свойства сложения использовалась игра «Было - стало». Дидактическая цель. Ознакомление с переместительным свойством сложения. Содержание игры. Учитель закрепляет на магнитной доске рисунок елочки. На ее ветках он «развешивает» слева 3 игрушки, а справа - 2.С помощью раздаточного материала дети украшают так же свои елочки на партах. По рисункам составляется и записывается на доске пример на сложение:3+2. После того как он будет решен, учитель просит детей закрыть глаза и переставляет рисунки игрушек. Открыв глаза, дети замечают, что изменилось, и тоже меняют местами свои рисунки. По новой иллюстрации составляется еще один пример на сложение: 2+3. Решив его, первоклассники получают тот же ответ:5. Несколько раз поменяв местами различное число игрушек на левых и правых ветках ели и составив3-4 пары примеров на сложение, можно подвести учащихся к выводу: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Чтобы дети научились применять прием перестановки слагаемых в тех случаях, когда это облегчает вычисления, то есть освоить прием прибавления пяти, шести, семи, восьми, девяти, использовалась игра «Капитаны» «Капитаны» Дидактическая цель. Закрепление знания прибавления и вычитания 5, 6, 7, 8, и 9. СОбобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школеОбобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школеОбобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школеОбобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школеОбобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школеодержание игры. На магнитной доске учитель размещает рисунки пароходов и записывает под каждым пример вида: +5, +6, +7, +8, +9. Справа от рисунков он закрепляет ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 ,10 и пишет над ними: « Пристани». До начала игры детям рассказывается: « Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представьте себе, что на море шторм, пароход качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах может потопить его, погибнут люди». Учитель вызывает 3-4 учеников (капитанов) к доске и объясняет: «Курс каждого корабля зашифрован примером, а его пристань обозначена номером. Каждый «капитан» должен определить «курс движения» (решить пример под выбранным им рисунком), а потом причалить свой корабль к нужной «пристани», где находится его номер (ответ примера). Кто раньше всех встанет на свое место у пристани, то и будет лучшим капитаном».
Было бы ошибкой полагать, что таблица сложения, состав чисел первого десятка будут усвоены детьми достаточно быстро. Чтобы обеспечить формирование навыков табличного сложения, необходимо буквально на каждом уроке тренировать детей, добиваясь умения не только правильно, но и быстро решать любой пример из таблицы, представлять любое из чисел первого десятка в виде суммы двух слагаемых различными способами. Наступает ответственный этап - сокращение полученной таблицы, выделение того минимального набора равенств, которые дети в дальнейшем должны будут запомнить. Поэтому составление таблицы сложения и дальнейшая работа с ней является самым важным этапом в формировании навыков сложения и вычитания. Учителю необходимо организовать работу на этих уроках таким образом, чтобы увлечь детей, способствовать быстрому и качественному запоминанию таблицы сложения. Этому способствует применение разнообразных дидактических игр как при составлении таблицы, так и при ее запоминании. Чем чаще учитель будет использовать дидактические игры, тем быстрее учащиеся запомнят таблицу сложения. Для этих целей проводилась игра: «Самый быстрый почтальон» Дидактическая цель. Закрепление случаев прибавления и вычитания в пределах 10. Средства обучения. Листки бумаги и разрезные цифры. Содержание игры. Учитель раздает пяти ученикам по одинаковому числу карточек (писем), на обратной стороне которых записаны выражения на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами, изображают дома с номерами. Они держат в руке разрезные цифры, обозначающие числа от 0 до 10. Самые быстрые почтальоны должны быстро определить на конверте номер дома, записанного выражением (найти значение выражения), и разнести письма в соответствующие дома (отдать детям, у которых карточки с цифрами, обозначающими значения выражений, записанных на конвертах). Кто быстро и правильно разнесет письма по назначению, тот - самый быстрый почтальон. Полученные решения проверяют все ученики. На этапе закрепления проводилась дидактическая игра, которая требовала знания компонентов сложения, переместительного свойства сложения, состава чисел и взаимосвязи сложения и вычитания. «Математическая эстафета» Дидактическая цель. Формирование умения преобразовывать одни выражения в другие, логически связанные с ними. Содержание игры. Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды учитель пишет выражения: 6+2 5+4 7+3

К доске выходят по одному ученику одновременно от каждой команды. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро найти значение выражения, составить другое выражение с этими числами и передать эстафету своему участнику. Учащиеся по командам составляют цепочку взаимосвязанных выражений вида:

6+2=8 5+4=9 7+3=10 2+6=8 4+5=9 3+7=10 8-2=6 9-4=5 10-7=3 8-6=2 9-5=4 10-3=7
Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят все выражения с этими числами. Побеждает та команда, которая раньше других составит правильно цепочку взаимосвязанных выражений.

