Конспект урока по литературе на тему Сказка о петухе и собаке

Раздел Начальные классы
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Сказка «Петух и собака».

Цели деятельности педагога: обеспечить условия для развития умения находить сходство и различие между сказками русского народного творчества; формировать читательский интерес к устному народному творчеству.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный.

Образовательные ресурсы: выставка книг с произведениями устного народного творчества; компьютер, проектор, презентация к уроку, иллюстрации солнышка на каждого человека.

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент урока.

  2. Актуализация знаний.

- Послушайте и скажите, о чем сегодня будем говорить на уроке?

( звучит клип, сказки гуляют по свету)

- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной сказкой.

III. Обобщение изученного материала.

- Сейчас мы с вами немножко поиграем. Отгадай название сказки? Я зачитываю отрывок из сказки:

1.« Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

А от тебя медведь, полгоря уйти. »

- Как называется эта сказка?

- С какими героями встречался колобок на своем пути?

- Какую песенку напевал колобок?

- А почему лиса съела Колобка? (Был глупый, маленький)

2. « Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку. »

- Как называется эта сказка?

- Кто помогал дедке тащить репку?

- Кого не хватало что бы вытащить репку?

- Что помогло им вытянуть репку? (Дружба)

3. Открываем учебник страница 57, Прочитайте первый вопрос.

- Рассмотрите рисунки.

- Вспомни название сказки, назови ее героев? ( Гуси - лебеди).

- Восстановим последовательность событий.

- Давайте проверим так ли расставлены рисунки?

4. Узнай сказку, прочитанную на уроке?

- Чем похожи сказки теремок и рукавичка?

- Чем отличаются эти сказки?

- Молодцы, мы с вами вспомнили сказки, неплохо поработали, сейчас немножко отдохнем.

IV. Физкультминутка. (Колобок)

V. Изучение нового материала.

1. Знакомство со сказкой Петух и собака.

Познавательные УУД: уметь находить значение слов и выражений.

Сегодня мы будем читать сказку о животных: А о каких вы узнаете, отгадав загадки.

Не ездок, а со шпорами.

Ни сторож, а все будит. (Петух)

Гладишь - ласкается,

Дразнишь - кусается. (Собака)

- Как вы думаете, героями, какого произведения они могут быть? (Сказки)

- Значит, мы сегодня знакомимся с еще одной русской народной сказкой « Петух и собака».

- У А.С Пушкина есть замечательные строки «Что за чудо эти сказки!» Почему он так сказал?

- Откройте учебник по закладке. Страница 54.

2. Словарная работа.

- В тексте есть сложные слова для прочтения, давайте их проговорим:

Жи-во-тин-ки - животинки

Про-да-дим - продадим

За-ня-лась - занялась

Раз-ли-ва-ет-ся - разливается

По-ла-ко-мить-ся - полакомиться

На-ду-ма-ла - надумала

При-ва-ли-ло - привалило

Бро-си-лась - бросилась

За-но-че-ва-ли - заночевали

- Я сейчас прочитаю сказку, а вы подумайте, какая мысль в сказке самая важная, главная.

(Чтение сказки учителем)

- Как вы думаете, так какая же мысль в сказке самая главная?

- Объясните значение слов и выражений:

Занялась заря- рассвело.

Масленый праздник - праздник Масленицы.

Припасла - заготовила про запас.

Счастье привалило - появилось неожиданно.

Дупло - пустота в стволе дерева.

3. Анализ сказки.

Коммуникативные УУД: уметь формулировать ответы, на вопросы по содержанию прочитанного произведения, участвовать в диалоге.

- Почему Петух ушел от старика со старухой?

- Кто помог уйти со двора в лес?

- Как Петух навлек на себя опасность?

- Чем Лиса хотела заманить к себе Петушка?

- Найдите в тексте и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он обратился за помощью?

- Прочитайте, как Лиса расхваливала Петуха.

- Чему обрадовалась Лиса?

- Прочитайте пословицы. Подумайте, кому из героев сказки они подходят?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (к Петуху).

Не рой другому яму, сам в нее упадешь (к Лисе).

- Объясните их смысл.

- Прочитаем сказку по цепочке (если будет время)

VI. Итог урока.

- Какую сказку мы изучали? А какие повторяли?

- Чему учит сказка Петух и Собака? ( Дружбе)

Дома: прочитать сказку.

VII. Рефлексия.

- Мы на примере сказок рассмотрели, как нужно дружить. А так как в сказке герои - животные наделены человеческими чертами характера и я думаю, что вы ,ребята, тоже умеете дружить и будете помогать друг другу в трудную минуту : «Ребята, давайте жить дружно».

- У вас на столах лежат солнышки - весёлое и грустное - Выберите такое солнышко, которое соответствует вашему настроению после нашего урока. Вывесим их на доску. Может быть и весна к нам быстрее придёт и солнышко засияет ярче на небе.

- Почему Петух ушел от старика со старухой?

- Кто помог уйти со двора в лес?

- Как Петух навлек на себя опасность?

- Чем Лиса хотела заманить к себе Петушка?

- Найдите в тексте и прочитайте, почему Петух испугался и к кому он обратился за помощью?

- Прочитайте, как Лиса расхваливала Петуха.

- Чему обрадовалась Лиса?

- Прочитайте пословицы. Подумайте, кому из героев сказки они подходят?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей (к Петуху).

Не рой другому яму, сам в нее упадешь (к Лисе).

- Объясните их смысл.



© 2010-2022