Конспект урока познания мира Дикие животные весной

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Дикие животные весной.

Цель:

  • показать изменения в жизни животных с приходом весны,

  • проследить связи живой и неживой природы,

  • развивать наблюдательность, любознательность, память

  • развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения,

  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ее обитателям.

Ход урока

1. Психологический настрой.

Позитивный ролик «Весёлая зарядка».

2. Опрос д/з по вопросам (Насекомые весной) - на карточках задания для группы.

3. Актуализация темы.(Кумулятивная беседа).

- О каком времени года это стихотворение? Почему?

Растаял снег среди полей,
Сбегает под гору ручей,
И пробивается трава.
В лесу фиалки распустились,
И яркой зеленью оделись
Кусточки все и дерева.

- Назовите признаки наступления весны в неживой природе.

(повышение температуры, т.е. увеличение количества тепла)

- Почему потеплело? (солнце поднялось выше над горизонтом)

- Происходят ли изменения в жизни диких животных с наступлением весны?

- Что вы знаете об этом?

- Хотите узнать еще больше?

- Давайте посвятим этому наш урок.

- Сформулируйте тему нашего урока.

- Какую цель поставим перед собой на данный урок?

4.Словарь.

- Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла?

(линька)

- Что такое линька? (предположительные ответы детей)

Учитель: Линька - это приспособление к окружающей среде, подготовка к жаркому времени года. Животные меняют теплую шубу на более редкий, короткий и не такой теплый шерстяной покров. Некоторые животные в процессе линьки меняют цвет своей шкуры.

- Какие это животные? (заяц, белка, песец)

- Почему изменяется их окраска? (возможность быть незамеченным от врагов, т.е. это приспособление к окружающей среде)

5. Животные, которые впадают в спячку.

- Животные по- разному встречают весну. Как? Давайте послушаем.

(разыгрывается детьми сценка)

Девочка: Миша, расскажи, как ты весну чуть не проспал!

Медведь:

Без забот и без тревоги
Спал я в тепленькой берлоге.
Спал всю зиму до весны
И, конечно, видел сны.

Девочка:

Вдруг проснулся косолапый.
Слышит - каплет.

Медведь:

Вот беда!
В темноте пошарил лапой
И вскочил - кругом вода!

Девочка: Заспешил медведь наружу

Медведь: Заливает! Не до сна!

Девочка: вылез он и видит:

Медведь: Лужи! Тает снег! Пришла весна!

- Что изменилось в жизни медведя с приходом весны? (он пробуждается от спячки, выходит из берлоги)

- Какие животные еще пробуждаются от спячки? (еж, барсук, бурундук)

- Как вы думаете, почему они пробуждаются? (ответы детей)

Учитель: Оказывается, в организме есть особые часы, которые отчитывают время независимо от внешних условий. Посади такое животное в постоянную темноту, внутренние часы все равно будут показывать, когда день, а когда ночь. Также они показывают и время года, хотя вокруг в норе ничего не изменилось. По этим часам и просыпаются в норах и берлогах зимние « засони». Медведь просыпается в марте и с этого времени не спит, а слегка дремлет, ждет подходящей погоды, чтобы выйти из берлоги. Барсук, проснувшись тоже рано, часто выбегает посмотреть на первую оттепель. Он « легок на подъем», да и запасы на весну у него имеются. А если зима вернется, то барсук еще может поспать.

6. Растительный и животный мир весной.

- Изменяется ли растительный мир с наступлением тепла? Как? (появляется трава, цветы, листья на деревьях)

- Чем являются растения для некоторых животных? (пищей)

Разные животные питаются по-разному.

- Как называются животные, которые питаются плодами, семенами, ветвями и листьями растений?

(это растительноядные - слово на доске)

- Как называются животные, которые питаются другими животными, своими собратьями?

(это хищники или плотоядные - слово на доске) Хищников еще называют зверями.

-Как называются животные, которые поедают и растительную и животную пищу?

(это всеядные - слово на доске)

7. Работа по группам.

Деление на группы(астра, пион, роза).

