- Преподавателю
- Начальные классы
- Урок по математике Порядок действий в выражениях со скобками
Урок по математике Порядок действий в выражениях со скобками
Раздел | Начальные классы |
Класс | 2 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Девятова В.А. |
Дата | 05.07.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок математики 2 класс
Тип урока: ОНЗ Тема: «Порядок действий в выражениях со скобками». Основные цели: 1) формировать умение строить правила на примере вывода правила порядка действий в выражениях со скобками, содержащих все арифметические действия, умение использовать это правило при нахождении значений выражений; 2) тренировать вычислительный навык, умение решать текстовые задачи. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, сравнение, обобщение. Демонстрационный материал: 1) картинки с изображением стадий превращения гусеницы в бабочку:
2) задание 1 для этапа 2 (мелом на доске): 85 - 5 · 4 + 7 · 5 = (30 - 18) + (14 + 8) =
3) эталон порядка действий в выражениях без скобок (из урока №10, часть 3, М-2):
4) эталон порядка действий в выражениях со скобками (из урока № 8, часть 2, М-2); 5) задание для пробного действия (мелом на доске):
40 - 32 : (48 : 6) ∙ 4 + 3 ∙ (54 - 45)
6) шаг для дополнения эталона Д-4:
(…)
7) образец для самопроверки работы в парах на этапе 6 (мелом на доске): № 4 (1 ст.), стр. 34
8) образец для самопроверки самостоятельной работы на этапе 7 (мелом на доске): № 4 (2 ст.), стр. 34
Раздаточный материал: 1) карточки с заданием 1 для этапа 2: 85 - 5 · 4 + 7 · 5 = (30 - 18) + (14 + 8) =
2) карточки с заданием для пробного действия:
40 - 32 : (48 : 6) ∙ 4 + 3 ∙ (54 - 45)
3) индивидуальные планшетки; 4) эталоны к уроку 13 части 13 М-2 из пособия «Построй свою математику»; 5) «лестница успеха» для самооценки на этапе 9.
Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. Цель: 1) включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне; 2) определение содержательных рамок урока: порядок действий в выражениях; 3) актуализация требований к учащимся со стороны учебной деятельности. Организация учебного процесса на этапе 1:
- На одном из предыдущих уроков мы говорили о порядке. О каком именно порядке шла речь? (О порядке дома, в детской комнате, о порядке в математике.)
- С какой темой был связан порядок в математике? (С порядком действий в выражениях без скобок.)
- В окружающем нас мире, в природе тоже есть свой порядок. Какой порядок в природе вам приходилось наблюдать? (Смена времён года, смена времени суток…)
- Сегодня вы продолжите разговор о порядке в математике, и узнаете что-то о порядке в природе.
- Как вы будете работать? (Мы сначала сами поймем, что мы еще не знаем, а потом постараемся сами «открыть» новое правило.)
- Посмотрите, кто вам в этом поможет… (Бабочка.)
- Интересно узнать, как это произойдёт? Тогда, за работу.
3) мотивировать к пробному действию и его самостоятельному выполнению и обоснованию;
4) организовать фиксацию образовательной цели и темы урока;
5) организовать выполнение пробного действия и фиксацию затруднения;
6) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного действия или его обосновании. Организация учебного процесса на этапе 2: 1) Актуализация известных порядков действий. Учитель открывает на доске задание 1 для этапа 2 (Д-2), раздает аналогичные задания на карточках Р-1: 85 - 5 · 4 + 7 · 5 = (30 - 18) + (14 + 8) =
- Что поможет вам найти значение этих выражений? (Правила нахождения значения выражений без скобок и со скобками, где только сложение и вычитание.)
- Расставьте порядок действий в первом выражении.
- Найдите значение выражения.
- Расставьте порядок действий во втором выражении.
- Отлично! Договоримся, что после удачно выполненных заданий я буду вешать на доску ещё одну картинку, но изображением к доске. В конце урока по картинкам, вы узнаете, о каком порядке, существующем в природе, хочет поведать вам бабочка.
- Что вы повторили? (Мы повторили порядок действий в выражениях без скобок, и в выражениях со скобками, где только действия сложение и вычитание, потренировались в вычислениях.)
- Почему я выбрала именно это? (Это нам пригодится для открытия нового знания.)
- Какое следующее задание я вам предложу? (Задание, в котором будет что-то новое.)
- Зачем вы его получите? (Чтобы мы сами узнали, что мы еще не знаем.)
40 - 32 : (48 : 6) ∙ 4 + 3 ∙ (54 - 45)
- Чем это выражение отличается от предыдущих выражений? (В выражении есть скобки, и есть действия умножения и деления.)
- Что нужно будет сделать? (Расставить порядок действий и найти значение этого выражения.)
- Я вам предлагаю только расставить порядок действий.
- Кто не выполнил это задание?
- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли расставить порядок действий в выражении со скобками со всеми арифметическими действиями.)
- Кто выполнил задание, как вы расставили порядок действий?
- Назовите правило и покажите эталон, по которому вы действовали.
- Что вы не можете сделать? (Мы не можем назвать правило, по которому действовали.)
- Что вы теперь должны сделать? (Разобраться, в чем и почему возникло затруднение.)
- Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были расставить порядок действий в выражении, в котором есть, скоби и все арифметические действия.)
- Какими правилами вы пользовались? (Правилом расстановки действий в выражениях со скобками со сложением и вычитанием, и правилом расстановки действий в выражениях без скобок со всеми действиями.)
- В чем затруднение? (В выражении со скобками есть действия умножения и деления.)
- Почему же возникло затруднение? (У нас нет правила порядка действий в выражениях со скобками, в которых есть все четыре арифметических действия.)
