Отчет о внедрении ФГОС в начальной школе

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Отчет о внедрении ФГОС в начальной школе
С 2014г сош № 4 начала обучение первоклассников на основе федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения. Этому предшествовала большая работа по подготовке образовательной организации: создана нормативно-правовая база, основная образовательная программа начального общего образования, проведена курсовая подготовка педагогического коллектива, улучшены материально-технические условия. В целях эффективной реализации ФГОС НОО на начальном этапе введения стандарта были внесены изменения в нормативную базу школы, разработаны приказы, локальные акты, должностные обязанности работников, разработана основная образовательная программа. Расширен библиотечный фонд начальной школы (художественная, справочная литература, цифровые образовательные ресурсы). Все обучающиеся обеспечены учебниками из фонда библиотеки . Организована деятельность рабочей группы по созданию, доработке, реализации ООП; проведен анализ модельных заданий, позволяющих оценить метапредметные и личностные результаты освоения обучающимися ООП; разработаны задания уровневого характера, входного, промежуточного и итогового контроля, позволяющие оценить метапредметные результаты освоения ООП обучающимися начальной школы; организована психолого-педагогическая диагностическая работа: - определены методики диагностики готовности детей к обучению в школе; - проведена входная и итоговая психолого-педагогическая диагностика в 1-х классах; - проведен анализ по результатам психолого-педагогической диагностики обучающихся 1-х классов; - педагогами начата работа по отслеживанию динамики формирования УУД у младших школьников; организовано психологическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе: - проведена индивидуальная работа по устранению психологических проблем обучаю- щихся (педагогом-психологом на основе специально разработанной программы); - педагогом-психологом осуществлены консультации педагогов с целью повышения эффективности уроков посредством обеспечения психологической грамотности учителей; организована работа методического объединения учителей начальной школы по темам: - "Организация накопительной системы оценки достижений обучающихся"; - "Организация работы по внедрению методик и технологий, направленных на реализацию идеи целостного развития личности в образовательной деятельности"; - "Разработка заданий, направленных на формирование у обучающихся универсальных учебных действий"; - "Система работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни младших школьников"; проводился мониторинг занятости обучающихся во внеурочной деятельности. Итоговые работы за первое полугодие выполнили все обучающиеся. Результаты стартовой диагностики, текущего оценивания (диагностики по результатам четвертей) и итоговое оценивание (в форме комплексной письменной работы) показали, что у 80% обучающихся сформированы основные умения (навык чтения, умение работать с текстом, выполнять инструкции), позволяющие успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения. В течение года проводилась работа по формированию УУД у обучающихся ; организована деятельность по мониторингу предметных, метапредметных и личностных результатов освоения младшими школьниками ООП через комплексные диагностические работы, тестовые задания; Ведется эффективная работа по нравственному воспитанию, дети могут адекватно оценивать свою работу. У них сформированы навыки познавательной деятельности. Они могут организовать совместную работу по заданным условиям и продуктивно выполнять её. По итогам диагностики проводятся психолого-педагогические консультации для родителей, ведется работа с детьми группы риска. С введением новых стандартов обучения в начальной школе приобретает актуальность использование системы накопительной оценки - портфолио учащихся. Оптимальным способом организации накопительной системы оценки в нашей школе является портфолио учащегося - Дневник моего роста, который позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка, предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность. Педагог на каждом этапе обучения вместе с ребенком выбирает, что является для него результатом на сегодняшний день. Отбирая в свой Дневник моего роста творческие, проектные работы, ребенок проводит рефлексию сделанного, а педагог отслеживает как меняются, развиваются интересы ребенка, его мотивация, уровень самостоятельности и другие личностные и метапредметные действия. Дневник моего роста способствует повышению самооценки обучающегося, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС: положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, разработанных в соответствии с ФГОС (тесты, дидактические материалы, контрольно-измерительный инструментарий); использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий; ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды; осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы обучения; возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами; положительное отношение родителей обучающихся к организации внеурочной деятельности в ОУ. УМК «Школа России» был выбран исходя из того, что в нем реализует деятельностный подход, наблюдается проблемный характер изложения содержания. Групповая работа, работа в парах заложена в заданиях, в самой системе. Есть система в разнообразии форм организации учебной деятельности. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражено в подборе материала, в структуре учебников. УМК «Школа России» системно учитывает современные особенности учебно - воспитательного процесса в общеобразовательной начальной школе. Комплектность УМК обеспечивает единство его установки на формирование личностных и универсальных учебных действмй: общий подход к проектной деятельности учащихся; демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала; выход за пределы учебников в зону ближайших словарей, справочников, отсылок в Интернет; обмен информацией между учебниками путем перекрестных взаимных ссылок; высказывают разные точки зрения при решении проблемных ситуаций; единая система обозначений во всех учебникам УМК. Используем разнообразные формы организации учебной деятельности: общеклассные, групповые и индивидуальные. Есть система в разнообразии форм организации учебной деятельности. УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражается в темпе деятельности, ее объеме и индивидуальном подходе. Детская самостоятельность формируется через:

  • работу в группах,
  • дифференцированные задания,
  • проекты по каждому предмету.