Каждой группе даются картинки с изображением различных животных. Это могут быть белка, заяц, мышь, лиса, лось, волк, медведь, рысь и т.д.

Задание 1.

1) Распределить данных животных по группам: растительноядные, хищники, всеядные.

(проверка работы) Взаимооценивание.

Задание 2.

Работа в учебнике. (с. 100-101)

1 группа - рассказ о зайцах.

2 группа - о лисах.

3 группа - о медведях.

Взаимооценивание. Выставление оценок в оценочный лист.

Физминутка.

8 . Рождение нового потомства.

- Какое важное событие происходит у животных весной? (рождение детенышей)

- Почему весной? (весной повышается комфортность среды обитания : становится тепло, А главное появляется много корма)

- Послушайте, что вам расскажут о своем рождении Бельчонок, Ежонок, Зайчонок.

(дети в масках- шапочках разыгрывают сценку)

Б.: Ой, ежонок, какой ты колючий!

Е.: Да, шубка у меня колючая. Но, имея такую шубку, никого не боюсь. Появится опасность - свернусь в клубок - попробуй-ка тронь меня, сразу получишь тысячу уколов.

Б.: А родился ты тоже с иголками?

Е.: Ежи рождаются без иголок и слепые. На розовом теле у нас только множество бугорков. Иголки на их месте появляются через несколько часов. Сначала они мягкие и светлые: но постепенно твердеют и темнеют. Иголки мои растут очень быстро.

Б.: А я тоже родился голым и слепым. Но в нашем дупле мне не было холодно, потому, что моя заботливая мама согревала меня и укутывала мягкой подстилкой.

З.: а я свою маму не помню! И дома у меня нет!

Б.: Как это? Почему?

З.: Я родился прямо на земле сразу зрячим, покрытым шерстью. Мама меня покормила молоком, оставила под кустом и убежала.

Е.: И тебе не хотелось есть?

З.: Нет, молоко у мамы питательное и жирное, поэтому 3-4 дня я не голоден.

Б.: А как же на следующие дни?

З.: А я когда захочется, есть, начинаю передвигаться, оставляя пахучий след от лап. По этому следу меня находит любая зайчиха и кормит молоком. И опять на 3-4 дня. А когда я подрасту, я начинаю питаться травой.

- Что нового вы узнали о рождении и первых днях жизни животных?

- Каким рождается ежонок?

-Почему бельчонку не холодно в дупле?

- Почему зайчонок не знает своей мамы?

Учитель: Покидая новорожденных зайчат, зайчиха тем самым проявляет заботу о них. Покинутый зайчонок не имеет запаха, сидит он неподвижно, имеет хорошую защитную окраску, и ни один хищник не может учуять его даже с близкого расстояния.

А как же воспитывают своих детенышей более крупные животные - хищники? Время воспитания детенышей у них увеличивается до 1 года, количество детенышей от 4- 6.

9. Сообщения подг.(сильных) учеников.

Воспитанием детенышей занимается волк и волчица. Детеныши волков очень долго остаются под опекой родителей в своем логове. В 1,5 - 2 месяца они только перестают сосать материнское молоко, и родители начинают приучать их к обычной пище. Волчат сначала кормят отрыгиваемой пищей. Затем начинают приносить убитую добычу и помогают детенышам их разрывать. Ближе к осени им приносят полуживую добычу и учат ее убивать. Осенью молодые учатся охоте под руководством родителей. Волки сопровождают своих детей всю зиму, а весной они начинают самостоятельную жизнь (рассказ сопровождается показом картины « Волки весной»).

Таким образом, чем хищники крупнее, тем меньше у них рождается потомства, т.к. время их воспитания целый год (вспомните мелких животных, у которых это время намного меньше)

- Какое животное самое крупное в нашем крае? (медведь)

- Послушайте, как воспитывает свое потомство медведь.