- Вы заработали следующую картинку.
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Построить правило расстановки порядка действий в выражениях со скобками, в которых есть все четыре арифметических действия.)
- Сформулируйте тему урока? (Порядок действий в выражениях со скобками со всеми действиями.)
- Какие правила вы можете использовать для построения нового эталона? (Правила расстановки порядка действий в выражениях со скобками и в выражениях без скобок, содержащих все четыре арифметических действия.)
- По какому плану вы будете действовать? (Сначала мы применим правило расстановки действий со скобками, а затем правило расстановки порядка действий без скобок, сформулируем новое правило.)
- Молодцы! Ваша награда - ещё одна картинка.
- Сегодня вы будете работать в группах.
- Какой первый шаг в плане? (Применить правило порядка действий в выражениях со скобками.)
- Что это зачать? (Сначала выполняем действие в скобках.)
- Обозначьте действия в скобках.
- В каком порядке вы начали расставлять порядок действовать? (Слева направо.)
- Какой следующий шаг? (Расставить порядок действий по правилу порядка действий в выражениях без скобок, содержащих все виды арифметических действий.)
- Выполните этот шаг.
Если учащиеся работали в группах, то учитель организует защиту проектов. Учитель вывешивает на доску планшетки с результатом от каждой группы. Одна из групп озвучивает свою работу. Например: Сначала мы расставили порядок действий в скобках, в порядке слева направо. Потом обозначили слева на право действия умножения или деления, а потом сложение или вычитание. Далее работа организуется фронтально:
- Итак, какие действия надо выполнять сначала? (Действия в скобках.)
- Какие действия потом? (Действия умножение или деление.)
- А потом? (Сложение или вычитание.)
- Что важного вы еще не сказали? (Работаем слева направо.)
- Какой следующий шаг? (Составить эталон.)
- Посмотрите на доску. Какой эталон из уже имеющихся эталонов вам поможет? (Эталон порядка действий в выражениях без скобок.)
- Что мы должны сделать? (Дополнить первый шаг.)
- Какой? (Сначала делаем действие в скобках.)
- Что теперь нужно сделать? (Проверить наше «открытие».)
- Откройте учебники на странице 33. Прочитайте правило.
-
- Сделайте вывод. (Мы все «открыли» правильно.)
- Вы справиться с затруднением? (Да.)
- Что теперь вы можете? (Находить значения выражений со скобками, содержащих все четыре арифметических действия.)
-
- Отлично! И я открываю ещё одну картинку.
- Какой следующий шаг на уроке? (Закрепить новое знание.)
№ 5, стр. 34
- Найдите № 5 на странице 34.
- Выполните это задание.
2) Работа в парах.
№ 4 (1 ст.), стр. 34
- Найдите № 4 на странице 34.
- Выполните 1 столбик в этом задании в парах.
Учащиеся выполняют задание в парах с комментированием. Проверка организуется по образцу Д-7.
- Проверьте свои результаты.
- Кто из вас ошибся?
- В чем ошибка?
- Исправьте ошибки.
- Ну что ж, вот и ещё одна картинка.
- Какой следующий шаг на уроке? (Проверить себя, справимся ли мы самостоятельно.)
2) проверить умение применять правило порядка действий в выражениях со скобками. Организация учебного процесса на этапе 7:
№ 4 (2 ст.), стр. 34
- Выполните второй столбик самостоятельно.
-
- У кого задание вызвало затруднение?
- В каком случае? (...)
- Исправьте ошибку.
- Сделайте вывод. (Нужно еще потренироваться.)
- Кто не ошибся?
- Сделайте вывод. (У нас нет затруднений.)
- Вы заработали следующую картинку.
- Я предлагаю потренироваться в решении задач.
- Найдите № 3 на странице 33.
- Прочитайте первую задачу.
-
- Что требуется узнать? (Все количество яблок на двух тарелках.)
- Каким действием можно будет ответить на вопрос? (Действием умножения.)
- Можно сразу записать выражение? (Нет, мы не знаем количество яблок на одно тарелке.)
- Как это узнать? (2 + 4.)
- Составьте выражение и найдите его значение.
5 · (2 + 4) = 30 (ябл.)
Далее работа организуется аналогично.
-
- Вы заработали следующую картинку.
-
- Что нового вы сегодня узнали? (Правило расстановки порядка действий в выражениях со скобками.)
- Каков порядок действий в выражениях со скобками? (В выражениях со скобками сначала выполняют действия в скобках, затем, в полученном выражении сначала выполняют умножение, деление слева направо, а затем сложение, вычитание слева направо.)
- Где пригодятся вам полученные знания? (При нахождении значений числовых выражений при решении задач,…)
- Кто столкнулся с затруднениями? В чем? Почему?
- О каком ещё порядке шла речь в начале урока? (О порядке в природе.)
- И сейчас вы узнаете, какая загадка таиться на картинках на доске.
- Да, но порядка в них, по-моему, не наблюдается. Давайте-ка, наведём его и выясним, о каком порядке идёт речь. (Это последовательность или порядок превращения гусеницы в бабочку.)
- Верно, это превращение считается одним из самых удивительных и красивых превращений существующих в природе.
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, на какой ступеньке вы находитесь в конце урока. Если вы выполнили самостоятельную работу без ошибок, и у вас нет вопросов, то поставьте себя на верхнюю ступеньку. Если вы выполнили самостоятельную работу, но у вас остались вопросы, поставьте себя на среднюю ступеньку. Если вы ошиблись в самостоятельной работе, у вас остались вопросы, поставьте себя на нижнюю ступеньку.
Домашнее задание: № 2, № 5 (доделать), стр. 34; ☺ № 10, стр. 35
7