3. Дидактическая игра на уроках обучения грамоте в 1-м классе

На первых уроках при ознакомлении детей с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре "Живые слова".

К доске вызываю трех учеников (это дети, выступающие в роли слов), а остальным даю задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей стоит у доски.

По картинке дети составляют предложение, например: Ёжик несёт яблоко. У вызванного ученика спрашиваю, в роли какого слова он будет выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения). Классу даю задание поставить "слова" в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.

Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно.

В другом варианте игры я сама предлагаю детям, выступающим в роли слов, слова, например: белка, грибы, сушит. Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая "живые слова" у доски. Дети - "слова" произносят свои слова, и у них получается предложение: Белка сушит грибы.

Возможен и еще один вариант.

На перемене я готовлю детей, которые будут выполнять роль "живых слов", обучаю их произносить слова хором, но каждого свое слово. На уроке я сообщаю классу, что "живые слова" приготовили предложение и сейчас произнесут его. Дети - "слова" произносят свои слова хором.

В беседе дети приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Учащиеся выстраивают "живые слова" в нужной последовательности, дети - "слова" произносят друг за другом свое слово. Предложение Солнце светит ярко понимают все дети.

Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.

Игру "Живые слова" в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению детей с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети могут записывать небольшие предложения под диктовку.

Эту игру можно использовать и при изучении темы "Слово", когда дети начнут учиться делить слово на слоги, составлять слова из слогов. Назвать эту игру нужно не "Живые слова", а "Живое слово" или "Живые слоги".

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова, при обучении звуковому анализу важное место также отводится игре. При изучении и выделении звуков хорошо использовать игру "Назови слова, в которых есть данный звук". Так, при изучении звука [у] расставляю на столе игрушки. На уроке в гости к детям приходит нарядная кукла Аленка. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения.

- Давайте подарим Аленке игрушки, в названиях которых слышится звук [у], - предлагаю учащимся.
Дети произносят слова, называющие игрушки:
- Кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь.
Когда все предметы были названы, спросила у детей: "А что бы вы могли подарить Аленке из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?".

А вот другой вариант игры "Назови слово…". При изучении звука [и] говорю детям:
- Представьте себе, ребята, что сейчас зима и вы катаетесь на горке. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и].
Дети называют слова: зима, снеговик, сани, коньки.
Второе задание:
- А теперь назовите слова, в которых не было бы звука "и".
- Мороз, каток, холод, горка, лёд, снег.

Развитию внимания, умения определять на слух нужный звук способствует игра "Какой звук заблудился?".

Во время урока, посвященного изучению буквы "ж", я дала детям такое задание:

- Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите, какой звук заблудился.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
"Там ползёт зелёный лук
с длинными усами!"

- Какой буквой обозначается звук [ж]? Составьте это слово с нужной буквой из букв разрезной азбуки.

Разнообразить игру можно такими заданиями: написать слово шрифтом, составить два предложения с данными словами (лук, жук).

На уроках, посвященных знакомству и выделению звука, можно проводить и другие игры, которые придумывает сам учитель.

Например, на уроке, посвященном выделению звука [ы] и знакомству с буквой "ы", предлагаю детям игру "Надуй шарик".
После игры спрашиваю:

- Ребята, что у меня в руке?
- Шар, - говорят дети.
- А у вас?
- Шары!

Далее проводится работа по выделению звука [ы], наблюдение над его произношением, подбор слов со звуком [ы], знакомство с буквой "ы" и работа по учебнику.

При закреплении знаний о гласных и согласных буквах помогает игра "Буква заблудилась". На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О, С, Е, М, У.

Согласные: Н, К, И, А, Т.

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, составляют буквы на место.

При изучении букв дети любят использовать игру "Назови букву". Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Я (или ученик) показываю буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок - участник игры).

Активное участие дети принимают в игре "Покажи букву". Суть игры состоит в следующем: один ученик стоит c указкой у "ленты букв" и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети.

Лучшему запоминанию букв способствует и игра "Узнай букву" или "Какие эти буквы?".

Я предлагаю детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязываю глаза и прошу его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает детям не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги - слияния с новой буквой можно использовать игру "Дополни до целого слова".

В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка ки ко ку. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги (Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др.), а Каркуша проверяет, чему научились дети.

Игра "Дополни до целого слова" способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.

Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях: "Кто больше?", "Чей ряд быстрее?".

При проведении игры "Кто больше?" я предлагаю детям составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке, посвященном закреплению букв "Т" и "т", даю детям слоги и буквы, расположенные на магнитной доске:

са
ки
ко

ни
ты
ти

с
но
т

Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.

А вот другой вариант игры "Кто больше?".

В игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости к детям приходит Незнайка и приносит интересное слово, в котором есть много других слов.

Незнайка принес детям слово: с т о р о н а.

Я прошу учащихся составить другие слова, используя буквы данного слова. "Кто больше?" - спрашиваю я. Дети составляют слова: сто, оса, нора, рот, роса, рост, рано, трос, нос, рос, она, он.

В следующем варианте игры "Кто больше?" требовалось заменить в слове одну букву, например: заменить согласную в слове бочка.

"Кто больше составит слов?" - спрашиваю я. Вот ответы детей:

бочка - точка, почка, дочка, кочка, ночка;
день - пень, тень, лень.

В другом случае дети заменяли в словах гласную букву:

палка - полка, пилка;
мал - мел, мыл, мял, мёл.

Дети любят составлять слова из разрозненных букв или слогов. Например, на уроке закрепления букв "Д" и "д" прочитала детям стихи А. Шибаева:

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом толково
Их построишь в четкий ряд, -
Превратятся буквы в слово
И - с тобой заговорят!

Затем я предлагаю игру "Кто быстрее составит слово?": о, д., м; у, д., б; в, о, р, д.; с, д., а; р, о, д., в, а; т, е, и; ре, во, де.

Дети составили слова: дом, дуб, двор, сад, дрова, дети, дерево.

Активизирует детей на уроке игра "Заполни окошечки". Суть игры в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Я прошу детей помочь Незнайке заполнить окошечки.

ПЕТ Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе Х

ОВ Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе

КО Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школеВА

КУ Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школеЦА

РО

У

РИ

ЦА

Ц Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе ПЛЯ

Б Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе ЛКА

ЛИСИ Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе

ЗА Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе Обобщение опыта работы по теме Игра на уроках в начальной школе

ЦА

ЯЦ

А

Е

В заключение спрашиваю:

- Названия каких животных записаны на первой таблице? На второй?
- В чем отличие домашних животных от диких?
- Каких животных вы видели на арене цирка?

Разнообразит уроки обучения грамоте игра "Вкусные слова":

Буратино шел в гости к детям. Он нес "вкусные слова", по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:

Я

С

Б

Н

ЛО

РУ

КО

ША

Г

ЛИ

ВА

МО

(Яблоко, слива, груша, лимон).

После чтения слов по цепочке или хором учащиеся приходят к выводу, что Буратино нес фрукты.

Игра "Вкусные слова" способствует формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв, способствует развитию навыков чтения, развивает логическое мышление.

В развитии речи ребенка, его творческого мышления большое значение имеет игра "Помоги Карандашу". В этой игре поистине проявляется творчество детей. Каждый ребенок старается составить свой рассказ, хочет лично помочь Карандашу.

На уроке, где закреплялись буквы "М" и "м", в гости к детям приходит веселый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате:

МОЛОКО
МАСЛО
СОСИСКИ

КОТ
СУМКА
МАМА


Приведу рассказы детей:

1. Мама пришла из магазина. Купила масла, молока, сосисок. Дома её ждала дочка, она играла с котенком. Мама покормила дочку, а дочка угостила котенка сосиской. Он ел и весело мурлыкал.

2. Мама пришла из магазина, принесла масла, молока, сосисок. Сумку оставила на кухне. Сама пошла мыть руки. А кот Васька залез в сумку и вытащил одну сосиску. Мама ругала кота, а он мурлыкал: "Мало-мало".

После чего переходим к работе по учебнику

На уроке, где закреплялись буквы "Ч" и "ч", веселый Карандаш принес плакат с другими словами:

КОЛЯ
СОБАЧКА
УТКА
УДОЧКА
РЕЧКА
УТЯТА

Приведу рассказы детей:

1. Наступило лето. Коля взял удочки и с собачкой пошел на речку. На берегу он увидел утку с утятами. Коля поймал рыбку и покормил утят.

2. Коля жил летом в деревне. Он помогал бабушке ухаживать за уткой и утятами. А еще Коля любил рыбачить. Он брал удочки и шел на речку. Коля ловил рыбку, а собака Жучка грелась на солнышке.