(рассказ ученика в сопровождении фотографии медведя либо картины)

Медведь дольше всех воспитывает своих детенышей. Во второй половине февраля у медведицы рождаются маленькие, величиной с рукавицу, медвежата весом всего500 г. Они слепые, голые. Медведица держит их у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревает их своим дыханием. Она кормит их своим молоком, но они не растут, так как молока у медведицы мало, ведь медведь зимой ничего не ест. Выйдя из берлоги, медвежата начинают быстро расти. Осенью они снова ложатся в берлогу с матерью и только к новой осени уходят из семьи. Таким образом, медведи воспитывают своих детей 1,5 - 2 года.

Все звери выкармливают своих детенышей молоком, поэтому их еще называют млекопитающие.

- Все родители заботятся о своих детенышах. Как? (оберегают от врагов, кормят, учат находить корм, спасаться от врагов, охотиться)

- Зачем они это делают? (готовят детенышей к взрослой жизни)

Учитель: В случае опасности для детенышей матери прибегают к различным хитростям. Лиса старается отвести их от своего жилища. Если возле норы побывали люди, то они перетаскивают в зубах детей в безопасное место. При появлении человека зайчиха уводит его от зайчонка, притворяясь раненой, больной или старается или старается привлечь к себе внимание, стуча лапами о землю.

10. Задание 3. Работа на флипчарте.

Составление кластера(ассоциаций).

Защита.

Взаимооценивание.

6. Лес весной.

Учитель: Весной лес наполняется волшебными звуками: птичьи перепевы, журчание ручьев, жужжание, кваканье - все это прекрасная музыка. Но иногда к этой музыке добавляет человек «свою» - громкий крик, включенный на всю мощь магнитофон или транзистор. Этот шум отрицательно влияет на обитателей леса. Так, от включенного громко магнитофона или от сильного крика не могут подняться в воздух шмели, пчелы. Птицы и звери от такого развлечения навсегда покинут свои гнезда и норы. Это особенно плохо весной. Почему? Оказывается, и растения отрицательно реагируют на сильный шум - они замедляют свой рост.

- Так как же нам нужно вести себя весной в лесу? (слушать природу, наблюдать, наслаждаться красотой, но не шуметь)

- Послушайте историю об одном ежике.

(чтение стихотворения ученицей)

А ежик ночью убежал.
Его никто не обижал.
Он тосковал уже с утра,
Он тосковал еще вчера.
Чего он, глупый, тосковал?
К нему никто не приставал,
Его мы так любили,
И гладили, и мыли,
Но он свернулся и дрожал,
А после взял и убежал.
В траве сновали паучки,
Тихонько тренькали сверчки.
С родной природой в мире
Еж был в своей квартире.

- Почему убежал ежик?

- Почему нельзя брать ежей из леса? (Для ежа - лес родной дом. Еж поедает вредителей леса, ядовитых насекомых. В неволе, в уголках природы ежи более подвержены разным болезням и потом становятся их переносчиками.)

- Представьте себе, что вы нашли в лесу детеныша. Он показался вам бедным, покинутым и взяли его домой. Через год он подрос, вам надоело его содержать, и вы решили его выпустить на волю.

- Что ждет его в лесу? (Он погибнет, так как не обучен ни добывать пищу, ни спасаться от врагов.)

- Какие вы допустили ошибки, взяв его, домой? (нельзя брать детенышей, а если уж забрали, то кормите до конца жизни или отдайте в зоопарк)

Вывод: Природа наш дом, и многое зависит от человека, чтобы в этом доме был порядок.

Чтоб могли леса цвести
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку!
С птицами дружи,
Береги былинку.
Не носи домой ежа,
Бабочку не трогай,
Школьник, помни всегда:
Их не так уж много!

11 Работа в дневнике наблюдений.

Работа в парах.

Вззаимооценивание(! + -)

12. Рефлексия.

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Справились ли с оставленной целью?

- Что нового вы узнали о жизни животных весной?

- Задайте друг другу вопросы по этой теме.

Почему у животных весной происходит линька?

Почему детеныши рождаются весной?

Почему у растительноядных животных детенышей больше, чем у хищников? И т.д.



© 2010-2022