Действия контроля формируются через:
  • отдельную страницу достижений учащихся,
  • самопроверку,
  • работу в парах.
В соответствии с ФГОС в школе реализуется как урочная, так и внеурочная деятельность. Новый стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. На уроках учителя применяют системно-деятельностный подход, развивающее обучение, проблемное обучение; коммуникативное обучение; проектные, игровые, информационно-коммуникативные, групповые технологии; компетентностный подход; личностно-ориентированный подход. Проектная деятельность, которой уделяется много внимания на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно - исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретации её, представления своих проектов. Представление проектов происходит как в классе, так и на школьных научно-практических конференциях. Большое внимание уделяется решению проектных задач, которые помогают нам увидеть, как дети учатся использовать полученные знания в модельных и практических ситуациях, сотрудничать друг с другом в совместной деятельности. На уроках у обучающихся развивается умение учиться, планировать, контролировать и оценивать свою деятельность, ведется работа по формированию ИКТ-компетентности. Внеурочная деятельность учащихся 1-4 классов организуется по направлениям развития личности: 1.Духовно-нравственное. «Культура добрососедства» 4.Общеинтеллектуальное. Это направление обеспечивается ведением кружков по интересам: «В мире книг», «Занимательная математика», «Юный эколог», информатика. 5.Общекультурное. «Умелые руки», «Творческая мастерская», «Оригами», «Гармония».
Предполагаемые результаты: Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности. Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В школе ведется серьезная работа с родителями. На родительских собраниях проводится анкетирование по вопросам введения ФГОС, обсуждаются основные положения, успехи и проблемы детей, представляются результаты внеурочной деятельности - творческие работы детей, организуются консультации по результатам диагностики УУД. Родители оказывают помощь в ведении портфолио, в оформлении проектов, в организации праздников, принимают активное участие в конкурсах. По результатам работы в начальных классах можно сделать вывод: учителя начальных классов, в этом учебном году, добивались выполнения тех целей, которые были поставлены в начале года, старались создавать условия для получения учащимися качественного образования на основе формирования ключевых компетенций как целостной системы универсальных учебных действий, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности. В следующем 2015- 2016 учебном году, учитывая положительный опыт и имеющиеся недостатки, перед учителями начальных классов стоят следующие задачи:
  1. Продолжить работу по повышению качества образования, через внедрение в свою педагогическую практику актуальных педагогических технологий, ориентированных на системно - деятельностный подход в обучении.
  2. Разработать авторские программы по формированию метапредметных результатов в реализации различных видов деятельности
  3. Составить план и вести систематическую работу с одаренными детьми;
  4. Повысить качество проектно-исследовательской деятельности учащихся;
  5. Продолжить работу по изучению и внедрению в практику работы учителей новых стандартов (ФГОС)
  6. Продолжить работу по предупреждению неуспеваемости учащихся через индивидуализацию и дифференциацию обучения, вовлечение учащихся во внеурочную деятельность.
  7. Использовать здоровьесберегающие технологии в учебном процессе с целью сохранения физического и психологического здоровья младших школьников.
© 2010-2022