Когда в классе заслушивается 4-5 рассказов, совершается чудо - Карандаш нарисовал картину. Я переворачиваю плакат с опорными словами другой стороной, и перед детьми предстает готовая картина. И дети видят конечный результат своего труда. Все учащиеся помогали Карандашу, и он нарисовал картину.

Данная игра ценна тем, что во время ее проведения осуществляется индивидуальный подход в формировании у детей умений составлять рассказ по опорным словам. Если первые рассказы составляли сильные дети, то в конце, когда картинки уже были нарисованы, я предлагала и слабым ученикам рассказать о том, что нарисовал Карандаш.

И дети постепенно учились составлять текст по образцу прослушанных рассказов и по картине, которую видели. Так у ребят появлялась уверенность в своих силах.

Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.

Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

4. Формирование элементов экологического творчества учащихся

начальных классов

Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал, как большую тайну, пробуждение жизни в природе.

Ничто так не обогащает человека, как общение с природой. Сама природа не воспитывает, воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.

Систематические экскурсии в природу - важная и обязательная составная часть моей учебно-воспитательной работы. Ведь вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки. О дне проведения экскурсии я заблаговременно предупреждает учеников, знакомлю их с правилами поведения на экскурсии и с тем, как им необходимо одеться и что взять с собой для сбора листьев и семян древесных растений.

В предварительной беседе объясню учащимся, что экскурсия - это тоже урок, который проводится на природе. Главная задача экскурсии состоит в том, чтобы показать детям знакомый мир с новой, может быть, неожиданной для них стороны. Не сразу дети в таком возрасте начинают ощущать свое родство с природой. К сожалению, многие приходят в школу с очень ограниченными, потребительскими представлениями о ней. Предстоит длительный и нелегкий путь к их сердцу. Стараюсь осторожно, тонко и ненавязчиво воздействовать в первую очередь на ощущения детей.

По пути к парку дети проводят наблюдения. Их внимание обращаю на красоту и разнообразие окраски осенней природы: на яркое голубое небо и плывущие по нему облака, на яркое солнце и пестроту листьев на деревьях. Малышам отвожу время для молчаливого наблюдения и переживания. После этого приступаю к постановке перед ними заранее продуманных вопросов: какая сегодня погода? А какое сегодня небо? и т.д. Предлагает взять детям по листу дуба и обвести пальцами по краям пластинки. Ученики замечают большие вырезы по краям листа, разделяющие его на лопасти. Находят на земле желуди, рассматривают их, узнают, что - это плод дуба. Знакомятся с органами дерева: стволом, ветками, побегами, листьями, корнями.

Гораздо сильнее, чем окрик или нотация, воздействует на малышей сказка, ведь через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка. Мальчики окружили большого жука. Начинаю рассказывать о красоте, доброте и пользе для природы этого живого существа.

Вопросы, вклинившиеся в рассказ, заставляют учеников присмотреться к жуку, заметить его своеобразную красоту. Кроме того, у детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Знакомый мир превращается в страну, полную загадок и таинственных событий. Чувства обостряются. Теперь фантазию детей не остановить. Сказки, рожденные в этот момент, показывают, что дети бессознательно начинают ощущать себя частью природы, а окружающий мир воспринимают как живой, близкий и родной. Сказку продолжают все вместе.

Притихшие малыши терпеливо ждут, когда объект прежних, иногда жестоких игр расправит крылья и улетит, как они уверены, к своим детям, и сопровождают это событие радостными возгласами.

Так перед детьми «открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей… сердце, в стремлении делать добро».

В этот день каждый ребенок выбирает себе зеленого друга - дерево. Но быть настоящим другом, оказывается, нелегко. Этому тоже приходится учиться.

Урок любви к природе продолжается позже, на уроках труда и изобразительного искусства. В их рисунках и поделках сливаются реальный мир и сказочные образы. Идет процесс мышления и формирования чувств. Следующие встречи с природой - всегда праздник и новый шаг к познанию мира.

Практика экологического воспитания детей убеждает в том, что творческое общение с природой - сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Дидактические игры экологического содержания представляют несомненный интерес для детей младшего школьного возраста, поскольку детям этого возраста особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно эта детская любознательность, подогретая темой и содержанием дидактической игры, может зародить искру для новых поисков, проектов, открытий и станет стимулом для заинтересованного изучения экологической дисциплины.

С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения младшими школьниками знаний о правилах поведения по отношению к природе провожу дидактические игры.

Игра - это наиболее быстрый и эффективный способ приобретения учащимися знаний о природе. Используя игру, мы ускоряем, усиливаем процесс развития ребенка, его приобщения к социальным ценностям.


© 2010-2022